Понятие, роль, виды и особенности малого предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие, роль, виды и особенности малого предпринимательства

2. Государственная регистрация деятельности малых предприятий

3. Особенности финансирования, налогообложения деятельности малых предприятий

4. Основные экономические показатели деятельности малого предприятия

5. Система поддержки малого предпринимательства

6. Динамика развития предприятий в регионах России в январе-сентябре 2007 года

Заключение

Список литературы

Приложения



Введение

 

Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и соответствующей им модели хозяйства, в которой реализуется сложный процесс синтеза конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В России малое предпринимательство возродилось сравнительно недавно - в конце 1987 года, когда государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились и стали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день переживают несколько затянувшийся этап становления.

В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.

Именно все эти факты побудили меня выбрать тему для курсовой работы "Малое предпринимательство и значение его развития".

Целью моей работы является раскрытие сущности, видов, форм, проблем функционирования малого предприятия, разработка предложений по совершенствованию деятельности предприятия.

 



Таблица 1. Виды предпринимательской деятельности.

Производственная Коммерческая Финансовая Консалтинговая
*Инновационная *Научно-техническая *Производство товаров и оказание производственных услуг *Производственное потребление товаров и услуг *Выполнение строительных, ремонтно-строительных и сельскохозяйственных работ *Выполнение транспортных операций и операций связи *Информационная *Торговая *Торгово-закупочная *Торгово-посредническая *На товарных биржах *Банковская *Страховая *Лизинговая *На фондовых биржах *Общее управление *Администрирование *Финансовое управление *Управление кадрами *Маркетинг *Информационные технологии

К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля других предприятий (юридических лиц), не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. В зависимости от рода деятельности этих организаций максимальная численность персонала ограничена: в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек; в оптовой торговле - 50; в промышленности - 100; в сельском хозяйстве - 60; на транспорте - 100; в научно-технической сфере - 60; в других видах деятельности - 50 человек.

Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

С учетом особенностей работы малых предприятий можно разделить на две группы: традиционные и инновационные.

Традиционные малые предприятия отличаются стабильностью объемов выпускаемой продукции в определенной сфере деятельности. Они производят необходимые виды услуг, без которых человек не может обойтись, выпускают продукцию широкого потребления. Примером таких предприятий являются небольшие специализированные магазины, мастерские по ремонту бытовой техники, парикмахерские и т. п. Владельцы традиционных малых предприятий ориентируются на небольшую сумму прибыли и сохранение традиций в производстве или обслуживании, а не на стремительное развитие своего предприятия.

Инновационные малые предприятия возникают на основе конкретных научных открытий. Они часто оказываются "проводником" нового вида производства, новой продукции. Создавая инновационное предприятие, владелец рискует: если не будет спроса на новые виды товаров, то предприятие разорится и все вложенные в него капиталы пропадут. Но если новое дело станет успешным, то прибыль будет быстро расти и владелец предприятия превратится из мелкого бизнесмена в крупного предпринимателя.

Для выпуска ряда товаров и оказания услуг требуется наличие сертификата. К сертифицируемым товарам и услугам относятся: автомобили, телерадиоаппаратура, бытовая техника, продукты питания, посуда, товары для детей, ремонт автомобилей и мотоциклов, выпуск ваты, бинтов, медицинских приборов и др. Сертификация производится специальными организациями на основе соответствующих испытаний и лабораторных исследований. Предприятие, сертифицирующее свою продукцию, обязано маркировать соответствующим знаком тару, упаковку и товарно-сопроводительную документацию.

 

Таблица 2. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации (исходя их численности населения на 1 января 2005г.)

Федеральные округа Количество зарегистрированных малых предприятий на 1 октября 2007 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения Прирост / сокращение (-) Количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. чел. населения за период 01.10.2006- 01.10.2007
РФ 791,9 73,0
Центральный 996,9 61,3
Северо-Западный 1 402,7 223,6
Южный 499,1 10,1
Приволжский 623,2 58,9
Уральский 661,3 43,2
Сибирский 658,8 97,0
Дальневосточный 794,8 121,3

 

Число зарегистрированных малых предприятий по Федеральным округам отражено в Приложении А.

По итогам января-сентября 2007 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 7,7% и составила 9 133,4 тыс. человек (таблица 3).

 



Таблица 3. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2007 г.

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников на малых предприятиях

Доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых

тыс. человек. в % к январю-сентябрю 2006 г. % Изменение относительно января-сентября 2006 г., п.п.
РФ 9133,4 107,7 18,8 1,2
Центральный 3310,5 108,4 23,8 1,4
Северо-Западный 1215,6 102,7 23,0 0,6
Южный 914,2 103,7 16,7 0,6
Приволжский 1814 109,8 17,0 1,3
Уральский 646,3 113,1 13,9 1,4
Сибирский 898,0 109,3 14,1 1,2
Дальне-восточный 334,7 105,5 14,5 0,9

 

По итогам января-сентября 2007 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 7,7% и составила 9 133,4 тыс. человек.

В январе-сентябре 2007 г. по сравнению с январем-сентябрем 2006 г. малые предприятия обеспечили на 653,4 тыс. больше постоянных рабочих мест, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 18,8%, повысившись на 1,2 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2006 г. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах. Наибольший рост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях произошел в Уральском и Приволжском федеральных округах – на 13,1% и 9,8% соответственно (Таблица 4).

Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в регионах РФ в январе-сентябре 2007 г отражена в Приложении В.

Таблица 4. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2007 г.

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников малых предприятий

Доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых

тыс. чел. в % к январю-сентябрю 2006 г. % Изменение относительно января-сентября 2006 г., п.п.
РФ 9133,4 107,7 18,8 1,2
Центральный 3310,5 108,4 23,8 1,4
Северо-Западный 1215,6 102,7 23,0 0,6
Южный 914,2 103,7 16,7 0,6
Приволжский 1814 109,8 17,0 1,3
Уральский 646,3 113,1 13,9 1,4
Сибирский 898,0 109,3 14,1 1,2
Дальне-восточный 334,7 105,5 14,5 0,9

 

В январе-сентябре 2007 г. прирост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях отмечается в 71 регионе, в то время как по итогам января-сентября 2006 г. таких регионов было 69.

Максимальное увеличение показателя было отмечено в Костромской области (на 75,9%). Сильное увеличение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях зафиксировано также во Владимирской области (на 54,2%), Пермском крае (на 51,2%), Республике Ингушетия (на 45,5%) и Удмуртской Республике (на 32,6%).

Среднее сокращение (10-30%) произошло в Смоленской (на 14,3%) и Сахалинской (на 11,5%) области. Небольшое сокращение (менее 10%) показателя отмечено в таких регионах, как Магаданская (на 9,4%) и Новгородская (на 5,1%) области, Республика Марий Эл (на 4,7%), Самарская (на 4,6%), Кировская (на 4,4%) и Пензенская (на 3,8%) области, Краснодарский край (на 3,5%), Тверская (на 2,7%) и Ярославская (на 2,2%) области, Республика Карелия (на 2,1%) (Таблица 5).

 

Таблица 5. Изменение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях по регионам в январе-сентябре 2007 г. по сравнению с январем-сентябрем 2006 г.

Изменение среднесписочной численности работников МП Количество регионов
Сильное сокращение (свыше 30%) -
Среднее сокращение (10-30%) 2
Небольшое сокращение (менее 10%) 10
На прежнем уровне (малозначительное изменение) 1
Небольшое увеличение (менее 10%) 35
Среднее увеличение (10-30%) 31
Сильное увеличение (свыше 30%) 5

 

В январе-сентябре 2007 г. прирост оборота малых предприятий отмечается в 71 регионе, при этом прирост более чем на 30% наблюдался в 21 из них. При этом объемы оборота малых предприятий сократились всего в 13 регионах.

В наибольшей степени показатель вырос в Республике Ингушетия (в 3,1 раза). Очень сильное увеличение объемов оборота малых предприятий (свыше 50%) было также зафиксировано в Усть-Ордынском Бурятском АО (в 2,8 раза), Костромской области (в 2,0 раза), Ханты-Мансийском АО (на 62,4%), Республике Дагестан (на 60,5%), Белгородской области (на 55,5%), Кабардино-Балкарской Республике (на 54,9%), Московской области (на 53,9%), Пермском крае (на 52,9%) и Тульской области (на 51,9%).

Максимальное сокращение показателя отмечено в Чукотском АО (на 63,6%). Сильное сокращение показателя также зафиксировано в Ненецком АО (на 32,9%). Среднее сокращение объемов оборота малых предприятий наблюдалось в Республике Северная Осетия-Алания (на 21,6%). Небольшое сокращение объемов оборота малых предприятий (10%) наблюдалось в Краснодарском крае (на 8,5%), Магаданской (на 8,3%), Иркутской (на 7,0%) и Нижегородской (на 5,3%) области, Алтайском крае (на 4,8%), Тверской области (на 4,3%), Карачаево-Черкесской Республике (на 2,6%), Ямало-Ненецком АО (на 2,4%), Рязанской области (на 1,6%) и Республике Мордовия (на 0,9%) (Таблица 6).

Таблица 6. Объемы оборота малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2007 г.

Федеральные

округа

Объем оборота

в январе-сентябре 2007 г.

млн. руб. На душу населения, руб. В % к январю-сентябрю 2006 г.
РФ 10 987 506,1 76 581,8 114,7
Центральный 4 964 675,4 132 229,8 111,9
Северо-Западный 1 227 364,5 89 386,4 125,6
Южный 982 600,8 43 057,2 111,0
Приволжский 1 615 533,6 52 605,8 113,3
Уральский 862 902,8 70 273,5 121,8
Сибирский 995 401,7 50 287,5 111,3
Дальне-восточный 339 027,3 51 422,3 125,0

 

В январе-сентябре 2007 г. оборот малых предприятий вырос на 14,7% относительно аналогичного периода предыдущего года. Наиболее значительное увеличение оборота малых предприятий произошло в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах.

В январе-сентябре 2007 г. продолжилась тенденция к росту объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по стране, при увеличении темпов роста: если в январе-сентябре 2006 г. инвестиции выросли на 25,9%, то за аналогичный период 2007 г. рост показателя составил 32,9%. Увеличение объема инвестиций на малых предприятиях произошло во всех федеральных округах. Наибольший рост показателя зафиксирован в Дальневосточном ФО (на 72,7%). Заметное увеличение произошло также в Южном ФО. Ситуация с распределением регионов по группам с различной динамикой инвестиций в основной капитал на малых предприятиях по итогам января-сентября 2007 г. по сравнению с распределением, наблюдаемым за аналогичный период 2006 г., немного изменилась в лучшую сторону: если в январе-сентябре 2006 г. увеличение наблюдалось в 58 регионах, то в январе-сентябре 2007 г. – в 67.

Наибольший прирост был зафиксирован в Ямало-Ненецком (в 20,9 раза) и Агинском Бурятском (в 16,7 раза) авт. округах. В 3,0 и более раза инвестиции в основной капитал на малых предприятиях увеличились в Республиках Мордовия (в 7,7 раза) и Хакассия (в 6,5 раза), Смоленской (в 6,0 раза), Тульской (в 5,0 раза) и Костромской (в 4,8 раза) областях, Камчатском крае (в 3,4 раза), Республике Тыва (в 3,3 раза) и Ставропольском крае (в 3,1 раза) (Таблица 7).

 

Таблица 7. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2007 г.

Федеральные округа

Объем инвестиций

в январе-сентябре 2007 г.

млн. руб. На душу населения, руб. в % к январю-сентябрю 2006 г.
РФ 155 045,0 1 080,6 132,9
Центральный 29 813,3 794,1 106,0
Северо-Западный 14 230,0 1 036,3 122,8
Южный 27 462,9 1 203,4 164,3
Приволжский 35 248,5 1 147,8 122,4
Уральский 14 958,8 1 218,2 156,9
Сибирский 26 193,0 1 323,3 145,9
Дальневосточный 7 138,4 1 082,7 172,7

 


По итогам третьего квартала 2007 г. в целом по стране по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается положительный прирост.

Итоги деятельности малых предприятий в январе-сентябре 2007 г. относительно января-сентября 2006 г. в региональном разрезе можно рассматривать как положительные. В 71 регионе увеличилось количество зарегистрированных малых предприятий; увеличение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях было отмечено также в 71 регионе; объемов оборота малых предприятий – также в 71 регионе; инвестиций в основной капитал на малых предприятиях – в 67 регионах.


Заключение

Сегодня, когда с крупными предприятиями слишком много проблем, задача стоит в их реструктуризации, чтобы создавать малые. Необходимы новые типы самих предприятий, равно как и стимулирование их деятельности за счет упрощения процедур, обучения кадров, анализа экономической статистики, создание бизнес центров, кредитных линий и т.д.

В заключении своей работы хотелось бы отметить, что современное законодательство необходимо направить в сторону налогоплательщика, сделать законы более доступными, упростить тем самым не только работу предпринимателей, но и налоговых органов.

Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщения рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.

Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий - это наиболее выгодный путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

Важное место в механизме поддержки предпринимательства занимает производственно-технологическая и имущественная поддержка, оказание помощи субъектам малого предпринимательства в предоставлении в аренду (или в собственность) сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В решении этой проблемы особая роль отводится субъектам РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в создании сети технопарков, лизинговых фирм. Так, в Москве уже несколько лет успешно функционирует Московская лизинговая компания, предоставляющая субъектам малого предпринимательства по договорам оборудование в лизинг.

Развитие малых и средних предприятий в Российской Федерации позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Правительством Российской Федерации приняты меры, направленные на:

- снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

- упрощение процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа "одного окна";

- установление специальных налоговых режимов;

- расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным и финансовым ресурсам;

- сокращение объема и упорядочение процедур государственного контроля и усиление защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении в отношении них контрольных мероприятий;

- введение 3-летнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении созданных малых предприятий.

 



Список литературы

1. Федеральный Закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ".

2. Экономика предприятия / Под ред. Г.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник,2007.

3. Малый бизнес: организация, экономика, управление. / Под ред. Г. Я. Горфинкеля.- М.: Вузовский учебник, 2007.

4. Справочно-информационная служба "Консультант Плюс".

5. Черданова Л. Н. "Основы экономики и предпринимательства" - М.: Профиздат 2005г.

6. Афанасьева Т. П. "Основы предпринимательской деятельности" - М.: КОНСЭКО 2004г.

7. Борохов В. Б. "Основы рыночной экономики и предпринимательства" - М.: ИРПО 2006г.

8. Жеделева В. В. "Экономика предприятия" - М.: ИНФРА 2004г.

9. "Основы предпринимательства, словарь-справочник" - М.: изд. Луч-2. 2006г.

10. Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство М.:ИНФРА-М, 2004 г.

11. Электронное издание журнала "Экономика и жизнь", октябрь 2008г.

12. НИСИИПП. Доклад Шестоперова А.М. "Динамика развития малых предприятий в регионах России", июнь 2008г.

13. Даль В. "Толковый словарь".

14. "Гражданский кодекс Российской Федерации" (часть первая).

 



Приложения

Приложение А. Количество малых предприятий на 100 тыс. жителей на 1 октября 2006 г. и 1 октября 2007 г. по регионам РФ

  На 1 октября 2006 г., ед. На 1 октября 2007 г., ед. Прирост/ сокращение за период 1.10.2006-1.10.2007, ед.
Российская Федерация 718,9 791,9 73,0
Агинский Бурятский АО 270,3 405,4 135,1
Алтайский край 549,5 631,3 81,8
Амурская область 382,9 585,6 202,7
Архангельская область 406,1 505,7 99,6
Астраханская область 470,9 511,0 40,1
Белгородская область 668,0 714,3 46,3
Брянская область 334,1 341,5 7,4
Владимирская область 490,9 571,6 80,7
Волгоградская область 549,9 565,0 15,1
Вологодская область 377,2 385,2 8,0
Воронежская область 651,2 745,5 94,3
г.Москва 1 996,7 2 060,2 63,4
г.Санкт-Петербург 2 397,8 2 756,5 358,7
Еврейская авт.область 317,5 423,3 105,8
Ивановская область 439,5 448,4 9,0
Иркутская область 408,6 467,6 58,9
Кабардино-Балкарская Республика 267,6 301,0 33,4
Калининградская область 1 142,9 1 830,7 687,8
Калужская область 616,4 665,4 48,9
Камчатский край 681,8 823,9 142,0
Карачаево-Черкесская Республика 390,8 459,8 69,0
Кемеровская область 553,4 637,5 84,1
Кировская область 451,7 513,3 61,6
Костромская область 417,8 640,7 222,8
Краснодарский край 686,3 684,3 -2,0
Красноярский край 359,0 543,6 184,6
Курганская область 403,2 362,9 -40,3
Курская область 333,6 408,7 75,1
Ленинградская область 659,4 901,4 242,0
Липецкая область 428,6 554,6 126,1
Магаданская область 800,0 857,1 57,1
Московская область 662,1 696,8 34,7
Мурманская область 355,1 366,6 11,5
Ненецкий АО 238,1 476,2 238,1
Нижегородская область 647,3 731,5 84,2
Новгородская область 400,6 445,1 44,5
Новосибирская область 961,7 1 010,5 48,8
Омская область 693,7 723,0 29,3
Оренбургская область 418,6 460,5 41,9
Орловская область 427,6 403,8 -23,8
Пензенская область 611,4 548,1 -63,2
Пермский край 436,8 454,9 18,1
Приморский край 957,8 1 080,6 122,8
Псковская область 502,0 529,2 27,1
Республика Адыгея 473,0 495,5 22,5
Республика Алтай 490,2 735,3 245,1
Республика Башкортостан 502,6 571,2 68,6
Республика Бурятия 371,5 505,7 134,2
Республика Дагестан 167,8 141,1 -26,7
Республика Ингушетия 124,5 269,7 145,2
Республика Калмыкия 137,9 172,4 34,5
Республика Карелия 654,3 583,2 -71,1
Республика Коми 592,4 813,3 220,9
Республика Марий Эл 599,7 669,5 69,7
Республика Мордовия 346,0 461,4 115,3
Республика Саха (Якутия) 294,4 315,5 21,0
Республика Северная Осетия-Алания 227,3 284,1 56,8
Республика Татарстан 533,3 620,9 87,6
Республика Тыва 259,7 227,3 -32,5
Республика Хакасия 443,6 443,6 0,0
Ростовская область 724,5 740,7 16,2
Рязанская область 527,2 577,4 50,2
Самарская область 934,1 921,6 -12,5
Саратовская область 445,5 525,5 80,0
Сахалинская область 789,5 808,3 18,8
Свердловская область 684,3 747,5 63,2
Смоленская область 363,1 431,8 68,7
Ставропольский край 459,9 445,2 -14,7
Тамбовская область 305,7 366,8 61,1
Тверская область 483,9 504,9 21,0
Томская область 954,7 1 253,6 298,9
Тульская область 462,4 548,7 86,3
Тюменская область 529,0 559,3 30,2
Удмуртская Республика 682,5 850,0 167,4
Ульяновская область 555,1 621,8 66,6
Усть-Ордынский Бурятский АО 74,6 74,6 0,0
Хабаровский край 690,1 873,2 183,1
Ханты-Мансийский АО 510,6 531,0 20,4
Челябинская область 681,5 729,4 47,9
Читинская область 264,1 352,1 88,0
Чувашская Республика 546,6 608,2 61,6
Чукотский АО 588,2 588,2 0,0
Ямало-Ненецкий АО 344,2 382,4 38,2
Ярославская область 709,5 709,5 0,0

 


Приложение В. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях(без учета совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера)в регионах РФ в январе-сентябре 2007г

  Среднесписочная численность работников в январе-сентябре 2007 г., тыс. человек Доля занятых на малых предприят. в общей среднеспи-сочной числен. занятых в январе-сентябре 2007 г., % Янв.-сентяб. 2007 г. в % к янв.-сентяб. 2006 г. Изменение доли занятых на малых предпр. в общей среднесписочной численности занятых в январе-сентябре 2007 г. по сравнению с январем-сентябрем 2006 г., п.п.
Российская Федерация 9133,4 18,8 107,7 1,2
Агинский Бурятский АО 1,3 5,9 130,0 1,3
Алтайский край 131,2 17,6 103,5 0,8
Амурская область 38,1 13,3 112,4 1,0
Архангельская область 65,4 13,9 119,1 2,2
Астраханская область 52,5 16,9 107,4 0,9
Белгородская область 57,3 11,6 109,8 0,9
Брянская область 43,5 11,5 113,6 1,8
Владимирская область 103,0 21,0 154,2 7,0
Волгоградская область 109,6 14,6 103,1 0,9
Вологодская область 64,9 13,8 102,9 0,4
Воронежская область 122,3 16,4 104,8 0,6
г.Москва 1833,7 35,5 103,2 -0,1
г.Санкт-Петербург 627,5 31,0 100,1 -0,5
Еврейская авт.область 10,2 19,4 107,4 1,6
Ивановская область 47,9 15,1 110,4 1,7
Иркутская область 82,1 10,2 110,5 0,9
Кабардино-Балкарская Республика 22,6 14,3 102,7 0,2
Калининградская область 127,0 36,4 109,4 3,9
Калужская область 62,9 18,3 104,7 1,1
Камчатский край 18,9 14,7 113,9 1,7
Карачаево-Черкесская Республика 11,8 12,6 109,3 0,9
Кемеровская область 136,6 13,5 108,3 0,9
Кировская область 58,9 12,2 95,6 -0,3
Костромская область 42,4 18,7 175,9 7,2
Краснодарский край 282,7 19,1 96,5 -0,7
Красноярский край 123,4 12,1 116,9 1,7
Курганская область 31,7 11,3 108,9 0,9
Курская область 42,2 11,2 126,7 2,4
Ленинградская область 142,7 26,1 102,7 0,9
Липецкая область 44,2 11,1 114,2 1,4
Магаданская область 11,5 15,2 90,6 -1,0
Московская область 560,4 25,0 122,6 3,6
Мурманская область 29,9 9,1 104,2 0,7
Ненецкий АО 1,1 3,6 110,0 0,1
Нижегородская область 317,6 23,5 111,0 1,9
Новгородская область 26,3 11,3 94,9 -0,5
Новосибирская область 141,3 15,7 104,0 0,6
Омская область 94,2 14,7 103,9 0,5
Оренбургская область 117,8 16,9 114,4 2,0
Орловская область 24,8 9,2 102,1 0,4
Пензенская область 68,6 16,5 96,2 -0,5
Пермский край 127,6 13,6 151,2 4,4
Приморский край 95,4 15,7 100,3 0,8
Псковская область 39,3 17,5 104,5 1,4
Республика Адыгея 14,6 15,3 111,5 1,5
Республика Алтай 8,4 14,2 109,1 0,9
Республика Башкортостан 325,9 22,3 111,2 1,4
Республика Бурятия 30,3 11,5 118,4 2,0
Республика Дагестан 50,8 12,8 107,2 0,8
Республика Ингушетия 3,2 9,2 145,5 3,3
Республика Калмыкия 3,2 4,3 103,2 0,1
Республика Карелия 32,5 12,9 97,9 -0,2
Республика Коми 60,0 15,2 107,0 0,9
Республика Марий Эл 32,5 14,7 95,3 -0,5
Республика Мордовия 31,5 11,2 112,5 1,4
Республика Саха (Якутия) 25,9 7,1 115,6 0,9
Республика Северная Осетия-Алания 9,5 6,6 100,0 0,3
Республика Татарстан 219,6 16,1 107,5 0,2
Республика Тыва 4,2 5,8 113,5 0,7
Республика Хакасия 33,4 19,5 109,2 1,3
Ростовская область 199,0 16,6 102,9 0,5
Рязанская область 75,3 19,4 102,4 0,5
Самарская область 211,5 17,0 95,4 -0,9
Саратовская область 81,5 10,6 105,8 0,7
Сахалинская область 33,0 16,6 88,5 -2,1
Свердловская область 280,1 17,0 119,6 2,6
Смоленская область 32,4 10,6 85,7 -2,2
Ставропольский край 153,0 20,4 117,2 2,4
Тамбовская область 36,7 11,8 113,6 1,6
Тверская область 47,4 10,4 97,3 0,1
Томская область 82,7 23,2 115,8 2,6
Тульская область 66,0 13,4 109,3 1,3
Тюменская область 167,7 11,3 111,7 0,8
Удмуртская Республика 51,6 9,2 132,6 2,5
Ульяновская область 83,9 18,6 120,0 2,3
Усть-Ордынский Бурятский АО 1,0 3,4 111,1 0,4
Хабаровский край 99,9 18,1 113,7 2,4
Ханты-Мансийский АО 61,2 8,2 112,1 0,6
Челябинская область 166,9 13,7 105,7 0,6
Читинская область 30,3 9,2 128,9 2,3
Чувашская Республика 85,6 20,1 109,0 1,7
Чукотский АО 1,8 5,6 105,9 0,4
Ямало-Ненецкий АО 23,3 7,6 115,3 0,7
Ярославская область 68,0 13,8 97,8 0,0



Приложение С. Оборот малых предприятий в регионах РФ в январе-сентябре 2007 г.

  Объем оборота МП в январе-сентябре 2007 г., млн. рублей В % к январю-сентябрю 2006 г. с учетом ИПЦ Объем оборота МП на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности в январе-сентябре 2007 г. в % от среднего по РФ
Российская Федерация 10 987 506,1 114,7 100,0
Агинский Бурятский АО 1 238,4 136,6 22,5
Алтайский край 125 524,7 95,2 72,6
Амурская область 23 496,2 124,1 30,3
Архангельская область 50 990,8 126,5 46,8
Астраханская область 31 174,2 125,6 44,8
Белгородская область 63 999,0 155,5 63,5
Брянская область 36 289,2 127,8 41,4
Владимирская область 43 656,5 129,9 25,7
Волгоградская область 112 767,0 113,8 59,6
Вологодская область 58 422,3 106,8 65,8
Воронежская область 78 119,2 115,9 42,8
г. Москва 3 403 724,2 104,3 444,9
г. Санкт-Петербург 645 000,4 137,2 127,1
Еврейская авт.область 4 845,2 123,4 31,6
Ивановская область 26 179,2 106,1 27,1
Иркутская область 135 550,8 93,0 76,4
Кабардино-Балкарская Республика 3 777,1 154,9 5,6
Калининградская область 197 769,3 116,9 329,2
Калужская область 63 951,7 109,6 75,7
Камчатский край 15 772,8 120,3 64,3
Карачаево-Черкесская Республика 5 074,0 97,4 9,0
Кемеровская область 180 063,1 130,0 100,4
Кировская область 52 116,5 118,3 53,5
Костромская область 30 529,6 204,3 61,7
Краснодарский край 336 042,2 91,5 103,7
Красноярский край 114 205,3 106,8 53,7
Курганская область 16 243,0 120,0 20,4
Курская область 32 615,8 114,5 39,9
Ленинградская область 72 907,4 107,4 69,4
Липецкая область 51 038,5 115,5 56,6
Магаданская область 15 046,3 91,7 136,9
Московская область 853 862,4 153,9 122,8
Мурманская область 48 860,7 110,3 68,9
Ненецкий АО 584,4 67,1 14,1
Нижегородская область 264 565,5 94,7 102,3
Новгородская область 23 845,7 112,4 48,6
Новосибирская область 172 851,5 106,5 84,8
Омская область 120 360,2 126,8 87,2
Оренбургская область 57 411,4 140,1 42,0
Орловская область 23 497,0 111,3 45,5
Пензенская область 43 312,6 100,4 45,2
Пермский край 216 008,6 152,9 100,8
Приморский край 123 926,4 124,7 64,1
Псковская область 23 141,5 108,7 46,1
Республика Адыгея 8 849,1 146,6 27,7
Республика Алтай 3 557,2 110,2 23,2
Республика Башкортостан 195 077,4 104,0 73,5
Республика Бурятия 21 430,5 120,2 27,8
Республика Дагестан 43 031,2 160,5 25,5
Республика Ингушетия 1 579,6 313,6 5,0
Республика Калмыкия 1 247,4 125,8 6,8
Республика Карелия 47 813,6 115,2 89,7
Республика Коми 58 612,8 122,6 66,8
Республика Марий Эл 23 936,2 126,2 54,5
Республика Мордовия 12 296,0 99,1 21,8
Республика Саха (Якутия) 23 748,4 130,9 22,8
Республика Северная Осетия-Алания 7 149,3 78,4 16,8
Республика Татарстан 165 377,9 109,1 67,4
Республика Тыва 2 374,1 130,8 10,8
Республика Хакасия 12 731,5 105,2 32,3
Ростовская область 328 718,9 123,3 104,3
Рязанская область 59 620,2 98,4 69,3
Самарская область 377 537,2 113,8 145,3
Саратовская область 81 264,3 118,6 47,5
Сахалинская область 36 722,6 116,6 58,2
Свердловская область 468 638,0 113,3 144,0
Смоленская область 21 766,3 106,6 32,4
Ставропольский край 101 582,9 134,0 50,3
Тамбовская область 21 274,4 117,8 27,9
Тверская область 26 883,1 95,7 25,6
Томская область 86 837,0 128,0 103,2
Тульская область 48 490,7 151,9 44,4
Тюменская область 139 587,0 143,1 44,1
Удмуртская Республика 46 655,4 133,2 47,3
Ульяновская область 39 922,0 107,4 45,4
Усть-Ордынский Бурятский АО 845,7 275,3 9,2
Хабаровский край 93 251,6 144,6 65,5
Ханты-Мансийский АО 68 239,0 162,4 43,6
Челябинская область 238 434,8 128,5 98,5
Читинская область 19 915,8 144,2 24,4
Чувашская Республика 40 052,7 126,5 49,1
Чукотский АО 2 217,8 36,4 26,7
Ямало-Ненецкий АО 12 037,0 97,6 20,2
Ярославская область 79 178,2 101,2 85,8

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие, роль, виды и особенности малого предпринимательства

2. Государственная регистрация деятельности малых предприятий

3. Особенности финансирования, налогообложения деятельности малых предприятий

4. Основные экономические показатели деятельности малого предприятия

5. Система поддержки малого предпринимательства

6. Динамика развития предприятий в регионах России в январе-сентябре 2007 года

Заключение

Список литературы

Приложения



Введение

 

Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и соответствующей им модели хозяйства, в которой реализуется сложный процесс синтеза конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В России малое предпринимательство возродилось сравнительно недавно - в конце 1987 года, когда государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились и стали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день переживают несколько затянувшийся этап становления.

В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.

Именно все эти факты побудили меня выбрать тему для курсовой работы "Малое предпринимательство и значение его развития".

Целью моей работы является раскрытие сущности, видов, форм, проблем функционирования малого предприятия, разработка предложений по совершенствованию деятельности предприятия.

 



Понятие, роль, виды и особенности малого предпринимательства

В соответствии с толковым словарем В. Даля предпринимательство - есть исполнение какого-либо нового дела, совершение чего-либо значительного1.

В Энциклопедическом словаре предпринимателя мы находим такое определение: "Предпринимательство (фр. entreprise) - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультативную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами".

Малое предпринимательство во многих развитых странах мира играет значительную роль. Результаты деятельности малых предприятий в ряде стран определяют темпы экономического роста, доля их в валовом национальном продукте достигает 70%. Например, в США малый бизнес обеспечивает около 60% всех услуг. В Германии, Великобритании, Италии за счет малого бизнеса создаются две трети рабочих мест.

Малое предприятие, специализируется в конкретной области деятельности (например, фотография, столовая, булочная, авторемонтная мастерская и т. п.), и клиентами в основном являются отдельные граждане.

Успешность деятельности малого предприятия по оказанию индивидуальных услуг зависит от количества клиентов. Если в автосервис не придут клиенты, то он разорится, поэтому его владелец и его работники будут стремиться к повышению качества обслуживания, расширению ассортимента услуг по обслуживанию автомобилей. Эти мероприятия способствуют появлению постоянных покупателей и привлечению новых, а в итоге - обеспечивают рост прибыли.

Малое предприятие имеет ряд особенностей:

· работники составляют небольшой коллектив, объединенный общими целями;

· в работе используется взаимозаменяемость и взаимопомощь;

· высокая интенсивность деятельности работников, что обусловлено обостренным чувством личной ответственности;

· нововведения руководителя быстро реализуется.

К преимуществам деятельности малых предприятий относятся:

· возможность для многих граждан стать соучредителями (по причине небольших первоначальных вложений в основной и оборотный капитал);

· возможность использования местных сырьевых ресурсов и отходов производства;

· создание новых рабочих мест;

· небольшой аппарат управления по сравнению с крупными предприятиями, как следствие, более низкие накладные расходы;

· возрождение подсобных производств и народных ремесел;

· содействие экономическому и социальному развитию малых предприятий и небольших населенных пунктов.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений.

По численности собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

В числе организационно-правовых форм различают товарищества, общества, кооперативы. К основным организационно-правовым формам можно отнести: концерны, ассоциации, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, холдинги.

По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, финансовой, консалтинговой, коммерческой (торговая, торгово-закупочная, торгово-посредническая, на товарных биржах) и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе (таблица 1).

 

Таблица 1. Виды предпринимательской деятельности.

Производственная Коммерческая Финансовая Консалтинговая
*Инновационная *Научно-техническая *Производство товаров и оказание производственных услуг *Производственное потребление товаров и услуг *Выполнение строительных, ремонтно-строительных и сельскохозяйственных работ *Выполнение транспортных операций и операций связи *Информационная *Торговая *Торгово-закупочная *Торгово-посредническая *На товарных биржах *Банковская *Страховая *Лизинговая *На фондовых биржах *Общее управление *Администрирование *Финансовое управление *Управление кадрами *Маркетинг *Информационные технологии

К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля других предприятий (юридических лиц), не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. В зависимости от рода деятельности этих организаций максимальная численность персонала ограничена: в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек; в оптовой торговле - 50; в промышленности - 100; в сельском хозяйстве - 60; на транспорте - 100; в научно-технической сфере - 60; в других видах деятельности - 50 человек.

Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

С учетом особенностей работы малых предприятий можно разделить на две группы: традиционные и инновационные.

Традиционные малые предприятия отличаются стабильностью объемов выпускаемой продукции в определенной сфере деятельности. Они производят необходимые виды услуг, без которых человек не может обойтись, выпускают продукцию широкого потребления. Примером таких предприятий являются небольшие специализированные магазины, мастерские по ремонту бытовой техники, парикмахерские и т. п. Владельцы традиционных малых предприятий ориентируются на небольшую сумму прибыли и сохранение традиций в производстве или обслуживании, а не на стремительное развитие своего предприятия.

Инновационные малые предприятия возникают на основе конкретных научных открытий. Они часто оказываются "проводником" нового вида производства, новой продукции. Создавая инновационное предприятие, владелец рискует: если не будет спроса на новые виды товаров, то предприятие разорится и все вложенные в него капиталы пропадут. Но если новое дело станет успешным, то прибыль будет быстро расти и владелец предприятия превратится из мелкого бизнесмена в крупного предпринимателя.

Для выпуска ряда товаров и оказания услуг требуется наличие сертификата. К сертифицируемым товарам и услугам относятся: автомобили, телерадиоаппаратура, бытовая техника, продукты питания, посуда, товары для детей, ремонт автомобилей и мотоциклов, выпуск ваты, бинтов, медицинских приборов и др. Сертификация производится специальными организациями на основе соответствующих испытаний и лабораторных исследований. Предприятие, сертифицирующее свою продукцию, обязано маркировать соответствующим знаком тару, упаковку и товарно-сопроводительную документацию.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 214.