Расчет коэффициента специализации сельскохозяйственного производства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Продукция, тыс. т. р. Бурятия СФО Россия P F K
Валовой сбор зерна 83,5 15045 81800 1.7 0.1 0.06
Сбор картофеля 197,0 6122 36800 1.7 5.3 3.1
Сбор овощей 213,0 2138 15500 1.7 1.4 0.8
Производство мяса 2700 27130 34400 1.7 7.8 4.6
Производство молока 224 5553 32200 1.7 0.7 0.4
Производство яйца, млн. шт. 878,3 5605 37800 1.7 2.3 1.3
Производство масла растительного 0,6 32,1 268 1.7 2.2 1.3
Производство масла животного 19,5 59,4 2755 1.7 7.1 4.2

*Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2009. С. 90-92; Россия в цифрах

В каждом районе России складывается свой набор видов производимой сельскохозяйственной производственной продукции, определяющий его специализацию. Для выявления объема и структуры сельскохозяйственного производства необходимо произвести расчеты коэффициентов специализации республики Бурятия.

К=F/P,

где F – доля продукции республики в общем производстве, %; Р – доля населения республики в общей численности населения, %.

Вывод:  Выполнив расчеты, можно сделать вывод о том, что сбор картофеля, производство мяса, производство яйца, производство масла растительного и производство масла животного являются отраслями рыночной специализации, т.е. своей продукцией они не только обеспечивают потребности населения республики Бурятия, но и участвуют в межрегиональном продовольственном рынке.

Глава V. Транспортный комплекс района тяготения.

Республика Бурятия обладает всеми видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, речным. Ведущую роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт.

Уровень развития и техническое состояние транспорта не удовлетворяют современным требованиям. Важнейшим недостатком является высокий износ его основных производственных фондов, составивший на водном транспорте - 46%, автомобильном - 67%, железнодорожном - 81,5%, авиавоздушном - 88%. На настоящий момент состояние многих технических средств транспортной отрасли подошло к критическому уровню. Поэтому необходимо техническое и технологическое обновление транспортного парка республики.

Развитие сети автомобильных дорог и задачи дорожной политики неразрывно связаны с развитием экономики и транспортной системы как Республики Бурятия, так и страны в целом. Автомобильным дорогам, как одному из важнейших элементов транспортной системы должно быть обеспечено приоритетное развитие. Одной из основных задач до­рожной политики является содействие освоению и развитию территорий и решение со­циальных проблем населения республики.

Автодорожный комплекс является важнейшей составной частью транспортной системы Респу­блики Бурятия. От уровня развития сети автомобильных дорог во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности и улучшения качества жизни населения республики. Наличие эффективно функционирующей дорожной сети мо­жет ускорить процесс развития промышленности, сельского хозяйства и торговли, повысить инве­стиционную привлекательность.

Основу автодорожной сети республики составляют 3 федеральные автомобильные дороги: М -55 « Байкал» от Челябинска через Иркутск, Улан-Удэ до Читы, А-165 Улан-Удэ- Кяхта до границы с Мон­голией и А-164 Култук-Монды с выходом на монгольскую границу к пограничному переходу Монды- Ханк.

Основные автодороги регионального значения представлены ответвлениями от федеральной до­роги «Байкал» в меридиональном направлении. Это трассы Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан-Новый Уоян ( 725 км), Улан - Удэ-Романовка-Чита ( 507 км), Гусиноозерск-Петропавловка-Закаменск- гра­ница с Монголией ( 327 км), Мухоршибирь-Бичура-Кяхта ( 222 км), Улан-Удэ-Заиграево-Кижинга- Хоринск ( 214 км).

По уровню развития сети автомобильных дорог Республика Бурятия занимает 59-е место в срав­нении со среднероссийскими показателями, который составляет 31 километр дорог с твердым по­крытием на 1000 кв.км. территории, и восьмое место по сибирскому федеральному округу. По Ре­спублике Бурятии данный показатель составляет 17,9 км дорог с твердым покрытием на 1000 кв.км. территории.

В основном дороги с твердым покрытием связывают столицу республикии- Улан-Удэ- с районны­ми центрами, а также с городами Иркутск, Кяхта, Чита. Обеспеченность связей между населенными пунктами республики с ее центром по дорогам с твердым покрытием составляет 87,6 %. Не имеют связей два административных района, город республиканского подчинения, десять поселков город­ского типа и 67 сельских населенных пунктов.

Сеть дорог республики имеет в основном усовершенствованный тип покрытия- 52%, дороги с переходным покрытием составляют 37 % и 11 %- грунтовые дороги. На автомобильных дорогах на­ходится 890 мостов общей длиной свыше 28 километров, из них 399 являются деревянными.

Экспорт

Состав основных экспортных позиций республики включает вертолеты, запасные части и комплек­тующие к ним, пиломатериалы, круглый лес, небеленый картон, мостовые металлоконструкции, продо­вольственные товары.

Участники внешнеэкономической деятельности Республики Бурятия экспортируют продукцию в 29 стран мира. По итогам 2009 года крупнейшими торговыми партнерами Бурятии в экспорте являлись: Китай (37% от общего объема экспорта), Объединенные Арабские Эмираты (29,3%), Монголия (8,2%), Азербайджан (6,8%).

Импорт

Поставщиками импортной продукции в республику являлись в 2009 году 25 стран мира. Основные торговые партнеры: Украина (49%), Китай (19,7% импорта), Монголия (13,1%), Белоруссия (11,9%).

Товарная структура импортных поставок, осуществляемых предприятиями и организациями респу­блики, характеризуется высоким удельным весом продукции машиностроения – 70% (машины, обору­дование, транспортные средства). Из прочих наиболее крупных статей на продовольствие и сельско­хозяйственное сырье приходилось в 2009 году 21,6%, металлы и изделия из них – 4,1%.

Железнодорожный транспорт

В республике представлен тремя участками железных дорог общего пользования общей длиной 1 227 км, которые принадлежат Восточно-Сибирской же­лезной дороге – филиалу ОАО «РЖД» и обслуживаются двумя ее отделениями. В первую очередь это участок Транссибирской железной дороги от станции Выдрино до станции Петровский завод, представляющий двухпутную электрифицированную магистраль. Второй участок – однопутная неэлек­трифицированная железная дорога Улан-Удэ – Наушки – Государственная граница с Монголией. Тре­тий – участок Байкало-Амурской магистрали от западной границы республики до станции Таксимо – электрифицированный, однопутный, далее на восток, до станции Хани – не электрифицированный, однопутный.

На Восточно-Сибирской железной дороге в долгосрочной перспективе предусмотрено произвести электрификацию Южного хода ВСЖД (Улан-Удэ – Наушки), что позволит увеличить грузопоток через станцию Наушки в Монголию и Китайскую Народную Республику. В целях освоения месторождений Восточного производственно-инфраструктурного комплекса, в частности, промышленного освоения месторождений Озерного рудного узла планируется строительство железной дороги Новоильинск – Озерный ГОК – Таксимо на участке «Новоильинск-Озерный ГОК». В рамках реформирования желез­нодорожного транспорта планируется завершить создание пригородной пассажирской компании в г. Улан-Удэ.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт является самым популярным и доступным транспортом в республике. На его долю приходится свыше 80% всех пассажирских перевозок. Общая протяженность автомобильных дорог в республике составляет 9153 километра. В настоящее время 97% автотранспортных перевозок и 80% пассажирских осуществляется частными и акционерными компаниями.

Воздушный транспорт

Наиболее значимая и актуальная задача по развитию воздушного транспорта в республике связана с развитием аэропорта г. Улан–Удэ.

Международный аэропорт «Улан-Удэ» – центр пересечения воздушных трасс между Юго-Восточной Азией и европейской частью РФ, а также кроссполярных маршрутов из Юго-Восточной Азии в Север­ную Америку через Северный Полюс. Аэропорт Улан-Удэ имеет неоспоримые преимущества перед аэ­ропортами Восточно-Сибирского региона ввиду своего нахождения вблизи основных кроссполярных трасс (Polar-2, Polar-3), а также наилучших метеоусловий. Стратегическое расположение аэропорта делает его идеальным местом для технической посадки, дозаправки и наземного обслуживания гру­зовых самолетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона. До 100% рейсов основной грузовой трассы прошлого десятилетия «Китай – Москва – Европа» выполнялось именно через аэропорт Улан-Удэ.

Модернизация комплекса международного аэропорта Улан-Удэ, предусматривающая создание на его базе грузового терминала на маршруте Азия-Европа, будет осуществляться в рамках ФЦП «Эконо­мическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Результатом проекта станет повышение конкурентоспособности аэропорта, увеличение грузо- и пассажиропотоков, в том числе, в страны Юго-Восточной Азии. Особая роль аэропорту Улан-Удэ отводится в развитии особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань»: через него планируется направить основной поток туристов.

Таблица 9

Дата: 2019-12-22, просмотров: 264.