2.1. Анализ учебно-методического комплекса по праву для 10-11х классов
2.2. Основные методы обучения праву
2.3. Система уроков по праву для учащихся 10-11х классов
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Введение
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных школьниками теоретических положений от умения применить их на практике.
Долгое время одними из важнейших проблем дидактики являлись: каким образом активизировать учащихся на уроке? какие методы обучения необходимо применить чтобы повысить активность школьников на занятиях? Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают уровень знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения.
Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания.
Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Государственная политика в области образования отражена в документах последнего периода. Так, в Концепции образования на период до 2010 года дана характеристика состояния современного обучения в России и определены новые требования, цели и основные задачи модернизации образования.
Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года.
Указанные документы ставят перед школой задачу внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, что определяет актуальность содержания данного исследования.
Проблемой активизации познавательной деятельности занимались следующие методисты, психологи и историки: И.З. Озёрский, В.Б. Бондаревский, З.И. Щукина, Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский. Особого внимания заслуживают работы известного педагога Ю.К. Бабанского, который на основе своей многолетней преподавательской деятельности и экспериментальной работы теоретически обосновывает принцип оптимизации обучения и раскрывает методические основы его осуществления на практике. И.Я. Лернер, основываясь на достижениях педагогической науки и собственных теоретических и экспериментальных исследованиях, раскрывает процесс формирования мировоззрения учащихся при обучении истории, описывает рациональные методы развития их мышления.
Актуальность проблемы исследования. Изменение социально-политической и экономической ориентации России на демократическое общество и рыночные отношения привели к смене приоритетов и иерархии ценностей общества, резко изменили цели и ценности образования. В обществе все отчетливее осознается значимость качества образования, отвечающего высоким государственным и мировым образовательным стандартам. Удовлетворение потребности в качественном образовании возможно только при условии совершенствования современной системы образования в России, ее перехода от авторитарности системы к личностной ориентированности.
Именно поэтому необходим процесс реформации современной школы, направленный на формирование личности, способной не только к активной деятельности в современных рыночных условиях, но и способной ориентироваться в современном нестабильном обществе, в котором интересы различных социальных групп не стыкуются, противоречат друг другу.
В связи с этим возникает необходимость решения проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и построения учебно-познавательного процесса с учетом особенностей, потребностей и ценностных ориентаций личности школьника.
В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется учебно-познавательной деятельности, вопросам ее организации и активизации (Е.Н. Кабанова-Меллер, В.Д. Мозговой, В.А. Онищук, М.Н. Скаткин и др.).
Теоретические основы проблемы активизации познавательной деятельности школьников в своих трудах рассматривали Л.П.Аристова, П.Я. Гальперин, М.П. Осипова, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова, Н.Ф. Талызина, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина.
Пути решения проблемы познавательной активности школьников представлены в работах В.Н. Аксюченко, Г.П. Антоновой, Л.К. Гребенкиной, Н.П. Долгих, Г.Д. Кирилловой, И.Я. Лернера, Н.Н. Поспелова и других ученых, где была рассмотрена структура познавательной деятельности старшеклассника, ее функции, методы и приемы активизации, критерии и уровни познавательной активности и самостоятельности.
Таким образом, в психолого-педагогической литературе проблема активизации учебно-познавательной деятельности рассматривалась с различных точек зрения - повышения познавательного интереса (Г.И. Щукина и др.); формирования мотивов учения (X. Хекхаузен, А. Маслоу, А. К. Маркова и др.); алгоритмизации видов учебнопознавательной деятельности (В.А. Беликов и др.); формирования обобщенных умений (А.В.Усова и др.); самостоятельной познавательной деятельности школьников (П. И. Пидкасистый и др.).
Исследователями признается тот факт, что активная деятельность играет ведущую роль в формировании личности школьника. Однако стимулирование этой деятельности должно исходить не только от педагогов, родителей, общества, но и определяться самим школьником.
Необходимо найти такой внутренний стимул, чтобы ученик включился в активную учебно-познавательную деятельность. Это должен быть внутренний толчок, побуждение, потребность, исходящие из собственных интересов и ориентации личности школьника. Таким внутренним стимулом, на наш взгляд, могут стать ценностные ориентации учащихся.
Экспериментальная проверка показала, что уровень активности учебно-познавательной деятельности старшеклассников недостаточно высок. Во всех исследованных классах ученики предпочитают пассивные виды деятельности на учебных занятиях. При попытке учителей активизировать учебно-познавательную деятельность старшеклассников не учитывается личностно-ценностный аспект в обучении.
Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется противоречиями между: 1) возрастанием потребности, осознанием значимости качественного образования и неспособностью современной школы эффективно удовлетворить эту потребность; 2) осуществлением активного реформирования современной системы образования с учетом особенностей, потребностей и ценностных ориентаций личности и недостаточной разработанностью психологопедагогических теорий, определяющих направления и способы осуществления личностно-ориентированного подхода к образованию; 3) значением ценностных ориентаций в процессе становления личности и ее активности в деятельности и недостаточной теоретической разработанностью проблемы влияния ценностных ориентаций на уровень активности личности в деятельности, в том числе и в учебно-познавательной деятельности.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение особенностей познавательной деятельности учащихся 10-11х классов на уроках права и анализ форм работ, способствующих активизации познавательной деятельности.
В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи:
1. Изучить активизацию познавательной деятельности старшеклассников как психолого-педагогическую проблему;
2. Рассмотреть психолого-возрастные особенности старшеклассников;
3. Проанализировать учебно-методический комплекс по праву для 10-11х классов;
4. Изучить основные методы обучения праву в школе;
5. Разработать систему уроков по праву для учащихся 10-11х классов.
Объектом данного исследования является процесс преподавания права в 10-11х классах.
Предметом исследования является характеристика познавательной деятельности учащихся в связи с использованием тех или иных методов.
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение и конкретизация выводов, сравнение.
Гипотезой работы выдвигается идея качественного изменения усвоения учебного материала в связи с использованием методов активизации познавательной деятельности школьников, при этом формируя познавательный интерес к предмету право, что является немаловажным звеном как в школьном учебном процессе, так и в дальнейшей учебной деятельности в вузе.
Для решения задач данного исследования использовались эмпирический и теоретический методы исследования. К первому относятся анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования, ко второму – изучение научной литературы известных авторов и ученых.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.