Нетрадиционные формы и методы, используемые в процессе изучения надкласса рыбы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1) Урок - "Путешествие в страну рыб".

Оборудование: используется подборка иллюстраций (рисунки, фотографии, видеоролики) и текстов с основными формулировками в виде компьютерных файлов - изображения проецируются на экран через мультимедиа-проектор.

Введение

На экране - изображение моря. Приглушенно звучит шум морского прибоя.

Учитель приглашает учащихся совершить путешествие по океану знаний в страну, которой нет на карте, но с жителями которой они немного знакомы из повседневной жизни.

На экране - изображение парохода, плывущего по океану.

Учитель предлагает учащимся отгадать загадку о жителях этой страны:

Крылья есть, да не летают, Ног нет, да не догонишь.

(Рыбы.)

На экран проецируются изображение таблицы "Многообразие рыб" и название страны "Надкласс Рыбы", а учитель напутствует учащихся: "В пути вас ждут новые знания, неожиданные открытия. Вам предстоит выполнить немало заданий, прежде чем наш корабль бросит якорь в порту - конечном пункте путешествия".

 

 

Далее учитель конкретизирует цель путешествия: изучить особенности строения и образа жизни жителей страны "Надкласс Рыбы".

В качестве "судового журнала" каждый школьник получает информационного лист (с одним из пяти вариантов заданий - см. Приложение), в котором по ходу "путешествия" делает необходимые записи.

Изучение нового материала

Школьники записывают в информационный лист название темы ("Надкласс Рыбы"), после чего учитель сообщает, что рыбы - самая многочисленная группа позвоночных животных, включающая более 20 тыс. современных видов. Ученые подразделяют рыб на 2 класса: хрящевые (более древние) и костные, появившиеся на Земле позже, но сейчас составляющие абсолютное большинство (96% видов).

С целью активизации познавательной деятельности учитель предлагает классу поближе познакомиться с несколькими жителями "страны рыб". На экран проецируются слайды с изображением 3-4 рыб - характерных представителей своих экологических групп (акула, скат, тунец, бычок, камбала и т.п.). Учитель кратко рассказывает о биологии этих видов, их образе жизни. После просмотра слайдов школьники пытаются обобщить полученные сведения и формулируют главный вопрос урока, запись которого потом проецируется на экране и записывается в информационный лист: "Какие приспособления имеют рыбы к жизни в воде?" (Если учащиеся не могут самостоятельно сформулировать вопрос, учитель предлагает заглянуть в информационный лист и прочитать там основные понятия темыурока.) Учитель предлагает ребятам попытаться сразу ответить на этот главный вопрос. После краткого обсуждения создается проблемная ситуация.

Для разрешения проблемы учитель предлагает сделать первую остановку в Институте биологии внутренних вод им. Папанина РАН (поселок Борок Некоузского района Ярославской области).

На экран проецируется слайд с изображением института и лаборатории "Экология рыб".

Учитель обращает внимание на оборудование лаборатории и предлагает школьникам провести свои небольшие исследования приспособления рыб к определенным факторам водной среды. Каждая группа школьников выполняет задание, приведенное в информационном листе. Работа проводится в паре с соседом по парте. Сделанные выводы заносятся в соответствующую графу таблицы информационного листа.

На столах у учащихся - необходимая литература и объект для проведения исследовательской работы, представитель костных рыб - вобла1.

На работу отводится 5-7 минут, после чего школьники по очереди выступают с сообщениями о результатах исследований, проводится обсуждение. Учитель напоминает, что каждая группа провела исследование только небольшой части общей проблемы, остальные строчки таблицы в информационном листе надо заполнить, выслушав ответы товарищей.

Учащиеся, получившие первый вариант задания, работали над выявлением приспособлений к большой плотности воды, которая препятствует движению рыбы. Они отмечают, что более легкому продвижению в воде способствует обтекаемая форма тела рыб. Черепитчатое расположение чешуи и наличие слизи также уменьшают сопротивление движению.

Рассматривая раздаточный материал, учащиеся отмечают обтекаемую форму тела рыб и характер расположения чешуи.

Учитель обращается к классу с вопросами:

исходя из формы тела рыб, которых вы получили для исследования, определите, к какой экологической группе они принадлежат;

каким образом рыбы используют отмеченные приспособления при движении?

На второй вопрос дают ответ школьники, работавшие со вторым вариантом задания: "Рыбы плавают волнообразно, расталкивая воду сначала головой, затем телом и потом хвостом. Отброшенная вода стекает по бокам рыбы, проталкивая ее вперед".

На экран проецируются слайды или видеоролики с изображением ската и камбалы. Учитель предлагает ответить на вопрос: "Как передвигаются рыбы, которые имеют сплющенное в спинно-брюшном направлении тело"? (Ответ: совершая волнообразные движения плавниками.) 2

 

Схема движения рыбы

 

На экран проецируются видеофрагменты, демонстрирующие характер передвижения различных рыб. Учащиеся анализируют увиденное и делают вывод о роли парных и непарных плавников в движении и маневрировании рыб в толще воды.

Учащихся, получившие третий вариант задания, сообщают о наличии у рыб боковой линии.

1 По замыслу авторов учебника, при выполнении данной работы школьники рассматривают живых рыб (например, гуппи), плавающих в банке с водой. - Прим. ред.

2 В данном случае допускается неточность. Тело камбалы "сплющено" не в спинно-брюшном направлении, а с боков. Плавники этих рыб, проходящие вдоль ("по бокам") тела - удлиненные спинной и анальный плавники. Для быстрого передвижения камбала использует "обычный" способ - волнообразные движения тела от головы к хвосту. - Прим. ред.

Путешествие в страну рыб/

На экран проецируется слайд с изображением схемы устройства этого органа чувств. Учитель рассказывает о том, что чешуи на боковой линии пронизаны отверстиями, которые сообщаются с длинным продольным каналом, скрытым под кожей. В этом канале располагаются чувствительные клетки, соединенные нервами с мозгом. С помощью боковой линии рыбы воспринимают колебания воды и отраженные от предметов волны. Поэтому даже в мутной воде они не натыкаются на предметы и способны ловить движущуюся добычу.

 

Средняя линяя у рыб.

 

Затем учитель говорит о том, что человек давно пытается освоить Мировой океан, но пока это не представляется возможным - мы не можем дышать под водой, а запас воздуха всегда ограничен. Школьники, получившие четвертый вариант задания, рассказывают об устройстве и работе жабр - органа дыхания рыб. Учитель просит найти жабры на объекте исследования и познакомиться с их устройством.

Классу предлагается ответить на вопросы: приспособлением к какому фактору водной среды является наличие жабр; почему вынутая из воды рыба "засыпает"?

 

 

Далее заслушиваются ответы учащихся, получивших пятый вариант задания. По ходу сообщений учащиеся рассматривают голову рыбы и находят на ней глаза - органы зрения и ноздри - вход в органы обоняния.

Слышит ли рыба? Какие доказательства этого можно привести? После краткого обсуждения формулируется вывод: рыбы ориентируются в окружающей среде при помощи органов чувств.

Верно ли выражение: "Нем, как рыба"? Этот вопрос учителя заставил школьников поспорить. Учитель рассказывает о звуках, издаваемых рыбами, и о том, как они их издают, не имея голосовых связок (обычно - с помощью плавательного пузыря).

Какое значение имеет для рыб прозрачность воды? Какие приспособления к этому фактору у них имеются? Ответы на эти вопросы школьники ищут во время "путешествия в мир коралловых рифов". На экран проецируются соответствующие видеоролики. Учитель читает отрывок из книги "Жизнь моря" швейцарского ученого Келлера: "Рыбки коралловых рифов представляют собой наиболее изящное зрелище. Цвета их не уступают в яркости и блике тропическим бабочкам и птицам. Лазоревые, желтовато-зеленые, бархатисто-черные и полосатые рыбки плавают и вьются целыми толпами".

После краткого обсуждения формулируется вывод: прозрачность воды позволяет рыбам иметь приспособления, связанные с использованием органов зрения. Рыбы используют различную окраску и форму тела для маскировки, отпугивания врагов, общения друг с другом.

Закрепление.

Учитель подводит итог урока: "Наше путешествие подходит к концу, и, прежде чем бросить якорь в конечном пункте, подведем итоги. Для этого возвратимся к главному вопросу урока. Как бы вы на него ответили сейчас?"  После фронтальной проверки учитель просит школьников сделать вывод по уроку, ответив на вопрос: "В чем причина многообразия рыб? Результатом чего оно является?".

Формулировка вывода: многообразие рыб - результат приспособлений к различным проявлениям факторов водной среды, к разному образу жизни. После обсуждения вывод проецируется на экран. Учащиеся записывают его в информационном листе.

Заключение.

Завершая урок, учитель просит школьников заполнить лист самооценки на информационном листе, а на отдельном листочке - с помощью тех же значков выразить свое отношение к уроку.

Учитель, в свою очередь, выражает значком свое отношение к проделанной работе.

Мне радостно, я - довольна, т.к. все, что задумала, - получилось, и в этом мне помогли вы. Большое вам спасибо за урок.

Мне очень грустно, потому что то, что мы узнали о рыбах на уроке, - лишь очень малая часть всего интересного, что известно об этих организмах. Учитель прикрепляет свой значок к стенду, а затем просит учащихся прикрепить туда же свои листочки со значками.

Домашнее задание

Учащимся предлагается решить познавательную задачу, изложенную в информационном листе и изучить статью учебника "Надкласс Рыбы".

См. приложение 1.

Блочно-модульное обучение

В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, преподаватели средней школы переходят на личностно-ориентированное обучение, учитывающее способности, потребности и особенности учащихся. Это можно реализовать, используя блочно-модульное обучение (6; 37)

Блочно-модульное обучение - одна из эффективных технологий, которая способствует совершенствованию и ускорению учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей школьников.

Её реализация предусматривает самостоятельное усвоение учащимися новых знаний при опоре на исходные знания. Подготовка учителя к объяснению темы состоит в том, что он анализирует программу, определяет содержание блоков; делит их на логически законченные модули; формулирует задачи по изучению каждого элемента модуля и на их основе планирует текущий и промежуточный контроль знаний учащихся. В начале урока проводится входной контроль знаний и умений учащихся, а при обобщении знаний по всему блок-модулю - выходной контроль.

В качестве примера, иллюстрирующего особенности модульного обучения, привожу разработку урока "Приспособленность рыб к жизни в воде"

 

Тема "Приспособленность рыб к жизни в воде". VII класс

Учебный элемент. Время Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий
УЭ-0 (1-2 мин)   Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны: повторить учебный материал о рыбах (строение, поведение, процессы жизнедеятельности); совершенствовать приемы учебной деятельности (классификация, обобщение, выделение существенных признаков и т.д.); определить черты приспособленности рыб к жизни в воде Внимател-ьно прочитай-те цели урока.
Учебный элемент. Время Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий
УЭ-1 (7-10 мин) Цель: подготовка к восприятию основного материала 1. Обсудите в группе и подготовьте устные ответы на следующие вопросы: Что изучает биология? Как называется биологическая дисциплина, изу чающая рыб? Где еще, кроме школьного курса биологии, упоминаются (встречаются) рыбы? Назовите литературные произведения и их авто ров, персонажи которых - рыбы. Приведите примеры пословиц, пого ворок, фразеологизмов, в которых упоминаются рыбы. В чем смысл этих пословиц? Какую пословицу, поговорку, фразеологизм можно было бы взять эпиграфом к нашему уроку? Почему? 2. Обсудите эти вопросы в классе. Работайте в группе Работа с классом
Учебный элемент. Время Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий
УЭ-2 (13-15 мин)   Цель: определение уровня знаний о рыбах Тест  Утверждение 1. Рыбы - это животные. 2. Рыбы обитают в водной среде. 3. Большинство рыб имеет двустороннюю симметрию тела. 4. Тело большинства рыб покрыто чешуей и слизью. 5. Плавники - органы дзижения рыб. 6. Все рыбы - хищники. 7. Рыбы дышат. 8. Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. 9. Органы дыхания большинства рыб - легкие. 10. Ноздри - часть дыхательной системы рыб. 12. Сердце у рыб двухкамерное. 13. У рыб замкнутая кровеносная система. 14. Рыбы - гермафродиты. 15. Отделы тела рыб: голова, шея, туловище, хвост. 16. В скелете рыб много мелких костей. 17. У многих рыб хорошо развиты мышцы хвоста. Внимательно читайте утверждения. В графе "Ответы" напротив утвержденй ставьте знаки: "+", если утверждение зерно; "-", если утверждение неверно. Работайте индивидуально
  18. У многих рыб есть наружное ухо. 19. Дельфины - это рыбы. 20. Слова "приспособленность" и "адаптация" - это синонимы. 21. В экосистемах рыбы - консументы Проверьте и оцените свою работу, пользуясь приложением 2.1 Дополнительное задание "Знаете ли вы названия рыб?"* Рядом с рисунком напишите название рыбы.     Проверьте и оцените свою работу, пользуясь приложением 2.2   Выполняете, если у вас осталось свободное время Ваша оценка__
УЭ-3 (20-25 мин)   Цель: совершенствование приёмов учебной деятельности учащихся Викторина 1. Объедините в группы объекты по общим признакам. Не забудьте указать признак, по которому проводите классификацию. Работайте в группе
  Возможны. несколько вариантов ответов. а) акула, кит, скат, дельфин; б) выделение, почки, дыхание, жабры, питание; в) ерш, карась, лещ, навага; г) кислород, пища, углекислый газ, непереваренные остатки пищи; д) голова, туловище, чешуя, хвост, слизь. 2. Обобщите (подберите 1-2 обобщающих слова): а) кровь, кровеносные сосуды, двухкамерное сердце б) боковая линия, глаза, усы - .; в) плавательный пузырь, сердце, почки, жабры - .; г) головной мозг, спинной мозг, нервы - .; д) икринка, зародыш, личинка, малек, взрослая рыба - 3. Дополните: а) животные, имеющие непостоянную температуру тела, зависящую от температуры окружающей среды, называются. б) Размножение рыб называется. в) Сердце рыб состоит из двух камер: предсердие и. г) Орган чувств, имеющийся только у рыб на всех стадиях развития (личинка - взрослая рыба), называется. д) Орган, имеющийся только у рыб, заполненный смесью газов и участву ющий в процессе движения рыб, называется. . Внимательно прослушайте инструкцию учителя. На полях записывайте количество баллов (см. приложение 2.3)  
  4. Определите и объясните, кто (или что) в данном ряду лишний: а) щука, акула, карась, лещ; б) вода, море, океан, река; в) плавники, плавательный пузырь, мышцы, кровь; г) пескарь, камбала, синий кит, лосось; д) пруд, озеро, аквариум, река. 5. Внимательно просмотрите видеофрагменты. Придумайте и запишите на звания видеофрагментов. а) б) в) г) Д) Объясните, почему вы назвали видеофрагменты именно так. 6. Подведение итогов викторины: подсчитайте и запишите на полях общее количество баллов, набранное вашей командой. Обсудите в группе работу членов команды и оцените ее качество по пятибалльной шкале: 1 - не принимал участие в работе команды; 2 - давал только неправильные варианты ответов; 3 - давал правильные и неправильные варианты ответов, был малоактивен; 4 - активно участвовал в работе команды, но иногда давал неправильные, нечеткие ответы; 5 - очень активно участвовал в работе команды, в основном давал правильные, четкие ответы   Сумма баллов__ Ваша оценка__
УЭ-4 (20 мин) Цель: определение общих и частных приспособлений рыб к жизни в воде. 1. Выполните задания: а) дайте определение понятия "приспособленность* (адаптация). б) Назовите особенности, отличительные признаки водной среды жизни по сравнению с наземно-воздушной (*с другими средами жизни). в) Приведите примеры адаптации к жизни в водной среде у ерша и речно го окуня. 2. Заполните таблицу "Приспособленность рыб к жизни в воде". Дополнительные вопросы: 1) как вы могли бы объяснить процесс возникновения приспособлений? 2) Какие проблемы есть у рыб в связи с жизнью в воде и как они их решают? Обсудите результаты работы в классе. Сдайте тетрадь на проверку учителю Работайте в группе. * - задание повышенного уровня сложности. Прослушайте инструкта ж учителя Работайте письменно Работайте вместе с классом
Учебный элемент. Учебный материал с указанием заданий Рекомендации.
УЭ-5 (3-5 мин) Цель: подведение итогов урока, домашнего задания. 1. Прочитайте еще раз цели урока. 2. Достигли ли вы заданных целей? В какой степени? Что мешало достижению целей? 3. Можно ли сказать, что на уроке вы почувствовали себя "как рыба в воде"? 4. Были ли случаи на уроке, когда вы "бились как рыба об лед"? 5. Выберите домашнее задание: а) составьте кроссворд по теме "Рыбы", если работу на уроке вы выполня ли без ошибок и набрали максимальное количество баллов по всем УЭ; б) повторите записи в тетради, если ваш входной тест получил 4 балла и вы редко ошибались на уроке; в) повторите тему "Рыбы" по учебнику, поработайте дома с данным моду лем еще раз, если ваш выходной тест получил 3, 2, 1 балла. и. вычасто ошибались, при выполнении всех УЭ испытывали трудности. Если вы затрудняетесь в выборе домашнего задания, обратитесь к учителю

 

3. Точечный рисунок.

Если вы согласны с утверждением, соедините линиями указанные точки. Задание 1. "Флаундер" (рис.1)

 

 

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела (10-1-2-9).

2. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь (10-1-11-2).

3. Голова рыбы незаметно (без шейного перехвата) переходит в туловище, а туловище - в хвост (4-1-3-8).

4. На спине у рыбы имеется один плавник (1-6-3-8).

5. У мирных рыб, например у карпов и линей, спинной плавник, как правило, широкий и высокий (8-5-9-2).

6. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами (6-12-13-7).

7. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии (16-21-14-20-22).

8. Ноздри рыб не сообщаются с ротоглоткой (21-19-23-24-18).

9. Рыбы не имеют органов слуха (20-21-16-14-19).

10. В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки (17-15-25-24).

11. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда (30-36-39-29-28).

12. Высушенная хорда осетровых рыб используется в пищу (39-35-38-40-39).

13. Сердце рыб состоит из двух камер - предсердия и желудочка (40-33-42-43).

14. Кровеносная система рыб незамкнутая (35-36-29-30).

15. Спинной мозг находится в позвоночном канале (32-31-34-41-44).

16. У рыб в течение жизни формируются различные условные рефлексы (50-47-52-45-49).

17. У всех рыб имеется плавательный пузырь (41-52-58-60-10).

18. Плавательный пузырь наполнен смесью газов (50-48-46-51-49).

19. Органы дыхания рыб - жабры (53-56-61-63-60).

20. Органы выделения рыб - почки (61-55-59-54).

21. Мочевой пузырь у рыб отсутствует (51-50-34-44).

22. У рыб обмен веществ происходит медленно (58-60-57-62-68).

23. Температура тела рыб низкая, но постоянная (49-47-37-34).

24. Большинство рыб - раздельнополые животные (28-26-27-68).

25. Сформировавшийся в икринке зародыш потом превращается в личинку рыбы (64-66-70-65).

26. Карп - одомашненная рыба, происходящая от сазана (65-69-67).

27. Все пресноводные рыбы умеренных широт нерестятся весной (58-54-59-57).

28. К классу хрящевых относится значительно больше видов, чем к классу костных рыб (69-66-65-70).

(Правильные ответы: 10-1-11-2; 4-1-3-8; 8-5-9-2; 6-12-13-7; 16-21-14-20-22; 21-19-23-24-18; 17-15-25-24; 30-36-39-29-28; 39-35-38-40-39; 40-33-42-43; 32-31-34-41-44; 50-47-52-45-49; 50-48-46-51-49; 53-56-61-63-60; 61-55-59-54; 58-60-57-62-68; 28-26-27-68; 64-66-70-65; 65-69-67.)

 

 

Правильно выполненное задание 1

Задание 2. "Морской конек" (рис.2)

 

 

1. Самец этого вида рыб строит из водорослей гнездо в форме муфты и охраняет его:

а) макропод (8-11-6-13-8);

б) бойцовая. рыбка (8-13-6-11-6);

в) гурами. мраморный (8-6-13-11-8);

г) колюшка трехиглая (8-6-11-13-8).

2. Эти тропические рыбки, обитающие в мангровых зарослях, большую часть своей жизни проводят вне воды. Во время отлива они взбираются на различные коряги и активно охотятся на воздушных насекомых:

а) анабас (24-1-30-2);

б) прыгун. илистый (24-30-1-2);

в) макропод (24-30-2-1);

г) латимерия (24-2-1-30).

3. Самец этой тропической рыбки вынашивает икринки в ротовой полости, и мальки в случае опасности прячутся в рот отца:

а) тиляпия (24-22-16-21);

в) дискус (24-16-21-22);

б) морскойконек (24-21-22-16);

г) скалярия (24-22-21-16).

4. У самца этой рыбки на брюхе развивается особая сумка, в которой он вынашивает икринки:

а) пинагор (21-15-20-18);

б) морскойконек (21-15-18-20);

в) тиляпия (21-18-15-20);

г) кумжа озерная (21-20-18-15).

5. Родина этой рыбки - Центральная Америка. В 1925 г. она была завезена в нашу страну в целях борьбы с малярией:

а) гуппи (20-19-23-17);

б) меченосец (20-23-17-19);

в) фундулус (20-17-19-23);

г) гамбузия (20-19-17-23).

6. Самки этого вида живородящих рыб после рождения потомства почти все погибают:

а) голомянка. байкальска (23-29-14-12);

б) акула-молот (23-14-12-29);

в) гамбузия (23-29-12-14);

г) гуппи (23-12-29-14).

7. Икра этих рыб известна под названием "красной икры":

а) лососевых (12-4-10-3-9);

б) осетровых (12-3-4-9-10);

в) карповых (12-10-3-4-9);

г) окуневых (12-4-3-10-9).

8. Из перечисленных видов двоякодышащих рыб не впадает в спячку:

а) лепидосирен (2-5-7-9);

б) большойпротопопер (9-7-2-5);

в) неоцератод (9-5-7-35-2);

г) малый протоптер (2-9-5-7-35).

9. Самцы этих рыбок строят для икринок гнездо из воздушных пузырьков:

а) колюшка (29-32-34-33-31);

б) макропод (29-32-34-31-33);

в) горчак (29-31-34-32-33);

г) гуппи (29-33-34-31-32).

(Правильные ответы: 8-6-11-13-8; 24-30-1-2; 24-22-16-21; 21-15-18-20; 20-19-17-23; 23-29-14-12; 12-4-10-3-9; 9-5-7-35-2; 29-32-34-31-33.)

 

 

Правильно выполненное задание 2.

4. Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения рыб Проводимые учащимися исследования развивают любознательность ребят. Дети учатся наблюдать, работать с литературой, думать, делать выводы. Исследовательская деятельность может быть реализована при работе в кружке "Юный ихтиолог"

Используя аквариум можно рассмотреть:

Форму тела рыб;

Способы передвижения;

Покровы тела;

Различные поведенческие реакции;

Методика наблюдений и опытов рассматривается в школьном учебнике…

Однако, используя познавательный интерес аквариумистов, можно организовать дополнительные исследования, требующие навыков такого рода деятельности.

Я предлагаю следующие исследования:

1. Реакция рыб на различную освещённость.

По следующей методике: Для изучения реакции рыб на различную степень освещённости аквариума над водой (2 - 3 см) закрепляется непрозрачная пластинка, затеняющая половину водной поверхности. Устанавливается верхнее освещение. Кормление рыб производят в центре аквариума. Результаты наблюдения записывают в таблицу. Интервал времени между моментами регистрации результатов - 5 или 10 с.

Анализ полученных результатов показывает, что, как правило, к затенённой части аквариума тяготеют неоновые рыбы, скалярии, сомики. Большинство видов аквариумных рыб предпочитает освещённую половину аквариума. Эти факты могут быть объяснены с учётом экологических особенностей каждого из видов.

2. Частота жаберного дыхания лабиринтовых рыб.

В частоте жаберного дыхания существуют различия, т.е. она зависит от насыщенности воды кислородом, если в воде растворено мало кислорода, то рыбы будут чаще всплывать и т.д.

При кислородном голодании частота жаберного дыхания увеличивается, а при заболеваниях она вообще может колебаться.

3. Поведение самца гурами у гнезда.

Большой интерес и особую познавательную ценность имеет изучение поведения самцов лабиринтовых рыб у гнезда (в период размножения). Наблюдатель через каждые 10 с отмечает в таблице ту или иную форму активности, характерную для рыбы в момент регистрации результатов. В процессе наблюдения можно получить количественные данные, показывающие изменение поведения самца гурами у гнезда в зависимости от длительности ухода его за икрой и личинками.



Заключение

 

Биологическое образование становится насущной необходимостью каждого культурного человека. Это вызвано тем, что биология наряду с физикой, химией и математикой стала в ранг точных научных дисциплин и раскрывает новые горизонты в развитии производственных сил общества, в сельскохозяйственном и промышленном производстве. Проанализировав весь собранный нами в дипломной работе дидактический и методический материал, мы пришли к таким выводам.

Зоология, как одна из биологических дисциплин, изучается в школьном курсе один год, поэтому сокращено и изучение отдельных тем до минимума. Так, в большинстве программ (В.В. Пасечник и Н.И. Сонин) на надкласс рыбы отводится два часа, что совершенно неприемлимо. Большое внимание при этом отводится изучению многообразия видов, а не морфологии, физиологии и анатомии рыб, их значению.

В программе И.Н. Пономарёвой на надкласс Рыбы отводится пять часов. Конечно, по сравнению с выше перечисленными программами, это несравнимо целесообразнее, благодаря этому уделяется больше времени изучению морфологии, анатомии, экологии рыб, да и наличие лабораторных работ позволяет лучше разобраться в теоретическом материале. Однако, по-моему мнению, и пяти часов мало, т.к. преподавая на практике в школе №26 надкл. Рыбы и один из уроков по кл. Земноводные, выяснил, что у детей не создается целостного представления об этих организмах; и только на обобщающем уроке этого можно добиться.

Я бы предложил ввести еще один час и проводить занятия в традиционной и нетрадиционной форме, с использованием блочно-модульного обучения и экскурсии.

Современное образование отличает вариативность, разноуровневость, что позволяет развивать индивидуальные способности школьника, формировать творчески активную личность, развивать интересы и способности учащихся.

Изучение надкласса Рыбы позволяет учащимся лучше понять ход эволюции позвоночных животных.

Блочно-модульное обучение формирует у учащихся, самостаятельность,

ответственность; дает довольно прочные знания. Минусом такого обучения является его трудоемкость в материальной организации.

При изучении темы "Надкласс Рыбы" учащихся так же необходимо включать и в исследовательскую деятельность, так как теория без практики не приведет к желаемому результату обучения. Оранизация ее довольно сложная, что связано с высокой стоимостью живого материала. В школах отсутствует необходимое оборудование, да и уроки с животными непредсказуемы.

Но если все же преодолеть эти трудности и организовать работу с учащимися на уроке или в кружке по тем заданиям, которые мы предложили, то у детей складывается мнение, что они первооткрыватели, так как в литературе нет точных результатов на многие опыты При работе с натуральными объектами у учащихся возникает интерес, "уважение" к рыбам и желание охранять их.

Экскурсии и наблюдения за рыбами дают учителю возможность закрепить экологические особенности этого класса.

Таким образом, мы приходим к выводу, что не только традиционные, но и нетрадиционные методы обучения нужно использовать при изучении надкласса рыбы!



Список используемой литературы

Литература по педагогике и методике биологии:

1. Багоцкий С.В. "Зоология": суждение заинтересованного // Биология в школе. 1996, №1.

2. Байбородова Л.В., Лаптева Т.В. Методика обучения биологии: пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

3. Биология в школе: Сборник нормативных документов/ Составитель Сивоглазов В.И. - М.: Просвещение, 1987.

4. Быков Б.Б. Зоологический живой уголок в школе. Организация и оборудование. - Л., 1966.

5. Герасимов В.П. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся и изучение их в школе. - М.: Учпедизд, 1962.

6. Гилёва Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги. // Биология в школе. 1998. № 2.

7. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.

8. Ишкина И.Ф. Биология 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина. - Волгоград: Изд-во "Учитель-АСТ", 2002.

9. Калинова Г.С. Учебник биологии: состояние и проблемы // Биология в школе. 1996, №1.

10. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В.С. Биология. Животные: учебник для 7 класса общеобразовательной школы. - М.: "Вентана-Граф", 2001.

11. Кумченко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс: методическое пособие. - М.: "Вентана-Граф", 2005.

12. Латюшин В.В. Биология. Животные: учебник для 7 класса общеобразовательного учебного заведения. - М.: "Дрофа", 2002.

13. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - 2-е изд. - М., 1987.

14. Морозова Л.Ф. Учебные кинофильмы на уроках. // Биология в школе. 1991, № 6.

15. Нагреева Л.Д. Учебники: "старые" и "новые" // Биология в школе. 1996, №1.

16. Нога Г.С. Наблюдения и опыты по зоологии. - М.: Просвещение, 1979.

17. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / Под ред. Пономарёвой И.Н. - М.: Изд-кий центр "Академия", 2003.

18. Пантявин А.А. Приспособления животных к изменениям абиотических факторов среды // Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. - М.: Изд-во "Первое сентября", 2001.

19. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. - М.: Школа-Пресс, 1997.

20. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 классы / Составитель Кумченко В.С. - М.: "Дрофа", 2000.

21. Пугал Н.А. Использование натуральных объектов при обучении биологии: Методическое пособие. - М.: Гуманитарный изд-кий центр ВЛАДОС, 2003.

22. Сборник нормативных документов. Биология / Составитель Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. - М.: "Дрофа", 2004.

23. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005 (серия “Энциклопедия образовательных технологий”)

24. Суматохин С.В. Учебники по биологии (вторая половина XX в.) // Биология в школе. 2005, №8.

25. Томанова З.А. Ещё один взгляд на современный учебник. // Биология в школе. 2005, №7.

Литература по зоологии:

26. Акимушкин И.И. Мир животных: беспозвоночные. Ископаемые животные. - М.: Мысль, 1991.

27. Баклашова Т.А. Ихтиология.М., 1980.

28. Большой атлас природы России. - М.: Эгмонт Россия Атд, 2005.

29. Большая энциклопедия школьника т.2/составитель Кошель П.А. - М.: Олма-Пресс, 1999.

30. Брэм А.С. Жизнь животных т.3. - М.: Терра, 1992.

31. Книга для чтения по зоологии / составитель Молис С.А. - М.: Просвещение, 1981.

32. Константинов А.С. Общая гидробиология.М. 1972.

33. Красная книга Смоленской области / под ред. Круглова Н.Д. - Смоленск: СГПИ, 1997.

34. Курс зоологии т.2/под ред. Матвеева Б.С. - М.: высшая школа, 1966.

35. Материалы по экологической морфологии / сборник статей под ред. Соболева Л.Д. - Новосибирск: Наука, 1973.

36. Методическое пособие по изучению питания и пищевых отношений рыб в естественных условиях.М., 1974.

37. Моисеев П.А., Азизова Н.А., Куранова И.И. Ихтиология.М., 1981.

38. Наумов Н.П., Kapташев Н.Н. Зоология позвоночных.М., 1979.

39. Никольский Г.В. Экология рыб.М., 1974.

40. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичёв Д.В. Биология. Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

41. Природа Смоленской области / под ред. Шкаликова В.А. - Смоленск: Универсум, 2001.

42. Проссер Л., Браун Ф. Сравнительная физиология животных. - М.: Мир, 1967.

43. Строганов Н.С. Физиологическая экология рыб.М. 1963.

44. Правдин И.Ф. Руководство по изучению рыб.М. 1966.

45. Чугунова Н.И. Руководство по изучению возраста рыб.М. 1952.

46. Шилов И.А. Экология. - М.: Высшая школа, 1997.

Литература:

1. Анисимова И. М, Лавровский В. В "Ихтиология" М. Агропромиздат, 1991г. с.74-77.

2. Баклашова Т.А. "Ихтиология" М. Пищ. промышленность, 1980г. с 4-11.

3. Бобылева Л.Д. Журнал „Биология в школе" №6, 2002, с.54 - 60, ст. „Игровая экология в школе"

4. Бровкина Е.Т., Н.И. Казьмина „Уроки зоологии: пособие для учителей" - М.: Просвещение, 1981г. с.102 - 108.

5. Бровкина Е.Т. "Рыбы наших водоёмов" М. Дрофа, 2004г с.24-29.

6. Васильева Е.Д. "Популярный атлас определитель. Рыбы" М. Дрофа, 2004г. с.40-46.

7. Евсеева Е.А. Журнал „Биология в школе"№4, 2003. - с.35 - 39, ст. „Многообразие Рыб и их охрана".

8. Жердяева С.В. Журнал „Биология в школе"№8, 2002. - с.64 - 69, ст. „Советы аквариумисту".

9. Загорянский А.Д. "Тайны подводного мира" М. Пищ. пром-сть, 1966г с.108-123.

10.Зенкевич Л.А. "Жизнь животных. В 6-ти т. Т.4 Ч.1 Рыбы " М. Просвещение, 1971г. с.65-69

11.Ишкина И.Ф. „Биология.7 класс. Поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина" - Изд. „Дрофа"-2003 г. с. 19

12. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные. Учебник для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы.М. Вентана-Граф, 2000г с.157.

13. Кузнецова В.И., Чурилова А.И. Журнал „Биология в школе"№5, 2001. - с.37 - 40, ст. „Блочно - модульная технология обучения. Один урок из темы „Рыбы".

14. Луцкая Л.А., Никишов А.И. „Самостоятельные работы учащихся по зоологии: пособие для учителей". М" „Просвещение", 1977г. с.70 - 75.

15. Марти Ю.Ю. "Миграции морских рыб" М. Пищ. пром-сть, 1980г. с.51-67.

16. Матюхин В.А. "Биоэнергетика и физиология плавания рыб" Новосибирск, Наука, 1973г. с.132-140.

17. Молис С.С., Молис С.А. „Активные, формы и методы обучения биологии: Животные: книга для учителя: Из опыта работы". - 'М.: Просвещение, 1988г. с.32-35., 37 - 40.

18. Никольский Г.В. "Экология рыб" М. Высшая школа, 1974г. с.38-48.

19. Никольский Г.В. "Частная ихтиология" М. Высшая школа, 1971г. с.164-177.

20. Оммани Ф. "Рыбы" М. Мир, 1975г. с.79-90.

21. Мухина Е.Н. Журнал „Биология в школе"№5, 1998. - с.49 - 50, ст. „Экскурсия на водоём. Жизнь в толще воды"

22. Пантявин А.А. Журнал „Биология в школе"№6, 2000. - с.60 - 63. ст „Рыбы как объект изучения".

23. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. „Биология 7-8 класс: поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И. X.; Латюшина В.В., Шапкина В. А.; Константинова В.М. и др." - М.: ВАКО, 2004г. с.275-283

24. „Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология.5-11 кл. - 2-е иэд., - М.: Дрофа, 2001. Составитель В.С. Кучмеико. с.32,78.121.12 Сухова Т.С. Журнал „Биология в школе"№4, 1997. - с.38 - 43, ст. „Экологические задачи".

25. Протасов В.Р. "Поведение рыб" М. Пищ. пром-сть, 1978г с.43-57.

26. Сабанеев Л.П. "Рыбы России. Жизнь и ловля наших пресноводных рыб" В 2-х т.М. Физкультура и спорт, 1984 с.84-91.

.27. Теремов А.В. Журнал „Биология в школе"№8, 2003. - с.20 - 25, ст. „Рисуночное письмо как средство обучения"

28. Трубецкая Е.А. Журнал „Биология в школе"№4, 1996. - с.69-73, ст. „Аквариумные рыбки и. воспитание детей"

29. Трубецкая Е.А. Журнал „Биология в школе"№2, 1997. - с.76 - 79, ст. „Рыбы в мониторинге состояния окружающей среды"

30. Шалаев В.Ф., Богорад В.Б., Никишов А.И. и др!" Методика обучения зоологии: пособие для учителей. - 2-еизд., - М.: Просвещение, 1979г. с.34 - 48, 199 - 207.


Приложения

Приложение 1. лист 1

 

Информационный лист

I. Рабочая страница

Тема урока: ___________

Решаемая проблема: __________

Основные понятия к уроку.

Среда обитания - комплекс окружающих условий (факторов среды), влияющих на жизнедеятельность организмов.

Приспособленность (адаптация) - совокупность особенностей строения организмов, обеспечивающих им возможность жизни в этих условиях.

Тема для исследования. Выявить приспособления рыб к обитанию в среде с высокой плотностью.

Лабораторная работа. "Внешнее строение и особенности передвижения рыб" (с.156 учебника*, лаб. работа № 6, задания 1, 2, 4.)

Результаты исследований занесите в соответствующую графу таблицы.

 

Приспособление рыб к жизни в водной среде

Факторы водной среды Приспособленность к фактору среды
 Большая плотность (сопротивление движению) Текучесть (сопротивление движению) Растворимость веществ и кислорода Прозрачность  

 

Вывод. Многообразие рыб - результат ___________

II. Домашнее задание 1. Учебник, статья "Надкласс Рыбы", § 31.


Приложение 1. Лист 2

 

2. На основании изучения внешнего строения пресноводной рыбы, вьюна

исследователь сделал вывод о том, что эта рыба должна вести малоактивный и придонный образ жизни. Но при получасовом наблюдении за вьюном в аквариуме исследователь убедился, что бoльшую часть времени рыба активно плавала в толще воды и у ее поверхности. Изложите гипотезу, объясняющую странное поведение рыбы. (Подсказка: достаточна ли была длительность наблюдения для построения предположений и формулирования выводов?)

III. Лист самооценки учащихся.

1. Удовлетворены ли вы результатом своей работы на уроке?

2. Появился ли интерес к содержанию урока?

3. Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества?

( - да,  - нет,  - не знаю.)

Примечание. Пункты "Тема для исследования" и "Лабораторная работа" представлены в пяти вариантах. Приведенный образец информационного листа соответствует I варианту задания. Ниже приведены еще два варианта заданий.

Тема для исследования. Выявить приспособления рыб для передвижения в воде.

Лабораторная работа. "Внешнее строение и особенности передвижения рыб" (с.157 учебника, лабораторная работа № 6, задание 6).

Тема для исследования. Выявить приспособления рыб к текучести воды (для определения скорости и направления течения).

Объяснить проведенный эксперимент. "В аквариум с плавающими рыбами опустили карандаш. Рыбы бросились прочь. То же самое проделали с теми же рыбами, предварительно одетыми в "купальные костюмы" с разрезами для глаз, жабр, плавников и рта. Рыбы при этом ничуть не испугались" Как можно объяснить такую реакцию рыб?

2.1 Ответы по проверочной работе по теме 'Рыбы"

Правильные ответы

 

1 - +; 5 - +; 9--; 13-- 17--;
2 - +; 6 - ; 10--; 14-- 18--;
3 - +; 7 - +; 11-+; 15 - + 19-+;
4 - +; 8 - +; 12-+; 16 - + 20-+.

 

2.2 Ответы к заданию "Знаете ли вы названия рыб?"

Осетр.

Щука.

Окунь.

Сельдь.

Треска.

Критерии оценки: оценка соответствует количеству правильных ответов.

2.3 Критерии оценки:

 

Количество правильных ответов Уровень

Оценка и комментарии

19-20 17-19 Очень высокий высокий 5+ 5 Так держать! Но ошибки все - таки были.
14-16 10-13 средний низкий 4 3 Еще чуть-чуть и будет "5". Будьте внимательны на уроке!  
1-9 очень низкий 2 И о чем вы думаете на уроке?  
0 нулевой 1 Без комментариев.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 286.