Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия, как партнера.
Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности организации. Формируется на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Классификация прибыли:
1) по видам хозяйственной деятельности различают:
- прибыль от основной (операционной) деятельности, которая включает прибыль от реализации продукции и прочие внереализационные доходы и расходы;
- прибыль от инвестиционной деятельности;
- прибыль от финансовой деятельности.
2) по составу включаемых элементов различают:
- маржинальную (валовую) прибыль – это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;
- прибыль от реализации продукции – это разность между маржинальной прибылью и постоянными затратами предприятия;
- общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль). Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, прочие доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала);
- прибыль до налогообложения – это результат после выплаты процентов кредиторам;
- чистую прибыль – это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;
3) в зависимости от характера деятельности предприятия выделяют:
- прибыль от обычной (традиционной) деятельности;
- прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия, которую надо выделять из общей прибыли для правильной оценки работы предприятия;
4) по характеру налогообложения различают:
- налогооблагаемую прибыль;
- не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается;
5) по степени учета инфляционного фактора различают:
- номинальную прибыль;
- реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде;
6) по экономическому содержанию прибыль делится:
- на бухгалтерскую;
- экономическую.
Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов.
Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
7) по характеру использования чистая прибыль подразделяется:
- на капитализированную (нераспределенную) – это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия;
- потребляемую прибыль – это часть прибыли, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам предприятия.
Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия используется маржинальная прибыль, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи – прибыль от реализации продукции до выплаты процентов и налогов, для оценки доходности совокупного капитала – общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала – чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия – капитализированная (реинвестированная) прибыль.
Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц.
Формирование показателей прибыли приведены на рисунке 1.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 303.