1. Приветствие “Здравствуй, Саша!”
Цель: установить комфортную эмоциональную атмосферу, дружеское взаимодействие в группе, вызвать положительные эмоции. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции.
1 вариант.
Все учащиеся сидят в кругу на стульях. Ведущий стоит в центре круга и обращается к одному из игроков: “Саша! Поздоровайся с любым человеком из нашей группы, но не с твоими соседями”.
Саша называет имя, после чего названный игрок и Саша меняются местами. При этом ведущий в то же самое время пытается занять один из освободившихся стульев, т.е. на 2 стула претендуют 3 человека. Тот, кто остаётся без стула, становится водящим.
2 вариант.
Все учащиеся сидят в кругу на стульях. Ведущий стоит в центре круга и обращается к одному из игроков: “Саша! Поздоровайся с любым человеком из нашей группы, но не с твоими соседями”.
Саша называет имена: “Здравствуйте Вова и Стас!”. Эти игроки оба соседа Саши меняются местами. Сам Саша при этом остаётся на месте. Во время перехода сам ведущий тоже пытается занять свободный стул, т.е. на 4 стула претендуют 5 человек. Тот, кто останется без стула, становится водящим.
2. Кинезиологические упражнения.
Цель: оптимизация мышечного тонуса, развитие произвольности, самоконтроля, активизация головного мозга.
-Замок.
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. По сигналу ведущего двигать тем пальцем, который он назовёт. Палец должен двигаться чётко и точно, не допуская синкинезий (содружественных движений рядом расположенных пальцев). Стараться выполнять в быстром темпе, можно парами: один ребёнок говорит и контролирует правильность выполнения, другой – выполняет.
-Перекрёстные шаги.
Выполняется перекрёстно-латеральная ходьба на месте (осознанная ходьба). Соединить правое колено с левым локтем и наоборот. Шаги должны выполняться очень медленно, сохраняя равновесие, на счёт “1-10”-соединить колено и локоть, за такое же время вернуться в исходное положение. Это задействует максимально большое количество мышц тела и развивает, активизирует лобную долю мозга, ответственную за мышление.
-Зеркальное рисование.
На чистом листе бумаги, одновременно двумя руками, нарисовать зеркально-симметричные рисунки: буквы, геометрические фигуры и т.п.
При выполнении этого упражнения расслабляются глаза, руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий, активизируется работа всего мозга.
-Колечки.
1 вариант: прямые колечки.
Смыкать большой палец руки поочерёдно со всеми остальными пальцами, двигаясь вперёд, затем – назад. Выполнять сначала на одной, затем на другой руке, затем на обеих руках одновременно.
2 вариант: обратные колечки.
И. П.: левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая - большой и мизинец.
В такт счёту левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочерёдно со средним, безымянным и мизинцем, а правая одномоментно начинает смыкать большой палец, двигаясь в обратном направлении, т.е. с мизинцем, безымянным, средним. Затем следуют движения в противоположном направлении.
3. Когнитивное упражнение “Японская машинка”.
Цель: развитие произвольного внимания, его сосредоточенности и переключаемости; развитие мнестических процессов, умения ориентироваться в изменяющихся условиях в ситуации ограниченности времени. Установление взаимопонимания между членами группы.
Учащиеся сидят в полукруге и рассчитываются по порядку, начиная с любого края. Ведущему всегда присваивается номер “0”. Он может принимать участие в игре, но чаще всего только начинает и задаёт темп игры, а также контролирует правильность действий остальных учащихся.
Ладонями по коленям всеми участниками отбивается определённый ритм для начала в медленном темпе, удобном для всех. Например:
1. удар обеими ладонями по коленям;
2. удар правой ладонью;
3. удар левой ладонью;
4. повтор всего цикла.
Одновременно с первым ударом ведущий называет свой номер – “0” и номер игрока по своему желанию, который и будет продолжать игру дальше (при этом учащиеся должны отслеживать движение ходов от одного участника к другому взглядом). Например: “0 - 5”, следующий говорит: “5 - 8” и т.д. Участник, допустивший ошибку, выбывает из игры, его уже не могут называть остальные, оставшиеся в игре. Но он продолжает сидеть на своём месте и отстукивать ритм. Сложность в том, что остальным играющим приходится запоминать кто ещё в игре, а кого уже нет. Если назван игрок, выбывший из игры, то это т считается ошибкой. Ошибкой также считается: сбой темпа или ритма хлопков, неправильное название своего номера или номера партнёра, приглашение к игре, без сопровождения взглядом.
Усложнение: убыстрение темпа, смена ритма по ходу игры, изменение направления расчета участников, расчёт только нечётными номерами, буквами, названиями животных и т.д. Ведущий вправе как усложнять, так и упрощать условия игры.
1. Когнитивное упражнение “Небо синее”.
Цель: развитие быстроты мыслительных операций анализа и синтеза, памяти, активизация словаря.
Ведущий бросает мяч игроку и говорит любое существите6льное. Тот, кто поймал мяч, должен назвать любое прилагательное, подходящее по смыслу. Затем он, в свою очередь тоже называет существительное и бросает мяч следующему игроку.
Вариант: вместо прилагательного можно называть другое существительное- ассоциацию, которое возникло при осознании услышанного ранее слова.
2. Когнитивное упражнение “Буратино”.
Цель: развитие концентрации внимания, двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания вербальной программы.
Учащиеся стоят в одну линию, лицом к педагогу. Педагог озвучивает алгоритм движений, который учащиеся как можно быстрее должны осознать, запомнить и воспроизвести.
Инструкция: правая рука вверх + прыжок на левой ноге;
левая рука вверх + прыжок на правой ноге;
правая рука вверх + прыжок на правой ноге;
левая рука вверх + прыжок на левой ноге.
Цикл движений повторять до тех пор, пока у всех не получиться одновременно, правильно и быстро.
3. Релаксация “Волна”.
Цель: добиться согласованных действий от всех участников группы, учить соотносить свои действия с действиями окружающих, подстраиваться под них. Доброжелательно реагировать на промахи своих товарищей, получить положительные эмоции.
Под сопровождение спокойной музыки учащиеся, стоя в кругу, и, взявшись за руки, поочерёдно поднимают руки вверх т.о., чтобы движение рук было плавным, без заминок, разрывов и скачков, как – бегущая волна. “Волна” движется сначала вправо, затем влево.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА (ТЕСТ БУРДОНА)
Назначение теста
Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.
Описание теста
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Инструкция к тесту
«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».
Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.
Тестовый материал
Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) - “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.
Обработка результатов теста
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных не зачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
К = С2 / П,
где
· С - число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
· П - количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t,
где
· А - темп выполнения,
· S - количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
· t - время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:
С = (So / S) * 100,
где
· So - количество ошибочно проработанных строк,
· S - общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Приложение 4
Исследование степени концентрации и устойчивости внимания до и после занятий с исследуемыми группами «А» и «Б» по методике «Корректурная проба»
ДО | ПОСЛЕ | ||||
№ п/п | Концентрация внимания | Объем внимания | № п/п | Концентрация внимания | Объем внимания |
1 | Низкая | Низкий | 1 | Норма | Норма |
2 | Низкая | Низкий | 2 | Норма | Норма |
3 | Норма | Низкий | 3 | Норма | Низкий |
4 | Норма | Норма | 4 | Норма | Норма |
5 | Низкая | Низкий | 5 | Низкая | Низкий |
6 | Низкая | Низкий | 6 | Низкая | Низкий |
7 | Низкая | Низкий | 7 | Норма | Норма |
8 | Норма | Норма | 8 | Норма | Норма |
9 | Низкая | Низкий | 9 | Норма | Норма |
10 | Низкая | Низкий | 10 | Норма | Норма |
11 | Низкая | Низкий | 11 | Норма | Норма |
12 | Низкая | Низкий | 12 | Низкая | Низкий |
13 | Норма | Норма | 13 | Норма | Норма |
14 | Низкая | Низкий | 14 | Низкая | Низкий |
15 | Норма | Норма | 15 | Норма | Норма |
16 | Низкая | Низкий | 16 | Низкая | Низкий |
17 | Норма | Норма | 17 | Норма | Норма |
18 | Низкая | Низкий | 18 | Норма | Низкий |
19 | Низкая | Низкий | 19 | Норма | Норма |
20 | Норма | Норма | 20 | Норма | Норма |
21 | Низкая | Низкий | 21 | Низкая | Низкий |
22 | Низкая | Низкий | 22 | Норма | Норма |
23 | Низкая | Низкий | 23 | Низкая | Низкий |
24 | Норма | Низкий | 24 | Норма | Низкий |
25 | Низкая | Низкий | 25 | Низкая | Норма |
26 | Низкая | Низкий | 26 | Низкая | Низкий |
27 | Норма | Низкий | 27 | Норма | Норма |
28 | Низкая | Низкий | 28 | Норма | Норма |
29 | Низкая | Низкий | 29 | Норма | Норма |
30 | Низкая | Норма | 30 | Норма | Норма |
Всего: | 21 чел.-70% | 23 чел.-77% | Всего: | 9 чел.-30% | 11 чел.- 37% |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 283.