Творчество в журналистике: критерии и формы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Внутренние закономерности журналистской деятельности выявляют себя в творческом методе журналистики в форме определенных регуляторов – принципов, норм, правил, следование которым обеспечивает оптимальный характер действий журналиста и соответствие полученных результатов общественным требованиям. Принцип есть знание о законе или закономерности. Являясь наиболее общим выражением основных закономерностей журналистской деятельности, принципы журналистики разворачиваются в системы разнообразных норм и правил, регулирующих конкретные акты журналистского творчества. В отличие от принципов, число которых всегда ограничено, количество норм и правил не поддается подсчету, поскольку они непрерывно возникают и исчезают.Иногда эти нормы и правила формализуются и оформляются специальным документом (редакционным). В виде правил иногда оформляются выводы и рекомендации теоретиков журналистики. Представленные в творческом методе журналиста нормы и правила, в соответствии с которыми осуществляется его деятельность, имеют специфический характер – вероятностный и вариативный. Когда исчезает понимание гибкости норм и правил и они отождествляются с шаблонами, исчезает и творческий характер профессии. Нормы и правила в большей степени зависят от всех других компонентов структуры творческой деятельности. Но не сами нормы и правила повинны в стандартности, безликости многих журналистских текстов, а прежде всего сам журналист, не умеющий пользоваться этими нормами и правилами и не желающий их усовершенствовать. Подлинно творческое поведение журналиста предполагает знание существующих норм и правил, умение ими пользоваться в соответствующих обстоятельствах и умение превзойти их или создать новые, когда это необходимо. Самым распространенным критерием творчества считается такая характеристика продукта общественно-полезной деятельности, как новизна, оригинальность. Подразумевается, что творческая деятельность приносит новые, до сих пор неизвестные результаты. Под творчеством понимается «духовная деятельность, результатом которой являются созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры»1.Журналистскую деятельность можно представить как совокупность тесно связанных, переплетающихся и, вместе с тем, относительно самостоятельных процессов. Прежде всего, следует выделить начальный этап, сущностью которого является выбор темы, формулирование замысла, определение порядка действий по реализации этого замысла.Выбор – это изучение действительности, т.е. этап получения информации из внешнего мира. Изучение действительности состоит из:а) сбора информации,б) ее интерпретации, осмысления, формулирование концепции, объясняющей суть изучаемого явления.Третий этап – воздействие на действенность, т.е. доведение созданного на основе полученной и осмысленной информации текста до сознания массовой аудитории. Этот этап складывается из двух стадий:1. Создание журналистского текста;2. Придания ему необходимых для «запуска» в СМИ качеств.Процесс создания журналистского текста также состоит из двух потоков: 1) выработки концепции текста; 2) реализации этой концепции.Процессы, стадии, этапы реального творческого поведения журналиста переплетаются, взаимодействуют. В отличие от других видов творческой деятельности, журналистское творчество одновременно и многословно, и целостно.Результатом каждого из процессов журналистской деятельности является не только информация, но и способы ее получения, преобразования и объективизации. Творческая индивидуальность может существовать и успешно развиваться только в условиях творческого коллектива. И, наоборот, творческий коллектив нуждается в развитых творческих индивидуальностях. Одна из систем, выступающих в качестве точки отсчета для творческой индивидуальности журналиста, является журналистская творческая среда. Сама творческая индивидуальность журналиста может быть понята как специфическая форма субъективного отражения объективно существующего опыта журналистского взаимодействия с реальной действительностью, как продукт тех отношений, которые возникают в ходе становления и развития творческой среды.Творческая среда отдельного журналиста складывается из непосредственного окружения, с которым он контактирует, из коллектива редакции, в которой он сотрудничает, и из всей системы «журналистика», которая через множество каналов воздействует на каждого журналиста. Творческая среда является не только хранилищем профессионального опыта, но и регулирует и контролирует деятельность и поведение каждого журналиста. В ходе этого регулирования и контроля творческая среда выполняет следующие функции:1. Критическую – оценивая предлагаемые или используемые журналистом способы и приемы деятельности;2. Селективную – отбирая предлагаемые творческой индивидуальностью способы и приемы деятельности для последующего закрепления в коллективной памяти;3. Программирующую – определяя возможные способы и пути деятельности журналиста в реальной ситуации.
2.2 Творческий потенциал журналиста, факторы роста

 

В развитии профессионализма журналиста выделяют три уровня: начальный средний, высший.

Начальный – это такой уровень, при котором процесс деятельности сводится к воспроизводству уже известных приемов в привычных условиях. На начальном уровне происходит освоение навыков. Субъективными условиями творчества журналиста становятся: знания, навыки, умения в структуре профессиональной деятельности.

Средний уровень – освоение новых приемов ( идеальные проекты повторяющихся действий) и методик (нормативные кодексы). Источники методики журналистской деятельности разнообразны: теория систем, лингвистика, конфликтология, теории личности, социальная психология, опыт коллег.

На этом уровне достигается умелость. Она характеризуется тем, что человек способен использовать навыки в новых, нестандартных условиях.

Высший уровень профессионализма мастерство. Это достижение высокого искусства в своей деятельности и сохранение творческого потенциала. На этой ступени профессионал применяет собственные методы.

Деятельность журналиста включает в себя три момента:

1. Целесообразность самого труда

2. Предмет труда, т.е. то, на что направлена эта деятельность

3. Инструменты, которыми человек воздействует на этот предмет

Основными элементами структуры журналистской деятельности являются:

– цель – осознанный образ ожидаемого результата

– способ – комбинация реальных компонентов журналистской деятельности, благодаря которой достигается результат.

– творческое отношение к труду – в его основе лежит ощущение осмысленности труда, и осознание цели как своей собственной; стремление создать объективную картину мира.

– стимулы труда – внешние факторы, побуждающие к трудовой активности

– мотивы труда – внутренние стимулы, потребность, осознаваемая как нечто важное.

– ценности и ценностные ориентации – этические императивы трудовой деятельности.

Современная психология делит людей творческого склада на два типа:

1. Дивергенты (способны к широкому спектру творческой деятельности, легко устанавливают отдаленные связи между несоединимыми и несопоставимыми понятиями и явлениями; ориентированы на деятельность, требующую богатого воображения, оригинального подхода к проблеме, своеобразного восприятия ситуации и выраженной индивидуальности; могут настойчиво выступать против общепринятых суждений, ставших штампом; отличаются автономностью, независимостью от чужого, даже авторитетного, мнения и в своей деятельности руководствуются, главным образом, внутренними стимулами; смело и открыто идут навстречу новым идеям и экспериментам, испытывают удовольствие от познавательных открытий)

2. Конвергенты (склонны к узким, целенаправленным, глубоким и конкретным исследованиям; тяготеют к таким видам интеллектуальной деятельности, где необходимо сосредоточить внимание на более углубленном поиске в одном направлении; легко приспосабливают свое мышление к общественным стереотипам, оперируют общепринятыми штампами; для творческой деятельности им необходимы внешние стимулы; неторопливо и основательно ступают по заранее выбранной надежной тропе; к познавательным эмоциям равнодушны). Каждый автор, исходя из индивидуальных способностей и склонностей, стремится выбрать оптимальный стиль работы над материалом. А творческие процессы, связанные с подготовкой журналистского произведения, имеют закономерные этапы, знание которых позволит будущим журналистам, и дивергентам и конвергентам, оптимизировать свою деятельность.

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 257.