ГЛАВА I : Общая характеристика Азиатско-тихоокеанского региона
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I : Общая характеристика Азиатско-тихоокеанского региона…..6

1.1. Общая характеристика развитых индустриальных и аграрно-индустриальных стран АТР……………………………………………………7

1.2. Новые индустриальные страны Азиатско-тихоокеанского региона…………………………………………………………………………...11

1.3. Важнейшие группировки АТР…………………………………………... 16

ГЛАВА 2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)…………...17

2.1. История становления и политическое развитие…………………. …..17

2.2. Структура и механизмы…………………………………………………..20

2.3. Зона свободной торговли, зона инвестиций и схема промышленного сотрудничества стран АСЕАН………………………………………………..22

ГЛАВА III : Россия и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)…………………………………………………………………………27

3.1. Россия и АСЕАН…………………………………………………………... 27

3. 2. Фонд Сотрудничества Россия – АСЕАН……………………………….30

Заключение……………………………………………………………………...32

Список использованной литературы……………………………………….. 34

Приложения…………………………………………………………………….. 35

Введение

Предметом моей работы стала история развития одной из наиболее влиятельных современных региональных политико-экономических организаций - Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Численность населения, стран в нее входящих, составляет сегодня примерно 500 млн. человек, а их ежегодный совокупный национальный продукт, равен примерно 660 млрд. долларов США.

Организация АСЕАН является важнейшей группировкой Азиатско-тихоокеанского региона. АТР - экономическо-политический регион, включающий в себя около 50-ти государств: объединенными и торговыми отношениями. Эти страны имеют выход к Тихому океану и используют его водное пространство для транспортного сообщения. Важными прмышленно-торговыми центрами в составе АТР является развитые индустриальные и аграрно-индустриальные страны. Это Россия, Китай, Япония, Канада и США. Общая численность населения АТР достигает 3,5 млрд. человек.

В своей работе я попыталась рассмотреть и проанализировать весь комплекс вопросов, связанных с процессом образования АСЕАН, ее основных задач, целей и перспектив. Происследовала также состав и внутреннюю структуру АСЕАН, характер принятия основных политических и экономических решений, то есть весь административно-управленческий механизм, обеспечивающий этой организации непросто выживание в современном мире, но и способность давать адекватные ответы на вызовы времени.

В настоящее время в АСЕАН состоят десять государств Юго-Восточной Азии - Индонезия, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Мьянма, Лаос и Камбоджа. В 1967 году на момент своего образования в АСЕАН входило лишь пять стран (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия и Сингапур) и, с учетом проблем и внутренних противоречий между этими странами, многие аналитики высказывали в то время большие сомнения относительно ее устойчивости и перспектив на будущее. Опровергая эти прогнозы, АСЕАН, за относительно короткое время, продемонстрировала свою немалую эффективность, особенно в предотвращении обострения территориальных споров и разного рода политических и экономических противоречий между своими членами. Успешно выдержав испытание "холодной" войной, двумя Индокитайскими войнами (1965-1973) и (1978-1979), АСЕАН сумела превратиться в такую организацию, без которой вся современная архитектура международных отношений в Юго-Восточной Азии была бы просто немыслима.

Эффективность АСЕАН особенно проявилась в сфере экономического развития. Шаги по смягчению политических и территориальных споров в рамках образованной региональной общности позволили странам региона обеспечить необходимую политическую стабильность, а правильно выбранная экспорториентированная модель хозяйственного развития, относительная дешевизна рабочей силы и другие факторы сделали их экономики привлекательными для иностранных инвестиций.

Приток капиталов извне позволил странам АСЕАН в течение длительного времени (более 20 лет) достигать весьма высоких показателей экономического роста - в среднем ежегодный рост ВВП составлял примерно 7%, что в два-три раза превышало аналогичный показатель в других странах мира. В период 1976-1997 гг. совокупный внутренний продукт большинства стран АСЕАН вырос в 3-4 раза.

Несмотря на тяжелый валютно-финансовый кризис (1997-1998 гг.), который сопровождался политическими и социальными потрясениями, обесцениванием национальных валют, спадом производства, инфляцией, безработицей, в настоящее время страны АСЕАН сумели достаточной успешно преодолеть его последствия. Этот факт стал еще одним подтверждением дееспособности АСЕАН как регионального политического и экономического объединения, которое выступает ныне как весомый партнер Японии, Китая и Южной Кореи в переговорах о формировании на Северо-Востоке и Юго-Востоке Азии зоны свободной торговли.

Изучение предметного анализа внутренней структуры и механизмов принятия и реализации решений в рамках АСЕАН представляет актуальную научную задачу, ибо так можно судить о позитивном и негативном опыте региональной консолидации и соответственно сделать выводы и о наиболее оптимальном характере и наиболее эффективных формах организации региональных объединений.

Основные цели и задачи исследования. Основная цель исследовательской работы состояла в том, чтобы - выявить роль АСЕАН в процессе экономического роста и политической консолидации в Юго-Восточной Азии и дать объективный прогноз ее будущего развития. В этой связи в настоящей работе поставлены следующие задачи:

а) проанализировать причины и процессы, приведшие к образованию АСЕАН.

б) определить основные этапы развития и рассмотреть политику АСЕАН.

в) осветить основные организационные структуры АСЕАН с точки зрения их компетентности и эффективности, выявить наиболее позитивные решения, позволившие организации успешно пройти через горнило внутренних и внешних конфликтов.

Важнейшие группировки АТР

АТЭСбыл создан в 1989 году. Его возникновение было обусловлено желанием стран – основателей содействовать экономическому росту, стимулировать и укреплять торговлю, и повысить жизненный уровень в азиатско-тихоокеанском регионе. АТЭС начался со скромной программы отраслевых и торговых переговоров. На сегодняшний день в АТЭС входит 21 страна, включая все основные страны региона и наиболее динамично и быстро растущие страны мира: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. В 1997 г., одновременно с приемом в АТЭС России, Вьетнама и Перу, введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума.

Организация АСЕАН (от английской аббревиатуры – ASEAN – The Association of Southeast Asian Nations) региональное объединение стран Юго-Восточной Азии, которые на сегодняшний день, в общем, имеют население 500 млн. человек, общий ВВП в 737 млрд. долларов США, объем торгового оборота в 720 млрд. долларов США. Была создана 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд) руководством Таиланда, Малайзии, Индонезии, Филиппин, Сингапура. 8 января 1984 года в члены организации был принят Бруней Даруссалам. После окончания так называемой «холодной войны» в члены организации были приняты страны социалистической ориентации – Вьетнам (28 июля 1995 года), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 года), Камбоджа (30 апреля 1999 года). Активно расширяется сотрудничество со странами региона в рамках формулы «АСЕАН плюс 3» и «Диалог с партнерами». В рамках последнего активно участвуют такие страны как Япония, Индия, Китай, Республика Корея, Австралия, Канада, ЕС, Новая Зеландия, Россия, США, Пакистан.

Структура и механизмы

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящий и координирующий механизм – регулярные совещания министров иностранных дел. Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Постоянный комитет, возглавляемый министром иностранных дел страны – текущего председателя АСЕАН, которые сменяются в алфавитном порядке (в настоящее время – Сингапур). В Джакарте функционирует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. Генеральный Секретарь АСЕАН назначается сроком на пять лет. В 2003-2007 гг. этот пост занимал сингапурец Онг Кенг Йонг, с 1 января 2008 г. на очередной пятилетний срок его сменил бывший министр иностранных дел Таиланда С. Питсуван. Сотрудники Секретариата АСЕАН выбираются путем открытого конкурса по всему региону.

В АСЕАН действует 11 специализированных комитетов, ежегодно проводится более 300 мероприятий, включая встречи министров экономики и торговли, руководителей правоохранительных органов и т.д.

Ежегодно проходят министерские Конференции АСЕАН, служащие форумом по обмену мнениями по вопросам безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе между АСЕАН и ее партнерами по диалогу (Австралией, Канадой, Европейским Союзом, Японией, Новой Зеландией, Южной Кореей и Соединенными Штатами Америки).

С целью продвижения превентивной дипломатии в 1993 году был создан АСЕАНовский региональный форум (АРФ), многостороннее консультативное собрание. В настоящее время в него входят члены АСЕАН, партнеры по диалогу, Папуа Новая Гвинея в качестве наблюдателя и два консультативных партнера - КНР и Россия. Первая встреча АРФ в июле 1994 года и вторая в августе 1995 года определили трехсторонний подход в сотрудничестве в области безопасности: обеспечение доверия, развитие превентивной дипломатии и выработка подходов для решения конфликтов.

Для поддержки международных отношений АСЕАН учредила комитеты, состоящие из глав дипломатических миссий, расположенных в экономических и политических центрах мира: Брюссель, Лондон, Париж, Вашингтон, Токио, Канберра, Оттава, Веллингтон, Женева, Сеул, Нью-Дели, Нью-Йорк, Пекин, Москва, Исламабад.

АСЕАН имеет свои вооруженные силы – ВМС, которые проводят совместные учения. В 1994 году на 27-й конференции министров иностранных дел стран-членов АСЕАН был принят флаг АСЕАН.

В 2007 году были проведено два саммита АСЕАН – XII Саммит в Себу . На XII Саммите участники Саммита пришли к соглашению:

1) Содействовать социально-экономическому развитию всех групп населения, включая мигрантов.

2) Противостоять террористическим вызовом; активно содействовать освобождению Корейского полуострова от ядерного оружия.

3) Развивать энергетическую кооперацию в рамках АСЕАН, включая создание единой энергосистемы и строительство Транс-АСЕАНского газопровода.

XIII Саммит АСЕАН совпал с 40-й годовщиной организации. На Саммите обсуждались вопросы: энергетики, экологии, изменения климата и устойчивого развития. На Саммите был утвержден новый Генеральный Секретарь АСЕАН – Сурин Питсуван, бывший министр иностранных дел Таиланда.

В последние годы в АСЕАН усиливаются призывы к отходу от некоторых основополагающих принципов Ассоциации. В частности, Таиланд при активной поддержке Филиппин выступает за снятие «табу» на обсуждение тех внутриполитических проблем отдельных членов «десятки», которые затрагивают интересы всей группировки (т.н. «конструктивное вмешательство»). Под нажимом таких настроений на Манильском саммите АСЕАН (1999 г.) было принято решение о создании асеановской «тройки по содействию урегулированию внутриполитических проблем стран-членов.

Россия и АСЕАН

Россия участвует в совещательных заседаниях на встречах министров АСЕАН с 1991 года. В 1993 году министр иностранных дел России выразил желание оформить отношения с АСЕАН. Россия было предложено стать членом АСЕАНовского Регионального Форума (АРФ), и, таким образом, была признана ее роль стратегически важного государства в регионе. В апреле 1995 года в Москве прошел семинар по принципам безопасности и стабильности в АТР, который стал вкладом России в обеспечение мира и процветания в регионе. [8]

В июле 1996 г. Россия получила статус полномасштабного партнера по диалогу с АСЕАН. Это высшая ступень сотрудничества Ассоциации с внерегиональными странами.

Министр иностранных дел Российской Федерации регулярно принимает участие во встречах стран АСЕАН с диалоговыми партнерами, проводимых ежегодно в конце июля по завершении Совещаний министров иностранных дел Ассоциации в рамках т.н. "Постминистерских конференций" (ПМК) (на пленарных заседаниях “АСЕАН+10” и на индивидуальных диалогах с каждым партнером в формате "АСЕАН+1").

Действуют механизмы диалога Россия-АСЕАН, к числу которых относятся:

· Совместный комитет сотрудничества (СКС);

· Совместный планово-распорядительный комитет (СПРК);

· Рабочая группа СКС по торгово-экономическому сотрудничеству;

· Рабочая группа СКС по научно-технологическому сотрудничеству;

· Фонд сотрудничества Россия-АСЕАН для финансирования совместных проектов;

На встрече руководства ТПП РФ и Конфедерации ТПП АСЕАН в апреле 1998 г. в Куала-Лумпуре подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого предусмотрено создание Делового совета под председательством президентов двух палат и с участием представителей предпринимательских кругов России и стран-членов АСЕАН. Сформирован Постоянный комитет российской части Делового совета, который возглавляет Президент Торгово-промышленной палаты РФ.

На рассмотрении АСЕАН находятся наши предложения о создании рабочих групп по торгово-экономическому сотрудничеству, по транспорту, по предотвращению стихийных бедствий и ликвидации их последствий. С учетом интереса асеановцев к российским достижениям в сфере науки и техники налаживается научно-технологическое и военно-техническое сотрудничество.

13 декабря 2005 года в г. Куала-Лумпур (Малайзия) Президент России В.В. Путин принял участие в работе первого саммита Россия – АСЕАН. В ходе состоявшегося в рамках саммита рабочего завтрака, участники рассмотрели ряд международных проблем, в частности ближневосточное регулирование. Главной темой саммита явилась проблематика регионального и международного сотрудничества.

В.В. Путин отдельно обсудил с премьер-министром Китая Вэнь Цзябао проблему загрязнения реки Амур. Россия и Китай договорились о совместной работе по ликвидации последствий экологической катастрофы и координации усилий в будущем по защите окружающей среды.

Кроме того, 13 декабря 2005 г. В.В. Путин и руководители государств-членов АСЕАН приняли Совместную декларацию о развитом и всеобъемлющем партнерстве, а также Комплексную программу действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и государств Юго-Восточной Азии на 2005-2015 годы. В декларации затронуты практически все области взаимодействия – от борьбы с туризмом до туризма и спорта.

5-е заседание совместной комиссии по планированию и управлению АСЕАН – Россия состоялось 24 мая 2007 года в Маниле (Филиппины). Стороны согласились реализовать следующие проекты:

1. Семинар по возобновляемой энергетике (предложение АСЕАН).

2. Конференция АСЕАН «Малый бизнес АСЕАН и электронная коммерция» (предложение России).

3. Обучение деловому английскому языку в странах АСЕАН (предложение России).

4. Создание центра АСЕАН в российском университете (предложение Таиланда).

5. Издание делового путеводителя АСЕАН - Россия (предложение Таиланда).

6. Обучение русскому языку туроператоров (предложение Индонезии).

1 августа 2007 г. в Маниле состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, посвященная вопросам углубления диалогового партнерства Россия–АСЕАН. Российскую Федерацию представлял Министр иностранных дел С.В.Лавров.

Министры приветствовали создание Финансового фонда диалогового партнерства Россия-АСЕАН, отметив, что его функционирование является важным компонентом развертывания всестороннего диалога, в том числе в осуществлении совместных программ и проектов.

Россия и страны АСЕАН подтвердили настрой на углубление и развитие взаимного сотрудничества, которое они рассматривают как важный фактор построения безопасной и стабильной архитектуры взаимоотношений в Азии.

 

 

Заключение

В настоящее время полноправными членами АСЕАН являются 10 государств: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

Статус партнёра Ассоциации в рамках регионального диалога получили США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Европейский союз, Южная Корея, Индия, Китай и Россия (с 1996 г.).

Папуа-Новая Гвинея имеет статус постоянного наблюдателя.

Формально АСЕАН открыта для участия всех государств в Юго-Восточной Азии, поддерживающих её цели и принципы. Целями и задачами АСЕАН провозглашены: ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи; содействие установлению мира и стабильности в регионе на основе "соблюдения справедливости и законности в отношениях между странами" и приверженности принципам.

С начала 70-х гг. страны АСЕАН активно расширяют и укрепляют политическое сотрудничество. На конференции министров иностранных дел стран-участниц в Куала-Лумпуре (Малайзия) 27 ноября 1971 г. была принята Декларация о превращении Юго-Восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета. В 1976 г. на первой встрече в верхах стран АСЕАН были подписаны Декларация согласия АСЕАН и Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, предусматривающие значительное расширение сферы взаимодействия и усиление политической солидарности.

Ассоциация является организатором ежегодных форумов по вопросам региональной безопасности, играет ведущую роль в регулярном диалоге Азия - Европа, в организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, имеет прямые контакты с Китаем, Россией, ЕС, США, Японией, другими странами.

Министр иностранных дел РФ И.С. Иванов на своей пресс-конференции в г. Шанхай (24 июля 2000 г.) заявил, что: "важное и всё возрастающее значение в нашей внешней политике имеет и будет иметь Азия, что обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону". Следовательно, Россия всячески стремиться к расширению сферы сотрудничества с одной из наиболее влиятельных политико-экономических организаций региона, выступающей на международной политической арене как самостоятельный актор, а не блок, поддерживающий какого-либо одного лидера.

Начиная с 1991 года Россия принимала участие в консультативных совещаниях министров и встречах, которые следовали за этими совещаниями, в качестве наблюдателя. На 26 встрече на уровне министров в 1993 году, министр иностранных дел РФ - А.В. Козырев - заявил о желании России создать юридическую базу для установления отношений по линии АСЕАН-РФ. Страны-члены ассоциации согласились с тем, что Россия является одним из важнейших стратегических партнёров в регионе, и, с учётом пожеланий самой России, Российской Федерации было предложено стать членом Регионального Форума АСЕАН (РФ АСЕАН), когда он был создан в 1994 году. В апреле 1995 года, в Москве состоялся Семинар второго трека РФ АСЕАН по вопросам безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что явилось важным вкладом со стороны России в дело поддержания регионального мира и развития.

На 27 сессии АСЕАН на министерском уровне (июль 1997 г. Джакарта, Индонезия) России был присвоен статус полноправного партнёра Ассоциации.

Согласно занимаемому положению Россия принимает участие в ряде консультативных совещаний АСЕАН в числе которых Региональный форум (РФ), постминистерские совещания (ПМС), проходящие по формуле 9+1 и 9+10 и др. Важным вкладом в ведении диалога между Россией и АСЕАН является и Комитет Москва-АСЕАН, который позволяет сторонам обсуждать вопросы безопасности, политики и развития взаимовыгодного сотрудничества.

Список использованной литературы

1.  Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 727с.

2. Международные экономические отношения / Под редакцией проф. Рыбалкина В. Е., М., ЮНИТИ, 2004г.

3.  Мировая экономика / Под ред. проф. А. С. Булатова. М., Экономистъ, 2007. – 660с.

4. Мировая экономика / Под. ред. Л. Тарасовича. - СПб: Питер, 2001.-320с.

5. Мировая экономика: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ИНФРА-М., 2007. – 272с.

6. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. профессора И.П.Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 575с.

7. Мировая экономика. – СПб: Питер, 2002. – 192стр.

8. Мировой финансовый кризис 1997-1998 гг. / Под научным руководством академика РАН Р. Энтова, ИЭППП, 1988г.

9. Принципы,проблемы и политика:Учеб.в 0-х т.. Пер.с англ. - М.: ИНФРА-М, 2005г

10. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М,2002. – 320с.

11. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М,2000.-250с.

12. Холопов А.В. Теория международной торговли. МГИМО - М.: РОССПЭН, 2006г.

 

Интернет источники:

13. http://www.rncpec.fareast.ru/Guide/r_ACEAN.htm

14. http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/9/9e/1010296.htm

15. http://www.101flag.ru/flags.htm

16. http://www.attachment:/95/asean.htm

Приложения

Приложение 1.

Страна Столица Площадь (кв.км) Население (тыс. чел)
Бруней Бандар-Сери-Бегаван 5,765 305
Вьетнам Ханой   Азия 330,955 76500
Индонезия Джакарта 1919,317 201050
Камбоджа Пномпень 181,000 10700
Лаос Вьентьян 236,000 5000
Малайзия Куала-Лумпур 329,759 23000
Мьянма Янгон (Рангун) 676,577 45570
Сингапур Сингапур 648,000 3894
Таиланд Бангкок 514,000 61200
Филиппины Манила 300,000 76780

 

Приложение 2.  

 

АСЕАН создана в 1967г. для содействия                 региональной стабильности и экономическому

сотрудничеству.Флаг, учрежденный в 1997г.

несет фвета флагов стран-участниц.

Синий символизирует море, небо и дружбу.

Эмблема состоит из красного круга, в центре

которого перевязанный сноп из десяти рисовых

стеблей, олицетворяющих десять стран - участниц ассоциации.


Приложение 3.

Доля различный отраслей экономики в создании ВВП.

 

Отрасли экономики

Доля рассматриваемых отраслей экономики в создании ВВП соответствующих стран, в %

Малайзия Таиланд Филиппины Индонезия
Сельское хозяйство 15,5 12 22,1 18,6
Промышленность 43,5 26,1 35,1 57,5
Нематериальное производство 41 62          (туризм – 48,4) 42,6 13,9

Приложение 4.

 

Внешняя торговля стран АСЕАН в 2005 г. в мировой торговле

 

 

Приложение 5.

 

Динамика ВВП, ВВП на душу населения в странах АСЕАН (1998 и 2005 гг.)

 

 

Приложение 6.

 

Экспорт и импорт АСЕАН, 2004г. (Данные национальной статистики и Всемирного банка)

Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филлипины.

 

 

 


[1] Мировая экономика: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ИНФРА-М., 2007. – 272с.

[2] Мировая экономика / Под ред. проф. А. С. Булатова. М., Экономистъ, 2007. – 660с.

 

[3] Мировая экономика / Под ред. проф. А. С. Булатова. М., Экономистъ, 2007. – 660с.

 

[4] Мировая экономика / Под ред. проф. А. С. Булатова. М., Экономистъ, 2007. – 660с.

 

[5] Мировая экономика / Под ред. проф. А. С. Булатова. М., Экономистъ, 2007. – 660с.

 

[6] - Холопов А.В. Теория международной торговли. МГИМО - М.: РОССПЭН, 2006г.

 

[7] - Холопов А.В. Теория международной торговли. МГИМО - М.: РОССПЭН, 2006г.

 

[8] - Международные экономические отношения / Под редакцией проф. Рыбалкина В. Е., М., ЮНИТИ, 2004г.

 



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I : Общая характеристика Азиатско-тихоокеанского региона…..6

1.1. Общая характеристика развитых индустриальных и аграрно-индустриальных стран АТР……………………………………………………7

1.2. Новые индустриальные страны Азиатско-тихоокеанского региона…………………………………………………………………………...11

1.3. Важнейшие группировки АТР…………………………………………... 16

ГЛАВА 2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)…………...17

2.1. История становления и политическое развитие…………………. …..17

2.2. Структура и механизмы…………………………………………………..20

2.3. Зона свободной торговли, зона инвестиций и схема промышленного сотрудничества стран АСЕАН………………………………………………..22

ГЛАВА III : Россия и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)…………………………………………………………………………27

3.1. Россия и АСЕАН…………………………………………………………... 27

3. 2. Фонд Сотрудничества Россия – АСЕАН……………………………….30

Заключение……………………………………………………………………...32

Список использованной литературы……………………………………….. 34

Приложения…………………………………………………………………….. 35

Введение

Предметом моей работы стала история развития одной из наиболее влиятельных современных региональных политико-экономических организаций - Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Численность населения, стран в нее входящих, составляет сегодня примерно 500 млн. человек, а их ежегодный совокупный национальный продукт, равен примерно 660 млрд. долларов США.

Организация АСЕАН является важнейшей группировкой Азиатско-тихоокеанского региона. АТР - экономическо-политический регион, включающий в себя около 50-ти государств: объединенными и торговыми отношениями. Эти страны имеют выход к Тихому океану и используют его водное пространство для транспортного сообщения. Важными прмышленно-торговыми центрами в составе АТР является развитые индустриальные и аграрно-индустриальные страны. Это Россия, Китай, Япония, Канада и США. Общая численность населения АТР достигает 3,5 млрд. человек.

В своей работе я попыталась рассмотреть и проанализировать весь комплекс вопросов, связанных с процессом образования АСЕАН, ее основных задач, целей и перспектив. Происследовала также состав и внутреннюю структуру АСЕАН, характер принятия основных политических и экономических решений, то есть весь административно-управленческий механизм, обеспечивающий этой организации непросто выживание в современном мире, но и способность давать адекватные ответы на вызовы времени.

В настоящее время в АСЕАН состоят десять государств Юго-Восточной Азии - Индонезия, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Мьянма, Лаос и Камбоджа. В 1967 году на момент своего образования в АСЕАН входило лишь пять стран (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия и Сингапур) и, с учетом проблем и внутренних противоречий между этими странами, многие аналитики высказывали в то время большие сомнения относительно ее устойчивости и перспектив на будущее. Опровергая эти прогнозы, АСЕАН, за относительно короткое время, продемонстрировала свою немалую эффективность, особенно в предотвращении обострения территориальных споров и разного рода политических и экономических противоречий между своими членами. Успешно выдержав испытание "холодной" войной, двумя Индокитайскими войнами (1965-1973) и (1978-1979), АСЕАН сумела превратиться в такую организацию, без которой вся современная архитектура международных отношений в Юго-Восточной Азии была бы просто немыслима.

Эффективность АСЕАН особенно проявилась в сфере экономического развития. Шаги по смягчению политических и территориальных споров в рамках образованной региональной общности позволили странам региона обеспечить необходимую политическую стабильность, а правильно выбранная экспорториентированная модель хозяйственного развития, относительная дешевизна рабочей силы и другие факторы сделали их экономики привлекательными для иностранных инвестиций.

Приток капиталов извне позволил странам АСЕАН в течение длительного времени (более 20 лет) достигать весьма высоких показателей экономического роста - в среднем ежегодный рост ВВП составлял примерно 7%, что в два-три раза превышало аналогичный показатель в других странах мира. В период 1976-1997 гг. совокупный внутренний продукт большинства стран АСЕАН вырос в 3-4 раза.

Несмотря на тяжелый валютно-финансовый кризис (1997-1998 гг.), который сопровождался политическими и социальными потрясениями, обесцениванием национальных валют, спадом производства, инфляцией, безработицей, в настоящее время страны АСЕАН сумели достаточной успешно преодолеть его последствия. Этот факт стал еще одним подтверждением дееспособности АСЕАН как регионального политического и экономического объединения, которое выступает ныне как весомый партнер Японии, Китая и Южной Кореи в переговорах о формировании на Северо-Востоке и Юго-Востоке Азии зоны свободной торговли.

Изучение предметного анализа внутренней структуры и механизмов принятия и реализации решений в рамках АСЕАН представляет актуальную научную задачу, ибо так можно судить о позитивном и негативном опыте региональной консолидации и соответственно сделать выводы и о наиболее оптимальном характере и наиболее эффективных формах организации региональных объединений.

Основные цели и задачи исследования. Основная цель исследовательской работы состояла в том, чтобы - выявить роль АСЕАН в процессе экономического роста и политической консолидации в Юго-Восточной Азии и дать объективный прогноз ее будущего развития. В этой связи в настоящей работе поставлены следующие задачи:

а) проанализировать причины и процессы, приведшие к образованию АСЕАН.

б) определить основные этапы развития и рассмотреть политику АСЕАН.

в) осветить основные организационные структуры АСЕАН с точки зрения их компетентности и эффективности, выявить наиболее позитивные решения, позволившие организации успешно пройти через горнило внутренних и внешних конфликтов.

ГЛАВА I : Общая характеристика Азиатско-тихоокеанского региона

Азиатско-тихоокеанский регион - экономическо-политический регион, включающий в себя около 50-ти государств: объедененными торговыми отношениями. Эти страны имеют выход к Тихому океану и используют его водное пространство для транспортного сообщения. Важными прмышленно-торговыми центрами в составе АТР является развитые индустриальные и аграрно-индустриальные страны . Это Россия, Китай, Япония, Канада,и США. Общая численность населения АТР достигает 3,5 млдр. человек.       [1]

Высокий уровень развития ведущих тихоокеанских стран служит главной причиной возрастания роли этого экономического союза в мировом хозяйстве. АТР занимает лидирующее положение в международных торговых отношениях. На его долю приходится 40% от объема мировой торговли и внешне-экономических операций. Столь существенная доля участия в международных торговых операциях поддерживает интенсивность промышленное производство в странах АТР насчитывает 60% от мировой индустрии.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 367.