№ | Ф.И. | тревожн | внут поз | мотивы | Уровень адаптации |
1 | С.А. | + | + | позицион | + |
2 | М.К. | + | + | учебный | + |
3 | Н.Л. | + | + | учебный | + |
4 | Н.Ю. | + | + | учебный | + |
5 | К.Н. | + | + | учебный | + |
6 | А.Н. | + | + | позицион | + |
7 | И.С. | + | + | позицион | + |
8 | П.А. | + | - | социал | + |
9 | К.О. | - | + | социал | + |
10 | И.Р. | - | + | социал | + |
11 | Т.Л. | - | + | социал | + |
12 | К.Т. | - | + | учебный | + |
13 | Б.К. | - | + | учебный | + |
14 | Б.Ж. | - | + | социальн | + |
15 | Х.С. | - | + | социальн | + |
16 | В.М. | - | - | позицион | - |
17 | Р.Э. | - | - | позицион | - |
18 | С.Н. | - | - | отметка | - |
19 | С.В. | - | - | отметка | - |
20 | Ш.А. | - | - | внешний | - |
21 | В.Л. | - | - | внешний | - |
22 | И.Ю. | - | - | внешний | - |
23 | В.К. | - | - | внешний | - |
Приложение 3
Показатель уровня адаптации первоклассников при демократическом стиле педагогического общения
№ | Ф.И. | тревожн | внут поз | мотивы | Уровни адаптации |
1 | Н.Н. | + | + | учебный | + |
2 | З.Л. | + | + | учебный | + |
3 | К.У. | + | + | учебный | + |
4 | С.Д. | + | + | учебный | + |
5 | П.А. | + | + | учебный | + |
6 | С.Д. | + | + | учебный | + |
7 | Л.Е. | + | + | учебный | + |
8 | В.О. | + | + | учебный | + |
9 | Г.Н. | + | + | учебный | + |
10 | К.Н. | + | + | социал | + |
11 | К.К. | + | + | социал | + |
12 | В.О. | + | + | социал | + |
13 | В.С. | + | + | отметка | + |
14 | К.Л. | + | + | отметка | + |
15 | Д.А. | + | + | позицион | + |
16 | П.Д. | + | + | позицион | + |
17 | Ж.П. | + | + | позицион | + |
18 | З.П. | - | + | позицион | - |
19 | Б.О. | - | + | отметка | + |
20 | О.Э. | - | - | позицион | - |
21 | Ч.А. | - | - | игровой | - |
22 | Д.А. | - | - | игровой | - |
Приложение 4
Показатель уровня адаптации первоклассников при либерально-попустительском стиле педагогического общения
№ | Ф.И. | тревожн | внут поз | мотивы | Уровень адаптации |
1 | Б.С. | + | + | учебный | + |
2 | К.С. | + | + | учебный | + |
3 | Б.В. | + | + | учебный | + |
4 | А.Г. | + | + | социал | + |
5 | К.К. | + | + | социал | + |
6 | М.В. | + | + | социал | + |
7 | Ч.С. | + | + | социал | + |
8 | К.В. | + | + | социал | + |
9 | Т.С. | + | + | отметка | + |
10 | М.М. | + | + | отметка | + |
11 | Д.О. | + | + | отметка | + |
12 | М.Д. | + | + | отметка | + |
13 | Ф.Н. | + | + | отметка | + |
14 | Е.С. | + | - | игровой | - |
15 | М.А. | + | - | игровой | - |
16 | К.М. | + | - | позицион | - |
17 | С.К. | + | - | позицион | - |
18 | Ч.М. | + | - | игровой | - |
19 | К.Н. | - | - | отметка | - |
20 | Ф.Л. | - | - | игровой | - |
21 | Н.Д. | - | - | отметка | - |
22 | Р.О. | - | - | отметка | - |
23 | П.Н. | - | - | отметка | - |
24 | М.Р. | - | - | отметка | - |
25 | М.С. | - | - | внешний | - |
Дайджест
Программа исследования:
Цель исследования: изучение особенностей влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников.
Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации младших школьников.
Предмет исследования: особенности протекания адаптационного периода у первоклассников в зависимости от стилей педагогического общения.
Гипотезы исследования:
1. Мы предполагаем, что наиболее эффективным для протекания адаптации у первоклассников будет демократический стиль педагогического общения; менее эффективным - авторитарный стиль педагогического общения; а неблагоприятным - либерально-попустительский стиль педагогического общения.
2. Мы предполагаем, что стили педагогического общения будут по-разному влиять на характер протекания адаптационного периода, что может проявляться в разных адаптационных особенностях первоклассников:
- демократический стиль педагогического общения будет способствовать формированию внутренней позиции школьника, повышению учебной мотивации;
- авторитарный стиль педагогического общения будет приводить к уменьшению эмоциональной близости к учителю;
- либерально-попустительский стиль педагогического общения будет приводить к снижению учебной мотивации.
Задачи исследования:
2. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Выявить учителей с различным стилем педагогического общения: авторитарным, демократическим, либерально-попустительским.
3. Определить особенности протекания и уровень адаптации у учащихся первых классов.
4. Выявить взаимосвязь между особенностями протекания адаптационного периода первоклассников и стилем педагогического общения учителей начальных классов.
5. Разработать рекомендации прикладного характера для учителей начальных классов, направленные на оптимизацию педагогического стиля с целью улучшения протекания адаптационного периода.
Основу программы нашего эмпирического исследования составили:
1. Методика «Стиль педагогического общения учителей» (А.Б.Майский и
Е.Г.Ковалева).
2. Методика «Эмоциональная близость к учителю» Р.Жиля.
3. Методика «Мотивы учения» М.Р.Гинзбурга.
4. Методика «Беседа о школе» Д.Б, Эльконина, А.Г. Венгера
Выборка: в исследовании принимали участие 10 учителей первых классов общих образовательных школ
Раздаточный материал
Для изучения протекания адаптационного периода у первоклассников в декабре месяце нами были собраны фактические данные, свидетельствующие об эмоциональном благополучии первоклассников (методика Р. Жиля «Эмоциональная близость к учителю»), о сформированности внутренней позиции школьника (методика Д.Б. Эльконина, А.Г. Венгера «Беседа о школе»), о сформированности основных мотивов учения (методика М.Р. Гинзбурга «Мотивы учения»).
Эмоциональное благополучие учащихся первых классов определялось по показателю уровня личностной тревожности, связанной с эмоциональной близостью к учителю.
Фактические данные, полученные в результате проведения методики Р. Жиля «Эмоциональная близость к учителю» представлены в таблице 1, гистограмме 1.
Таблица 1
Дата: 2019-12-22, просмотров: 291.