Источники российского антимонопольного законодательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    В соответствии с Законом о конкурен­ции антимонопольное законодательство РФ со­стоит из Конституции РФ, настоящего Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных за­конов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ[35].

    Не вызывает сомнения, конечно, прямое ука­зание в Законе о конкуренции на правомочие фе­дерального антимонопольного органа принимать нормативные акты, например, Правила рассмот­рения дел о нарушениях антимонопольного зако­нодательства согласно ст. 27 Закона о конкурен­ции[36]. Если обратиться к полномочиям федераль­ного антимонопольного органа (ст. 12 Закона о конкуренции), то последний вправе, в частности, да­вать разъяснения по вопросам применения антимо­нопольного законодательства. О нормотворческих полномочиях федерального антимонопольного органа в этой статье не говорится.

    По моему мнению, исключение из состава ан­тимонопольного законодательства нормативных актов федерального антимонопольного органа подрывает стабильность применения самого ан­тимонопольного законодательства.

В иерархической лестнице нормативных актов основной источник российского антимонополь­ного законодательства - Конституция РФ. Со­гласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономичес­кого пространства, свободное перемещение това­ров, услуг и финансовых средств, поддержка кон­куренции, свобода экономической деятельности. При этом установление правовых основ единого рынка находится в ведении РФ (ст. 71 "ж" Консти­туции РФ). В соответствии с п. 2 ст. 34 Конститу­ции РФ не допускается экономическая деятель­ность, направленная на монополизацию и недоб­росовестную конкуренцию. Данный запрет основан на принципе свободы конкуренции: каждый имеет право на свободное использо­вание своих способностей и имущества для пред­принимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

    Среди источников антимонопольного законо­дательства, указанных в Законе о конку­ренции, отсутствуют международные договоры и федеральные конституционные законы. Среди федеральных законов необходимо в первую очередь назвать Гражданский кодекс РФ, поскольку ему принадлежит особое место в системе российского права. Следует напомнить, что согласно п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданско­го права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В этой связи вызывает сомнение безапелляционность нор­мы Закона о конкуренции о соответствии этому Закону издаваемых федеральных законов[37].

    В ст. 10 ГК РФ указано, что не допускается ис­пользование гражданских прав в целях ограниче­ния конкуренции, а также злоупотребление доми­нирующим положением. Замечу, что данная норма сформулирована не вполне корректно, по­скольку злоупотребление доминирующим поло­жением на рынке является одной из форм ограни­чения конкуренции. Кроме общей нормы о недо­пущении ограничения конкуренции в ГК РФ имеются другие материально-правовые нормы, входящие в состав антимонопольного законода­тельства, например, норма, регламенти­рующая ограничения прав сторон (ограничитель­ные условия) по договору коммерческой концес­сии, в которой также делается ссылка на антимонопольный орган и антимонопольное за­конодательство[38].

    Нормы о конкуренции и монополии, закреп­ленные в более чем 20 законах в различных от­раслях жизнедеятельности, играют подчиненную роль, поскольку зачастую они носят декларатив­ный и фрагментарный характер и не выходят за пределы правового регулирования, предусмот­ренного в основных нормативных актах антимо­нопольного законодательства. Так, в некоторых законах закреплены антимонопольные правила или антимонопольные требования.

    В других законах речь идет об обязанности го­сударства по преодолению монополизма, о разви­тии конкуренции в какой-либо области, о полно­мочиях федерального антимонопольного органа.

    К подзаконным актам в области антимоно­польного законодательства можно, прежде всего, отнести указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

    В тех редких случаях, когда распоряжениями Правительства РФ утверждаются документы, нося­щие нормативный, а не индивидуальный характер, такие распоряжения можно причислить к источни­кам антимонопольного законодательства.

    В сферу регулирования Закона о конкурен­ции, согласно п. 3 ст. 2 этого Закона, не входят от­ношения, связанные с монополистической дея­тельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за ис­ключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, поскольку они регулируются иными законодательными ак­тами РФ[39].

    И, наконец, в антимонопольное законодательст­во не входят многочисленные нормативные акты в сфере государственных и естественных монополий. Этой сфере присущ особый режим регулирования конкуренции и монополии, в рамках которого кон­ституционный принцип свободы экономической де­ятельности ограничивается в пользу публичных ин­тересов, экономической эффективности, сообра­жений фискального или социального характера, научно-технического прогресса и т.д.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 211.