Интеграция и диверсификация как стратегия развития предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Различают связанную и несвязанную (конгломератную) диверсификацию, которую иногда называют латеральной (лат. lateralis боковой) диверсификацией. В свою очередь, связанная диверсификация может быть вертим или горизонтальной. Основным критерием определения типа диверсификации является принцип слияния. При функциональном слиянии объединяются предприятия, связанные в процессе производства. При инвестиционном слиянии объединение происходит без производственной общности предприятий.

Несвязанная диверсификация или просто диверсификация — это охват таких направлений деятельности, которые не имеют прямой непосредственной связи с основной деятельностью предприятия. Считается, что диверсификация оправданна, если возможности для интеграции ограничены или вообще отсутствуют, либо позиции конкурентов очень сильны, либо потому, что рынок базовой продукции находится в стадии спада. При такой диверсификации могут отсутствовать общие рынки, ресурсы, технологии, а эффект достигается за счет обмена или разделения активов/сфер деятельности. Это скорее диверсификация капитала, а не производства (конгломератная диверсификация). Выгода от конгломератных слияний возможна в результате оптимизации управления денежными потоками и инвестиционными ресурсами. В качестве наиболее важных мотивов такой диверсификации можно назвать стремление закрепиться в метущих отраслях и/или отраслях с высокой нормой прибыли, распределение риска, использование опыта управления, иногда играют роль налоговые льготы. Многие исследователи отмечают, что нередко диверсификация объясняется личными пристрастиями (амбициями) руководства или просто случаем.

Диверсификация в растущие отрасли может быть связана с долговременной стагнацией той или иной отрасли. Когда, например, отраслевой рынок достигает зрелости, компания, имеющая среднюю конкурентную позицию, начинает испытывать трудности, и здесь наиболее вероятной стратегией будет диверсификация в несвязанную отрасль. Однако всегда необходимо учитывать, что, как и при разработке новых продуктов, прибыль от диверсификации достигается не сразу. Диверсификация требует тщательной проработки всех рыночных факторов, финансовой стороны, а также вопросов управления диверсифицированным предприятием. Вертикальная интеграция или связанная вертикальная диверсификация – это процесс приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска старого-продукта на ступенях, до или после производственного процесса. Вертикальная интеграция заключается в том, что предприятия предпочитают создавать необходимые для производственного процесса товары и услуги самостоятельно, внутри предприятия вместо того, чтобы покупать их на рынке у других предприятий. Стратегия интеграции оправданна, когда предприятие может повысить свою рентабельность, контролируя различные стратегически важные звенья в цепи производства и сбыта продукции. В результате вертикальной интеграции происходит объеди­нение фирм, находящихся на различных этапах производственного процесса.

При этом возможны разные типы вертикальной интеграции: полная интеграция производственной деятельности; частичная интеграция, в этом случае часть продукции изготавливается на предприятии, а часть –закупается у других пред приятии; квазиинтеграция создание альянсов между компаниями, заинтересованными в интеграции без перехода прав собственности.

Интеграция предусматривает расширение деятельности предприятия к сторону поставщиков, маркетинговых посредников или конкурентов. На практике применяются следующие виды интеграционных стратегий: «интеграция вперед», используемая для обеспечения контроля над выходными каналами (контроль над сбытом); «интеграция назад», заключающаяся в контроле над входными каналами (обеспечение ресурсами); горизонтальная интеграция, позволяющая устанавливать контроль над конкурентами.

При обратной интеграции предприятие присоединяет функции, кото­рые ранее выполнялись поставщиками, т. е. приобретает или устанавливает контроль над источниками сырья, производством комплектующих изделий, полуфабрикатов. Целью такой интеграции может быть защита стратегически важного источника сырья либо доступ к новой технологии, важной для базовой деятельности. При прямой интеграции предприятие присоединяет функции, выполняемые ранее дистрибьюторами, т.е. приобретаются транспортные, сервисные службы, каналы сбыта и другие функциональные службы, связанные с основной деятельностью фирмы. Мотивацией в этом случае является обеспечение контроля над сбытом продукции, иногда желание лучше знать своих потребителей. Это логичная стратегия для предприятий, имеющих сильную конкурентную позицию (значительную долю рынка) в привлекательной отрасли. Вертикальная интеграция может проводиться за счет мобилизации как внутренних, так и внешних факторов.

Горизонтальная интеграция или связанная горизонтальная диверсификация – это объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной области деятельности. Главной целью горизонтальной интеграции является усиление позиций фирмы в отрасли путем поглощения определенных конкурентов или установления контроля над ними. Горизонтальное объединение может помочь добиться экономии на масштабе производства и/или снизить опасность конкурентной борьбы, расширить спектр товаров или услуг. Зачастую важной причиной горизонтальной диверсификации является географическое расширение рынков; в этом случае объединяются компании, производящие однотипную продукцию, но выступающие на различных региональных рынках.

Ситуация на рынке капитала и условия его предоставления таковы, что много времени и средств затрачивается на поиск стратегических партнеров- инвесторов, на маркетинговые исследования, так как это не должны быт сиюминутные решения, а именно стратегические направления деятельности предприятия на длительную перспективу. Кроме того, даже наличие излишнего имущества для реализации само по себе не дает гарантий быстрого получения средств, ввиду ограниченности данного рынка по платежеспособному спросу. Поэтому реализация мероприятий по «оживлению» производства затягивается на достаточно длительные сроки.

Опыт организации рыночной экономики в развитых странах свидетельствует, что объективно существуют определенные оптимальные пропорции между разным типами крупных, средних и малых предпринимательских структур, которые базируются на совокупности форм и методов конструктивного сотрудничества между ними (франчайзинг, система патронажа «центр-периферия», систем;) система малых предприятий, сателлитные малые предприятия и т. д.). Возможность формирования общей мотивационной базы интеграционного процесса определяется институциональной структурой текущей рыночной среды, которая состоит из мотивации ее участников, сложности среды и способности и участников адекватно ее расшифровывать.

Учитывая кризисное состояния экономики, значение оптимальной организации межотраслевых отношений становится еще более стратегически важным и определяющим. Поскольку от них зависят перспективы формирования национального эффективного производства как целостной народнохозяйственной системы, в том числе и с налаженными структурными и функциональными связями между промышленным и сельскохозяйственным производством, ею ресурсным снабжением и обеспечением сохранения, переработки и реализации конечной продукции. Становление предпринимательского стиля хозяйствования находится в прямой зависимости от факторов государственной поддержки: помощи в получении профессионального коммерческого образования, предоставления кредитов, упрощения процедур регистрации, разумной налоговой политики.

Предпринимательская деятельность, как особый организационно - экономический новаторский стиль хозяйственного поведения, предполагает обладание навыками ведения бизнеса и тем, что называется предпринимательским духом. Однако, это еще не означает неизбежности достижения предпринимательскою успеха особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Многое зависит от степени развитости рыночных отношений и от той среды, в которой осуществляется предпринимательская деятельность. Предпринимательской средой обычно называют комплекс условий, позволяющих пред­принимателю реализовать свои цели и функции. Эти условия разнообразны по своей природе, направлениям и периоду действия, степени влияния на количественные и качественные характеристики предпринимательской дея­тельности. Они в значительной мере определяют выбор направлений и видов предпринимательства, его масштабы и пространственные границы, позиции субъектов рыночных отношений. Будучи изменчивой, а, следовательно, и неопределенной, налагающей значительное число ограничений, предпринимательская среда глубоко затрагивает жизнь предпринимателя, определяет линию поведения в пространстве и во времени. Поэтому, для стимулирования мотивации предпринимательской деятельности необходимо создать максимально благоприятную для нее предпринимательскую среду [6, с. 14].

В основе интеграции и диверсификации часто лежит принцип объединения — собственности, ресурсов, сфер деятельности. Конкретные формы хозяйственных объединений разнообразны и зависят от национальной специфики экономических и юридических институтов. Но при всем многообразии форм объединений главными в них являются два связующих элемента; отношения собственности и производственная или контрактная кооперация.

В этом плане в качестве одного из перспективных вариантов является создание единых топливно-энергетических блоков «Шахта – обогатительная фабрика – ТЭС». Объединение в одних руках аппарата преодоления топливных и энергетических проблем создает предпосылки для повышения эффективности как функционирования шахты, так и энергогенерирующей составляющей. Большая привлекательность для инвестирования энергетических объектов дает возможность изыскания дополнительных средств для развития угольного подразделения такого комплекса.

Определение приоритетов технико-экономического развития по основ­ным направлениям следует вести исходя из: закономерностей долгосрочного экономического роста; глобальных направлений технико-экономического развития; национальных и региональных конкурентных преимуществ; рыночной востребованности. Реализовывать же эти приоритеты надлежит посредством финансируемых при поддержке государства целевых программ, льготных кредитов, госзакупок и предоставления госгарантий под инвестиции в закупки капиталоемкого оборудования отечественного производства.

Вертикальный комплекс — это хозяйственное объединение, основанное на участии головной компании в производственных связях (поставщик – потребитель) и в капитале входящих в него предприятий (филиалов). Реальный характер вертикального объединения, называемого концерном, определяется национальной спецификой. Концерны не однотипны и различаются главным образом степенью самостоятельности входящих в них предприятий. Если американские концерны основаны на полном владении филиалами, то западноевропейские и японские концерны состоят из формально независимых предприятий, управляемых головной компанией — владельцем контрольного пакета их акций (холдинговая структура) [7].

Все это говорит о необходимости рассмотрения и других вариантой использования интеграционной стратегии. Так, с целью снижения негативного влияния сезонного фактора, а также улучшения использовании финансовых и трудовых ресурсов на основании действующего законо­дательства о предприятиях в Украине автором было разработано обоснование создания Ассоциации финансовых, промышленных и торговых предприятий «Донбасский расчетно-финансовый центр» (далее Ассоциация), которая представляет собой межотраслевой промышленный комплекс холдингового типа, объединяющий предприятия углеперерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, а также легкой промышленности (табл.2.1).

В состав Ассоциации входят следующие предприятия и структурные подразделения: 1) управляющая компания; 2) снабженческая фирма; 3) ремонтно-механический завод; 4) сельскохозяйственное предприятие; 5) 3 обогатительных фабрики; 6) 2 предприятия легкой промышленности, Объект управления — основные производственные звенья Ассоциации имеют следующую специализацию. Обогатительные фабрики — оказывают услуги по обогащению коксующихся и энергетических углей. Фабрики легкой промышленности — осуществляют производство носочно-чулочных изделий и верхней мужской одежды. Сельхозпредприятие специализируется на выпуске зерновых и продукции животноводства. Ремонтно-механический завод призван обеспечивать бесперебойную работу обогатительных фабрик Ассоциации, обеспечивать проведение своевременных текущих и капитальных ремонтов, оказывать услуги по наладке оборудования фабрик Ассоциации, а также обеспечивать получение дополнительной прибыли за счет работы на рынке запасных частей и услуг (рис. 2.1).

Управляющая компания, выступает управляющим финансовым центром Ассоциации осуществляет единое экономическое руководство и регулирование финансовых потоков по отношению к предприятиям, вошедшим в ассоциацию и ее структурным подразделениям. Это находит свое отражение в процессе выполнения следующих функций.

В сфере стратегического управления: 1) разработка и постановка общей цели долгосрочной предпринимательской политики Ассоциации;

Таблица 2.1 Основные технико-экономические показатели работы предприятий-участников Ассоциации

Показатель

Предприятие

Годы

1999 2000 2001 2002*

Объем производства, тыс. грн

 

ДПТП «Донбасс» 6043,3 7756,8 7876,1 8431,3 ЦОФ «Комсомольская» 3475,4 3977,7 4180,2 3819,0 ЦОФ «Россия» 5801,6   5146,!   6726,7   7657   ЦОФ «Калининская» 23452,0   19046,8   18318,3   19452,7   ЦОФ «Украина» (тыс.т) 393,3   316,5   839,6   562,0 ООО «Востокагро»       3004

Численность ППП, чел.

 

ДПТП «Донбасс» 909   937   991   1037   ЦОФ «Комсомольская» 578   615   643   647   ЦОФ «Россия» 263   260   269   270   ЦОФ «Калининская» 565   580   556   549   ЦОФ «Украина» (тыс.т) 236   213   236   256   ООО «Востокагро» 175   177   179   180  

Производитель-ность труда,

тыс. грн

ДПТП «Донбасс» 6,65 8,28 7,95 8,13   ЦОФ«Комсомольская» 6,0   6,4   6,5   5,9   ЦОФ «Россия» 22,1   19,8   25,0   28,4   ЦОФ «Украина» (тыс.т)» 41,5   32,8   33,0   35,4   ООО «Востокагро» 0,139 0,124 0,296 0,244

Прибыль.

тыс. грн

 

ДПТП «Донбасс» 2534,2   1590,2   1027.0   442,2   ЦОФ «Россия» 1757   1189   1064   1117   ЦОФ «Калининская» -869,9   -1222,7   -2310,4   -2670,8   ЦОФ «Украина» (тыс.т) -61   -583   180   -226   ООО «Востокагро»             559  

Себестоимость,

тыс. грн

 

ДПТП «Донбасс» 3781,2   4973,4   6365,7   7602,6   ЦОФ «Россия» 4144,6   3957,1   5662,7   6540   ЦОФ «Калининская» 10881,8   11237,3   11658,0   16172,9   ЦОФ «Украина» (тыс.т) 3061 2890   4950,1   4110,9   ООО «Востокагро»             1745  

Рентабельность,

%

ДПТП «Донбасс» 59,83   55,97   23.73   10,9   ЦОФ «Россия» 55,3   2,3   18,8   17,1   ЦОФ «Калининская» 11,55   11,85   6,82   8,85   ЦОФ «Украина» (тыс.т) —       15,3   —   ООО «Востокагро»             10,0  

 

2) организационное обеспечение, соответствующее этому единству, и регулирование компетенции подразделений Ассоциации; 3) осуществление единого руководства и распорядительной деятельности в рамках реализации стратегических целей; 4) контроль достижения поставленных целей.

 

 

 

 

 


Рис. 2.1 – Структура Ассоциации

 

 

В сфере регулирования финансовой деятельности: 1) налоговое планирование; 2) оптимальное распределение финансовых ресурсов; 3) обеспечение перекрестного субсидирования подразделений с целью максимизации финансового результата.

В рамках Ассоциации проведена централизация снабженческих функций, которые для всех участников выполняет снабженческая фирма: изучение рынка сырья и материалов; обеспечение доставки материалов на пред приятия Ассоциации; поддержание страховых запасов сырья и материалом, оптимизация товарных потоков; снабжение предприятий и структурных подразделений Ассоциации на условиях товарного кредита.

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 230.