Укрепление российской государственности во 2-й половине XVII века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Время правления Алексея Михайловича - это переход от сословно-представительной к абсолютной монархии. Этим объясняется свойственное периоду абсолютизма стремление подвергнуть регламентации как можно больше сторон общественной и даже личной жизни. Поэтому и потребовался такой обширный законодательный документ, каким стало Соборное Уложение, принятое на Земском соборе в 1649 г. В период правления Алексея Михайловича Россия существенно продвинулась на пути строительства правового государства.

Соборное уложение 1649 г. утверждало принцип централизованного государства с авторитарной властью царя. Царь в управлении обществом опирался на дворянство. Там, где сохранялись выборные должности, они подчинялись представителям царской власти — воеводам. Лишь в «черных» землях, т. е. у черносошных крестьян-общинников, продолжали действовать относительно самостоятельно выборные органы. Уложение несколько ограничивало корпоративные интересы церкви. Та собственность, которой владела церковь, за ней сохранялась, но вновь приобретать вотчины церкви категорически запрещалось. Управление делами церкви переходило в руки светского органа монастырского приказа. Приказная система управления получила повсеместное распространение.

Крупнейшим историческим событием правления Алексея Михайловича является воссоединение Украины с Россией. Земли Украины входили еще в Древнерусское государство. В XIII в. значительную часть Украины завоевали татаро-монголы. Другая ее часть была захвачена литовскими феодалами. Потом Литва вступила в союз с Польшей, образовалось Польско-Литовское государство. Украина оказалась под его гнетом.

В XVI—первой половине XVII в. на Украине вспыхивают восстания против польских помещиков и чиновников. Крупной силой, боровшейся с панской Польшей на Украине, было днепровское казачество, у которого была на Днепре за порогами своя организация Запорожская Сечь.

В середине XVII в. на Украине запылало пламя огромной народной войны против панской Польши. Руководил войной Богдан Хмельницкий. Русский народ сочувствовал борьбе украинцев против панской Польши. Отряды донских казаков, русских крестьян, горожан участвовали в этой борьбе. Русское правительство помогало восставшей Украине продовольствием и оружием. Хмельницкий обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав Русского государства. Переяславская рада 1654 г. единодушно постановила: Украине воссоединиться с Россией, «чтобы навеки все едино были». Польша пыталась отвоевать Украину, но ее попытки кончились неудачей.

XVII в. — время больших народных движений. Восстание под предводительством донского казака Степана Разина было одним из самых значительных. Оно было жестоко подавлено, но усиливающиеся социальные катаклизмы показывали, что общественная система в России нуждается в глубоком реформировании.

После крестьянской войны в России был осуществлен ряд важных государственных мероприятий, в числе которых переход к системе подворного обложения, преобразования в армии и др. В результате длительного процесса государственной централизации, занявшего большой промежуток времени в истории России, страна достигла в XVII в. такой стадии развития, которая дала возможность перехода к абсолютизму.

Абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает наивысшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь как идеологическая сила[5].

В последней четверти XVII в. в политическом строе России отчетливо проявляются тенденции оформления абсолютизма. Неограниченная власть самодержавия была узаконена Соборным уложением 1649 г. Этим же Уложением была закреплена победа самодержавия над церковью, которая до этого претендовала на самостоятельную политическую роль. Крепостнические отношения по-прежнему господствуют во всех сферах общественно-политической и экономической жизни общества. Вместе с тем те изменения, которые происходили во всех областях жизни страны, переросли в первой четверти XVIII в. в новую качественную форму. Со второй половины XVII в. политический строй страны эволюционировал к абсолютизму, что выражалось в падении роли институтов, характерных для сословно-представительной монархии. Абсолютизм в России формировался на базе безраздельного господства феодально-крепостнической системы. Самодержавию приходилось лавировать между группировками господствующего класса. В годы обострения социальных противоречий между антагонистическими классами феодального общества все прослойки господствующего класса сплачивались вокруг царя, что способствовало укреплению самодержавия и централизации управления. В этом же направлении осуществлялась и внешняя политика правительства.

Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула; в отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земские соборы; в эволюции приказной системы, а также состава Боярской думы; в расширении участия различных слоев населения в государственном аппарате, наконец, в победном исходе для царской власти ее соперничества с властью церковной.

Наиболее ярким свидетельством усиления самодержавия было падение значения Земских соборов. Земский собор 1653 г., принявший постановление о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором, собиравшимся в полном составе.

Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями — приказами, а также Боярской думой. Число приказов на протяжении столетия оставалось почти неизменным: 25 в 1626 г. и 26 в конце века.

Изменения организации местного управления также отражали тенденцию к централизации и падению выборного начала. Власть в уездах (а их в стране в середине столетия насчитывалось свыше 250) сосредоточилась в руках воевод, заменивших всех должностных лиц земских выборных органов.

Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму создавала церковь, которая по-прежнему претендовала на большую власть. Действия патриарха Никона во многом шли вразрез с формировавшимся абсолютизмом. Светской власти понадобилось 8 лет, чтобы оформить низложение Никона. Церковный собор 1666 г. вынес решение, угодное царю: патриарх Никон был сослан простым монахом в монастырь.

Несмотря на обострение социально-политических, экономических отношений в стране, рубеж XVII—XVIII вв. явился переломным периодом в истории феодальной России. В это время был осуществлен переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

 


Заключение

 

    В заключение необходимо отметить, что сословно-представительная монархия – важный этап в истории феодального государства, соответствующий эпохе зрелого феодализма. Эта политическая форма складывается в борьбе монархов (великих князей) за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть монарха в это время еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной. Внутри господствующего класса монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии (бывшие удельные князья, крупные бояре), противодействующей дальнейшей централизации государства. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан, которых пришлось более широко привлечь к власти.

    Во 2-й половине XVII в. общая тенденция развития государственного строя России заключалась в переходе от самодержавия с Боярской думой, от сословно-представительной монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму. В России абсолютная монархия окончательно сложилась в ходе петровских реформ начала XVIII века. Однако уже с Соборного уложения 1649 года отчетливо прослеживаются мероприятия, отразившие попытки перехода к новым формам организации власти. Изменился титул московских государей, в котором появилось слово «самодержец». После воссоединения Левобережной Украины с Россией он звучал так: «Великий государь, царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец».


Литература

 

Ионов, И.Н. Российская цивилизация, IX- начало ХХ в. / И.Н. Ионов – М.: Просвещение, 1995. – 320 с.

История отечественного государства и права. Ч. 1.: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. – М.: Издательство БЕК, 1996.

История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. Редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001.

История России: Учебник. – 2-е изд., перераб и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

Кузнецов, И.Н. История государства и права России: Учебное пособие. / И.Н. Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2004.

Лютых, А.А. История России. Курс лекций / А.А. Лютых, О.В. Скобелкин, В.А. Тонких. — Воронеж, 1993.

Мунчаев, Ш.М. История России: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм и доп. / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: Издательство НОРМА, 2003.

Пашенцев, Д.А. История государства и права России: Учебное пособие. / Д.А. Пашенцев. – М.: Социум, 2001.


 

 


[1] Лютых, А.А. История России. Курс лекций / А.А. Лютых, О.В. Скобелкин, В.А. Тонких. — Воронеж, 1993. — С. 82.

 

[2] Пашенцев, Д.А. История государства и права России: Учебное пособие / Д.А. Пашенцев. – М.: Социум, 2001. – С. 35.

[3] Там же. С. 36.

[4] См.: История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. Редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – С. 70.

 

[5] История России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.В. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – С. 128.





Дата: 2019-12-22, просмотров: 199.