На тему: БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра____________________________________________________

ДОКЛАД

На тему: БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Выполнила: магистрант

МПП-101

Шарипова Д.М.

Проверила: к.ю.н., доцент

Абдрасулова Г.Э.

Астана, 2011 г.

                            

 СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

I. ИНСТИТУТ БРАКА В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ

1.1 Общая характеристика брачного права мусульман

1.2 Заключение брака по шариату

1.3 Права и обязанности супругов

1.4 Расторжение брака

II. Причины возникновения коллизий между семейным правом различных государств

2.1 Коллизионные принципы в области брачно-семейных отношений

2.2 Унификация норм в области семейного права

2.3 Договоры в области семейного права, заключенные в рамках СНГ

2.4 Регулирование в Республике Казахстан брачно-семейных отношений, осложненных иностранным элементом

ВВЕДЕНИЕ

 

«Брак – союз мужчины и женщины, соединение всей жизни,

общность божественного и человеческого права»

Римский юрист Модестин.

 

С древних времен брак, как союз мужчины и женщины, есть специфическая форма человеческих отношений, необходимая для реализации естественной потребности в продолжении рода, как правило, основанная на личных чувствах и субъективных предпочтениях, и создаваемая с целью формирования семьи.

Именно семья, осуществляющая воспитание детей, закладывает фундамент для будущего развития государства и общества. Именно поэтому право любой страны мира содержит нормы, регламентирующие отношения, связанные с созданием и функционированием семьи. Именно поэтому в современном мире брак пользуется охраной и покровительством закона только при заключении его с соблюдением установленных правом условий и форм, предполагающих наличие личных и имущественных прав и обязанностей супругов (как в отношении друг друга, так и по отношению к детям). И именно потому, что брачно-семейные отношения присущи любому государству, их законодательное регулирование осуществляется на базе общепризнанных принципов мирового права, заключенных в международных правовых актах .

В то же время законодательство разных стран, касающееся брачно-семейных отношений, несмотря на их всеобъемлющий характер, не имеет единообразного правового регулирования. Это объясняется тем, что на праве любого государства, как правило, отражается его национальный колорит с присущими ему традициями и обычаями, специфика социальных, культурных и политических взглядов, заметно влияет уровень экономического развития страны, а также исторически сложившееся соотношение светских норм и религиозных предписаний. На практике такое большое разнообразие материально-правовых норм семейного права различных государств порождает возникновение коллизий при решении различных вопросов, касающихся правоотношений с иностранным элементом, и делает наиболее затруднительной унификацию международного законодательства в сфере брачно-семейных отношений. Именно поэтому вопросы, касающиеся брачно-семейных отношений, занимают особое место в доктрине и практике международного частного права.

I.  ИНСТИТУТ БРАКА В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ

Заключение брака по шариату

В мусульманском законодательстве брак представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор, по созданию семьи с последующим возникновением прав и обязанностей супругов. Договор брака считается действительным и без соблюдения религиозных обрядов, хотя их проведение и считается желательным.

Требование, предъявляемое европейским правом к личному присутствию супругов при заключении брака, не известно в мусульманском праве, поскольку брак здесь рассматривается как разновидность гражданско-правового договора, который может быть заключен не только стороной лично, но и по поручению. Требования, предъявляемые к представителю (вакилю) сводятся к следующему: он должен быть совершеннолетним, психически здоровым и не должен быть грешником.

Помимо этого в мусульманском праве имеется институт помолвки. Институт помолвки направлен на то, чтобы будущие супруги могли лучше узнать друг друга, поскольку мужчины и женщины, не находящиеся в близкой степени родства, не имеют права встречаться друг с другом, наличие же помолвки данное ограничение снимает.

Процедура заключения брака по мусульманскому браку весьма упрощена и не требуется какой-либо регистрации. Для признания брака действительным необходимо соблюдение процедуры, которая состоит из предложения о заключении брака и принятия этого предложения в то же время и в том месте непосредственно за предложением. Договор брака должен соответствовать предъявляемым условиям. В мусульманском праве, помимо условий о добровольном согласии брачующихся, при заключении брака также необходимо участие попечителя невесты (вали) , давшего согласие на вступление в брак, и двух свидетелей. Относительно женщин, состоявших ранее в браке, необходимо после предыдущего брака истечение срока ‘идда, равного 4 месяцам и 10 дням.

Мусульманским правом предусматривает возможность заключения брака под условием. Так, в частности, муж или жена могут сказать при заключении брака: “Я беру ее в жены, если она имеет хороший характер” и т.п., если в последующем окажется, что супруга, не соответствует данному условию, у мужа (жены) будет выбор между аннулированием брака и признания его действительным.

При заключении брака также могут быть поставлены иные условия, которые могут накладывать на одного из супругов обязанности или наделять его правами, прямо не предусмотренными шариатом. В случае принятия данных условий другой стороной, они становятся для нее обязательными. Так жена может при заключении договора поставить условием невозможность заключения мужем второго брака без ее согласия и т.п.

Мусульманское право признает брак между мусульманами, заключенный в соответствии с требованиями, предъявляемым шариатом, а также и брак между не мусульманами. Несмотря на то, что брак между немусульманами может быть заключен не по шариату, а по их религиозным или гражданским нормам, он может быть признан мусульманским правом действительным, если при заключении брачного договора были соблюдены условия (добровольность вступления в брак, отсутствие близкородственных отношений, наличие свидетелей и т.п.) и процедура для заключения брака, предъявляемые шариатом. В таком случае все споры, вытекающие из указанного брака, могут рассматриваться в шариатском суде. Споры, вытекающие из брака между немусульманами, не соответствующего условиям, предъявляемым к нему мусульманским правом, не могут рассматриваться шариатским судом. Такие споры могут быть рассмотрены в судах, созданных приверженцами той конфессии, к которой принадлежат супруги. Брачное сожительство без заключения брака в какой-либо форме, признается мусульманским правом уголовным преступлением.

 

Расторжение брака

Развод по Шариату очень легкий для мужа и трудный для жены. Вообще же, развод обставлен сложной казуистикой при учете многих условий, хотя сам момент его сведен до минимума простоты. Достаточно мужу трижды произнести: “Ты мне не жена” (или: “Ты отлучена”, “Ты отрезана”, “Ты запретна”, “Поводья брошены на твою собственную шею”, “Соединись со своим родом”, “Ты лишена”, “Ищи товарища”, “Твоя спина, как спина моей матери” и другие) и брак считается расторгнутым. У мужа могут не спросить причин развода, жена же, желающая развода, ограничена в своих доводах.

 Так, деспотизм мужа, его личная свобода, оскорбления, побои и тому подобное не являются основанием для заявления жены о расторжении брака. Она может заявить в случаях долгого отсутствия известий о его жизни и смерти, и других сугубо веских основаниях. Но при других причинах, скажем, она разлюбила мужа, ей понравился другой, физическая близость с мужем является для нее пыткой — она не должна претендовать на развод. В противном случае, женщина подвергнется осуждению общественным мнением, которое в мусульманской среде имеет большую силу.

После развода мужчина сразу же может жениться, женщина же — только по истечении определенного срока (ар. идда), дабы определить возможную беременность (этот срок устанавливается по-разному — от 4 до 20 недель).

Мусульманским правом предусмотрено два способа прекращения брака. Первый из них — собственно развод (талак), право на который имеет только муж. Если формула развода (талак) была произнесена 9 раз, то брак считается невосстановимым. Но после троекратного произнесения талака супруги могут воссоединиться при условии, что жена вступит в новый брак и тут же разведется.

Второй (фисх) — аннулирования брака судьей (по заявлению жены либо других лиц), при наличии соответствующих условий. Аннулирование брака может проводиться судьей в следующих случаях: прекращение брака ввиду неспособности мужа материально обеспечить жену или выплатить ей михр, прекращение брака в связи с подтвержденным обвинением жены в прелюбодеянии, прекращение брака в связи с обнаружением сокрытых при вступлении в брак физических недостатков и психического заболевания у одного из супругов, прекращение брака в связи с вероотступничеством одного или обоих супругов.

После расторжения брака обязанность содержать детей возлагается на того из родителей, с кем после развода они остаются (на практике, дети чаще всего остаются с отцом).

Брачный договор (Ст.38)

Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и(или) в случае его расторжения.

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

 

Содержание брачного договора (Ст. 40)

1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим общей совместной собственности (статья 32 настоящего Закона), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

В брачном договоре супруги вправе определить свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

2. Права и обязанности, предусмотренные брачным договором, могут ограничиваться определенными сроками либо ставиться в зависимость от наступления или от ненаступления определенных условий.

3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам брачно-семейного законодательства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Республики Казахстан  «О браке и семье» от 17 декабря 1998 года № 321

 ("Казахстанская правда" от 24.12.98 г. № 241)

2. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966

4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966

5. Семейное право и законодательство на мусульманском Востоке: статья/ Автор Барковская Е.В., 19.11.2008. Портал Рособразования

6. Международное частное право /Богуславский М.М., Москва, июнь 1998г.

7.

8. Гражданское и торговое право зарубежных государств: уч-к.Т.2.,М., 2006

9. Семейное право: учебник для студентов вузов. / Под ред. Алексий П.В., Петров И.В. 3-е издание. М., «Юнти-Дана», Закон и право. 2008.

10. Международное частное право: Практикум. /Под ред. Ерпылева Н.Ю., Гетьман-Павлова И.В., М., 2007

 

Список источников Интернета

1. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27948/

2. http://intdate.ru/brak-s-musulmaninom/

3. http://www.ingushetia.org/islam/publ/osnovi_islama/360.html

4. http://islam.com.ua/articles/today/adam_eva/29/

5.http://razvodimsya.ru/all/razvody-v-raznyx-kulturax/rastorzhenie-braka-v-musulmanskoj-kulture

6. http://www.az-zahra.ru/publ/9-1-0-5

7. http://www.twirpx.com/file/329468/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра____________________________________________________

ДОКЛАД

на тему: БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Выполнила: магистрант

МПП-101

Шарипова Д.М.

Проверила: к.ю.н., доцент

Абдрасулова Г.Э.

Астана, 2011 г.

                            

 СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

I. ИНСТИТУТ БРАКА В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ

1.1 Общая характеристика брачного права мусульман

1.2 Заключение брака по шариату

1.3 Права и обязанности супругов

1.4 Расторжение брака

II. Причины возникновения коллизий между семейным правом различных государств

2.1 Коллизионные принципы в области брачно-семейных отношений

2.2 Унификация норм в области семейного права

2.3 Договоры в области семейного права, заключенные в рамках СНГ

2.4 Регулирование в Республике Казахстан брачно-семейных отношений, осложненных иностранным элементом

ВВЕДЕНИЕ

 

«Брак – союз мужчины и женщины, соединение всей жизни,

общность божественного и человеческого права»

Римский юрист Модестин.

 

С древних времен брак, как союз мужчины и женщины, есть специфическая форма человеческих отношений, необходимая для реализации естественной потребности в продолжении рода, как правило, основанная на личных чувствах и субъективных предпочтениях, и создаваемая с целью формирования семьи.

Именно семья, осуществляющая воспитание детей, закладывает фундамент для будущего развития государства и общества. Именно поэтому право любой страны мира содержит нормы, регламентирующие отношения, связанные с созданием и функционированием семьи. Именно поэтому в современном мире брак пользуется охраной и покровительством закона только при заключении его с соблюдением установленных правом условий и форм, предполагающих наличие личных и имущественных прав и обязанностей супругов (как в отношении друг друга, так и по отношению к детям). И именно потому, что брачно-семейные отношения присущи любому государству, их законодательное регулирование осуществляется на базе общепризнанных принципов мирового права, заключенных в международных правовых актах .

В то же время законодательство разных стран, касающееся брачно-семейных отношений, несмотря на их всеобъемлющий характер, не имеет единообразного правового регулирования. Это объясняется тем, что на праве любого государства, как правило, отражается его национальный колорит с присущими ему традициями и обычаями, специфика социальных, культурных и политических взглядов, заметно влияет уровень экономического развития страны, а также исторически сложившееся соотношение светских норм и религиозных предписаний. На практике такое большое разнообразие материально-правовых норм семейного права различных государств порождает возникновение коллизий при решении различных вопросов, касающихся правоотношений с иностранным элементом, и делает наиболее затруднительной унификацию международного законодательства в сфере брачно-семейных отношений. Именно поэтому вопросы, касающиеся брачно-семейных отношений, занимают особое место в доктрине и практике международного частного права.

I.  ИНСТИТУТ БРАКА В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ

Дата: 2019-12-22, просмотров: 234.