Структуру можно выбирать и понять только при широком, комплексном подходе к изменениям предприятия и его окружающей среды.
Как показывает опыт, процесс внесения коррективов в организационную структуру управления должен предусматривать:
- Систематический анализ функционирования организации, и её среды с целью выявления проблемных зон. Анализ может базироваться на сравнении конкурирующих или родственных организаций, представляющих иные сферы экономической деятельности;
- Разработку генерального плана совершенствования организационной структуры;
- Гарантию того, что программа нововведений содержит максимально простые и конкретные предложения по изменению;
- Последовательную реализацию планируемых перемен. Введение незначительных изменений имеет большие шансы на успех, чем изменения крупного характера;
- Поощрение повышения уровня информированности сотрудников, что позволит им лучше оценить свою причастность и, следовательно, усилит их ответственность за намеченные перемены.
Результатом разработки с применением описанных выше методов стала приведенная структурная схема управления предприятием, реализованная в ООО «Галион» (Приложение 2.). Эта схема постоянно изменяется в деталях. Эти изменения отражают непрерывный процесс адаптации предприятия к изменяющимся внешним условиям.
Организационная структура управления должна быть гибкой и чутко отзывать ся на все изменения, происходящие как во внешней по отношению к предприятию среде, так и внутри него. Анализ состава численности за последние несколько лет показывает, что в осенне-зимние периоды численность рабочих промышленно-производственного персонала меньше по сравнению с летними периодами. При уве личении заказов происходит увеличение численности персонала, появление на не которых участках 2-х сменной работы, при уменьшении заказов происходит естест венная текучесть кадров, и персонал не набирается при наличии вакантных единиц в штатном расписании.
Численность рабочих, обеспечивающих основную и вспомогательную деятель ность, в среднем составляет 142 человека. Инженерно-технический потенциал включает в себя 70 человек высококвалифицированных и грамотных руководите лей, специалистов и служащих с высшим техническим и экономическим образова нием, а также со среднеспециальным образованием. В среднем за год повышают свою квалификацию на курсах повышения квалификации и семинарах 3-4 человека.
Организационная структура управления ООО «Галион» является линейно-функциональной.
Данная организационная структура является рациональной в свете реализации по ставленных целей и задач обществом. На предприятии имеются три основные блока управления:
1. Блок производства, содержащий три основных цеха, производственно-диспетчерский отдел, бюро маркетинга, подчи няющиеся заместителю генерального директора по производству;
2. Блок технического развития, содержащий вспомогательные службы (ремонтная служба ОГЭ и ОГМ, строительный участок, автотранспортный участок, лаборатория сварки, электротехническая лаборатория, технический отдел, ОТК, хозяйственная служба), обеспечивающие бесперебойную работу основного производства и подчи няющиеся главному инженеру;
3. Блок управления и учета, включающий в себя бухгалтерскую службу, экономиче скую службу, отдел кадров, ОМТС, столовую и подчиняющийся генеральному ди ректору.
Каждое подразделение работает в соответствии с утвержденными положениями и должностными инструкциями на каждого работника.
Предприятие занимается ремонтом и монтажом различного автооборудования. Всего эти работы составляют 191,428; млн. руб. В основном производство сосредоточено в ремонтно-механическом цехе, что составляет 158,5; млн. руб. то есть:
Степень централизации = (объем специализированного производства) / (общий объем таких работ) = (158,5/191,428) = 0,82 (по данным 2007 года).
Перспективность развития производства на предприятии обусловлена достаточно мощным производственным потенциалом предприятия, имеющего на своей площадке, практически, все элементы замкнутого производственного цикла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Несмотря на всю неопределенность в использовании термина "бюрократия", все, похоже, согласны с тем, что существует два противоположных метода ведения дел: способ, применяемый частными гражданами, и способ, которым управляются правительственные и муниципальные учреждения. Никто не отрицает того, что принципы управления департаментом полиции существенным и коренным образом отличаются от принципов, применяемых при ведении дел на предприятии, стремящемся к получению прибыли. Уместно поэтому начать с исследования методов управления, которые используются в заведениях этих двух видов, и затем сравнить их друг с другом. Бюрократию, ее достоинства и недостатки, ее деятельность и принципы функционирования можно понять, лишь сопоставив их с функционированием управления на основе мотива прибыли в капиталистическом обществе с рыночной экономикой
Каждая отрасль производства, каждое крупное объединение или предприятием имеет свою особенности в структуре управления. Одну структуру управления имеет Единая энергетическая система страны, другую - Управление ракетными войсками стратегического назначения, третью – атомный ледокол или атомная электростанция и т.д. Перечислить все виды управления и особенности их структур невозможно. Вместе с тем типовыми, основополагающими управленческими структурами являются два главных вида: бюрократическая и органическая. Их создание может быть эффективным лишь тогда, когда они в состоянии решить конкретные управленческие задачи.(16)
Перед отечественными менеджерами и учеными сейчас стоит сложная проблема исследования и практического применения структур управления на всех уровнях хозяйствования и во всех его звеньях.
Бюрократическая структура характеризуется четко определенной иерархии, система обязанностей и прав, разделение каждой задачи на ряд процедур, обезличенность во взаимоотношениях, жесткое разделение трудовых функций.
Бюрократическая структура до конца 80-х годов основной, но современный рынок диктует иные правила. К рыночным условиям надо приспосабливаться. В этом случае наиболее удобно использовать органическую структуру.
Органическая структура характеризуется постоянным изменением лидеров в зависимости от решаемых проблем, системы норм и ценностей формируется в процессе обсуждения и согласований, процессный подход к решению проблем, саморазвития, временное закрепление работы за интегрированными проектными группами.
Важно подчеркнуть, что экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими. При этом называются следующие требования и характеристики формирования эффективных структур управления: сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом; уменьшение числа уровней управления, групповая организация труда как основа новой структуры управления; ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей; создание условий для гибкой комплектации продукции; минимизация запасов; быстрая реакция на изменения; гибко переналаживаемое оборудование; высокая производительность и низкие затраты; безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.
Можно не сомневаться в том, что в ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием структур, каждая из которых будет отвечать потребностям конкретной организации.(1)
Сравнительные характеристики типов структур управления
Бюрократический тип | Органический тип |
Четко определенная иерархия | Постоянные изменения лидеров (групповых или индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем |
Система обязанностей и прав | Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований |
Разделение задачи на ряд процедур | Процессный подход к решению проблем |
Обезличенность во взаимоотношениях | Возможность самовыражения саморазвития |
Жесткое разделение трудовых функций | Временное закрепление работы за интегрированными проектными группами |
Отличия механистических и органических организаций приведены в абл.2:
Таблица 2
Механистические организации | Органические организации | |
Характеристики | Узкая специализация работ | Широкая специализация |
Работа по правилам | Мало правил и процедур | |
Четкие права и ответственность | Амбициозная ответственность | |
Ясность в уровнях иерархии | Уровни управления размыты | |
Объективная система вознаграждения | Субъективная система вознаграждения | |
Механистические | Органические | |
организации | организации | |
Объективные критерии | Субъективные критерии | |
отбора кадров | отбора кадров | |
Отношения формальные | Отношения неформальные | |
и носят официальный | и носят личностный | |
характер | характер | |
Условия | Простое, стабильное | Сложное, нестабильное |
окружение | окружение | |
Цели и задачи стабильны | Цели и задачи | |
нестабильны | ||
Задачи поддаются делению | Задачи не имеют | |
четких границ | ||
Задачи простые и ясные | Задачи сложные | |
Работа измеряема | Работу измерить сложно | |
Оплата труда мотивирует | Мотивирование | |
потребностей верхнего | ||
уровня | ||
Власть признается | Авторитет власти | |
завоевывается |
Список использованной литературы
1. Баженов Ю.К. Менеджмент организации: метод. рекомендации по подготовке и защите выпускных кваликафиционных работ / Ю. К. Баженов, В. А. Пронько. - М : Дашков и к, 2007. - 168 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: 2003. – 364 с.3. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 280 с.4. Герчикова И.И. Менеджмент: практикум: учебн. пособие для вузов / И.Н. Герчикова. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2001. – 335 с.
5. Грейсон Дж. К., О´ Делл К. Американский менеджмент на пороге 21 в. М., 2003г. – 269 с.6. Ерощев В.Д. Менеджмент: учебное пособие / В.Д. Ерощев. М.: Высшая школа, 2004. – 180 с.7. Зайцев Л.Т. Менеджмент: учебник/ Л.Т. Зайцев. – М.: Экономика, 2004. – 413 с.8. Крутик А.Б. Антикризисный менеджмент, М., 2000. – 320с.9. Менеджмент организации: учебн. пособие / под ред. З.П. Румянцева. – М.: Инфра – М, 2004. – 429 с.
10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Издательство «Дело», 2003. – 287 с.11. Семь нот менеджмента. 3-е издание. М. Эксперт. 1998 г.12. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. "Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах
13. "Менеджмент организации". Учебное пособие/Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Инфа-М, 1995г.
14. Баженов Ю.К. Менеджмент организации: метод. рекомендации по подготовке и защите выпускных кваликафиционных работ / Ю. К. Баженов, В. А. Пронько. - М : Дашков и к, 2007. - 168 с.
15. Бир С. Наука управления / С. Бир; пер. с англ. - 2-е изд. - М.: ЛКИ, 2007. - 120 с.
16. Боссиди Л. Искусство результативного управления / Л. Боссиди, Р. Чаран. - М : Добрая книга, 2004. - 288 с.
17. Вебер М. Бизнес-вычисления: практика расчета основных показателей / М. Вебер.; пер. с нем. - М.: Омега-Л, 2007. - 143 с. - (TASCHEN GUIDE. Просто! Практично!).
18. Демидова А.В. Исследование систем управления: конспект лекций / А. В. Демидова. - М : Приор-издат, 2005. - 96 с. - (В помощь студенту).
19. Дятлов А.Н. Общий менеджмент: Концепции и комментарии: учебник для вузов / А. Н. Дятлов, М. В. Плотников, И. А. Мутовин. - М.: Альпина, 2007. - 400 с.
20. Климович Л.Х. Основы менеджмента: учебное пособие для учащихся ССУЗов. Мн.: Дизайн ПРО, 2005. 144с.
21. Костров А.В. Уроки информационного менеджмента: практикум: учеб. пособие / А. В. Костров, Д. В. Александров. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.: ил.
22. . Кондратьев В.В. 7 нот менеджмента: настольная книга руководителя / Кондратьев В.В., ред. - 6-е изд., перераб. и доп. - М : Эксмо, 2007. - 832 с.
23. . Никифоров А.Д. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / А. Д. Никифоров. - 2-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2006. - 719 с.: ил. - (Высшее образование).
24. Новицкий Н.И. Сетевое планирование и управление производством: учеб.-практ. пособие / Н. И. Новицкий. - М.: Новое знание, 2004. - 159 с.
25. Петров Ю.А. Комплексная автоматизация управления предприятием: Информационные технологии - теория и практика / Ю. А. Петров, Е. Л. Шлимович, Ю. В. Ирюпин. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 160 с.: ил.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 212.