На практике возникает сложная задача определения целесообразной структуры управления. Для решения этой задачи применяются методы анализа системы управления, в частности, метод функционально-целевого анализа и метод структурно-функционального анализа. Для проведения указанных видов анализа удобно использовать матричную интерпретацию взаимосвязей функций и целей (для функционально-целевого анализа) и элементов системы и функций (для структурно-функционального анализа) системы управления.
Матрица наиболее простого вида представлена в таблице 2.
Таблица 1.
Пример матрицы ФСА
Элемент системы Элемент функций | А1, А2, … Аj, ...,An | j=1... n |
B1 B2 . . . | X11, X12 … X1j …. X1n X21, X22 … X2j …. X2n .............................. ............................. | X1j – степень участия функции Вi в достижении цели Аj |
Bi . . . | Xi1, Xi2 … Xij …. Xin .............................. ............................. | 0<= Xij <=1 – условие неизбыточности функции |
Bm | Xm1, Xm2 … Xmj …. Xmn | m å Xij =1 – условие j=1 полноты выполнения цели j=1,m |
Применительно к функционально-целевому анализу, строки матрицы будут соответствовать элементарным целям, а столбцы – элементарным функциям, которые необходимы для достижения этих целей.
Задача структурно-функционального анализа может быть также представлена в матричной форме, где строки соответствуют элементарным функциям, а столбцы – элементам структуры системы (для предприятий или подразделений: элементы административной структуры; для информационных систем: модули, отдельные процедуры ИС). Таким путем может быть построена матрица взаимосвязи административной и функциональной структуры системы управления.
В таблице 2 представлена матрица функционального системного анализа нашей системы.
Таблица 2.
Функциональный системный анализ ЗАО аптечной сети «Фармленд»
Персонал Цели | Дир-р сети | Ком. Дир-р | Бухгалтерия | Зав.аптеками | Провизоры | Фармацевты | Тех. персонал | Водители/грузчики | Охрана |
Контроль за проведением рабочего процесса | + | + | + | ||||||
Контроль за поступлением товара | + | + | + | ||||||
Продажа товара | + | + | |||||||
Контроль за продажей товара | + | + | + | + | |||||
Подбор специалистов | + | ||||||||
Улучшение условий труда | + | + | |||||||
Повышать стимул работы персонала | + | + | |||||||
Проводить мероприятия по повышению квалификации | + | ||||||||
Налаживать связи с поставщиками | + | + | |||||||
Учет купли-продажи | + | + | |||||||
Улучшать условия рабочего процесса | + | + | + | ||||||
Снабжать научной литературой | + | ||||||||
Сотрудничество с рекламными агентствами | + | + | |||||||
Вознаграждать материально | + | + | |||||||
Поощрять нематериально | + | + | |||||||
Обеспечить санитарно-гигиенические условия | + | ||||||||
Обеспечить безопасность во время работы | + | + | |||||||
Подсчет прибыли | + | ||||||||
Расчет и выдача зар/платы | + | + | |||||||
Разгрузка и перевозка поступающего товара | + | ||||||||
Проводить уч. рабочие программы, работы | + | ||||||||
Обеспечить чистоту помещения и оборудования | + | ||||||||
В случае необходимости обеспечить квалифицированную медицинскую помощь | + | + | |||||||
Разработать оптимальный режим рабочего процесса | + | + | + | ||||||
Обеспечить охрану | + | ||||||||
Подобрать и разработать методическую литературу для персонала | + | ||||||||
Разработать и апробировать инновационные методы продаж | + | + | + | ||||||
Сотрудничество с докторами и специалистами | + | + |
В результате данного вида анализа нами было выявлено, что наибольшее количество функций выполняют: - заведующий аптекой - 14 функций;
- директор сети аптек- 11 функций;
- коммерческий директор - 6 функций;
Для того чтобы разгрузить работу заведующего аптекой необходимо его более тесное сотрудничество с провизорами и фармацевтами. Это приведет к тому, что некоторые функции они будут выполнять совместно.
Разгрузить работу директора сети аптек «Фармленд» довольно трудно, так как он осуществляет контроль за нормальным функционированием всего предприятия.
Заключение
В первой главе данной курсовой работы мы рассмотрели теоретический материал по теме системы управления. Нами было изучено понятие о системе управления, также мы изучили сущность методики «дерево целей» и методики паттерн.
Во второй главе нами были приведены общие сведения о коммерческой организации (в нашем случае ЗАО сеть аптек «Фармленд»), была представлена организационная структура предприятия с обозначенными достоинствами и недостатками данного типа организационной структуры. В ходе составлении «дерева целей» и матрицы функционального системного анализа нами были выявлены единицы организационной структуры, выполняющие наибольшее количество функций.
В результате проделанной работы выдвинутые нами задачи были решены, а следовательно поставленные цели достигнуты.
Библиографический список
1. Волкова В.Н., Денисов А.А.. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Системный анализ и управление».–Изд. 2-е, перераб. и дополн.–СПб: Издательство СПбГТУ, 1999. – 512 с.
2. Горелик О.М., Савина А.Ю. Системный анализ в управлении. Учебное пособие.-Москва: ТГУС, 2006
3. Дафт Ричард Л. Менеджмент – СПб.: Изд-во Питер, 2000. – 832 с.
4. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 527 с.
5. Мэскон М. Х., Альберт М., Жедоури Ф.Основы менеджмента. – М.: Дело, 1997. – 704 с.
6. Основы менеджмента. Учебно-методическое пособие./ сост. Е. В. Тюрюханова, И. С. Долгополова. – Москва.: Изд-во БГУЭП, 2005. – 92с.
7. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учеб.пособие для вузов / Под ред. В.Н.Волковой, В.Н.Козлова.- М.: Высш.шк., 2004.- 616с.: ил.
8. Стратегии бизнеса: Аналитический справочник. Айвазян С.А., Балкинд О.Я., Баснина Т.Д. и др. / Под ред. Г.Б. Клейнера. – М.: КОНСЭКО, 2006. – 273 с.
9. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник: учеб. Пособие для вузов по спец. «Прикл. Инф.(по областям)» / В.А.Баринов [и др.]; под ред. В.Н.Волковой, А.А.Емельянова.- М.: Финансы и статистика, 2006.-846с.
10. www.glossary.ru
11. www.sbmanagement.narod.ru
Дата: 2019-12-22, просмотров: 291.