Гомеровский и архаический периоды. 1100 - 500 гг. до н.э.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Греция (Греческая Республика) - Государство в Юго-Восточной Европе, расположенное в южной части Балканского полуострова и на прилегающих островах Ионического, Средиземного и Эгейского морей. Территория - 131,99 тыс. км. Население - 9,9 млн , из них св. 95% - греки, остальные-турки, македонцы, албанцы и др. Столица - Афины (Большие Афины, включая порт Пирей, св. 3 млн жит.). Государственный язык греческий. Официальная религия православное христианство.

 

История развития

История Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья. История Древней Греции изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III—II тысячелетий до н. э. — с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II—I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.

За двухтысячилетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского господства.

Географические рамки древнегреческой истории не были постоянными, а менялись и расширялись по мере исторического развития. Основной территорией древнегреческой цивилизации был Эгейский регион, т. е. балканское, малоазийское, фракийское побережья и многочисленные острова Эгейского моря. С VIII—VI вв. до н. э., после мощного колонизационного движения из района Эгеиды, известного как Великая греческая колонизация, греки освоили территории Сицилии и Южной Италии, которые получили название Великой Греции, а также побережье Черного моря. После победоносных походов Александра Македонского в конце IV в. до н. э. и завоевания Персидской державы на ее развалинах на Ближнем и Среднем Востоке вплоть до Индии образовались эллинистические государства и эти территории стали частью древнегреческого мира. В эпоху эллинизма греческий мир охватывал громадную территорию от Сицилии на западе до Индии на востоке, от Северного Причерноморья на севере до первых порогов Нила на юге. Однако во все периоды древнегреческой истории ее центральной частью считался Эгейский регион, где греческая государственность и культура зародились и достигли своего расцвета.

В отличие от многих стран Древнего Востока, для которых характерна этническая Пестрота, сосуществование в рамках одних и тех же государств многих народов, племен, этнических групп, принадлежащих к разным языковым семьям и даже расам, для центрального региона Греции, т. е. Эгейского бассейна и южной части Балканского полуострова, характерным является определенная этническая однородность. Эти области были заселены в основном греческой народностью, представленной четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы и эолийцы. Каждая из этих племенных групп говорила на своем диалекте и имела некоторые особенности в обычаях и религиозных воззрениях, но эти различия были незначительны. Все греки говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и четко осознавали свою принадлежность к одной народности и одной цивилизации. Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли в южную часть Балканской Греции в конце III тысячелетия до н. э. В конце II тысячелетия до н. э. под напором дорийских племен, шедших из района современного Эпира и Македонии, ахейцы были частично ассимилированы, частично оттеснены в горные местности. В I тысячелетии до н. э. потомки древних ахейцев проживали в горах Аркадии, в малоазийской области Памфилии и на Кипре. Дорийцы же заселили основную часть Пелопоннеса (Лаконику, Мессению, Арголиду, Элиду), многие южные острова Эгейского моря, в частности Крит и Родос, некоторые территории Карий в Малой Азии. Близки дорийцам были жители Эпира, Этолии и других областей Западной Греции. В Македонии проживали македонцы, принадлежавшие к особой ветви греческой народности.

Третья племенная группа, говорившая на аттическо-ионийском диалекте, поселилась в Аттике, Эвбее, островах центральной части Эгейского моря, таких, как Самос, Хиос, Лемнос, и в области Ионии на мало-ази иском побережье. Племенная группа эолийцев проживала в Беотии, Фессалии и в области Эолида на малоазийском побережье к северу от Ионии, в том числе на острове Лесбос.

Кроме греков в Эгейском регионе проживали остатки местных догреческих племен: лелеги, пеласги, карийцы, которые не играли заметной роли в этногенезе населения Греции I тысячелетия до н. э. Более важное значение в судьбах греческих государств имели жители горной страны Фракии — фракийцы.

Своеобразны природные условия Балканской Греции. В целом это горная страна, на долины и равнины приходится лишь около 20% всей территории. Многочисленные горные кряжи делят Балканскую Грецию на множество мелких и мельчайших, изолированных друг от друга долин, располагающих к замкнутой обособленной жизни. Многие такие долины имели выход к морю и по морским путям могли поддерживать связь не только с соседними полисами, но и с далекими странами. Море играло огромную роль в жизни и историческом развитии древнегреческих государств. Береговая линия Эгейского побережья необычайно изрезана и изобилует многочисленными бухтами и гаванями, удобными для мореплавания.

 Историю Древней Греции можно разделить на большие периоды:

1.1.Микенский период. Ахейская Греция.1500-1100 г.г. до н.э.;

1.2. Гомеровский и архаический периоды. 1100 - 500 г.г. до н.э;

1.3. Классический период. 500-300 г.г. до н.э.;

1.4 Эллинистический период. 300 до н.э. – 30г.г.;

1.5.Римский период. 146-395г.г.;

1.6. Византийский период. 395-1453г.г.;

1.7. Византийский период Османское иго. 1453-1821г.г.;

1.8. Византийский период Османское иго. Революция 1821-1829г.г.;

1.9. Новое время. 1830-1922г.г.;

1.10.Современная Греция. 1922-2010г.г.;

1.1.Микенский период. Ахейская Греция.1500-1100г.г. до н.э.

Около 1400 г. до н.э. северные ахейские племена пришли на Пелопоннес и ассимилировались с местным микенским населением. Кто были эти белокурые племена доподлинно неизвестно. Возможно, они являлись греческим народом из Северной Греции, а может быть пришли из Центральной Европы. Так или иначе, именно ахейцы привнесли с собой культ Олимпийских Богов и элементы новой культуры. Общественный строй ахейцев был рабовладельческим. Во главе их государства стоял правитель, а на время военных действий они избирали военачальника. Точный круг обязанностей этих вождей нам неизвестен, но они были крупными собственниками земли и рабов. При дворцах трудились ремесленники, причем особенно ценились ювелиры и кузнецы. А тот факт, что поблизости от месторождений меди и залежей глины археологи нашли остатки ремесленных поселений, считается свидетельством начавшегося процесса отделения от земледелия кузнечного и гончарного дела.

В результате Микены усилили свое положение и стали ведущей державой на всем Средиземноморье. Этот легендарный период называют Героическим веком, дошедшим до нас посредством гомеровских поэм и многочисленных мифов о полубожественных героях Геракле, Тесее, Язоне и других.

Кульминацией истории Ахейской Греции несоменно является Троянская война: и ее вершиной, и ее первым шагом к забвению. Распря, начавшаяся из-за похищения или добровольного бегства Елены от мужа с царевичем Трои, привела к разделу всего греческого мира на два лагеря и началась десятилетняя война. Гомер с ужасающей подробностью описывает сцены битвы, характеры и чувства своих героев. Перед вами оживают события трехтысячелетней давности, и вы не в силах оставаться беспристрастным зрителем. Сегодня известно, что к XI в. до н.э. греки обосновались в Малой Азии. Приблизительно тогда же в Грецию хлынули дорийцы – народ еще более воинственный, чем ахейцы. Они завоевали почти всю страну, кроме Аттики и о. Эвбея, и повсюду, где ступала их нога, разрушали микенскую цивилизацию, насаждая собственный образ жизни и мышления.Дорийское завоевание привело к перемещению масс населения на новые места обитания, общему хозяйственному упадку, обезлюдению многих местностей, запустению и деградации городских центров, повсеместному уничтожению дворцовой экономики как системы.

Римский период. 146-395 г.г.

Как бы это ни казалось странным, за несколько десятелетий до прихода Рима-Завоевателя, сами греки пригласили Рим-Освободитель. Подобно тому, как русские князья использовали Орду в качестве военной силы в своих междоусобных войнах, греческие города обращались за помощью к римским легионерам. За что и поплатились свободой, когда в 148 г. до н.э. римские войска заняли Македонию и Грецию и объявили о создании на их территориях провинции, под управлением римского наместника.

Римляне стали приемниками греческой культуры и донесли ее до современного мира. Традиции искусства, литературы и философии римской империи основывались на ценностях порабощенной Греции. Во многом благодаря римским копиям мы можем познакомиться с ярчайшими образцами работы греческих мастеров. Элементы римской архитектуры повторяют традиции греческих мастеров древности. Как и многие цивилизации до нее, так и многие после, Римская империя пала, разрушенная изнутри богатством, праздностью и корыстью. Юная христианская религия завоевала умы римских граждан и подтолкнула к созданию нового мировоззрения, пришедшего на смену многобожию и язычеству. Окончательный раздел Римской империи на две составные части: Западную и Восточную (Византийскую) утвердил Феодосий Великий, распределив ее между своими сыновьями.До распада Римской Империи Греция входила в ее состав и затем отошла к Византийской империи

Новое время. 1830-1922 г.г.

В период с 1830 по 1922 гг. Греция переживала период волнений и политических катаклизмов. Находясь под влиянием ведущих мировых держав, оказавших помощь в обретении свободы, Греция была вынуждена прислушиваться к их мнению. В 1862 году президентом страны был избран принц Дании, Георг I. И Греции были возвращены Ионические о-ва, Фессалия, часть Эпира. Следующее прибавление территории ожидало Элладу в начале 20 века, когда в ходе Балканской войны 1912-13 г.г. греческая армия освободила Крит, Эпир, о-ва Эгейского моря и Македонию. А в результате Первой Мировой войны Греция получила Фракию и Измир.В 1922 году произошла так называемая "Малоазийская катастрофа", когда Греции пришлось забыть о своих имперских намерениях освободить часть Малой Азии вдоль побережья от турецкого владычества и вернуть себе былую славу.

Культура Древней Греции

Всю историю древней Греции сей час принято делить на две большие эпохи: 1) эпоху микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эпоху античной полисной цивилизации. Вначале мы расскажем о культуре первой эпохи.

Зодчество

Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о появлении раннеклассовых монархий. Уже монументальные критские дворцы XIX-XVI вв. поражают масштабами. Однако характерно, что общий план критских дворцов был как лишь монументальным повторением плана усадьбы зажиточного земледельца. Иной уровень архитектурной мысли являют более поздние дворцы материковых царей. В основе их лежит центральное ядро - мегарон, также повторяющего традиционный план рядового жилища. Он состоял из передней (продомоса), главного зала (домоса) с парадным очагом и задней комнаты. Многие акрополи были защищены мощными каменными стенами киклопической кладки толщиной в среднем 5-8 м. Не менее впечатляет мастерство архитекторов, создававших монументальные ульевидные царские гробницы, фолосы. Мастерство ахейских зодчих дополнялось достижениями других видов искусства. Назовем высокохудожественный полихромный и рельефный декор внешних и внутренних стен крупных зданий. Широко применялись колонны и полуколонны, резьба по камню и мрамору, росписи стен сложнейшими композициями.

Искусство вазописи

На протяжении XX-XIIвв. быстро развивалось искусство вазовой росписи. Уже в начале II тыс. до н.э. традиционный геометрический орнамент критян был дополнен мотивом спирали, блестяще разработанным кикладскими мастерами еще в предшествующем веке. В дальнейшем, в XIX-XV вв., во всех областях страны вазописцы обратились и к натуралистическим мотивам, воспроизводя растения, животных и морскую фауну. Должно отметить, что в некоторых районах сложились яркие локальные художественные традиции, четко характеризующие вазопись каждого центра.

Широта художественных запросов общества проявилось в пристальном внимании искусства к человеку и его деятельности. Блестящим примером являются многоцветные росписи в домах гора Жан Акротии, исполненные несколькими мастерами. Особенно важна передача идеи движения, что принципиально отличает культуру Эллады в XXX-XII вв. от традиций одновременных ей других древних культур. Высокое профессиональное мастерство позволяло художникам в условиях ломки общественного мировоззрения быстро отойти от древних канонов условности и орнаментальности. И если в искусстве III тыс. пока известны немногие памятники, говорящие о тяге художников к естественности, то в XX-XII вв. творения многих художников отличаются умением гармонично сочетать чувство живой природы с требованиями декоративного стиля. Особенно примечательно внимания искусства к внутреннему миру человека и стремление изобразить индивидуальные черты изображаемых персонажей. При этом художники не забывали о передаче физического облика человека, воспроизводя обнаженные фигуры в живописи, скульптуре, торевтике и глиптике. Примечательно, что даже в рядовых памятниках искусства можно заметить уважение к человеку.

Литература

Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. К середине II тыс. эпическая традиция греков усложнилась, в обществе появились профессиональные поэты-сказатели, аэды. В их творчестве уже в XVII-XII вв. заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических событиях. Это направление свидетельствовало об интересе эллинов к своей истории, сумевших и позднее в устной форме сохранить свою богатую легендарную традицию на протяжении почти тысячи лет до того, как она была записана в IX-VIII вв.

В XIV-XIII вв. эпическая литература сложилась в особый вид искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, стихотворным размером-гекзаметром, обширным за пасом постоянных характерных эпитетов, сравнений и описательных формул. Устная передача немало способствовала строго объективному отбору произведений, которые народ удержал в своей памяти.

Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея" - выдающиеся памятники мировой литературы. Обе поэмы относятся к кругу исторических повествований о походе ахейских войск после 1240г. до н.э. на Троянское царство.

Следует отметить, что обе поэмы показывают удивительное созвучие эпоса пластическому творчеству Греции XVIII-XIIвв. Их объединяет сила и жизненность образов, богатство воображения и свободолюбие. Высокое литературное искусство ахеян, выдвинув шее на первый план человека и его роль в своей судьбе, не смотря на предопределение богов, является драгоценным вкладом ранней Греции в мировую культуру.

Помимо художественной литературы, в устной традиции греков изучаемого времени хранилось также огромное количество исторических, генеалогических и мифологических преданий. Они были широко известны в устной передаче вплоть до VII-VI вв., когда их включила распространявшаяся тогда письменная литера тура.

Письменность

Письменность в греческой культуре XXII-XII вв. играла ограниченную роль. Как и многие народы мира, жители Эллады прежде всего стали делать рисуночные записи, известные уже во второй половине III тыс. Каждый знак этого пиктографического письма обозначал целое понятие. Критяне некоторые знаки, правда немногие, создали под влиянием египетского иерографического письма, возникшего еще в IV тыс. Постепенно формы знаков упрощались, а часть стала обозначать только слоги. Такое слоговое (линейное) письмо, сложившееся уже к 1700 г., называется письмом А, которое до сих пор остается разгаданным.

После 1500 г. в Элладе была выработана более удобная форма письменности - слоговое письмо В. Оно включало около половины знаков слогового письма А, несколько десятков новых знаков, а также некоторые знаки древнейшего рисуночного письма. Система счета, как и раньше, основывалась на десятичном счислении. Записи слоговым письмом велись по-прежнему слева направо, однако правила письменности стали более строгими: слова, разделенные специальным знаком или пространством, писали по горизонтальным линиям, отдельные тексты снабжали заголовками и подзаголовками. Тексты чертили на глиняных табличках, выцарапывали на камне, писали кистью или краской или чернилами на сосудах. Ахейское письмо было доступно лишь образованным специалистам. Его знали служители в царских дворцах и какой-то слой имущих горожан.

Религия

Религия ранней Греции играла большую роль в динамике общественной мысли эллинов. Первоначально греческая религия, как и всякая другая примитивная религия, отражает лишь слабость человека перед лицом тех "сил", которые в природе, позднее в обществе и в собственном сознании, мешают, как ему кажется, его действиям и представляют угрозу для его существования, тем более страшную, что он плохо понимает, откуда она исходит. Первобытного человека интересует не природа в той мере, в какой она вторгается в его жизнь и определяет ее условия. Разнохарактерные силы природы олицетворялись в виде особых божеств, с которыми было связано множество сакральных преданий, мифов. Эллинская мифология отличается богатством, причем она сохраняла и в позднейшие эпохи многие предания времен родового строя. На протяжении XXX-XII вв. религиозные представления населения Греции претерпели многие изменения. Первоначально исключительным почитанием пользовались божества, олицетворявшие силы природы. Особо чтили Великую богиню (позднее Деметра, что означает "Мать хлебов"), ведавшую плодородием расти тельного и животного мира. Ее сопровождало мужское божество, за ним следовали второстепенные боги. Культовые обряды включали приношение жертв и даров, торжественные процессии и ритуальные танцы. Божества имели определенные атрибуты, изображения которых весьма часты, причем они служили символами этих небесных сил. Образование раннеклассовых государств внесло новые черты в духовную жизнь, в том числе и в сакральные представления. Сообщество эллинских богов (пантеон) получило более определенную организационную структуру. Мировоззрение народа рисовало теперь отношения между богами, весьма сходные с теми, которые ахеяне видели в царских столицах. Поэтому на Олимпе, где обитали главные божества, верховным был Зевс, отец богов и людей, владычествовавший над всем миром. Подчиненные ему другие члены раннеэллинского пантеона имели специальные общественные функции. Ахейский эпос, сохранивший сведения о почитании многих раннеэллинских божеств, передает и присущий только греческому мышлению несколько критический взгляд на небожителей: боги во многом сходны с людьми, им присущи не только благие качества, но также недостатки и слабости. Произведения искусства и данные ахейского эпоса о неприязни олимпийцев к отдельным людям или племенам, видимо отражали мнения ахеян о существовании добрых и враждебных сил природы. О последнем говорят удивительно злые лица терракотовых богинь из святилища на микенском акрополе. Характерно что искусство ахеян чрезвычайно выразительно воспроизводило жизнеутверждающие символы религии и доброжелательные образы богов-покровителей.

Письменность

Одним из наиболее важных факторов греческой культуры VIII-VIвв. по праву считается новая система письменности. Алфавитное письмо, отчасти заимствованное у финикийцев, было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков, каждый из которых имел твердо установленное фонетическое значение. Если в микенском обществе, как и в других однотипных обществах эпохи бронзы, искусство письма было доступно лишь немногим посвященным, входившим в замкнутую касту писцов-профессионалов, то теперь оно становится общим достоянием всех граждан полиса, поскольку каждый из них мог овладеть навыками письма и чтения. В отличие от слогового письма, которое использовалось главным образом для ведения счетных записей и, возможно, в какой-то степени для составления религиозных текстов, новая система письменности представляла собой поистине универсальное средство передачи информации, которое с одинаковым успехом могло применяться и в деловой переписке, и для записи лирических стихов или философских афоризмов. Все это обусловило быстрый рост грамотности среди населения греческих полисов, о чем свидетельствуют многочисленные надписи на камне, металле, керамике, число которых все более увеличивается по мере приближения к концу архаического периода. Древнейшие из них, например широко известная теперь эпиграмма на так называемом кубке Нестора с о. Питекусса, датируется третьей четвертью VIIIв., что позволяет отнести заимствование греками знаков финикийского алфавита либо к первой половине того же VIIIв., либо даже к концу предшествующего IX столетия.

Практически в это же время (вторая половина VIIIв.) были созданы и, скорее всего, тогда же записаны такие выдающиеся образцы монументального героического эпоса, как "Илиада" и "Одиссея", с которых начинается история греческой литературы.

Поэзия

Греческая поэзия послегомеровского времени (VII-VIвв.) отличается чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Из более поздних форм эпоса известны два основных его варианта: эпос героический, представленный так называемыми поэмами "Цикла", и эпос дидактический, представленный двумя поэмами Гесиода: "Труды и дни" и "Теогония". Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику. Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко выраженную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным психическим особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских поэмах. Грандиозная концентрация героических сказаний в "Илиаде" и "Одиссее" стала основой для дальнейшего эпического творчества. В течение VII и первой половине VI вв. возник ряд поэм, составленных в стиле гомеровского эпоса и рассчитанных на то, чтобы сомкнуться с "Иллиадой" и "Одиссеей" и, вместе сними, образовать единую связную летопись мифологического предания, так называемый эпический "кикл" (цикл, круг). Античная традиция приписывала многие из этих поэм "Гомеру" и этим подчеркивала их сюжетную и стилистическую связь с гомеровским эпосом.

Для греческой поэзии послегомеровского времени характерен резкий перенос центра тяжести поэтического повествования на личность самого поэта. Эта тенденция ясно ощущается уже в творчестве Гесиода, особенно в его поэме "Труды и дни". Необычайно сложный, богатый и красочный мир человеческих чувств, мыслей и переживаний раскрывается перед нами в произведениях следующего за Гесиодом поколения греческих поэтов, работавших в различных жанрах лирики. Чувства любви и ненависти, печали и радости, глубокого отчаяния и бодрой уверенности в будущем, выраженные с предельной, неслыханной до того времени откровенностью и прямотой, составляют основное содержание дошедших до нас от этих поэтов стихотворных фрагментов, к сожалению не столь уж многочисленных и в большинстве своем очень кратких (нередко всего две-три строки). В наиболее откровенной, можно сказать, нарочито подчеркнутой форме индивидуалистические веяния эпохи воплотились в творчестве такого замечательного поэта-лирика, как Архилох. Как бы ни понимать его стихи, ясно одно: индивид, сбросивший тесные узы древней родовой морали, здесь явно противопоставляет себя коллективу как самодовлеющая свободная личность, не подвластная ничьим мнениям и никаким законам. Настроения такого рода должны были восприниматься как социально опасные и вызывать протест как в среде ревнителей старых аристократических порядков, так и среди поборников новой полисной идеологии, призывавших сограждан к умеренности, благоразумию, действенной любви к отечеству и повиновению законам. Прямым ответом на стихи Архилоха звучат исполненные суровой решимости строки из "воинственных элегий" спартанского поэта Тиртея. Если Тиртей делает в своих стихах главный упор на чувство самопожертвования, готовность воина и гражданина умереть за отечество (призыв, звучащий весьма актуально в таком государстве, как Спарта, которая в VII-VIвв. вела почти непрерывные войны со своими соседями), то другой выдающийся мастер элегического жанра и вместе с тем прославленный государственный деятель - Солон ставит на первое место среди всех гражданских добродетелей чувство меры, или умение во всем соблюдать "золотую середину". В его понимании только умеренность и благоразумие способны удержать граждан от алчности и пресыщения богатством, предотвратить порождаемые ими междоусобные распри и установить в государстве "благозаконие" (евномию). В то время как одни греческие поэты стремились постичь в своих стихах сложный внутренний мир человека и найти оптимальный вариант его взаимоотношений с гражданским коллективом полиса, другие не менее настойчиво пытались проникнуть в устройство окружающей человека вселенной и решить загадку ее происхождения. Одним из таких поэтов-мыслителей был известный нам Гесиод, который в своей поэме "Теогония", или "Происхождение богов", попробовал представить существующий миропорядок в его, так сказать, историческом развитии от мрачного и безликого первородного Хаоса к светлому и гармоничному миру возглавляемых Зевсом богов-олимпийцев.

Религия и философия

В эпоху Великой колонизации традиционная греческая религия не отвечала духовным запросам современников еще и потому, что в ней трудно было найти ответ на вопрос о том, что ждет человека в его будущей жизни и существует ли она вообще. На свой лад этот мучительный вопрос пытались решить представители двух тесно связанных между собой религиозно-философских учений - орфиков и пифагорейцев. Как те, так и другие оценивали земную жизнь человека как сплошную цепь страданий, ниспосланных людям богами за их грехи. Вместе с тем и орфики, и пифагорейцы верили в бессмертие души, которая, пройдя длинный ряд перевоплощений, вселяясь в тела других людей и даже животных, способна очиститься от всей земной скверны и достичь вечного блаженства. Мысль о том, что тело есть всего лишь временная "темница" или даже "могила" бессмертной души, оказавшая огромное влияние на многих более поздних приверженцев философского идеализма и мистицизма, начиная от Платона и кончая основоположниками христианского вероучения, впервые возникла именно в лоне орфико-пифагорейской доктрины. В отличие от орфиков, более близких к широким народным массам и положивших в основу своего учения лишь несколько переосмысленный и обновленный миф о умирающем и воскрешающем божестве живой природы Дионисе-Загрее, пифагорейцы представляли собой замкнутую аристократическую секту, враждебную демократии. Их мистическое учение носило гораздо более рафинированный характер, претендуя на возвышенную интеллектуальность. Не случайно, и сам Пифагор (автор знаменитой теоремы, которая до сих пор носит его имя), и его ближайшие ученики и последователи были увлечены математическими вычислениями, отдавая при этом щедрую дань мистическому истолкованию чисел и их сочетаний. И орфики, и пифагорейцы пытались исправить и очистить традиционные верования греков, заменив их более утонченной, духовно наполненной формой религии. Совсем иной взгляд на мир, во многом уже приближающийся к стихийному материализму, в это же самое время (VIв. до н.э.) развивали и отстаивали представители так называемой ионийской натурфилософии: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Все трое были уроженцами Милета - самого большого и экономически развитого из греческих полисов Малой Азии. Что же произошло в Ионии в VII и в VI веках до н.э., способствующее появлению таких выдающихся личностей? Население смешанной крови (карийской, греческой и финикийской ветвей) было втянуто в длительную и трудную классовую борьбу. Эта классовая борьба, залившая кровью ионические города, такая же, как происходившая в Аттике во времена Солона, является, и надолго, движущей силой всех изобретений в этой стране созидания. Впервые в истории человечества милетские мыслители попытались представить всю окружающую их вселенную в виде гармонически устроенной, саморазвивающейся и саморегулирующейся системы. Этот космос, как склонны были считать ионийские философы, не создан никем из богов и никем из людей и в принципе должен существовать вечно. Управляющие им законы вполне доступны человеческому пониманию. В них нет ничего мистического, непостижимого. Таким образом был сделан большой шаг на пути от религиозно-мифологического восприятия существующего миропорядка к его постижению средствами человеческого разума. Первые философы неизбежно должны были столкнуться с вопросом о том, что следует считать первоосновой, первопричиной всех существующих вещей. Фалес (самый старший из милетских натурфилософов) и Анаксимен полагали, что первичной субстанцией, из которой все возникает и в которую в конце концов все превращается, должна быть одна из четырех основных стихий. Фалес при этом отдавал предпочтение воде, а Анаксимен - воздуху. Однако дальше всех прочих по пути абстрактно-теоретического осмысления природных явлений продвинулся Анаксимандр, безусловно самый глубокий из древнейших греческих философов. Первопричиной и основой всего сущего он объявил так называемый "апейрон" - вечную и бесконечную субстанцию, качественно не сводимую ни к одной из четырех стихий и вместе с тем пребывающую в непрерывном движении, в процессе которого из апейрона выделяются противоположные начала: теплое и холодное, сухое и влажное и т.п. Вступая во взаимодействие, эти пары противоположностей порождают все доступные наблюдению явления природы, как живой, так и мертвой. Нарисованная Анаксимандром картина мира была совершенно новой и необычной для той эпохи, когда она возникла. Она заключала в себе ряд ярко выраженных элементов материалистического и диалектического характера, в том числе представление о всеобъемлющей, постоянно меняющей свою форму первичной субстанции, довольно близкое современным представлениям о материи, мысль о борьбе противоположностей и их переходе друг в друга как главном источнике всего многообразия мировых процессов. Греческие натурфилософы хорошо понимали, что наиболее надежной основой всякого знания служит именно опыт, эмпирические изыскания и наблюдения. По существу, они были не только первыми философами, но и первыми учеными, основоположниками греческой и всей европейской науки. Старшего из них, Фалеса, уже древние называли "первым математиком", "первым астрономом", "первым физиком".

Зодчество и скульптура

В VII-VIвв. греческие зодчие впервые после длительного перерыва начали возводить из камня, известняка или мрамора монументальные здания храмов. В VIв. выработался единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной, вытянутой в длину постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой, иногда одинарной (периптер), иногда двойной (диптер). Тогда же определились основные конструкционные и художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического, особенно широко распространившегося на Пелопоннесе и в городах Великой Греции (Южная Италия и Сицилия), и ионического, пользовавшегося особой популярностью в греческой части Малой Азии и в некоторых районах европейской Греции. Типичными образцами дорического ордера с такими характерными для него особенностями, как суровая мощь и тяжеловесная массивность, могут считаться храм Аполлона в Коринфе, храмы Посейдонии (Пестум) на юге Италии и храмы Селинута в Сицилии. Более изящные, стройные и вместе с тем отличающиеся некоторой вычурностью декоративного убранства постройки ионического ордера были представлены в этот же период храмами Геры на о. Самосе, Артемиды в Эфесе (прославленный памятник архитектуры, считавшийся одним из "семи чудес света"), Аполлона в Дидимах недалеко от Милета. Принцип гармонической уравновешенности целого и его частей, четко выраженный в самой конструкции греческого храма, нашел широкое применение и в другой ведущей отрасли греческого искусства - монументальной скульптуре, причем в обоих случаях можно с уверенностью говорить о социальной обусловленности этой важной эстетической идеи. Если храм с колоннадой, напоминающей ряды гоплитов в фаланге, воспринимался как модель и вместе с тем символ тесно сплоченного гражданского коллектива, то образ свободного индивида, являющегося неотъемлемой частью этого коллектива, воплотился в каменных изваяниях, как одиночных, так и объединенных в пластические группы. Их первые, еще крайне несовершенные в художественном отношении образцы появляются приблизительно в середине VIIв. до н.э. Одиночная скульптура конца архаического периода представлена двумя основными типами: изображением обнаженного юноши - куроса и фигурой одетой в длинный, плотно облегающий тело хитон девушки - коры. Постепенно совершенствуясь в передаче пропорций человеческого тела, добиваясь все большего жизненного сходства, греческие скульпторы VIв. научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность. При всем жизнеподобии лучших образцов греческой архаической скульптуры почти все они подчинены определенному эстетическому стандарту, изображая прекрасного, идеально сложенного юношу или взрослого мужчину, совершенно лишенного при этом каких бы то ни было индивидуальных физических или психических особенностей.

Вазовая живопись

Наиболее массовым и доступным видом архаического греческого искусства была, безусловно, вазовая живопись. В своей работе, ориентированной на самого широкого потребителя, мастера-вазописцы гораздо меньше, чем скульпторы или архитекторы, зависели от освященных религией или государством канонов. Поэтому их искусство было гораздо более динамичным, многообразным и быстрее откликалось на всевозможные художественные открытия и эксперименты. Вероятно, именно этим объясняется необыкновенное тематическое разнообразие, характерное для греческой вазописи VII-VIвв. Именно в вазовой живописи раньше, чем в какой-либо другой отрасли греческого искусства, за исключением, может быть, только коропластики и резьбы по кости, мифологические сцены начали чередоваться с эпизодами жанрового характера. При этом не ограничиваясь сюжетами, заимствованными из жизни аристократической элиты (сцены пиршеств, ристалищ на колесницах, атлетических упражнений и состязаний и т.п.), греческие вазописцы (особенно в период расцвета так называемого чернофигурного стиля в Коринфе, Аттике и некоторых других районах) не пренебрегают и жизнью социальных низов, изображая сцены полевых работ, ремесленные мастерские, народные празднества в честь Диониса и даже нелегкий труд рабов в рудниках. В сценах такого рода особенно ярко проявились гуманистические и демократические черты греческого искусства, которые были привиты ему окружающей общественной средой начиная с архаической эпохи.

Греческая культура в V веке

Как и в других областях жизни, в культуре V в. до н.э. наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политических сферах. Рождение нового отнюдь не означало гибели старого. Как в городах строительство новых храмов весьма редко сопровождалось разрушением старых, так и в других сферах культуры старое отступало, но обычно не исчезало совершенно. Важнейший новый фактор, оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной эволюции в это столетие, - консолидация и развитие полиса, особенно демократического. Не случайно наиболее яркие произведения материальной и духовной культуры рождались именно в Афинах. Но были и греко-персидские войны, вызвавшие подъем общегреческого патриотизма, осознание ценности эллинского образа жизни и его преимуществ; рост Афинского морского союза, приведший к сосредоточению в Афинах ярких деятелей культуры Греции. Огромную роль сыграла и сознательная политика руководителей Афин, стремившихся сделать родной город крупнейшим народным центром Эллады, средоточием всего ценного и прекрасного, что было тогда в греческом мире. Наконец, определенное воздействие на развитие культуры оказала Пелопонесская  война, породившая чувство безысходности и отчаяния у ряда представителей интеллектуальной элиты.

Религия

В первой половине Vв. происходят важные изменения в религиозной идеологии греков. К сожалению, они известны нам мало и отражаются чаще всего в литературных произведениях, из-за чего бывает трудно понять, возникло ли данное явление в результате индивидуального или группового творчества либо отражает широко распространенное представление. Подъем классического полиса, победа над персами имели важные последствия для народного мировоззрения. Современными исследователями отмечается рост религиозности среди греков. Развитие в конце Архаического периода на базе древнего крестьянского культа надежды на бессмертие, которое ранее считалось принадлежностью не отдельного индивида, но ряда следующих друг за другом поколений, в Афинах в V веке до н.э., когда человек почувствовал себя свободным от уз семьи и традиции, доходит до культа личного бессмертия. С точки зрения традиционных представлений в войне с персами на стороне греков сражались и их божества, о чем, в частности, упоминает Геродот. Победа греков над персами соответственно воспринималась как свидетельство могущества греческих богов. Вторым важным обстоятельством, связанным с подъемом классического полиса, является чувство исторического оптимизма, которое отразилось и в религиозном сознании. Зевс, все более занимавший доминирующее место в пантеоне, приобретал в мыслях и чувствах греков черты гаранта справедливости. Эти идеи очень отчетливо выражены у Пиндара и Эсхила. В трилогии о Прометее Зевс первоначально выступает как тиран, но в последней трагедии примиряется с Прометеем, готовым умереть за людей. В "Орестее" Эсхила торжествует идея возможности решить все, даже самые сложные и мучительные проблемы, путем примирения: страшные богини Эринии превращаются в благодетельных Евменид. Убежденность в том, что боги помогут человеку, если он лишен гордыни и приемлет свою судьбу, была присуща грекам той поры. Важнейшей особенностью следующего, "Периклова" периода было усиление, по крайней мере в Афинах, тенденции к полному слиянию в рамках единого пантеона полисных и народных божеств. Самые древние божества Аттики Афина и Посейдон почитаются теперь совместно и на афинском Акрополе, и на мысе Суний. Укрепляется культ Афины. Растет влияние культа Диониса, в котором отчетливо прослеживаются демократические тенденции. По-прежнему велик престиж общеэллинских святилищ в Олимпии и Дельфах, однако несколько падает значение Делоса, после того как он оказался полностью под властью Афин. Происходит очеловечение религии, она становится мирской. С этого времени государство и боги образуют неразрывное целое. Религиозное чувство уступает патриотизму и гордости граждан, могущих воздвигнуть своим богам столь великолепные памятники, явившиеся поводом для пышных празднеств и ставшие предметом восхищения всего мира. Но сливаясь с гражданской гордостью, религия очеловеченных богов уходит из сердца человека и возвеличивает его значительно меньше, чем он себе представляет. Последняя треть Vв. позволяет говорить об определенном кризисе религиозного сознания греков, чему было несколько причин. Тяжелейшие бедствия, обрушившиеся на эллинский мир в годы Пелопонесской войны, сломили тот дух оптимизма, который господствовал в предшествующие годы, и одновременно подорвали веру в благость богов - гарантов существующего порядка. Вторая важная причина кризиса - усложнение характера общества, его социальной структуры, которым перестали соответствовать традиционные религиозные идеи, восходящие к глубокой древности. Прежде это несоответствие оставалось вне поля внимания современников, теперь же в новой, чрезвычайно сложной обстановке несоответствие буквально бросалось в глаза. Литература этих лет полна насмешек над богами, традиционными верованиями и ритуалами. Однако парадоксальность ситуации заключалась в том, что те самые граждане, которые вчера смеялись над богами, смотря комедию, завтра участвовали в торжественных религиозных церемониях в честь тех же божеств. Все это свидетельства наметившегося разрыва между религиозными чувствами гражданина и религиозной политикой государства, ранее невозможного в греческом мире. Наконец, в числе причин - и одновременно результатов - духовного кризиса следует назвать критику традиционных представлений и установлений общества, в том числе и религии, со стороны софистов. Софистические идеи более всего распространились среди верхушки общества. Не зря народное мнение Афин в "деле гермокопидов" считало виновниками святотатства Алкивиада и его друзей, людей того же круга. Вместе с тем нельзя преувеличивать масштабы и глубину этого кризиса. Именно в обстановке упадка старых представлений рождались новые религиозные идеи. В частности, в это время становится популярной идея о личной связи человека с божеством. Ее мы встречаем, например, у Еврипида, в общем весьма негативно относившегося к традиционным взглядам. Возрастает значение новых культов, например бога врачевания Асклепия. Некоторые старые культы возрождаются в связи с изменением их функций. Упадок традиционных верований приводит к широкому проникновению в Элладу иноземных культов, фракийских и азиатских. Для религиозного сознания эпохи характерно также распространения мистицизма.

5.2. Философия

В философии Vв. ведущим направлением осталась натурфилософия, сложившаяся в Ионии в предшествующем столетии. Наиболее яркие представители стихийно-материалистической натурфилософии этого времени - Гераклит Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл. Подобно натурфилософам прошлого, философы Vв. основное внимание уделяли поискам первичного элемента. Гераклит, например, видел его в огне. Согласно Анаксагору мир первоначально представлял собой неподвижную смесь, состоявшую из мельчайших частиц ("семян"), которой придал движение ум (нус). Анаксагорова концепция ума означала радикальное противопоставление источника движения инертной материи; она оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие философской мысли (идеи "первичного толчка" в философии нового времени). Эмпедокл видел четыре первичных элемента (он их называл "корнями всех вещей"): огонь, воздух, землю и воду. Все материальные вещи, по Эмпедоклу, состоят из этих четырех элементов, количественно и качественно не изменяемых, соединенных в различных пропорциях. Движение материи (как и у Анаксагора) определяется находящимся вне ее разумом - организующим принципом космоса, преодолевшим начальный хаос. Теория четырех элементов благодаря ее восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской физики до XVIIв. Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении Левкиппа из Милета и Демокрита из Абдер. Левкипп заложил основы атомистической философии. Его ученик Демокрит не только принял космологическую теорию своего учителя, но расширил и уточнил ее, создав универсальную философскую систему.Демокрит бросил миру великое слово - атом. Он бросил его в качестве гипотезы. Но поскольку эта гипотеза лучше всякой другой отвечала на вопросы, поставленные его предшественниками и его временем, этому брошенному им слову предстояло перейти в века. Впервые в истории философии Демокрит создал развернутую теорию познания, исходный пункт которой - чувственный опыт. Но истинная "природа" вещей (атомы), по Демокриту, недоступна чувству и постигается лишь с помощью мышления. Как и Эмпедокл, Демокрит объяснил чувственное восприятие истечениями (потоки атомов, отделяющихся от воспринимаемого тела). Большое место в учении Демокрита занимали социальные и этические проблемы. Наилучшей формой государственного устройства он считал демократию, наивысшей добродетелью - безмятежную мудрость. Материалистическая философия Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и естественных наук. В Vв. продолжалось традиционное противостояние натурфилософии, материалистической в своей основе, и пифагореизма. Пифагорейское учение по-прежнему пользовалось большей популярностью в Великой Греции, чем в собственно Элладе. Все философские школы начала Vв. объединяло стремление создать единую универсальную космологическую и онтологическую концепцию, объяснить единство и разнообразие мира. И в этом они явились бесспорными продолжателями дела философов архаической эпохи. Однако примерно с середины Vв. в духовной жизни Греции происходит решительный поворот: отныне в центре философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном перевороте немалую роль сыграли софисты (от греч. слова "софос" - "мудрый"). Возникновение софистического движения, как уже отмечалось, связано с общим усложнением структуры общества, что нашло свое выражение как в увеличении числа социопрофессиональных групп, появлении прослойки профессиональных политических деятелей, так и в возрастании объема конкретных знаний, необходимых для успешной политической деятельности. Софист, странствующий и обучающий за плату учитель мудрости и красноречия, - естественный результат процесса профессионализации знаний. Другая причина рождения софистического движения - логика внутреннего развития самого знания. Всеобъемлющие космологические учения натурфилософов покоились, в сущности, на очень шатких основаниях, будучи в основе своей умозрительными. Чем далее, тем труднее стало согласовывать в рамках единых концепций множество отдельных эмпирических наблюдений и выводов частных наук с такими генеральными схемами космоса. Чем сильнее обозначился разрыв между натурфилософией и реальными знаниями, тем большим становился общественный скептицизм в отношении натурфилософии. Выразителями этого скептицизма и стали софисты. Непримиримым врагом софистов в Афинах выступил Сократ, хотя с точки зрения обыденного сознания (как, например, оно отражено у Аристофана) сам Сократ - не только софист, но даже и глава их. Сократ был для своих современников и все еще остается для нас загадкой, ключ к которой, должно быть, никогда не будет найден. Сократ был, скорее всего, не философом, а народным мудрецом, противостоящим софистам, но воспринявшим все то позитивное, что содержало их учение. Сократ не создал своей школы, хотя и был постоянно окружен учениками. Во взглядах Сократа отразились некоторые новые явления жизни греческого общества, в первую очередь афинского. Он подчеркивал необходимость профессиональных знаний для успешной деятельности в любой сфере жизни,

"Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых", - откуда делались и политические выводы: руководство государством - это тоже профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы. Эта концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам афинской демократии, согласно которой управление полисом - дело каждого гражданина. Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для олигархов, что и привело его в конце концов к непримиримому конфликту с демосом, закончившемуся осуждением и смертью Сократа.

Обособление наук

V век можно считать временем рождения науки как специальной сферы деятельности. Натурфилософия архаической эпохи и первой половины Vв. в сущности представляла своего рода синтетическую науку, в которой сливались и общекосмогонические построения, и наблюдения и выводы более частного характера, принадлежащие отдельным научным дисциплинам. Однако такой характер древнегреческая наука могла сохранить только до определенного уровня. Расширение сферы знания, увеличение его суммы приводили не только к отпочковывнию от натурфилософии отдельных наук, но и (иногда) к конфликту между ними.

А) Медицина.

Особенно показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа.

Было бы большой ошибкой считать, как это иногда делают в наши дни, что греческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма существовали две медицинские традиции: медицина заклинаний, сновидеий, знамений и чудес в орбите святилищ и медицинское искусство независимое и целиком светское, к которому и относился Гиппократ. Они были параллельны, но совершенно отличны друг от друга.

В "Гиппократовом сборнике" можно различить трактаты трех больших групп врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительных спекуляций. Им противостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к фактам настолько велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше их. Наконец, в третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими учениками, то есть Косска школа, - имеются врачи, которые, основываясь на наблюдении, исходя из него и только из него, настойчиво стремятся его истолковать и понять. У этих врачей позитивное мышление: они отказываются от произвольных предложений и постоянной константой считают разум. Эти три школы в равной мере противостоят медицине святилищ. Но только Косская школа основала медицину как науку.

Б) Математика.

В течение Vв. в самостоятельную научную дисциплину превращается математика, освобождаясь от влияния пифагорейцев и становясь предметом профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому философскому направлению. Важным для развития математики было создание дедуктивного метода (логический вывод следствий из небольшого числа исходных посылок). Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К этому времени относятся также значительные успехи в астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечным и лунным затмениям.

С) Историография.

Лишь применительно к Vв. можно говорить и о рождении историографии: на смену ионийским логографам приходят историки. Современные исследователи ставят рождение истории как науки в связь с оформлением демократии и соответственно углублением политического сознания гражданства. Гражданин, создающий своей политической деятельностью современную историю, хотел знать и историю, которую творили его предки. Именно поэтому вершиной греческой историографии стал строго рациональный труд Фукидида. Переходным звеном от логографов к Фукидиду можно считать Геродота, которого Цицерон назвал "отцом истории". Основная тема "Истории" Геродота - греко-персидские войны. Темой труда Фукидида стала история Пелопонесской войны. История, с точки зрения Фукидида, не является механистическим процессом, познаваемым на основе логического анализа, ибо действуют и слепые силы. Взаимодействие рационального и иррационального и образует реальный исторический процесс. Значительную роль отводит Фукидид и выдающимся политическим деятелям, особо выделяя их способность осознать направление исторического процесса и действовать в соответствии с ним.

Театр древней Греции

Однако новые общественные условия делали лирическую поэзию несовременным жанром, она уходила с авансцены вместе с породившей ее аристократией. На смену ей приходит театр - трагедия и комедия. Театр занимал особое место в жизни греков и во многом не был похож на современный. В Афинах театральные представления происходили первоначально раз в год (затем - дважды), во время праздника бога Диониса (Великие Дионисии - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем открытие навигации после зимних ветров, когда в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего года. Театр в отличие от хоровой лирики обращен ко всему демосу, он более демократичен, он служит трибуной, с которой обращаются к демосу те, кто стремится убедить его в правильности собственных идей и мыслей. Не случайно своего наивысшего расцвета театр в Vв. достиг в Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Театр был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников. Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть граждан, организация представлений - одна из самых важных и почетных литургий; со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты билетов. Театральные представления носили состязательный характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан, определяло победителя.

Аминистративное деление

Греция разделена на 13 областей – Аттика, Западная Македония, Восточная Македония и Фракия, Центральная Македония, Эпир, Фессалия, Ионические острова, Центральная Греция, Западная Греция, Пелопоннес, Эгейский Север, Эгейский Юг, Остров Крит. Они, в свою очередь, делятся на 51 ном: Ахея, Этолия кай Акарнания, Арголида, Аркадия, Арта, Аттика, Халкидики, Ханион, Хиос, Додеканес, Драма, Эврос, Эвритания, Эвойя, Флорина, Фокида, Фтиотида, Гревена, Илейя, Иматия, Иоанния, Ираклеон, Кардитса, Кастория, Кавала, Кефалиния, Керкира, Килкис, Коринфия, Козани, Киклады, Лакония, Лариса, Ласифи, Лефкас, Лесбос, Магнисия, Мессиния, Пела, Пиерия, Превеза, Рефиннис, Родопи, Самос, Серрай, Теспротия, Фессалоники, Трикала, Беотия, Ксанти, Закинтос и один автономный округ Святая гора Афон. Номы состоят из епархий, а епархии разделены на димы (муниципалитеты), кинотиты (коммуны). Министр внутренних дел назначает префектов номов, которым подчинены местные чиновники (избранные жителями). Монастыри на горе Афон имеют особый автономный статус.

Столица Греции – Афины. Крупнейшие города: Афины (3693000 человек), Фессалоники (378000 человек), Пирей (170000 человек), Пелопоннес (155000 человек), Ираклион (117000 человек), Лариса (113000 человек). Разнообразие природных условий, особенности исторического развития и хозяйственной специализации позволяют выделить на территории Греции пять районов: Центральная, Северная, Западная, Южная и Восточная (Островная) Греция. Остановимся на краткой характеристике особенностей каждого из регионов, чтобы лучше представить многообразие этой уникальной страны. Центральная Греция включает полуостров Аттика, Фессалию и остров Эвбея. Эти древние земли наряду с Пелопоннесом и Критом были колыбелью античной Греции.

Государственное устройство

Греция – унитарное государство, состоящее из 13 административных единиц – областей. В 1983 г. законодательно установлено, что вопросами местного значения ведают советы, избираемые населением путем прямых выборов.

По конституции 1975 г. в Греции существует парламентская форма правления. Главой правительства является премьер-министр – руководитель партии, имеющей большинство мест в парламенте. Правительство во главе с премьер-министром ответственно перед парламентом. Законодательная власть принадлежит Палате депутатов, однопалатному представительному органу, который избирается путем всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. В состав Палаты депутатов входит не менее 200 и не более 300 человек. Собирается палата один раз в год на очередную сессию, которая длится не менее 5 месяцев. В целях подготовки и изучения законопроектов и законодательных предложений в начале каждой сессии она образует из своих членов парламентские комиссии. Законодательная деятельность осуществляется в ходе пленарных заседаний. Хотя допускается рассмотрение и принятие части законопроектов на секциях, число которых не может превышать 2. То, какие законопроекты могут быть приняты на пленарном заседании, а какие передаются на рассмотрение секций, определяет Конституция. Президент должен ратифицировать законопроекты, принимаемые Парламентом, а президентское вето может быть преодолено (признано недействительным) абсолютным большинством голосов общего числа депутатов.

Политическая система

На политическом Олимпе современной Греции доминируют, по существу, две большие партии, а именно ПАСОК (основано Андреасом Папандреу в 1974, председатель – Костандинос Симитис) и «Новая демократия» (основана Константиносом Караманлисом в 1974, председатель – Костас Караманлис), которая является основной правой партией. Другие партии, представленные в греческом парламенте, – ККЕ (Коммунистическая партия Греции председатель – Алека Папарига) и Сиаспизмос (Коалиция левых, председатель – Николаос Констандопулос).В 1967–1974 гг. деятельность политических партий в Греции была запрещена, новые партии сформировались только после возвращения гражданского правительства к власти в 1974 г. После введения новой Конституции сложились две основные партии, сплоченные внутренней дисциплиной. Благодаря модифицированному принципу пропорционального представительства они последовательно сменяют друг друга у власти. Влияние мелких партий существенно ограничено.В условиях подготовки к парламентским выборам после падения военной диктатуры 3 сентября 1974 г было образовано Всегреческое социалистическое движение (ВСД). Ее создатель Андреас Папандреу (сын бывшего премьер-министра, центриста Г.Папандреу) возглавлял в период диктатуры эмигрантское леворадикальное Всегреческое освободительное движение. ВСД выступило за участие трудящихся в управлении производством, повышение роли профсоюзов и местного самоуправления, за национализацию ведущих отраслей экономики. В области внешней политики социалисты требовали выхода из НАТО, ликвидации американских военных баз. Небольшой процент голосов (14% голосов) на выборах 1974 г. дало ВСД возможность занять лишь третье место среди греческих партий. Но уже в 1981 г. социалисты выиграли выборы (48% голосов и 172 места из 300). Андреас Папандреу возглавил греческое правительство.

Введение

Греция (Греческая Республика) - Государство в Юго-Восточной Европе, расположенное в южной части Балканского полуострова и на прилегающих островах Ионического, Средиземного и Эгейского морей. Территория - 131,99 тыс. км. Население - 9,9 млн , из них св. 95% - греки, остальные-турки, македонцы, албанцы и др. Столица - Афины (Большие Афины, включая порт Пирей, св. 3 млн жит.). Государственный язык греческий. Официальная религия православное христианство.

 

История развития

История Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья. История Древней Греции изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III—II тысячелетий до н. э. — с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II—I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.

За двухтысячилетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского господства.

Географические рамки древнегреческой истории не были постоянными, а менялись и расширялись по мере исторического развития. Основной территорией древнегреческой цивилизации был Эгейский регион, т. е. балканское, малоазийское, фракийское побережья и многочисленные острова Эгейского моря. С VIII—VI вв. до н. э., после мощного колонизационного движения из района Эгеиды, известного как Великая греческая колонизация, греки освоили территории Сицилии и Южной Италии, которые получили название Великой Греции, а также побережье Черного моря. После победоносных походов Александра Македонского в конце IV в. до н. э. и завоевания Персидской державы на ее развалинах на Ближнем и Среднем Востоке вплоть до Индии образовались эллинистические государства и эти территории стали частью древнегреческого мира. В эпоху эллинизма греческий мир охватывал громадную территорию от Сицилии на западе до Индии на востоке, от Северного Причерноморья на севере до первых порогов Нила на юге. Однако во все периоды древнегреческой истории ее центральной частью считался Эгейский регион, где греческая государственность и культура зародились и достигли своего расцвета.

В отличие от многих стран Древнего Востока, для которых характерна этническая Пестрота, сосуществование в рамках одних и тех же государств многих народов, племен, этнических групп, принадлежащих к разным языковым семьям и даже расам, для центрального региона Греции, т. е. Эгейского бассейна и южной части Балканского полуострова, характерным является определенная этническая однородность. Эти области были заселены в основном греческой народностью, представленной четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы и эолийцы. Каждая из этих племенных групп говорила на своем диалекте и имела некоторые особенности в обычаях и религиозных воззрениях, но эти различия были незначительны. Все греки говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и четко осознавали свою принадлежность к одной народности и одной цивилизации. Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли в южную часть Балканской Греции в конце III тысячелетия до н. э. В конце II тысячелетия до н. э. под напором дорийских племен, шедших из района современного Эпира и Македонии, ахейцы были частично ассимилированы, частично оттеснены в горные местности. В I тысячелетии до н. э. потомки древних ахейцев проживали в горах Аркадии, в малоазийской области Памфилии и на Кипре. Дорийцы же заселили основную часть Пелопоннеса (Лаконику, Мессению, Арголиду, Элиду), многие южные острова Эгейского моря, в частности Крит и Родос, некоторые территории Карий в Малой Азии. Близки дорийцам были жители Эпира, Этолии и других областей Западной Греции. В Македонии проживали македонцы, принадлежавшие к особой ветви греческой народности.

Третья племенная группа, говорившая на аттическо-ионийском диалекте, поселилась в Аттике, Эвбее, островах центральной части Эгейского моря, таких, как Самос, Хиос, Лемнос, и в области Ионии на мало-ази иском побережье. Племенная группа эолийцев проживала в Беотии, Фессалии и в области Эолида на малоазийском побережье к северу от Ионии, в том числе на острове Лесбос.

Кроме греков в Эгейском регионе проживали остатки местных догреческих племен: лелеги, пеласги, карийцы, которые не играли заметной роли в этногенезе населения Греции I тысячелетия до н. э. Более важное значение в судьбах греческих государств имели жители горной страны Фракии — фракийцы.

Своеобразны природные условия Балканской Греции. В целом это горная страна, на долины и равнины приходится лишь около 20% всей территории. Многочисленные горные кряжи делят Балканскую Грецию на множество мелких и мельчайших, изолированных друг от друга долин, располагающих к замкнутой обособленной жизни. Многие такие долины имели выход к морю и по морским путям могли поддерживать связь не только с соседними полисами, но и с далекими странами. Море играло огромную роль в жизни и историческом развитии древнегреческих государств. Береговая линия Эгейского побережья необычайно изрезана и изобилует многочисленными бухтами и гаванями, удобными для мореплавания.

 Историю Древней Греции можно разделить на большие периоды:

1.1.Микенский период. Ахейская Греция.1500-1100 г.г. до н.э.;

1.2. Гомеровский и архаический периоды. 1100 - 500 г.г. до н.э;

1.3. Классический период. 500-300 г.г. до н.э.;

1.4 Эллинистический период. 300 до н.э. – 30г.г.;

1.5.Римский период. 146-395г.г.;

1.6. Византийский период. 395-1453г.г.;

1.7. Византийский период Османское иго. 1453-1821г.г.;

1.8. Византийский период Османское иго. Революция 1821-1829г.г.;

1.9. Новое время. 1830-1922г.г.;

1.10.Современная Греция. 1922-2010г.г.;

1.1.Микенский период. Ахейская Греция.1500-1100г.г. до н.э.

Около 1400 г. до н.э. северные ахейские племена пришли на Пелопоннес и ассимилировались с местным микенским населением. Кто были эти белокурые племена доподлинно неизвестно. Возможно, они являлись греческим народом из Северной Греции, а может быть пришли из Центральной Европы. Так или иначе, именно ахейцы привнесли с собой культ Олимпийских Богов и элементы новой культуры. Общественный строй ахейцев был рабовладельческим. Во главе их государства стоял правитель, а на время военных действий они избирали военачальника. Точный круг обязанностей этих вождей нам неизвестен, но они были крупными собственниками земли и рабов. При дворцах трудились ремесленники, причем особенно ценились ювелиры и кузнецы. А тот факт, что поблизости от месторождений меди и залежей глины археологи нашли остатки ремесленных поселений, считается свидетельством начавшегося процесса отделения от земледелия кузнечного и гончарного дела.

В результате Микены усилили свое положение и стали ведущей державой на всем Средиземноморье. Этот легендарный период называют Героическим веком, дошедшим до нас посредством гомеровских поэм и многочисленных мифов о полубожественных героях Геракле, Тесее, Язоне и других.

Кульминацией истории Ахейской Греции несоменно является Троянская война: и ее вершиной, и ее первым шагом к забвению. Распря, начавшаяся из-за похищения или добровольного бегства Елены от мужа с царевичем Трои, привела к разделу всего греческого мира на два лагеря и началась десятилетняя война. Гомер с ужасающей подробностью описывает сцены битвы, характеры и чувства своих героев. Перед вами оживают события трехтысячелетней давности, и вы не в силах оставаться беспристрастным зрителем. Сегодня известно, что к XI в. до н.э. греки обосновались в Малой Азии. Приблизительно тогда же в Грецию хлынули дорийцы – народ еще более воинственный, чем ахейцы. Они завоевали почти всю страну, кроме Аттики и о. Эвбея, и повсюду, где ступала их нога, разрушали микенскую цивилизацию, насаждая собственный образ жизни и мышления.Дорийское завоевание привело к перемещению масс населения на новые места обитания, общему хозяйственному упадку, обезлюдению многих местностей, запустению и деградации городских центров, повсеместному уничтожению дворцовой экономики как системы.

Гомеровский и архаический периоды. 1100 - 500 гг. до н.э.

Последующую эпоху (XI–VIII вв. до н. э.) условно называют гомеровским периодом, так как к этому времени относятся события, описываемые в знаменитых эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея», автором которых принято считать Гомера. Язык поэм – древнеионийский в своей основе – является памятником высокого поэтического стиля той эпохи. На отрезок времени в два с половиной столетия, с середины VIII в. до конца VI в. до н.э., приходится «архаический» период в истории Греции.

Существенной чертой его является быстрое поступательное развитие во многих географически обособленных местностях Эллады самоуправляющихся гражданских общин и последующие формирование на их основе рабовладельческих полисов – городов-государств с прилегающей сельскохозяйственной округой.

Это была также эпоха широкой территориальной экспансии греков, получившей название «Великая колонизация». Наиболее богатые города-государства основывали колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Этому способствовало развитие мореходства. Многочисленные колонии были центрами распространения древнегреческой цивилизации среди местных народов. В эпоху колонизации сложилось общегреческое единство, общегреческий язык койнэ, постепенно вытеснивший местные диалекты. Окончательно он сформировался примерно в III в. до н. э.

Греки, называвшие себя эллинами, считали своими предками легендарного Эллина и его сыновей Эола, Дора и Ксуфа, а также внука Иона (сына Ксуфа). Эпические произведения Гомера, возникшие примерно в середине этого периода, свидетельствуют о долгом развитии поэтического творчества и о том, что основа греческой мифологии и религии имеет гораздо более древние корни: многие мифы восходят еще к крито-микенской цивилизации.

Вначале ранними греческими городами-государствами правили цари. С ростом и укреплением землевладельческой знати на смену монархиям пришли аристократии. Аристократы стремились удержать власть в своих руках и не спешили предоставлять политическое права другим классам, в частности буржуазии, богатство которой стало быстро возрастать с началом чеканки греками собственной монеты (около 640–620 до н.э.).

Приблизительно тогда же социальная и политическая напряженность привела к свержению во многих городах-государствах аристократии и к приходу к власти тиранов. Исключением явился дорийский город-государство Спарта, оставшийся под управлением аристократии. Многие тираны проявили себя как мудрые и способные правители: они поощряли литературу и искусство, украшали города общественными зданиями и способствовали развитию торговли и ремесел. Термин «тиран» часто указывал лишь на то, что данный правитель овладел властью незаконно, однако некоторые из этих лиц оказались тиранами в современном смысле слова.

Но тиранам VII-VI вв. до н.э. не удалось в конечном итоге решить проблемы, стоявшие перед архаическим греческим полисом, и тем самым упрочит свою власть. Это смогли сделать законодатели-реформаторы, заложившие основы античной демократии. Первым из них был солон, в 594 г. до н.э. отменивший долги и уничтоживший долговое рабство. Он же специальным законом ограничил размеры частных земельных владений и тем самым предотвратил исчезновение мелких и средних крестьянских хозяйств, распределил права и обязанности граждан сообразно их имущественному положению, создал суд присяжных. В ходе реформ проведенных Ксенофеном около 508 г. до н.э., было установлено новое административное деление, окончательно уничтожившее прежнее господство родовой знати.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 339.