Становление и развитие советской однопартийной журналистики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формирование системы однопартийной печати и жесткое ограничение свободы слова – таков был важнейший итог для журналистики и СМИ победы Октябрьской революции. Идеологический партийный диктат во всех сферах жизни, в том числе и в журналистике, борьба с инакомыслием, в том числе и физическая, закрытие всех оппозиционных и частных изданий, монополизация права издания СМИ, использование СМИ и информации как инструмента политического воздействия на людей – вот главные черты советской журналистики первых лет советской власти и последующих 70 лет существования СССР. Но это произошло не сразу. Потребовалось несколько лет. Накануне 25 октября 1917 г. в стране выходили газеты различных буржуазных и социалистических партий. Например, 52 меньшевистских, 31 эсеровская, 6 анархистских. Большинство из них отнеслись негативно к свершившейся пролетарской революции. И уже на следующий день после победы вооруженного восстания 10 самых крупных буржуазных газет были закрыты: «Речь», «Новое время», «Русское слово», «Русская воля», «Биржевые ведомости», «Копейка» и другие. Их полиграфическая база была передана большевистской «Правде», «Деревенской бедноте» и «Солдатской правде». В типографии преуспевавшей «Копейки» стали печатать вновь созданную газету «Известия». Буржуазная пресса возмутилась и обвинила новую власть в ущемлении свободы печати. После чего большевики приняли «Декрет о печати». Он предполагал ликвидацию буржуазной прессы, которой молодое государство не может противостоять, и преимущественное развитие пролетарской печати. Ограничения для оппозиционной прессы вводились, как указывалось в декрете, временно, но они так и не были отменены до 90-х гг. нашего века. С принятым законом инакомыслящие СМИ не согласились и опубликовали Обращение Временного правительства, частично продолжавшего работать и после своего низложения. Главное требование Обращения – созыв Учредительного собрания, что привело в расправе, как над изданиями, так и над журналистами и редакторами. Были закрыты многие буржуазные и меньшевистские газеты – все, кто напечатал Обращение. Ряд сотрудников газет был арестован. В разряд неугодных попали и социалистические издания, и все еще не закрытые буржуазные. Чтобы лишить их доходов, большевики издают декрет «О введении государственной монополии на объявления». Дальнейшие недовольства свободной прессы привели к появлению нового декрета «О революционном трибунале печати», дававшего широкие полномочия властям, вплоть до закрытия изданий. Это дало возможность избавиться от меньшевистских и эсеровских газет. Так шел процесс монополизации средств массовой информации. Но в стране еще оставались издания других партий, входивший в Совнарком и ВЦИК. Для расширения своего идеологического влияния большевикам нужны были и новые газеты советской власти для различных слоев населения: в марте 1918 г. – газета «Беднота», в апреле – «Известия Комиссариата по военным делам», в мае – «Известия Комиссариата здравоохранения», затем – «Вечерняя красная газета». Получает развитие местная советская печать. Она ориентируется в своей работе на две главные газеты страны: партийную «Правду» и государственную – «Известия». В них находили отражение политическая борьба, проблемы внешней и внутренней политики, нововведения в области экономики и организации жизни.

Ленин сформулировал принципы партийной журналистики: «Газета – не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор». Важнейшими требованиями журналистики стали партийность периодической печати, народность, действенность, наступательный и критический характер, непримиримость к врагам революции. Газеты оказались на службе революции. Они разъясняли политику большевиков, агитировали против войны, за выход из нее любой ценой. В эти годы в журналистике появились новые жанры: дискуссионные статьи, письма-отклики, стали обычными шапки-призывы, лозунги, аншлаги. Характерной особенностью советской печати было стремление максимально вовлечь в обсуждение вопросов своих читателей, расширить их участие в печати. Первоначально это рождало дискуссии на страницах прессы, но большевистская печать жестко проводила идеи пролетарской революции и беспощадно боролась с инакомыслием. Начало гражданской войны и поляризация общества на «белых» и «красных» поставило большинство небольшевистских легальных изданий вне закона, в том числе и печать социалистических партий. В сентябре 1918 г. их осталось 50, а в 1919 г. – ?

В первые годы советской власти, в том числе в годы гражданской войны, главное место занимала большевистская печать, которая проводила политику правящей партии. В системе однопартийных СМИ можно выделить около 10 типов печати: партийные, советские, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные и другие издания. Тиражи советских газет быстро росли и составляли сотни тысяч экземпляров. В 1919 г. начали выходить в свет первые советские политические журналы «Вестник агитации и пропаганды», «Спутник агитатора», «Коммунист», «Юный коммунист», а также военные журналы «Политработник» и «Красноармеец».

 Важным этапом развития СМИ стало появление радио. Первоначально это были радиотелеграфные станции, передающие важнейшие новости, декреты советской власти. Они передавались в газеты и в листки радиосообщений. В июле 1918 г. в стране уже работало 103 радиотелеграфных станции. Но только Царскосельская радиостанция под Петроградом была окном во внешний мир. После переезда правительства в Москву главным передающим центром стала Ходынская радиостанция. Она осуществляла связь центра с окраинами страны и с западными государствами. Но мощность ее была недостаточной. Поэтому было решено начать строительство новой мощной радиостанции на Шаболовке (1920). Ее радиус действия составлял 2 тысячи километров. Это был наиболее оперативный канал передачи информации, в том числе и журналистской. Радиоперехваты для наших газет были часто в эти годы единственным источником зарубежной информации. Радио еще не было говорящим, но создание мощной радиопередающей станции стало важным условием для появления сети радиовещания в более поздние годы.

Создание Российского телеграфного агентства – РОСТА. Организовано в сентябре 1918 г. для обеспечения партийных и советских органов, а также печати оперативной внутренней информацией, прежде всего о героизме трудящихся на фронте и в тылу. В агентстве было 10 отделов, среди них литературный, агитационный, инструкторский, художественно-фотографический. Быстро была создана корреспондентская сеть. В 1919 г. у РОСТА было уже 42 отделения по стране. Оно стало крупным издательским учреждением, издающим вестники, бюллетени, стенные газеты в помощь губернским и уездным изданиям. В годы гражданской войны работники РОСТА участвовали в деятельности агитпоездов и агитпароходов, выпускали листовки. Плакаты, многотиражные газеты. Наиболее известны своими карикатурами «Окна РОСТА», с которыми сотрудничал Маяковский. Сначала РОСТА занималось и распространением периодических изданий. Но в 1919 г. была создана Центропечать (позднее преобразованная в Союзпечать), которая и взяла на себя эти функции. По стране появилась целая сеть ее отделений. В Центропечати почти сразу был создан отдел «Советская пластинка». Уже в 1920 г. было выпущено 80 тысяч пластинок. Их тоже стали использовать как средства пропаганды и агитации. Главная задача советской журналистики времен гражданской войны – борьба с контрреволюцией. Трудности с формированием Красной Армии приводили к крайним мерам, к террору по отношению к командирам. Комиссарам солдатам, которые не смогли остановить продвижение белогвардейцев. Газеты полнились устрашающими сообщениями о расстрелах в войсках Красной Армии. На фоне страха в печати велась пропаганда, что восстановление старых порядков лишит крестьян земли, что, только победив «белых», можно отстоять свое право на землю. Большевистские газеты старались убедить читателей, что, несмотря на трудности и разруху, в стране идет постоянная созидательная работа, что и на фронте, и в тылу люди совершают подвиги и приближают торжество революции.

Белогвардейские издания (около 30 по всей стране – в регионах, подконтрольных белогвардейцам) вели свою агитацию: борьба за единую неделимую Россию, защита веры, установление военной диктатуры, борьба с большевиками до конца. Но все эти издания исчезли еще в ходе гражданской войны – в 1920 г., а последние небольшевистские газеты были закрыты в 1919 г.

После этого в советской печати утвердилась однопартийность. Важнейшей журналистской темой в это время наряду с показом фронтовых будней стал трудовой героизм рабочих, крестьян, трудармейцев, молодежи. В 1918 и 1919 гг. проходят первые съезды советских журналистов, определивших важнейшие задачи прессы по реализации политики партии. Восьмой съезд РКП (б) обязал журналистов усилить действенность выступлений печати и своим решением включил журналистов в структуру административно-командного управления. Журналист стал «подручным» партии, проводником ее политики, ее рупором. Советская журналистика стала монопольным владельцем прессы, выражающей точку зрения только одной партии. Это главная особенность советской журналистики вплоть до 90-х гг. ХХ в. 

 

34. Газета «Последние новости» и журнал «Современные записки» как ведущие издания русского зарубежья.

Париж 27 апреля 1920 до 11 июня 1940. Всего номеров 7015. Ежедневная газета.?

Учредителем общества, издающего газету, являлся М.С.Зилшутин, первым редактором был бывший киевский присяжный поверенный М.Л.Гольдштейн.

В №1 редактор наметил программу: «Девиз газеты – служение объективной правде, участие в работе по созданию фундамента для новой России, где не может быть места ни угнетению, ни насилию». Редакция ставила своей задачей беспартийность, информативность, ориентацию на факт. В №1 были опубликованы статьи помощника редактора С.О.Загорского и барона Б.Э. , а кроме этого фельетоны Дон-Аминадо и Н.А.Тэффи.

На страницах «Последних новостей» было отмечено 10-летие со дня смерти Л.Н.Толстого – в статье «Толстой и Гете» (1921, 5 января). М.Цетлин заметил, что оба писателя были «великими язычниками» - Гете - сознательным поклонником классической древности, Толстой – бессознательным, более «древним». Однако, если у Гете вся его лирика, драмы и романы «это история души, жаждущей абсолютной полноты познания и переживания», то основа толстовского творчества – такая же по напряженности жажда, но не познания, а «абсолютной праведности, царства Божия на земле». Статьей Дианео «Великий Патрокл» (1921, 10 февраля) газета откликнулась на смерть П.А.Кропоткина.

«Последние новости» отметили выход «Современных записок» (на кн.2), в частности М.Алданов писал в своей рецензии, что этот журнал «в области культуры легко и просто осуществляет ту самую коалицию, которую, по-видимому, так трудно создать в сфере чисто политической» (1921, 3 февраля).

Издание стало первой серьезной эмигрантской газетой, однако меньше чем через год после появления №1, издатель вынужден был продать газету. Прощаясь с читателями, Гольдштейн констатировал успех своего издания, но отметил, что теперь газете необходимо опереться «на определенные общественные и политические круги», ибо читательская масса собрана и «настал второй период – надо ее повести» (1921, 27 ноября). «Последние новости» перешли в руки республиканско-демократической группы партии Народной Свободы, и, став органом Республиканско-демократического объединения, с 1 марта 1921г. начали выходить под редакторством Павла Николаевича Милюкова, М.М. Виновера, А.И. Коновалова, В.А. Харланова. Новая редакция заявила о своей политической направленности. Новая тактика заключалась:

1) в анализе причин неудачи, постигшей Белое движение;

2) в выдвижении демократической политической программы (демократическая республика, федерация, признание собственности крестьян на безвозмездно перешедшие к ним земли помещиков)

3) отказ от дальнейшей вооруженной борьбы, от иностранной интервенции и обращение к активным общественным силам внутри самой России, которые могли бы быть противопоставлены большевикам

4) объединение демократических элементов и отмежевание от реставраторских и монархических групп и тенденций, возобладавших в конце белой борьбы

С конца 1923г. газета стала выходить 2 раза в неделю на 6-ти страницах в четверг и воскресенье, а с1931г. появились 8-ми страничные номера. Четверговый выпуск уделял много внимания новостям литературы. В сообщениях о Советской России редакция использовала заимствования из советской прессы. «П.Н.» оказывали своим читателям и чисто практическую бытовую помощь. В разделах вопросов и ответов давались бесплатные юридические консультации по вопросам виз, паспортов, налогов. «П.Н.» быстро стали самой читаемой русской газетой во Франции, завоевали себе подписчиков в других странах. Газета продолжала за рубежом традиции русской печати – не только ежедневно сообщать новости, но и давать пищу для «души», уделяя большое внимание вопросам публицистическим и просветительским. И здесь роль газеты совмещалась с ролью, обычно выполняемой журналом.

Последний номер от 11 июня 1940г. вышел с сообщением: «Подобно прочим парижским газетам «П.Н.» вынуждены прервать свой выход. В ближайшее время издание газеты возобновится в одном из провинциальных городков Франции». После вхождения фашистских войск в Париж издание не возобновилось. С исчезновением газеты, как отмечал позднее А.Седых, в русском Париже образовалась громадная пустота, которая уже никогда не была заполнена.

34Последние новости как ведущее издание .

Дата: 2019-12-22, просмотров: 288.