Подбор и изучение нормативных правовых актов, научной, учебной литературы, материалов правоприменительной практики и других источников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Студенту – дипломнику следует проанализировать, с какими уже изученными или планируемыми к изучению темами наиболее близка тема выбранной дипломной работы. По рабочей программе соответствующей дисциплины можно подобрать основные источники.

Знакомиться с литературой по теме работы целесообразно в следующей последовательности:

нормативные правовые документы, регламентирующие вопросы тематики работы (законы, подзаконные акты);

учебники и учебные пособия раскрывающие вопросы темы дипломной работы;

научные издания (монографии) так или иначе затрагивающие аспекты темы работы;

периодические издания (журналы), раскрывающие вопросы правоприменительной практики по теме работы и определяющие перспективы развития соответствующих отраслей права, определяющих содержания темы работы;

материалы судебной практики (постановления арбитражных судов, суда общей юрисдикции, мировых судей) по тематике дипломной работы;

статистические данные позволяющие определить тенденции и направления правоприменительной практики по вопросам темы;

данные системы Интернет на правовых сайтах ведущих юридических факультетов российских университетов, таких как МГУ, СПбГУ, УрГЮА, ТГУ и т.п.

В процессе написания дипломной работы происходит углубленное изучение нормативных правовых актов, научной, учебной литературы, материалов правоприменительной практики.

Подбор нормативных правовых актов, научной, учебной литературы, материалов правоприменительной практики осуществляется студентом с момента начала работы над темой дипломной работы и завершается после согласования плана работы с научным руководителем.

Однако в процессе изучения библиографии, написания работы, студент должен изучить те новые источники, которые им выявлены. Если в процессе написания работы появились новые нормативные правовые акты, относящиеся к теме работы, то они должны быть в обязательном порядке учтены и использованы.

После сдачи готовой работы на кафедру (за месяц до начала государственных экзаменов) вновь принятые нормативные правовые акты (либо изменения, дополнения к ним) могут не использоваться, но в ходе своего выступления при защите работы в период государственной аттестации студент должен сказать о появившихся изменениях и том, как они затрагивают исследуемую тему. По этим причинам не рекомендуется избирать для написания работы те темы, по которым в период ее выполнения возможны изменения в нормативных правовых актах.

При выполнении дипломной работы в обязательном порядке должны быть использованы труды современных ученых, монографии, пособия, статьи из журналов, сборники научных трудов, сборники научных статей, материалы конференций, семинаров и др.

Студенту следует прочесть и использовать в работе статьи, опубликованные по теме работы за последние три года в следующих журналах:

«Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»;

«Вестник Московского университета», серия «Право»;

«Государство и право»;

«Закон»;

«Законность»;

«Правоведение»;

«Российская юстиция»;

«Хозяйство и право»;

«Юрист» и др.

Анализируя правоприменительную практику, следует учесть, что приводимые в работе примеры судебной практики должны подтверждать те выводы, которые формулируются студентом, а не просто перечисляться в библиографии.

В работе должны использоваться в обязательном порядке материалы правоприменительной практики за последний календарный год (не менее 5 примеров из судебной практики). При подборе примеров следует обращать внимание на судебные акты высших судебных инстанций – решения Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ. Решения низших судебных инстанций могут быть использованы, в крайнем случае (например: отсутствует практика правоприменения высших судебных инстанций, высшие судебные инстанции, вынося решение, допустили ошибку и др.).

Материалы правоприменительной практики должны быть не просто приведены в списке литературы. Их следует имплантировать в текст работы, подкрепить ими свои выводы и предложения, логику своих размышлений.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. На основании произведенных записей составляется список нормативных правовых актов и литературы по тематике работы. Данный список согласовывается с научным руководителем.

Грамотная и тщательная работа по составлению списка нормативных правовых актов и литературы по тематике работы создает возможность студенту разобраться в важнейших вопросах темы диплома и приступить к планированию своей деятельности по написанию работы.

 

Оформление организационных документов

 

В целях экономии трудозатрат студенту-дипломнику следует провести мероприятия по составлению плана написания текста работы до того, как будет написана первая строка работы. Для этого оформляются организационные документы, составляемых в двух экземплярах: первый остается в научного руководителя, второй у студента – дипломника.

В связи с вышеизложенным, необходимо дать перечень необходимых организационных документов, к которым относятся:

Задание на дипломную работу.

План дипломной работы.

Список литературы, которую необходимо использовать и ссылки на которую необходимы при написании текста дипломной работы.

Остановимся более подробно на каждом из вышеперечисленных организационных документах:

Задание на дипломную работу.

Задание для написания дипломной работы должно содержать в себе:

Тему дипломной работы.

Установочные данные студента дипломника (фамилию, имя, отчество; номер группы).

Цель и задачи написания работы.

План работы, с указанием срока предоставления отдельных глав (вопросов) научному руководителю.

Установленный научным руководителем объем дипломной работы.

Срок предоставления законченной дипломной работы научному руководителю.

Дату выдачи задания студенту.

Отметку о получении студентом, дипломником задания.

Вместе с тем считаем целесообразным обратить внимание на заполнение отдельных граф задания. Основой задания для написания дипломной работы является правильное уяснение студентом цели и задачи дипломной работы.

Необходимо отметить, что формирование целей и задач написания дипломной работы является обязанностью научного руководителя, т. к. от их содержания зависит составление плана работы и содержание ее отдельных глав.

При составлении задания следует обратить внимание на формулировку названия глав дипломной работы, вопросов и подвопросов отдельных глав.

При оформлении задания научный руководитель определяет срок предоставления законченной работы.

График написания и оформления дипломной работы составляется в зависимости от выбранного студентом и согласованного с научным руководителем метода написания работы.

Можно выделить три основных метода написания дипломной работы:

Последовательный метод.

Выборочный метод.

Целостный метод.

Раскроем содержание каждого метода:

Написании дипломной работы последовательным методом как правило возможно при хорошей подготовке студента и позволяет практически сразу создать логически стройный текст, но требует сравнительно много времени, так как пока автор не закончил очередной главы (вопроса) работы, он не может перейти к следующей.

Написание работы выборочным методом предполагает обработку исходного эмпирического материала в любой удобной для автора последовательности, что позволяет наиболее эффективно работать при дефиците времени. Как правило, недостатком данного метода написания является потеря логики изложения.

Написание работы целостным методом предполагает написание студентом основы отдельных глав работы с попыткой раскрытия сути рассматриваемых в работе проблем. Написав, таким образом, основную часть работы и ознакомив с ним своего научного руководителя, студент корректирует каждую главу и вопрос работы, с учетом пожелания научного руководителя. Целостный подход к написанию работы позволяет минимизировать количество времени на подготовку окончательного варианта работы, максимально учесть пожелания научного руководителя, избежать ненужной и лишней работы.

В зависимости от уровня усвоения материала, формы обучения, индивидуальных особенностей студента, по согласованию с научным руководителем целесообразно выбрать любой из трех методов написания работы.

Составным элементом задания является план работы, который, безусловно помогает максимально эффективно распределить время на разработку составных частей дипломной работы, контролировать процесс написания работы, корректировать направления научного исследования, своевременно подготовить, оформить и представить дипломную работу на кафедру.

План дипломной работы выступает основой для составления такого раздела дипломной работы как «Содержание».

Список использованных источников и литературы располагается после заключения и позволяет автору документально подтвердить достоверность приводимых в тексте дипломной работе заимствований.

Учитывая уровень данного вида письменной работы, при написании дипломной работы рекомендуется использовать не менее 50 нормативных правовых источников и иной литературы. При этом ссылка на базовые учебники и действующие комментарии кодексов нежелательна, т.к. их знание и соответствующие использование студентом предполагается по умолчанию. В конце списка используемых источников и литературы автор ставит дату написания работы, и свою подпись.

 

2.6 Написание и оформление выпускной квалификационной (дипломной) работы

 

Изучив нормативно-правовые акты, литературные источники, студент приступает к написанию рукописи дипломной работы.

Сначала рекомендуется написать черновик работы, придерживаясь утвержденного научным руководителем плана работы (оглавления). Черновик следует представить научному руководителю, который выскажет замечания и предложения, направленные на улучшение работы. После устранения замечаний работа представляется научному руководителю вновь. Если работа получает одобрение, то студент оформляет рукопись набело, указывает дату исполнения и ставит свою подпись на титульном листе работы и после заключения (перед библиографией), а затем передает научному руководителю для составления отзыва.



Структура дипломной работы

При всем многообразии походов к написанию различных тем дипломной работы наиболее оптимальной является следующая структура дипломной работы:

введение;

основной текст дипломной работы;

заключение.

Не смотря на различие тематики дипломных работ по специальности «юриспруденция» к основных структурным элементам дипломной работы предъявляется ряд общих требований. Выполнение данных требований безусловно оказывает существенное влияние на качество работы.

Допускается во введении определить границы предмета темы. Однако определение границ предмета темы (сужение или расширение) должно иметь разумные пределы и быть незначительным. Следует помнить о том, что содержание работы должно соответствовать теме работы.

Рассмотрим указанные элементы введения более подробно.

Актуальность темы

Здесь обосновывается выбор студентом тематики дипломной работы, в общих чертах показывается степень ее разработанности, очерчиваются существующие проблемы теоретического и практического характера. В качестве подтверждения актуальности темы можно упомянуть, к примеру, существующие законопроекты в соответствующей области, привести статистические данные или выдержки из выступлений известных государственных или общественных деятелей, федеральных целевых программ и т.п.

Цели и задачи исследования

Целью исследования выступает то, к чему стремится в итоге исследователь, в дипломной работе выделяют одну или две основные цели. В свою очередь, достижение цели возможно посредством выполнения ряда более мелких задач. Например, в качестве цели дипломной работы может выступать раскрытие сущности, содержания и правовой природы какого-либо юридического явления, выявление теоретических и практических проблем, а также формулирование предложений по улучшению законодательства. Задачами исследования может выступать: изучение исторического опыта правового регулирования соответствующих отношений; конструирование определений соответствующих правовых явлений; выявление разновидностей, т.е. классификация изучаемых правовых явлений; обнаружение недостатков и пробелов действующего законодательства и т.д.

Объект и предмет исследования

И объект, и предмет – это то, на что направлено внимание субъекта, т.е. исследователя – студента. Вместе с тем, объект – более широкое понятие, тогда как предмет является конкретизацией объекта.

В качестве объекта исследования выступают общественные отношения. Предметом исследования, т.е. тем, на что непосредственно направлено внимание студента, являются нормы права, правоприменительные акты, в том числе материалы судебной практики, теоретические положения по соответствующим вопросам, проблемы правового регулирования соответствующих отношений.

Методология исследования

Методология исследования – это система приемов и способов, используемых для познания предмета исследования. Наиболее распространенная классификация методов исследования – это деление их на:

методы материалистической диалектики (общенаучные или общефилософские методы – анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение, аналогия и пр.;

специальные методы, присущие группе наук или дисциплин – статистический, математический, кибернетический, исторический;

частно-правовые методы, которые применяются только в юриспруденции – формально-логический метод, метод толкования права, сравнительно-правовой метод, историко-правовой метод.

Классификация методов познания правовой действительности может проводиться в зависимости от стадий научного познания. В этом случае методы делятся на методы:

сбора и изучения единичных фактов; обобщения;

научной абстракции;

познания закономерностей.

Используют и методы толкования права, с помощью которых уясняется содержание, смысл правовых норм, воля законодателя, выраженная в нормативных правовых актах:

грамматический метод – применение правил грамматики, определение значений терминов, осуществление синтаксического и стилистического анализа текста нормативного акта;

логический метод – выявление содержания юридических и иных понятий, выведение нормативных суждений из общих норм права, уяснение смысла неясных нормативно-правовых предписаний;

системный метод – рассмотрение явлений в системе, которая состоит из элементов, взаимосвязанных между собой определенным образом;

исторический метод – уяснение конкретно-исторической обстановки, в которой был принят тот или иной нормативно-правовой акт и которая повлияла на его содержание;

телеологический (целевой) метод – анализ нормативно-правовых актов и обстановки их принятия для выяснения цели акта или нормы.

Допустимо использование конкретно-социологических методов, с помощью которых изучаются процессы и явления, составляющие конкретно-исторические условия принятия и действия правовых норм:

наблюдение – это целенаправленное восприятие познающим субъектом объекта в его непосредственном бытии, т.е. восприятие «со стороны»;

анкетирование – это письменный опрос респондентов;

интервьюирование – это непосредственная и целенаправленная беседа с респондентом;

метод экспертных опросов – это сбор данных, основанный на использовании опыта, знаний и интуиции экспертов в исследуемых областях;

анализ документов (письменных источников, доказательств) – установление авторства документа, целей и контекста его создания, соотношение фактов, отраженных в документе, с изучаемой действительностью, влияние на содержание документа взглядов, оценок, социальных и политических предпочтений автора;

метод сравнении – способ, при помощи которого устанавливается тождество или различие исследуемых объектов – явлений, вещей путем их сопоставления, различения по какому-либо признаку или свойству;

метод классификации – распределение предметов какого-либо рода на классы согласно присущим им признакам, отличающим их от предметов других родов; при этом каждый класс занимает в получившейся системе постоянное место и, в свою очередь, может делиться на подклассы;

корреляционный анализ – интенсивность влияния каждого из названных признаков на совокупный результат.

Кроме того, развитие российской юридической науки с неизбежностью ведет и к появлению новых методов изучения правовых явлений. Так, в последнее время российские правоведы все чаще обращаются к экономическому анализу права. Данный метод исследования широко используется зарубежными исследователями и, прежде всего, американскими.

Во введении один-два параграфа посвящаются перечислению и описанию методов, которыми пользовался студент при проведении исследования.

Теоретическая база

Во введении коротко обозначается, труды каких исследователей легли в основу исследования. В качестве теоретической базы исследования могут выступать работы по общей теории права, работы представителей той или иной отраслевой юридической, работы философского, исторического или социологического характера. Для написания дипломной нужно анализировать и выводы, изложенные представителями отраслевой юридической науки, соответствующей теме работы. Помимо учебников и учебно-методических пособий необходимо изучать монографии, авторефераты и диссертации, научную периодику.

Для наиболее успешного проведения исследования следует обращаться к трудам правоведов дореволюционного и советского периода, ведь многие выводы, используемые в настоящее время в теории, были сделаны именно тогда. При подготовке дипломной работы студенту следует изучить и современные работы, в которых рассматриваются соответствующие правоотношения.

Одним из источников правовой теории являются специализированная периодика. В настоящее время в России выпускается большое количество журналов по правовой тематике, среди которых можно выделить:

Академический юридический журнал;

Актуальные проблемы правоведения;

Государство и право;

Журнал российского права;

Закон;

Законодательство и экономика;

Законы России: опыт, анализ, практика;

Известия высших учебных заведений. Правоведение;

Право: теория и практика;

Российский юридический журнал;

Российское право;

Современное право;

Хозяйство и право;

Юридический мир.

Помимо этого, многие вузы выпускают свои вестники. Поэтому можно также смотреть, к примеру, Вестник Московского университета (серия «Право»), Вестник Российской правовой академии, Вестник РУДН (серия «Юридические науки»), Вестник Саратовской государственной академии права и т.д.

После просмотра названных выше журналов следует обратиться к специализированным изданиям, подходящим к выбранной Вами тематике исследования.

Нормативная база

Дипломная работа юридического характера должна строиться на анализе нормативных актов. При подготовке к дипломной студент может использовать широкий массив нормативных документов: международные договоры, конвенции и соглашения; Конституция Российской Федерации и конституции или уставы субъектов Российской Федерации; федеральные конституционные и федеральные законы, а также законы субъектов; кодексы, принятые на обоих уровнях законодательства; подзаконные акты Президента, Правительства, министерств, агентств и служб Российской Федерации, а также акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

Кроме этого, интерес представляют акты, утратившие силу. В зависимости от конкретной темы исследования могут использоваться акты Российской империи, нормативно-правовые акты советского периода, уже утратившие силу российские законы.

Тенденции развития того или иного правового явления можно отследить на основе анализа соответствующих законопроектов.

Целесообразным может быть изучение зарубежного опыта законодательного регулирования отношений, рассматриваемых в дипломной работе.

Эмпирическая база

Как известно, любая теория должна подтверждаться практикой. Эмпирические данные должны исследоваться при подготовке дипломной работы практически по любой тематике. В качестве эмпирической основы дипломной работы могут выступать различные тексты договоров, писем, жалоб, заявлений; правоприменительная практика судов и иных государственных органов, статистические сведения, социологические опросы. Во введении в общем виде следует указывать, что послужило эмпирической основой исследования.

При подготовке дипломной работы по гражданско-правовой специализации наибольшее значение имеет судебная практика. Это может быть практика высших органов судебной власти России – Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, несомненным плюсом работы станет изучение и анализ решений и определений по конкретным делам. Также можно привлекать практику Европейского Суда по правам человека, российских и зарубежных третейских судов.

К печатным источникам относятся вестники и бюллетени органов судейского сообщества. Прежде всего, это «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации». В них печатаются все постановления Пленумов, информационные письма, обзоры практики ВАС РФ и ВС РФ. Кроме того, свои издания есть у многих судов нижестоящих уровней. «Бюллетень Европейского Суда по правам человека» представляет собой русскоязычную копию официального вестника Европейского Суда с кратким изложением всех постановлений и решений, который выпускается Секретариатом Суда в Страсбурге. Кроме того, с 2005 г. издание включает и полные тексты постановлений и решений Суда по жалобам граждан против властей Российской Федерации.

Решения Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ можно найти в журнале «Международный коммерческий арбитраж». Решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции РФ и о соответствии ей законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ публикуются в пятом разделе издания «Собрание законодательства Российской Федерации».

Основная часть (основной текст) дипломной работы делится на главы, главы на параграфы, а параграфы на вопросы. Основная часть работы посвящается отражению результатов проведенного исследования и выводов, а также предложений, выносимых на защиту. Необходимо, чтобы студент, изучив ту или иную проблему, суммировал научные точки зрения, проанализировал правоприменительную практику, на основе чего сформулировал бы свое отношение к ней, предложил бы новые основания или варианты ее решения. Выводы и предложения, формулируемые студентом в основной части работы, должны основываться на логике его рассуждений, при необходимости подкрепляться материалами правоприменительной практики.

Количество глав в дипломной работе строго не регламентируется. Однако, учитывая то, что дипломная работа является разновидностью научно-исследовательской работы и должна отвечать соответствующим критериям, в дипломной работе, как правило, должны быть рассмотрены:

Исторические аспекты тематики работы и (или) предпосылки формирования того или иного правового института, определяющего направления дипломного исследования.

Теоретические аспекты правового регулирования предмета исследования дипломного сочинения в соответствии с нормами действующего законодательства.

Выделены проблемы практического применения действующего законодательства по предмету исследования в разрезе анализа судебной и иной правоприменительной практики.

Исходя из вышеизложенного, дипломная работа, как правило, должна состоять их трех глав.

Первая глава посвящается исследованию исторических вопросов и (или) предпосылок формирования того или иного правового института, определяющего направления дипломного исследования. В данной главе излагается процесс зарождения и становления рассматриваемого правового института в России и наличие аналогичных правовых институтов в других зарубежных странах. Структурно первая глава должна включать от 10% до 15% текстового материала дипломной работы.

Вторая глава посвящается анализу теоретических проблем правового регулирования предмета исследования дипломного проекта. В данной главе излагается сущность и актуальность темы работы, затрагиваются теоретические дискуссионные вопросы, отражаются различия во взглядах ученых. В этой главе автор должен высказать свою точку зрения к спорным теоретическим положениям, и обосновать собственную позицию опираясь на нормы действующего законодательства. Структурно вторая глава должна включать от 50% до 60% текстового материала дипломной работы.

Третья глава посвящается проблемам практического применения действующего законодательства по предмету исследования. В данной главе автор, должен дать анализ судебной и иной правоприменительной практики, вычленить наиболее часто встречающиеся судебные ошибки, показать статистические данные и попытаться определить закономерности дальнейшего развития правовых институтов. Содержание данной главы наглядно показывает способность автора работы к самостоятельным суждениям и выводам. В этой главе как в никакой другой должны проявиться элементы научности и умения выражать и обосновывать свою точку зрения, творческая инициатива и самостоятельность автора дипломной работы как будущего юриста. Структурно первая глава должна включать от 50% до 40% текстового материала дипломной работы.

Однако возможен вариант работы, состоящей из двух глав.

Такое построение дипломной работы может быть целесообразно как минимум в двух случаях:

Первый случай характерен для работ, в которых автор в одной из глав одновременно с анализом существующих проблем правового регулирования обосновывает направления их решения путем внесения изменений в действующее законодательство. В данной ситуации материал дипломной работы строится по следующей структуре:

Первая глава посвящается анализу теоретических аспектов темы исследования. Вторая глава посвящается анализу проблем и противоречий правоприменительной практики и путей совершенствования норм права, в результате чего создастся возможность устранения данных противоречий.

Второй случай возможен, когда в дипломной работе исследуются два равнозначных правовых института (например, «Сравнительная характеристика способов обеспечения обязательств в гражданском и налоговом праве России», «Институт юридической ответственности в российском законодательстве» и т.п.). В данной ситуации материал дипломной работе строится по следующей структуре:

Первая глава посвящена теоретическим и практическим проблемам одного правового института, а также пути совершенствования данного института. Вторая глава посвящена тем же аспектам для второго правового института.

При составлении плана работы необходимо обратить внимание на то, чтобы в главах и вопросах работы не рассматривались одинаковые проблемы.

Как правило, название главы работы должно состоять из одного предложения. Но не следует стремиться к чрезмерной краткости, поскольку чем короче название главы (вопроса), тем он шире по своему содержанию.

Необходимо обратить внимание студентов на нецелесообразность присваивать отдельным главам (вопросам) дипломной работы названий, совпадающих с названием вопросов, содержащихся в главах учебников и учебных пособий, т. к. это несомненно будет сковывать творческие возможности дипломника и создаст объективные предпосылки для механического переписывания этих источников, что несомненно будет отмечено научным руководителем и рецензентом.

Заключение является той частью дипломной работы, в которой автор подводит общие итого работы по всем ее главам. Безусловно, заключение должно содержать основные теоретические выводы, к которым автор пришел самостоятельно в ходе работы по предмету своего дипломного сочинения. В заключении должны быть отражены только те положения, которые освещены в главах работы. Учитывая то, что заключение определяет уровень самостоятельности и авторской индивидуальности работы в тексте заключения не рекомендуется приводить цитаты других авторов. Обычно заключение содержит от 3 до 5 страниц работы.

Студент должен сформулировать выводы и предложения, направленные, в том числе, на совершенствование законодательства и практики его применения. Положения, выносимые на защиту, должны быть конкретными, актуальными, иметь научный вес и практическое значение. Также в заключении студенту важно определить возможные направления для дальнейших исследований в той научной сфере, где проводилось исследование.

 

2.6.2 Требования к оформлению текста дипломной работы

Правила оформления текстов дипломных работ достаточно четко определены в государственных стандартах, а именно:

ГОСТ 9327.

ГОСТ 7.32–91.

ГОСТ 7.9–95.

ГОСТ 2.105–95.

ГОСТ Р 6.30–97.

Нарушение требований данных стандартов является основанием (хотя и формальным) для воспрепятствования допуску дипломной работы к защите.

Требования государственных стандартов:

Текст работы готовится в двух экземплярах: один экземпляр (текстовой вариант) представляет текст работы на бумажных листах формата А4; второй экземпляр (электронный вариант) в электронном виде в текстовом редакторе WORD на дискете 1,44 Мб.

Электронный вариант работы предоставляется на дискете 1,44 Мб. При этом на дискете должна присутствовать бумажная маркировка с указанием фамилии и инициалов дипломника, темы работы, фамилии, инициалов научного руководителя, даты написания работы.

Текстовой вариант предоставляется в прошитом виде, при этом после титульного листа вшивается лист задания научного руководителя. Листы текстового варианта работы должен быть прошиты так, чтобы исключалось изъятие отдельных листов работы.

Текстовой вариант работы выполняется на белой бумаге формата А4 (210х297 мм).

Текст работы излагается на одной стороне листа.

Все линии, цифры, буквы и знаки дипломной работы должны быть черными по цвету.

Каждая страница работы оформляется со следующими полями: верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм; правое – 10 мм; левое – 30 мм. Отступ от нижнего и верхнего колонтитула по 12,5 мм.

Основной текст работы при наборе на компьютере печатается в текстовом редакторе WORD стандартным шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал – полтора. Текст подстрочных ссылок печатается в текстовом редакторе WORD стандартным шрифтом Times New Roman, размер шрифта 10, межстрочный интервал – минимум.

Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается чернилами, тушью, пастой черного цвета, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе написания и проверки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способами. Работа с большим количеством исправленных опечаток (более чем на 5% от общего количества листов) или оформленная небрежно (мятые листы, посторонние помарки, грязь, разводы на листах бумаги) не допускается к защите либо может быть снята с защиты.

Страницы дипломной работы нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу без точки в конце. Отсчет нумерации страниц дипломной работы начитается с титульного листа, при этом номер 1 страницы на титульном листе не печатается. Нумерация работы заканчивается на последнем листе списка литературы, на котором автором работы ставится дата написания работы и подпись. Станицы приложений вшитых в дипломную работу после списка литературы не нумеруются.

Оптимальный объем работы должен составлять 60 страниц машинописного текста. Необходимо учесть, что в заданные параметры объема работы приложения, схемы, графики, расположенные вне рамок основного текста работы, не включаются.

Текст дипломной работы должен содержать:

титульный лист дипломной работы;

соответствующим образом оформленное задание, подписанное студентом и научным руководителем;

содержание работы, с указанием всех глав, вопросов и номера страниц с которой начинается соответствующая глава, вопрос;

введение;

основную часть, состоящую из глав;

заключение;

список использованных источников и литературы;

приложения, которые должны иметь соответствующий заголовок.

Каждая глава в дипломной работе начинается с новой станицы. Это правило относится и к введению, заключению, библиографическому списку, приложениям. Каждая глава и параграф начинаются с заголовка в полном соответствии с записью в оглавлении работы. Заголовки глав дипломной работы пишутся прописными заглавными буквами симметрично относительно текста работы без подчеркивания. Перенос слов в наименовании глав не допускается. Не допускается подчеркивание заголовка глав. Точка или двоеточие в конце заголовка глав не ставятся.

Главы нумеруются арабскими цифрами с точкой на конце без слова «глава». Номер параграфа состоит из двух цифр: номера главы и номера параграфа с точками после них. Введение, заключение и библиографический список не нумеруются (в оглавлении не указывается их порядковый номер).

Расстояние между заголовками главы и последующим текстом должно быть равно двум полуторным интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояние между заголовком параграфа и последующим текстом должно быть равно одному полуторному интервалу, как в тексте. Наименование глав выделяется жирным шрифтом и заглавными буквами, наименование параграфов – только жирным шрифтом. Точку в конце заголовка не ставят. Не допускается подчеркивание заголовков и перенос слов в заголовке.

Заголовки вопросов (параграфов) пишутся строчными буквами (кроме первой прописной), перенос слов в заголовке вопроса (параграфа) не допускается. Не допускается подчеркивание заголовка вопроса (параграфа). Точку и двоеточие в конце заголовка вопроса (параграфа) не ставят. Расстояние между заголовками вопросов (параграфов), пунктов и первой строкой последующего текста, а также последней строкой предыдущего текста должно быть равно пробелу равному полуторному интервалу (8–10 мм).

Абзацы начинаются отступом, равным 5 пробелам (при компьютерном наборе величина абзацного отступа стандартная -1,27 см).

Введение, заключение и список используемых источников и литературы должны начинаться с новой страницы и отделяться от основного текста пробелом в полуторный интервал (8–10 мм).

Типичная ошибка, допускаемая студентами – неправильное библиографическое описание нормативно-правовых акт и литературных источников. Правила библиографического описания и образец оформления списка литературы приведены в приложениях №№9–11.

Библиография структурно состоит из четырех разделов:

Нормативные правовые акты.

Документальные источники (документы, судебные дела, статистические сборники, архивные материалы судов и государственных органов).

Научная и специальная литература.

Учебники.

В разделе «Нормативные правовые акты» источники группируются и располагаются в следующем порядке:

международные договоры;

Конституция Российской Федерации;

федеральные конституционные законы;

федеральные законы;

указы Президента Российской Федерации;

постановления Правительства Российской Федерации;

законы субъектов Федерации;

нормативные правовые акты местного самоуправления;

ведомственные нормативные правовые акты.

Например:

Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрид. лит., 2002. – 64 с.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ. принят ГД ФС РФ 21.12.2001. // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 3.

Раздел «Документальные источники (документы, судебные дела, статистические сборники, архивные материалы судов и государственных органов)» состоит из следующих групп источников:

постановления Конституционного Суда Российской Федерации;

постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

информационные письма Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

решения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по конкретным делам;

решения нижестоящих судебных инстанций.

Раздел «Научная и специальная литература» (монографии, журнальные статьи, учебные пособия, научные журналы и т.п.) состоит из двух групп источников:

книги, брошюры, монографии, пособия, справочники и т.п.;

статьи из газет и журналов.

В каждой из названных групп источники располагаются в алфавитном порядке по первой букве их библиографического описания.

Например:

Абрамов А.К. Субъекты гражданско-правовой ответственности // Российская юстиция. – 2002. №3 – С. 25.

Борисов М.К. Акцепт в обязательственных правоотношениях // Законность. – 2001. №10 – С. 17.

Если в работе были использованы диссертационные исследования и авторефераты, то они помещаются отдельным разделом после раздела «Учебники».

Нумерация источников в библиографии должна быть сплошной.

Дипломная работа может иметь приложения, в качестве которых могут выступать проекты нормативных правовых актов, статистические и социологические анализы и обзоры, графики, таблицы, схемы и.т. п.

В библиографии должны быть указаны источники, имеющие непосредственное отношение к теме работы. Как правило, список литературы включает в себя 40–50 источников, из которых не менее половины составляет научная и учебная литература.

 

2.6.3 Правила оформления библиографических ссылок и списка литературы

Все приведенные в дипломных работах цитаты, мнения авторов, статистические сведения, ссылки на нормы действующего законодательства должны быть оформлены, согласно требованиям государственных стандартов библиографическими ссылками. Обычно это необходимо в следующих случаях:

Когда автор обосновывает принципиально важный тезис и хочет подтвердить свою позицию высоким авторитетом (закон, подзаконный акт, ведущий ученый и т.д.).

Когда пишущий не согласен с точкой зрения, имеющейся в литературе. В этом случае необходимо дословно выписать критикуемую точку зрения (основное ее существо), чтобы было наглядно видно, какое положение критикуется.

При написании и оформлении текста дипломных работ следует помнить, что цитаты должны применяться только по принципиальным вопросам и положением. Обильное цитирование не рекомендуется. Максимальный размер цитаты не должен превышать двух строк текста работы.

Цитирование авторов необходимо только по их произведениям. Когда они не доступны, то можно воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в другом издании, тогда ссылке должны предшествовать слова: цит. по ….:

Например:

Цит. по кн.: Маслов П.Р. Обязательства. М., 2005. – С. 203.

Цитаты, точно соответствующие источнику, обязательно оформляются кавычками. Ссылке на незаконченные цитаты предшествует сокращенное слово «Смотрите».

Например:

См.: Иванов П.Ф. Обязательственное право. СПб.: Изд-во Сема, 2006. – С. 15.

На каждую цитату (закавыченную или незакавыченную) обязательно должна быть оформлена библиографическая ссылка, в противном случае такое заимствование чужих мыслей, фактов расценивается как плагиат и бесспорно является веским основанием к снижению оценки при защите дипломной работе.

При написании дипломной работы могут применяться следующие виды библиографических ссылок:

внутритекстовые;

подстрочные;

повторные.

Остановимся более подробно на каждом виде библиографических ссылок.

Внутритекстовые ссылки применяются в тех случаях, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст, оформляются в скобках, т.е. элементы ссылки, вошедшие в текст, не повторяются, а приводятся только недостающие элементы описания.

Например:

А.Р. Бойченко в своей книге «Ответственность по денежным обязательствам» (М., 1999, С. 21) подчеркивает, что…

Подстрочные ссылки применяются в следующих случаях:

При ссылке или цитировании нормативно-правового акта, монографии, статьи.

Когда в тексте их помещать невозможно, чтобы не усложнять чтение текста и его восприятие.

Подстрочные ссылки располагаются под текстом каждой станицы и отделяются от него строкой (линией) в 20 знаков и пробелом в полтора интервала. Не допускается переносить ссылки на следующую страницу. Текст подстрочной ссылке печатается в текстовом редакторе WORD стандартным шрифтом Times New Roman, размер шрифта 10, межстрочный интервал – минимум.

При нескольких ссылках на одной странице, линия отделения ссылок от текста поднимается выше, а основной текст переносится на другую страницу, применяется подстрочная нумерация ссылок. Номера ссылок (сносок) обозначаются арабскими цифрами без скобок и точек.

При ссылке на нормативно-правовой акт обязательно указывается полное наименование акта, номер его регистрации в Министерстве юстиции РФ, дата его принятия и источник публикации.

Например:

1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ. принят ГД ФС РФ 21.12.2001. // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 3.

2 Устав Новосибирской области: Закон Новосибирской области №33-ОЗ от 05.04.1996 г. // Советская Сибирь, №68, 11.04.1996 г., ст. 70;

Повторные ссылки сокращают их объем путем усечения и замены отдельных сведений или ссылки в целом словесным эквивалентами. Замену словами «Там же» применяют в тех случаях, когда на одной странице текста повторная ссылка следует за первичной на один и тот же документ.

Например:

1 Журавков А.Н. Банковский кредит. – М.: 1999. – С. 33.

2 Там же. – С. 42.

Если в тексте работы дается ссылка на одно произведение данного автора, то в повторной ссылке опускаются все элементы, кроме фамилия автора и номера, а заглавие работы заменяется словосочетанием «Указ. Соч.» или «Цит. соч.».

Например:

1 Журавков А.Н. Указ. соч. – С. 52.

При оформлении таблиц, схем, диаграмм и прочих наглядных средств необходимо соблюдать следующие правила.

Все таблицы (схемы, диаграммы), если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица…» с указанием порядкового номера таблицы (например: Таблица 1 без значка № перед цифрой и без точки после нее).

Таблицы снабжают Тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки в конце.

При переносе таблицы на другую страницу ее графы следует пронумеровать (и в основной таблице, и в продолжении, и в окончании), а также сделать следующие надписи над таблицей: «Продолжение табл….»; «Окончание табл….».

Если в тексте только одна таблица, то она не нумеруется и не озаглавливается.

Такие же правила применяются при оформлении схем и диаграмм.

Текст работы должен быть тщательно выверен студентом. Он несет полную ответственность за опечатки и ошибки.

Приложения не являются обязательной частью работы, если в работе не используются таблицы, рисунки, схемы и т.п. Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендательного или справочного характера.

Иногда к работам прилагаются материалы, на которые даются ссылки в тексте. В приложение обычно входят различные таблицы, графики и т.п. Приложение помещают после библиографического списка или списка литературы в порядке их упоминания в тексте. При наличии нескольких приложений в одной работе их нумеруют:

Приложение 1, Приложение 2 и т.д. и дают к ним Тематический заголовок. В тексте делают ссылки: (см. приложение 1); (см. приложение 2) и т.д. Каждое приложение следует начинать с новой страницы.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 208.