Конституция- Основной закон государства. Она является нормативно правовым актом, законом со всеми присущими ему чертами: принятие в установленном законом порядке, обязательность для всех участников правоотношений; длительное применение; особая защита со стороны государства. Характеристика конституции как Основного закона подчеркивает ее особое место в системе законов. Отсюда можно сделать вывод, что конституция закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства, формулирует новые или изменяет прежние базовые ценности.[1]
Характеристика конституции как Основного закона во многом связана с теми общественными отношениями, которые находят отражение в конституционных нормах. Никакой другой правовой акт не имеет такой сферы правового воздействия, как конституция. Это воздействие охватывает отношения во всех областях жизни общества- политической, экономической, социальной и др.
От всех других правовых актов конституцию отличают следующие черты: конституционность правовой охрана конституция
1. Конституция принимается народом (или от имени народа).
Действующая Конституция РФ была принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 г. Причем это первая в Российской истории конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.[2]
2. Конституция является правовым актом, имеющим учредительный характер. В конституции воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти.
Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности.
Только учредительная власть может изменить радикальным образом, основы устройства общества и государства. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.
Согласно действующей Конституции весь массив российского законодательства, регулирующего демократические институты народовластия, должен соответствовать не только конституционным принципам демократического республиканского устройства, но и общепризнанным принципам и нормам международного права.
При этом ряд общепризнанных в современном мире принципов избирательного права, имеющих для России первостепенное значение, получил непосредственное закрепление в Конституции нашего государства. Это в первую очередь относится к нормам, касающимся прав и свобод человека. Так, согласно статье 2 Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. В ряде положений Конституции РФ прямо зафиксировано суверенное право российского народа на осуществление народовластия, в том числе посредством свободных выборов и референдума, право граждан избирать и быть избранными, признание в России политического многообразия и многопартийности, принципа разделения власти, самостоятельности местного самоуправления, универсальные принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и периодически проводимом голосовании.
Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.
В ч. 1 ст.3 Конституции Российской Федерации говориться: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». В данном случае статья выступает гарантией существования народовластия в стране. Смысл ее сводится к подтверждению исключительности народа как источника власти.
К формам непосредственной демократии относятся: выборы, референдум, собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и т. д. Их эффективность зависит от уровня политической активности граждан, адекватности правового регулирования и способности власти на ответную реакцию. Тем не менее Конституция относит из этого перечня к числу высших форм непосредственной демократии выборы и референдум.
Выборы - это способ делегирования в высшие органы публичной власти соответствующего уровня представителей данной части избирательного корпуса, называемой электоратом. Важными признаками выборов являются периодическое их проведение и сменяемость выборных лиц. Выборы в Российской Федерации осуществляются на основе традиционных принципов: всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом в действующей Конституции впервые сформулирован новый для отечественной избирательной системы принцип свободных выборов. Причина состоит в том, что на протяжении всей истории нашего государства выборы были несвободными, т.е. избиратели не имели юридической возможности в полной мере реализовать свой выбор.
Референдум при внешней схожести с выборами имеет ряд существенных отличий. Это решение, принимаемое гражданами непосредственно в форме, установленной Законом, не нуждающееся в каком-либо последующем утверждении и имеющее высшую юридическую силу по сравнению с иными нормативно-правовыми актами, принятыми органами публичной власти того же уровня.
В случае принятия конституция приобретает государственно- обязательную силу, хотя это и не исключает официального провозглашения принятия конституции и вступления ее в силу парламентом, либо президентом государства, либо центральной избирательной комиссией.[3]
Суверенитет народа производен от суверенитета нации и означает верховенство политической воли народа над государством, его органами, отдельными гражданами. В современном демократическом правовом государстве суверенитет народа выражается в правовых формах, в виде решений, имеющих высшую юридическую силу.
Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государств. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений.
Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает , что для установления норм конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому- либо правовому акту данного государства.[4]
Так, законы в Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции. Указы Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и федеральным законам, постановления Правительства не могут противоречить Конституции, федеральным законам, указам Президента. У Конституции Российской Федерации нет такого юридического ограничения.
На процесс выработки конституции воздействуют широкая система социальных, экономических, политических, внешнеполитических, международно - правовых, исторических факторов и др.
3. Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, т. е. специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.
Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативно правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества- политическую, экономическую, духовную, социальную, регулируя в этих сферах основы общественных отношений.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 236.