Собственно цитата
Художественное пространство в романе «Кысь» представляет собой плотный прецедентный текст, включающий в большей степени поэтические неатрибутированные цитаты, аллюзии и центоны из произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, О. Мандельштама, А. Блока, М. Цветаевой, В. Маяковского, Б. Пастернака, С. Есенина, И. Анненского, Б. Окуджавы, Б. Гребенщикова и многих других.
По Н.А. Фатеевой, цитата - «воспроизведение двух и более компонентов текста-донора с собственной предикацией. Цитата активно нацелена на «выпуклую радость узнавания». Однако эта заданность может быть как эксплицитной, так и имплицитной. Поэтому цитаты можно типологизировать по степени их атрибутированности к исходному тексту, а именно по тому, оказывается ли интертекстуальная связь выявленным фактором авторского построения и читательского текста или нет» [ Фатеева, 1998 : 28]
Наиболее часто интертекстуальные взаимодействия в романе актуализируются в виде цитат и иного рода отсылок к текстам художественных произведений. Попытаемся выделить несколько групп цитат в зависимости от источника:
Из художественных произведений (см. Приложение)
· А.С. Пушкин: «На всех стихиях человек – Тиран, предатель, или узник».«А-а, брат пушкин! Ага! Тоже свое сочинение от грызунов берег! Он напишет, – а они съедят, он напишет, а они съедят! То-то он тревожился! То-то туда-сюда по снегу разъезжал, по ледяной пустыне! Колокольчик динь-динь-динь! Запряжет перерожденца да и в степь! Свое припрятывал, искал, где уберечь!
Ни огня, ни темной хаты, Глушь и снег, навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне!»· М.Ю. Лермонтов (из И.Гёте):«Вот намедни Бенедикт перебелял: Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнешь и ты.Тут все и дураку ясно».
· Осип Мандельштам:
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся…- здеся только крякнешь и в бороде почешешь».· Александр Блок:«Кузьмич сочинил:О весна без конца и без краю! Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь, принимаю, И приветствую звоном щита!Только почему «звоном щита». Ведь щит-то для указов – деревянный».· Марина Цветаева:
«…стихи Федора Кузьмича, слава ему, из малопонятных, вспомнились:
В черном небе – слова начертаны – И ослепли глаза прекрасные… И не страшно нам ложе смертное, И не сладко нам ложе страстное. В поте – пишущий, в поте – пашущий! Нам знакомо иное рвение: Легкий огнь, над кудрями пляшущий, - Дуновение – вдохновения!»· Яков Полонский:
«От зари роскошный холод
Проникает в сад,- сочинил Федор Кузьмич. Садов у нас, конешно, нету, это разве у мурзы какого, а что холодно,– это да… Проникает.»· Ф.И. Тютчев:
«Зима недаром злится –
Прошла ее пора, Весна в окно стучится И гонит со двора».· Григорий Марговский:
«После полуночи сердце пирует,
Взяв на прикус серебристую мышь!»· Иннокентий Анненский:«Федор Кузьмич, слава ему, сочинил:Не потому, что от нее светло, А потому, что с ней не надо света.Никакого света с ней не надо, а даже наоборот: Бенедикт как к ней придет, сразу свечку задует…»· К.Д. Бальмонт:
«Хочу быть дерзким, хочу быть смелым,
Хочу одежды с тебя сорвать!Хочешь – дак и сорви, кто мешает?»· Дмитрий Травин:
«…али желчь, и грусть, и горесть, и пустота глаза осушат, и тоже слов
ищешь, а вот они:Но разве мир не одинаков В веках, и ныне, и всегда, От каббалы халдейских знаков До неба, где горит звезда? Все та же мудрость, мудрость праха, И в ней – все тот же наш двойник: Тоски, бессилия и страха Через века глядящий лик!»· Борис Пастернак:
«А вставляют его, день-то этот, в феврале, и стих есть такой:
Февраль! Достать чернил и плакать!»· Николай Заболоцкий:
«О мир, свернись одним кварталом,
Одной разбитой мостовой, Одним проплеванным амбаром, Одной мышиною норой!»..· Максимилиан Волошин:
«На столе книг куча понаразложена. Ну, все. Все теперь его. Осторожно открыл одну:
Весь трепет жизни, всех веков и рас, Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.Стихи. Захлопнул, другую листанул».· Владимир Соловьев:«Каким ты хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса иль Христа?»Т. Толстая часто использует цитату как «точное воспроизведение какого-либо чужого фрагмента текста», но при этом полностью меняется смысл. Как отмечает И.В. Фоменко, «преобразование и формирование смыслов авторского текста и есть главная функция цитаты» [ Фоменко, 1998 : 73]. Как мы видим из вышеперечисленных примеров, эта функция цитаты реализуется прежде всего за счет её комического переосмысления. В «Кыси» автором представленных «чужих» текстов является Федор Кузьмич. Большинство из них не имеют атрибуции, так как истинный автор строк не упоминается.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 333.