По сравнению с докризисным периодом, когда среднегодовые темпы экономического роста в России составляли 7%, в посткризисные годы российская экономика, по всей видимости, будет расти гораздо более умеренными темпами. В этих условиях России предстоит решить задачу одновременного контроля за государственными финансами на всех уровнях и поддержки восстановления экономики в более сложных условиях. При этом возникают два важнейших вопроса, связанных с политикой осуществления государственных расходов. Во-первых, как можно повысить эффективность расходов, чтобы обеспечить оказание государственных услуг при меньших объемах бюджетных ресурсов? Во-вторых, как можно высвободить дополнительные бюджетные средства для осуществления важнейших инфраструктурных инвестиций с целью создания благоприятных условий для долгосрочного роста и диверсификации экономики? Для решения этих принципиальных вопросов Правительству РФ необходимо сосредоточить внимание на трех основных направлениях. Во-первых, масштабы корректировки бюджета в 2011–2013 годах должны быть значительными, чтобы обеспечить сокращение ненефтяного дефицита до устойчивых уровней в условиях неопределенности международной конъюнктуры. Во-вторых, сокращение непродуктивных расходов высвободит ресурсы, необходимые для обновления изношенной инфраструктуры, что будет способствовать реализации целей модернизации и диверсификации экономики России; это также потребует увеличения поступлений сборов с пользователей и совершенствования институциональных основ, включая практику осуществления закупок. В-третьих, для повышения качества и доступности государственных услуг правительству будет необходимо усовершенствовать структуру оплаты труда работников государственного сектора, переоценить приоритеты в области государственного сектора и оптимизировать численность работников. Данная записка, основанная на результатах последнего анализа государственных расходов, проведенного Всемирным банком, посвящена трем следующим вопросам особой значимости: масштабам корректировки бюджета, а также необходимости модернизации дорожной инфраструктуры и рационализации фонда оплаты труда и оптимизации численности работников в государственном секторе.
Укрепление общей бюджетной дисциплины:
• Правительство планирует в среднесрочной перспективе постепенно сократить дефицит бюджета с 4,1 процента ВВП в 2010 году, до 2,9 процента ВВП в 2013 году.
• Это разумный план, но вместе с тем сохраняется уязвимость бюджета к новым расходам. Кроме того, ненефтяной дефицит бюджета будет сокращаться относительно медленно.
• Для снижения уязвимости бюджета к новыми шоками, возможно, потребуется его более масштабная корректировка, предусматривающая сокращение ненефтяного дефицита до устойчивого в долгосрочной перспективе уровня более быстрыми темпами.
• Потребуются меры как по доходной, так и по расходной части бюджета.
Меры, направленные на осуществление более масштабной корректировки бюджета:
– Дальнейшее расширение налогооблагаемой базы ненефтяных доходов (например, за счет увеличения акцизов на табачные изделия, алкоголь, сборов за выдачу номерных знаков и регистрацию транспортных средств; пересмотра правил применения освобождения от НДС и ряда льгот по налогу на добычу полезных ископаемых).
– Совершенствование систем мониторинга результатов деятельности с целью контроля целевых показателей государственных программ.
– Дальнейшее укрепление системы управления государственными финансами и контроля над расходами.
– Сокращение неприоритетных и непродуктивных расходов, например, антикризисных субсидий в поддержку отдельных секторов экономики.
– Повышение адресности программ социальной помощи.
– Принятие мер для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.
– Поддержка структурных реформ в системах образования и здравоохранения.
– Проведение ежегодных систематических обзоров государственных расходов с целью повышения их эффективности.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 235.