Основные принципы совершенствования взаимоотношений организаций и органов власти.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В целях совершенствования взаимодействия организаций и органов власти необходимо формировать следующую систему базовых принципов развития социального партнерства:

ü Взаимовыгодный характер социального партнерства для участвующих в нем сторон. Реализация этого принципа предусматривает обеспечение эффективности социального партнерства для всех его сторон.

1. Бизнес. Проявляется в социальном и бизнес-эффекте для компании. Среди выгод, получаемых предприятием от участия в системе социального партнерства можно выделить: экономические (капитализация, продажи, страхование рисков, снижение операционных расходов); репутационные (имидж компании, лояльность сотрудников и клиентов); нефинансовые (влияние на региональные и местные сообщества, корпоративная культура фирмы и т.д.).

2. Стейкхолдеры бизнеса. Проявляется в первую очередь во влиянии развития предприятия на группы заинтересованных лиц и организаций.

3. Власть. Проявляется в снижении затрат бюджета на финансирование социальной сферы, совершенствовании государственного и муниципального управления, развитии региона и повышении его рейтинга.

ü Добровольный характер социального партнерства. Данный принцип опирается на постулат о том, что в системе социального партнерства только добровольные инициативы могут быть эффективны. Однако этот принцип дополняется принципами обязательности, контроля и ответственности сторон на взятые на себя обязательства в рамках социального партнерства.

ü Содействие государства развитию социального партнерства. Роль государственной власти состоит в создании условий, нормативной и институциональной инфраструктуры, мотивации социального партнерства. При этом основным мотивирующим фактором взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций следует считать его взаимовыгодный характер; вместе с тем при разработке Регионального соглашения о социальном партнерства прописываются положения о мотивации участия в нем сторон.

ü Реальный и прагматичный характер социального партнерства. Система социального партнерства в регионе должна включать:

 - подсистему целей социального партнерства, закрепленных в нормативно-правовых актах (закон «О социальном партнерстве») и базовых концепциях (Стратегия развития региона, Стратегия развития социального партнерства);

 - подсистему элементов социального партнерства, классифицирующую формы и содержание социального партнерства в регионе;

 - подсистему механизмов социального партнерства, описывающую основные методы и инструменты реализации социального партнерства;

 - закрепление социального партнерства в стандартах, правилах деятельности сторон, стратегических и внутренних документах и нормативно-правовых актах;

 - подсистему органов социального партнерства, обеспечивающую его реализацию, и нормативно-правовых актах, на которых основана их деятельность;

 - подсистему инструментов мониторинга эффективности и обратной связи взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций, а также информационной открытости социального партнерства.

ü Принцип интеграции социального партнерства в основную деятельность сторон. Основным механизмом реализации взаимодействия следует считать интеграцию его принципов в деятельность органов государственно-муниципальной власти, бизнеса и общественных организаций.

ü Принцип разноуровневости социального партнерства. В виду неравнозначности ресурсной базы коммерческих предприятий и некоммерческих организаций социальное партнерство может осуществляться на следующих уровнях: базовый – социальное партнерство в основной деятельности компании, уровень социальных инвестиций, уровень благотворительности.

ü Принцип информационной открытости социального партнерства, которая является залогом эффективности работы всей системы. Взаимодействие бизнеса, власти и некоммерческий организаций должно осуществляться на прозрачной основе для всех его участников, а также средств массовой информации и регионального сообщества. Важнейшей функцией информационной открытости является налаживание каналов обратной связи с населением территории и оценки эффективности социального партнерства.

Принципы развития социального партнерства формируют систему приоритетных направлений совершенствования взаимодействия органов государственной власти и бизнеса.

Совершенствование института соглашения о социальном партнерстве, включая:

· закрепление базовых понятий, целей и задач социального партнерства;

· закрепление стратегии и приоритетных направлений развития социального партнерства в регионе;

· закрепление механизмов реализации социального партнерства;

· закрепление системы критериев и показателей эффективности социального партнерства, а также систем контроля и ответственности;

· оптимальное разграничение полномочий сторон в рамках соглашений;

· закрепление системы обязательств сторон, базирующихся на принципах конкретности, измеримости, реалистичности, согласованности и непротиворечивости, своевременности, а также максимального приближения к интересам территории;

2. Расширение практики заключения соглашений, в том числе о реализации конкретных проектов и программ;

3. Совершенствование механизмов реализации социального партнерства, обоснование критериев и создание методологической базы расчета показателей эффективности взаимодействия, изучение и обобщение опыта передовых регионов, предприятий и организаций в сфере частно-государственного партнерства;

4. Развитие инструментов мониторинга текущей ситуации, оперативного выявления проблем и поиска их решений при участии общественных и некоммерческих организаций;

5. Поиск резервов привлечения коммерческих предприятий и некоммерческих организаций к осуществлению региональных социальных программ, а также инструментов мотивации и финансирования проектов;

6. Разработка систем привлечения бизнеса и общественных организаций к совершенствованию государственно-муниципального управления;

7. Развитие института цивилизованного лоббирования интересов бизнеса и общественных в органах государственной власти;

8. Совершенствование инструментария информационной открытости социального партнерства, в том числе налаживание обратной связи с населением региона и мониторинга общественного мнения;

9. Налаживание устойчивых коммуникаций и взаимодействия с представительствами федеральных государственных органов, а также местным и территориальным общественным самоуправлением по вопросам социального партнерства.

Социальное партнерство должно быть направлено на развитие в следующих сферах, которые являются основными в реализации взаимодействия бизнеса и органов власти.

1. Социальное партнерство в основной деятельности бизнеса: качество и безопасность продукции и услуг, права потребителей, инвестиции и инновации, экономическая и финансовая устойчивость, кадровая политика (социальный пакет и социальные стандарты, минимальная и средняя заработная плата и мотивация труда, подготовка кадров и повышение квалификации, охрана труда и безопасность на рабочем месте и др.), социально ответственная реструктуризация и др.

2. Совершенствование системы государственного управления территорией: стратегический анализ и планирование развития территории, формирование антикризисных программ, повышение эффективности бюджетных расходов, обмен опытом и консультирование, государственное регулирование и саморегулирование, государственный заказ, собственность и др.

3. Развитие территории присутствия бизнеса и местных сообществ: программы развития местных сообществ и малого бизнеса, развитие инфраструктуры, социальной сферы, экология, транспорт, ЖКХ, недвижимость, общественный порядок и безопасность, поддержка благотворительных акций и других разовых мероприятий, политика занятости и вовлеченность в сферу образования, формирование гражданского общества и поддержка гражданских инициатив, поддержка политических партий и движений.

4. Этика взаимоотношений и информационная открытость.

В целях создания эффективной системы реализации социального партнерства должна быть сформирована следующая многоуровневая институциональная структура.

1. Институты реализации взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций (институт государственного законодательного и договорного регулирования, институт частно-государственного партнерства, институт информационной прозрачности и контроля, институт реализации социальных проектов и др.)

2. Методы реализации взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций (трехсторонние соглашения, лоббирование, GR-менеджмент, мотивация, государственный заказ, осуществление отдельных государственных функций, конкурсные методы, участие в координационных, наблюдательных, экспертных советах и др.)

3. Механизмы реализации взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций (коллективные переговоры, взаимные консультации, мониторинг законодательства, поддержка партий и общественных движений, концессии, лизинг, аренда, конкурсы грантов, социальных проектов, корпоративные фонды, программы пожертвований, стипендии и др.)



Заключение

 

Подводя итоги, следует отметить, что взаимоотношения "бизнес-власть" в рамках политического процесса наиболее удобно было бы воспринимать в рамках "классической" модели прямого взаимодействия субъектов от бизнеса и арбитра от государства. Однако, российская действительность вносит всё больше корректив в эту модель. Развитие же системной модели взаимодействия с органами власти идёт достаточно медленно. Причина этого не только в сопротивлении государства и противоборстве политических группировок, сколько в особенностях развития российского бизнеса. Первая особенность в том, что российская бизнес-элита постепенно эволюционирует, всё больше склоняясь к цивилизованным формам разрешения имущественных споров. Громкий политический PR вокруг этих процессов рождён скорее стремлением к дезинформированию заинтересованных кругов, нежели к интенсификации противоправных действий и скорее является следствием несовершенства законодательной базы, нежели усиливающимся давлением криминала на политическую сферу.

Системная модель, в этом смысле, может помочь бизнесу найти общие точки соприкосновения в совершенствовании законодательной базы. Среди российских топ-менеджеров западные установки в восприятии бизнеса постепенно начинают преобладать. В рамках этого процесса для власти важно не быть втянутой в "экономические игры" и подспудно не создать законодательных преференций для отдельных компаний. Однако это уже не специфически российская проблема, а общемировая. В России просто никак не могут вывести корпоративный лоббизм на легальный уровень, сознательно предпочитая прятать его в стенах коридоров власти.
Вторым важным следствием построения новой модели взаимодействия бизнеса и власти можно назвать уменьшение "эффекта персонификации" развития бизнеса во взаимодействии с государственными органами. С лёгкой подачи российских СМИ, а также в силу традиционных особенностей построения государственного аппарата бизнес не только требует постоянного управления вложенными активами, но и персонифицируется с управляющим лицом. Российские олигархи, подобно отношениям в политической системе пытаются сконцентрировать максимальное число полномочий в рамках своей компетенции. В результате в глазах СМИ, политиков, государства, и инвесторов формируется персонифицированная ответственность конкретного менеджера за положение компании. Этим государство активно пользуется. Попытки построения новой системы сулят сведение к минимуму персонифицированной ответственности. У бизнеса появляется новый, независимый посредник.

Однако даже в своём стремлении построить и институализировать новую модель взаимодействия власти и бизнеса российская олигархия пытается продлить жизнь своего "персонального имиджа". Создавая институт независимых арбитров РСПП пытается максимально концентрировать внимание именно на личностях элиты российского бизнеса, именно на их персональном авторитете. В результате, инициатива РСПП может обернутся очередной инициативой по концентрации влияния в руках конкретных представителей бизнес-элиты.

В этом свете общий вывод грозит быть неутешительным. Если в рамках новой системы взаимоотношений будут сохранятся "генетические" методы работы "а-ля КПСС", то российская экономика ещё долго будет восприниматься связанной с присутствием у власти конкретных политических лидеров и балансом сил среди конкретных представителей бизнес-сообщества, что значительным образом подталкивает к размышлениям о приближении России к развитию по "латиноамериканскому сценарию". Более того, подобная тенденция, подспудно, устраивает как представителей власти, так и бизнес-элиту, которой это в бизнесе существенно помогает. Если не переломить эту тенденцию, то доминирование "русской олигархии" в экономике России будет сохранятся в рамках уже существующих сегодня тенденций.

 

 




Список использованной литературы

1. Россия: стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информационные технологии и кризисные ситуации /Под ред.: С.Е.Кургиняна и А.П.Ситникова.—М., 2001.

2. Справочник по политическому консультированию.- М., 2002..Горохов В.М., Комаровский В.С.

3. Связь с общественностью в органах государственной службы.—М., 2006

4. Справочник по политическому консультированию /Под ред. Д.Перлматтера.—М., 2002.

5. Блинов А. Малое предпринимательство и большая политика // Вопросы экономики. 2006. №7. С. 45.

6. Возьмитель А.А. Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей. М.: ИС РАН, 2007. С. 163.

7. Перегудов С.П., Корпоративный капитал и институты власти: кто в доме хозяин?// Полис, 2002, №5, с. 74-84.

8. Султанов Д. Лоббизм: как это делается в России // Сайт «Стратагема».

9. Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России. М. 2007. С. 25.

10. Фортескью С., Правит ли Россией олигархия?// Полис, 2002, №5., с. 64 11.

11.

12.

13.

14.

15.Чепуренко А.Ю., Тихонова Н.Е., Петухов В.В. Социальное измерение российского предпринимательства // Россия в зеркале реформ. М., 2005

 

12.

 

 

http://www.sf-online.ru/article.asp?

13.http://www.lobbying.ru/index.php?article_id=2851&link_id=64

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 207.