Опыт формирования познавательных интересов в 9 классе А школы №30 г. Кирова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Опытная работа по формированию познавательного интереса классным руководителем осуществлялась в школе №30 г. Кирова в 9 классе А.

Опытная работа проводилась в несколько этапов. Целью опытной работы являлось определить эффективность некоторых форм деятельности классного руководителя по формированию познавательного интереса.

I этап: На данном этапе была поставлена следующая задача – узнать уровень развития познавательных интересов учащихся. Учащимся была предложена анкета, состоящая из 7 вопросов (см. приложение 1).

Целью проведения анкеты было следующее: определить уровни развития познавательных интересов: узнать направленность, устойчивость, глубину познавательных интересов, характер мотивации познавательного процесса, уровень активности и самостоятельности детей, как критериев развития познавательного интереса. При выборе критериев была использована методика исследования познавательного интереса, предложенная Кувалдиной Е.А.

Данные, полученные после обработки анкеты можно поместить в таблицу №1. Из данной таблицы несложно заметить, что почти у половины класса (46,5 %) низкие уровни развития познавательных интересов, у этих детей – любопытство; у трети класса (33,5 %) – средние уровни, у таких детей присутствует любознательность; у шестой части класса (17,4 %) высокие уровни развития познавательных интересов; очень небольшому числу учеников (1,4 %) преемственны очень высокие уровни, такие школьники имеют творческий интерес. Следовательно, уровни развития познавательных интересов детей в целом по классу малы, они требуют повышения, причем не только с помощью учителей-предметников, но и с привлечением классного руководителя. 

Таблица №1. Уровни развития познавательных интересов учащихся.

Показатели познавательного интереса   Уровни познавательного интереса Направленность интересов Активность Мотивация Самостоятельность Глубина интереса Устойчивость интереса
Низкий уровень. Любопытство 46,5 % Разбросанность интересов. Отсутствие интереса к какому-то определенному виду деятельности и познания.     34,8 % Низкий уровень активности, познавательная инертность. Отсутствие стремления к деятельности в процессе познания.   33,4 % Отрицательная мотивация к познавательной деятельности, к процессу и содержанию учения.   37,7 % Отсутствие самостоятельной познавательной деятельности. Работа под контролем.   47,8 % Поверхностный интерес к ярким, занимательным фактам и явлениям. Отсутствие четких представлений о предмете интереса.   75,7 % Неустойчивый интерес только к внешней стороне фактов и явлений, привлекающих необычностью, формой деятельности.     55,7 %
Средний уровень. Любознательность 33,5 % Эпизодический интерес к эффектным и занимательным сторонам деятельности. Неустойчивые приоритеты в выборе предмета интереса.     36,2 % Эпизодическая активность, побуждаемая внешними стимулами (учителем, друзьями, родителями, способами выполнения заданий и т. д.).   36,1 % Неустойчивая мотивация к внешним сторонам деятельности. Эпизодическая познавательная мотивация с условием внешнего стимулирования.   31,9 % Ситуативная самостоятельность в познавательной деятельности. Проявление самостоятельности при наличии внешних побудителей.     40,4 % Эпизодический интерес к определенным областям знаний, к зависимостям между отдельными фактами и явлениями.     20,8 % Кратковременный интерес только к отдельным фактам и явлениям, которые имеют личностно-значимый и эмоционально привлекательный характер.     35, 4 %
Высокий уровень. Познавательный интерес 17,4 % Устойчивые осознанные приоритеты в выборе предмета интереса. Интерес к сущности явлений и процессов.     29 % Активность, стимулируемая не только внешними, но и внутренними побудителями.     30,5 % Устойчивая потребность в познавательной деятельности. Интерес к результату и оценке познавательной деятельности как мотив.     24,1 % Интенсивный процесс самостоятельной деятельности по развитию интереса. Стремление использовать помощь.     10,3 % Направленный интерес к конкретным областям знаний. Сознательный поиск способов познания. Умение разобраться в сути явлений и процессов, найти их причины.   3,4 % Постоянный интерес, проявляющийся в избирательном отношении к процессу познавательной деятельности.     6,9 %
Очень высокий уровень. Творческий интерес 1,4 % Устойчивая направленность интересов. Интерес к сложным теоретическим вопросам. Стремление к исследовательской деятельности, к творческому решению проблем, интересующих личность.   0 % Активная самостоятельная познавательная деятельность, стимулируемая внутренними побудителями.     0 % Осознанная познавательная мотивация в выдвижении новых идей, способов деятельности, ведущих к оптимальным, оригинальным результатам. Стремление к определению перспектив будущей профессии.   5,3 % Способность к независимым действиям в поиске новых путей познания. Умение самому находить пути преодоления трудностей.   1,4 % Глубокий интерес, характеризующийся стремлением разобраться в сущности процессов и явлений. Умение использовать известные законы и правила в нестандартной ситуации, стремление к обобщениям.   0 % Длительный интерес, перерастающий в потребность познавать всегда и везде, стремление к исследовательской деятельности. Переход познавательного интереса в профессиональный.   1,9 %

На II этапе мной проводился ряд мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся. Главной целью была диагностика и повышение уровня познавательного интереса учащихся.

Были проведены следующие классные часы: «Морской бой», «В здоровом теле – здоровый дух», «На пути к образованному человеку» (см. приложения №№2, 3, 4).

Игра «Морской бой» была проведена с целью повышения уровня знаний и кругозора школьников; развития творческих способностей учащихся; воспитание положительных чувств к познанию, формирование умения слушать.

Проводился классный час на тему «В здоровом теле – здоровый дух», целями и задачами которого было следующее:

1) поддержка и развитие у молодежи интереса к знаниям.

2) формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям – от наркотиков, алкоголя, курения и другим, связанные с положительными оценками своей нравственной культуры.

3)  пропаганда здорового образа жизни;

4)  акцентирование внимания на возрождение чистоты взаимоотношений между юношами и девушками, связанное с нравственностью, с эрудицией, кругозором в обществе.

Форма организации проведенного классного часа (творческое задание и интеллектуальная игра) способствовал достижению поставленных целей. Учащиеся при этом осмыслили значение здорового образа жизни; знания, полученные в ходе этого внеклассного мероприятия, будут использованы в жизни школьников, преподнесенная информация заинтересовала их и тем самым способствовала формированию и развитию учащихся индивидуальных познавательных интересов.

В заключение был проведен классный час на тему «На пути к образованному человеку». Способствовать формированию у учащихся долгосрочной мотивации учебной деятельности – цель данного внеклассного мероприятия, были поставлены такие задачи:

1) поддержка и развитие у молодежи интереса к знаниям.

2) формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям – от наркотиков, алкоголя, курения и другим, связанные с положительными оценками своей нравственной культуры.

3)  пропаганда здорового образа жизни;

4)  акцентирование внимания на возрождение чистоты взаимоотношений между юношами и девушками, связанное с нравственностью, с эрудицией, кругозором в обществе.

III этап: на этом этапе подводился анализ всех мероприятий, проведенных с учениками по формированию у них познавательного интереса.

Проводилось анкетирование детей, целью которого было определение характера отношения учащихся к труду, культуре, знаниям после проведенных дел. Анкета состояла из 21 вопроса (см. приложение 5).

Проанализировав данные анкеты, были получены следующие результаты: у некоторых детей устойчиво-позитивное отношение к труду, культуре и знаниям (подростков отличает трудолюбие, они получает удовольствие от сложной работы; культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростков в повседневной жизни, им чуждо хамство, они понимают необходимость сбережения культурного достояния; перед вами – любознательные люди, у которых есть устойчивое стремление к познанию нового, они считают, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний, и стремятся к их получению). У большинства детей ситуативно-позитивное отношение - скорее всего, только престижная работа вызывает уважение подростков; они наверняка хотели бы выглядеть «культурными людьми», но не готовы прикладывать ежедневные усилия к этому; подростки могут неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будут копаться в книгах. Только некоторые ученики по возможности переложат часть своей работы на другого; они – сторонники естественного выражения своих мыслей, чувств, желаний и считают, что культурная огранка только помешает им быть такими, какие они есть; знания носят для них чисто утилитарный характер (выучил, ответил – значит, не нажил неприятностей) – у таких учащихся ситуативно-негативный характер к труду, культуре и знаниям. Радует, что нет учеников с устойчиво-негативным отношением к нравственным нормам.

 

Можно сделать следующие выводы, что проведенная мной работа не прошла бесследно, у детей повысился интерес к знаниям, повысились уровни познавательных интересов (устойчивость, глубина познавательного интереса, уровень активности и самостоятельности детей по добыванию знаний), расширился кругозор учащихся. Цель моей опытной работы – формирование познавательного интереса – была достигнута. Что легко заметить при сравнении результатов анкет, т.е. у детей появились новые интересы, изменилось отношение к самостоятельному труду, к знаниям, что в принципе является не плохим результатом. Конечно, он мог бы быть выше, если бы постоянно велась совместная работа учителей-предметников и классного руководителя, если бы в выявлении и формировании познавательного интереса участвовали родители детей.

Заключение

Взаимосвязь разносторонних методов изучения и формирования познавательных интересов в процессе всестороннего и систематического изучения и обобщения опыта работы классных руководителей позволяет проследить процесс эффективности влияний разных педагогических приемов на интересы учащихся и динамику их развития.

В ходе работы мы определили, что познавательный интерес - особая и важная область общего феномена «интерес», частный случай интереса – интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы.

Являясь глубоко личностным образованием, познавательный интерес теснейшим образом связан с потребностью. Потребности первичны, а интересы развиваются на основе потребностей, основные побудители деятельности человека – не сами потребности (как нужда в восполнении какого-то недостатка), а интересы, чувства, убеждения и взгляды, которые становятся источником действенных стремлений личности.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление.

Познавательный интерес, связанный с сильными переживаниями, интеллектуальными радостями, обогащает другие мотивы.

Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления, большую роль в этом играет классный руководитель. Он, непосредственно и каждодневно реализует некоторые задачи, в целях образования личности ребенка, одной из них является формирование ответственного отношения к учению, что не может быть без развития интереса к познанию.

Классный руководитель для достижения стоящих перед ним целей и задач (образовательных, воспитательных, развивающих) должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. Одной из специфических задач и содержания деятельности классного руководителя является: развитие познавательного интереса (она заключается в развитии психических процессов школьника, развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность, в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка)

Самая первая необходимость, которая возникает у классного руководителя, желающего воспитать у учеников познавательный интерес – создание материальных условий для успешного обучения и воспитания. Параллельно должна идти подготовка «нравственной почвы», т. е. создание у учащихся положительного отношения к учению и школе.

Опытная работа показала, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.е. очень важна роль классного руководителя в формировании познавательных интересов учащихся. После проведенных мероприятий у детей повысился интерес к знаниям, повысились уровни познавательных интересов (устойчивость, глубина познавательного интереса, уровень активности и самостоятельности детей по добыванию знаний), расширился кругозор учащихся. Действительно, если будет постоянно проводиться совместная работа учителей-предметников и классного руководителя, если будут применяться различные приёмы и методы, способствующие формированию познавательного интереса, то повышение его эффективности возможно.

Библиографический список

1. Актуальные вопросы интереса в обучении. / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1984.

2. Аникеев, А.С. Положение о классном руководстве. // Классный руководитель, №6, 2004. С. 47-52.

3. Бардин, К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение, 1987.

4. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился. М.: Педагогика, 1988.

5. Березовин, К.А., Сманцер, А.П. Воспитание у школьников интереса к учению. – Минск, 1987.

6. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М.: Просвещение, 1985.

7. Воронов, В. Разнообразие форм воспитательной работы. // Воспитание школьников, №7, 2001. С. 21-26.

8. Григорьев, Д.В.; Кулешова, И.В.; Степанов, П.В. Личностный рост ребенка: методика диагностирования. // Классный руководитель, №6, 2003. С. 65-86.

9. Дусовицкий, А.К. Воспитывая интерес. – М.:Знание, 1979.

10. Закиров, А.З. Классный час. Тема: «В здоровом теле – здоровый дух». // Классный руководитель, №8, 2002. С. 79-83.

11. Ильюшенкова, Р.И. Организация воспитательного процесса в школе: локальные акты. // Классный руководитель, №4, 2004. С. 28-31.

12. Информация о проведении Всероссийского семинара-совещания «Воспитательная деятельность классного руководителя в современных условиях». // Народное образование, №8, 2003. С. 271-273.

13. Казаренков, В.И. Формирование интереса к учению на внеклассных занятиях. // Советская педагогика, №8, 1985. С. 63-65.

14. Калинина, Р. На пути к образованному человеку: классный час для учащихся 7-9 классов. // Школьный психолог, №17 (1-7 мая), 2004. С. 12-13.

15. Кеверик, Е. Государственные символы России. // Воспитание школьников, №9, 2003. С. 27-31.

16. Классному руководителю о воспитательной системе класса: методическое пособие. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Пед. поиск, 2000.

17. Ковалев, А.Г. Личность воспитывает себя. – М.: Политиздат, 1983.

18. Ковалев, А.Г. Психология личности, изд. 3. – М.: Просвещение, 1969.

19. Колесник, В.А. Положение о классном руководителе и МО классных руководителей. // Классный руководитель, №6, 2004. С. 40-46.

20. Кугач, А.Н.; Турыгина, С.В. Познавательная программа «Свет». // Классный руководитель, №8, 2002. С. 123-128.

21. Куприянов, Б Классификация форм воспитательной работы. // Воспитание школьников, №4, 2002. С. 19-26.

22. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология. Учебное пособие для пединститутов, изд. 3. – М.: Просвещение, 1964.

23. Левитов, Н.Д. Психология характера, изд. 3. – М.: Просвещение, 1969.

24. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя. – М.: Ноосфера, 1999.

25. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов и начинающих педагогов-воспитателей./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. о-во России, 2002.

26. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983.

27. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М., 1961.

28. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М., «Знание», 1979.

29. Муравьева, И.; Соколова, Д. Классный час на тему: «Конфликты в нашей жизни». // Воспитание школьников, №1, 2001. – С. 28-30.

30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989.

31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. – М.: Педагогика, 1989.

32. Федорова, Т. Игра-путешествие «Джунгли». // Воспитание школьников, №2, 2004. С. 70-73.

33. Формирование интереса к учению у школьников./ Под ред. А.К. Марковой. – М.: Педагогика, 1986.

34. Черноусова, Ф.П.; Круть, И.Н. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. // Завуч, №8, 2003. С. 107-117.

35. Шустова, И.Ю.; Петренко, Е.Л. Классный руководитель, каков он. // Классный руководитель, №7, 2002. С. 5-23.

36. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979.

37. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М: Просвещение, 1986.

38. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.

39. Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. - М.: Педагогика, 1975.

40. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971.

 

 

Приложение 1.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 283.