По проведению республиканского родительского собрания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По проведению республиканского родительского собрания

С единой повесткой дня

«Защита прав и достоинства ребенка в семье»

Республиканское родительское собрание с единой повесткой дня «Защита прав и достоинства ребенка в семье» проводится в целях предупреждения нарушений прав ребенка в семье, профилактики семейного насилия и жестокого обращения с детьми, социального сиротства и семейного неблагополучия, суицидального поведения несовершеннолетних, повышения ответственности родителей за воспитание и образование детей, защиту их прав и законных интересов.

Подготовка к собранию:

1. Провести исследования мотивов воспитания и родительских позиций, используя методы «Сочинение» и «Неоконченный рассказ». Родителям предлагается написать сочинения на темы: «Я как родитель», «Портрет моего ребенка», которые потом анализируются и оцениваются психологом (классным руководителем, социальным педагогом).

Метод «Неоконченный рассказ» позволяет использовать проективное моделирование ситуации, в которой проявляются важные компоненты взаимодействия родителей и ребенка. Завершая рассказ, родители проецируют свое отношение к ребенку. Анализ этой работы используется в процессе собрания.

2. В рамках подготовки к собранию возможно проведение анкеты «Семейное насилие глазами детей» (прилагается), а также исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях по опроснику №1 (для ребенка) и №2 (для родителей).

3.В зависимости от возраста детей есть целесообразность провести конкурс рисунков «Моя семья», по итогам которого организовать на собрании выставку детских работ.

4. С помощью школьной библиотеки необходимо оформить к собранию выставку законов и нормативно-правовых актов (Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об опеке и попечительстве», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законы и нормативно-правовые акты по проблемам семьи, материнства и детства Республики Мордовия, другая литература), а также литературы по проблемам воспитания и формирования родительско-детских отношений.

5. К собранию рекомендуется подготовить памятку и десять заповедей для родителей, которые в конце собрания рекомендуется раздать родителям.

6. Считаем также целесообразным оформить в каждом образовательном учреждении информационные стенды «Не оставайтесь наедине со своими проблемами, обратитесь за помощью», в которых дать полную, подробную информацию о действующих в районе, республике службах, оказывающих помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

План собрания:

а) Ознакомление с планом собрания.

б) Представление специалистов, участвующих в собрании.

в) Доклад «Основные направления работы по реализации прав ребенка в семье».

- Право на защиту от всех форм жестокого обращения;

- Право на жизнь и охрану здоровья;

- Право на образование;

- Право на игру;

- Право на сохранение своей индивидуальности;

- Защита прав и достоинства ребенка в законодательных актах.

г) Принятие решения собрания.

Ход родительского собрания

Педагог: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинства ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.

Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?». «Семья – группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведова). Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их только через детей. Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых-родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и образовательном учреждении.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире.

Семь правил для взрослых

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, – не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым. Но только одно, за все сразу, а не по одному за каждый.

Наказание – не за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за поступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

Право ребенка на игру

«Игра – ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», – утверждает Декларация прав ребенка.

Д.Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать – в силу особенностей своего возраста и характера. Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? (высказывания родителей).

Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники. Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры…Призываем Вас изьять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши!». Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности «Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение индивидуальности»(ст.8). У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность. Таким образом, защита прав ребенка, обеспечение выполнения нормативно-законодательной базы требует участия всех: как родителей, так и педагогов.

Для защиты прав детей в Российской Федерации созданы специальные институты (их необходимо перечислить и коротко о них рассказать).

· Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

· Уполномоченный по правам ребенка при Главе Республики Мордовия

· Органы опеки и попечительства (администрация ГО Саранск)

· Органы прокуратуры

· Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Республиканская и районов и городского округа Саранск)

· Общественный инспектор по охране прав детства образовательного учреждения

· Отделение по делам несовершеннолетних полиции

· Детский телефон Доверия с единым общероссийским номером и другие телефоны доверия, действующие в Республике Мордовия

· Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Республике Мордовия

· Другие правозащитные органы и общественные организации

В ходе собрания перед родителями могут выступить специалисты по вопросам обсуждаемой проблемы, принимающие участие в собрании.

По итогам разговора на родительском собрании принимается решение:

1. Принимать ребенка таким, какой он есть, и любить его.

2. Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем.

3. Не допускать нарушения прав ребенка в семье.

4. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

5. Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым.

6. Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.

В завершении собрания его участникам раздаются «Памятки»:

1. Памятка «Десять заповедей для родителей».

2. Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье.

 

II. Тестовые материалы для использования при подготовке к собранию.

1. Анкета «Семейное насилие глазами детей».

2. Примерный вопросник при выявлении семейного насилия.

3. Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях

а) Опросник №1 (для ребенка)

б) Опросник №2 (для родителей).

 

Приложения

 

Памятка для родителей

Примерный вопросник при выявлении семейного насилия.

ü Как дела дома?

ü Говорил ли ваш родственник (отец, мать, другое лицо) или делал что-либо, что заставило вас думать о себе; что вы ничего не можете делать правильно; что вы бесполезны?

ü Ваш партнер следит и ограничивает вас в разговоре по телефону или во встречах с друзьями и семьей?

ü Ваш родственник следит или ограничивает вас в разговоре по телефону или во встречах с друзьями и семьей?

ü Ваш родственник когда-нибудь угрожал причинить вам вред, вашей собственности или другим людям или вещам, которые вам дороги?

ü Боитесь ли вы или когда-нибудь боялись ли вашего родственника?

ü Причинял ли ваш родственник вам физическую боль (швырял вещи, срывал телефон, толкал, шлепал, бил кулаком, душил вас или принуждал к сексуальным контактам против вашей воли)?

ü Вы боитесь своего родственника?

ü Допустил ли ваш родственник физическое насилие по отношению к вам или угрожал физической расправой?

ü Эти синяки появились в результате побоев?

ü Чувствуете ли вы иногда сильную злость или то, что вы не можете принять решение?

ü Что делает ваш родственник, когда он «теряет терпение»?

 

Опросник №2 (для родителей)

1. Когда ребенок вас не слушается, вы обычно:

а) кричите на него;

б) разговариваете, уговариваете;

в) не реагируете на его оправдания, молчите;

г) можете избить;

д) даете подзатыльник;

е) пытаетесь объяснить, что он не прав;

ж) другое (что именно) ___________________________________

 

2. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете «разрядиться» на своем ребенке?

а) да, часто;

б) иногда;

в) трудно сказать;

г) никогда;

д) другое (что именно) ____________________________________

 

3. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребенка:

а) стремление воспитать;

б) «разрядка» стрессовой ситуации, не зависящей от ребенка;

в) ссора с супругом (супругой);

г) когда он чего-то требует, просит;

д) когда огорчает;

е) избиение ради избиения;

ж) желание убедить его в своей точке зрения;

з) не могу объяснить;

и) другое (что именно) ____________________________________

4. Появлялось ли иногда у вас желание (выберите)

по проведению республиканского родительского собрания

С единой повесткой дня

«Защита прав и достоинства ребенка в семье»

Республиканское родительское собрание с единой повесткой дня «Защита прав и достоинства ребенка в семье» проводится в целях предупреждения нарушений прав ребенка в семье, профилактики семейного насилия и жестокого обращения с детьми, социального сиротства и семейного неблагополучия, суицидального поведения несовершеннолетних, повышения ответственности родителей за воспитание и образование детей, защиту их прав и законных интересов.

Подготовка к собранию:

1. Провести исследования мотивов воспитания и родительских позиций, используя методы «Сочинение» и «Неоконченный рассказ». Родителям предлагается написать сочинения на темы: «Я как родитель», «Портрет моего ребенка», которые потом анализируются и оцениваются психологом (классным руководителем, социальным педагогом).

Метод «Неоконченный рассказ» позволяет использовать проективное моделирование ситуации, в которой проявляются важные компоненты взаимодействия родителей и ребенка. Завершая рассказ, родители проецируют свое отношение к ребенку. Анализ этой работы используется в процессе собрания.

2. В рамках подготовки к собранию возможно проведение анкеты «Семейное насилие глазами детей» (прилагается), а также исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях по опроснику №1 (для ребенка) и №2 (для родителей).

3.В зависимости от возраста детей есть целесообразность провести конкурс рисунков «Моя семья», по итогам которого организовать на собрании выставку детских работ.

4. С помощью школьной библиотеки необходимо оформить к собранию выставку законов и нормативно-правовых актов (Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об опеке и попечительстве», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законы и нормативно-правовые акты по проблемам семьи, материнства и детства Республики Мордовия, другая литература), а также литературы по проблемам воспитания и формирования родительско-детских отношений.

5. К собранию рекомендуется подготовить памятку и десять заповедей для родителей, которые в конце собрания рекомендуется раздать родителям.

6. Считаем также целесообразным оформить в каждом образовательном учреждении информационные стенды «Не оставайтесь наедине со своими проблемами, обратитесь за помощью», в которых дать полную, подробную информацию о действующих в районе, республике службах, оказывающих помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

План собрания:

а) Ознакомление с планом собрания.

б) Представление специалистов, участвующих в собрании.

в) Доклад «Основные направления работы по реализации прав ребенка в семье».

- Право на защиту от всех форм жестокого обращения;

- Право на жизнь и охрану здоровья;

- Право на образование;

- Право на игру;

- Право на сохранение своей индивидуальности;

- Защита прав и достоинства ребенка в законодательных актах.

г) Принятие решения собрания.

Ход родительского собрания

Педагог: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинства ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.

Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?». «Семья – группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведова). Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их только через детей. Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых-родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и образовательном учреждении.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 206.