Содержание
Введение | 3 |
1. Принципы проведения сертификации продукции | 5 |
2. Правила по проведению сертификации | 7 |
2.1 Основные функции участников сертификации. | 7 |
3. Порядок проведения сертификации продукции | 12 |
4. Постановление об утверждении "порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации" | 17 |
4.1 Область применения | 17 |
4.2 Нормативные ссылки | 18 |
4.3 Общие положения | 19 |
4.4. Порядок проведение сертификации | 21 |
Список источников информации: | 27 |
Введение.
В начале 90-х годов российский внутренний рынок стремительно заполнялся различными товарами, в основном зарубежного производства. Нередко обнаруживались случаи несоответствия их качества российским требованиям и нормам, а также и недоброкачественность. Такая ситуация потребовала действенных мер, и как единственная форма подтверждения соответствия была введена обязательная сертификация. Практика, показав, что эта мера сыграла положительную роль, выявила и немало недостатков российской системы сертификации.
Потребность общества в радикальных переменах в экономике, форсируемый переход к рыночным отношениям не давали возможности быстро перестроить принципы сертификации сообразно современным международным правилам и нормам, хотя как правовое обеспечение, так и нормативное базировалось на рекомендациях и руководствах ИСО/МЭК. В последние годы стало очевидным, что отставание практики российской сертификации, ее организации, применение сертификации в качестве единственного способа подтверждения соответствия превратились в тормоз интеграции страны в мировую хозяйственную систему. Требования, предъявляемые к России в связи с вступлением в ВТО, также касались и сертификации.
Для решения данной проблемы разработаны меры, изложенные в Концепции совершенствования системы сертификации и перехода к механизму подтверждения соответствия. Реализация концепции дает возможность: найти приемлемый баланс между риском потребителя и издержками на сертификацию, создать благоприятный климат для добросовестных и законопослушных производителей и поставщиков товаров, обеспечить необходимые условия для вступления России в ВТО и др.
Положительным итогом сертификации в России является создание инфраструктуры сертификации и испытаний, которые базируются на Системе государственной стандартизации. Это важно потому, что переход к подтверждению соответствия путем декларации изготовителя, по мнению специалистов Госстандарта, не потребует дополнительных бюджетных средств. Нужны время и осознание изготовителями их полной ответственности за свои заявления и декларации, что, видимо, и составляет основную проблему.
1. Принципы проведения сертификации продукции
Переход на новые принципы подтверждения соответствия стандартам качества и безопасности требует надлежащей правовой базы, внесения ряда дополнений и изменений во все законодательные акты, касающиеся сертификации, принятия этих актов, пересмотра нормативной базы сертификации и внедрения ее в практику.
Рассмотрим ее организационные и методические принципы проведения сертификации:
· обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;
· объективность и независимость от изготовителя и потребителя;
· профессиональность испытаний;
· исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям;
· право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию; ответственность участников сертификации;
· открытость информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата (знака) соответствия;
· многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;
· использование в деятельности по сертификации рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений международных стандартов и других международных документов;
· признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия;
· соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;
· привлечение в необходимых случаях к работам по сертификации обществ потребителей.
На сегодняшний день сертификация охватывает более 75% наименований производимой в стране продукции.
По данным Госстандарта, номенклатура потенциально опасной продукции составляет 90%. Если базироваться на этих данных, то масштаб обязательной сертификации в России приобрел бы совершенно несоизмеримую с мировой практикой величину не только по объему, но и по затратам. Следовательно, к товарам, подлежащим обязательной сертификации, рациональнее всего отнести только те, которые обладают наибольшей потенциальной опасностью. Очевидно, что для их выявления необходимо провести соответствующую работу. Головной организацией, которая составляет номенклатуру таких товаров и вносит в нее требуемые коррективы, является ВНИИС.
МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 21 сентября 1994 г. N 15
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ
ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ
Область применения
Настоящий документ устанавливает общие требования к порядку проведения подтверждения соответствия пищевых продуктов и продовольственного сырья, воды питьевой, кормов, табака и продукции табачной промышленности, сырья и продукции парфюмернокосметической и эфирномасличной промышленности, товаров бытовой химии, продукции текстильной и легкой промышленности, игрушек, изделий культурнобытового назначения и хозяйственного обихода (посуды), потребительской тары (далее Продукция) в Системе сертификации ГОСТ Р.
Порядок является обязательным для всех структурных подразделений Органа по сертификации продукции, услуг ГЭАЦ «СОЭКС» (далее – ОС, ОС ГЭАЦ «СОЭКС», организаций и предприятий, а также должностных лиц, участвующих в проведении работ по сертификации Продукции.
4.2 Нормативные ссылки
Указанный документ разработан в соответствии с:
· ФЗ «О техническом регулировании»;
· ФЗ «О защите прав потребителей»;
· ФЗ « О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
· ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии»;
· «Положением о Системе сертификации ГОСТ Р», зарегистрированным Минюстом РФ от 29.04.1998г № 1520, зарегистрировано в Госреестре Госстандарта России 30.04.1998г № РОСС RU.0001.0100001;
· «Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации», зарегистрированном Минюстом РФ от 05.04.1995г № 286, зарегистрированным в Госреестре Госстандарта России 10.04.1995г РОСС RU.0001.010107;
· «Изменением №1 «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации» зарегистрированным Минюстом РФ от 01.08.1996г № 1139, зарегистрированном в Госреестре Госстандарта России 12.08.1996г
РОСС RU.0001.000121;
· «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе. Правила заполнения бланков сертификатов соответствия», утвержденными постановлением Госстандарта России от 17.03.1998 г № 12;
· «Изменениями № 1 «Системы сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе. Правила заполнения бланков сертификатов соответствия», утвержденными постановлением Госстандарта России от 19.01.2000 г № 6;
· «Положением о Государственном реестре», утвержденным приказом Госстандарта России от 30.04.1999г № 203;
· «Правила по сертификации. Временный порядок ведения в Государственном реестре объектов и участников Системы сертификации ГОСТ Р», утвержденный приказом Госстандарта России от 30.04.1999г № 203.
· «Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация», утвержденной постановлением Госстандарта России от 30.07.2002г № 64 и изменений к ней.
Содержание документа соответствует также Руководствам ИСО/МЭК №№ 2,7,16,23,28,40, Руководству ИСО 27, Европейскому стандарту ЕN 45011.
Принципы и правила проведения сертификации продукции, изложенные в настоящем документе, распространяются на обязательную и добровольную сертификацию.
4.3 Общие положения
4.3.1.ОС ГЭАЦ «СОЭКС» организует и проводит все работы по сертификации Продукции в соответствии с настоящим порядком.
4.3.2.При сертификации проверяются характеристики (показатели) продукции и используются методы испытаний, позволяющие:
- провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность партии и др.;
- полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленных во всех нормативных документах для этой продукции, а также другим требованиям, которые на основе законодательных актов должны проверяться при обязательной сертификации, при обычных условиях ее использования, хранения и транспортирования.
Состав других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции.
4.3.3.Схемы сертификации для определенной продукции конкретизируются в правилах (порядках) сертификации однородной продукции с учетом специфики ее производства и применения, наличия представленных заявителем доказательств ее соответствия установленным требованиям.
4.3.4. Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации.
4.3.5 Нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной сертификации в системе ГОСТ Р составляют национальные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской федерации устанавливают обязательные требования к Продукции.
4.3.6. Обозначения конкретных нормативных документов, на соответствие которым проводится обязательная сертификация в Системе ГОСТ Р, содержатся в «Номенклатуре продукции, в отношении которой законодательными актами Российской федерации предусмотрена их обязательная сертификация».
4.3.7.При сертификации импортной продукции ОС руководствуется «Списком товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации», согласованным с Федеральной таможенной службой и утвержденным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
4.3.8. Нормативную базу подтверждения соответствия при добровольной сертификации продукции составляют стандарты различных категорий, строительные нормы и правила, технические условия и другая техническая документация на продукцию, предложенная заявителем.
4.3.9. Нормативные документы, используемые для сертификации, должны отвечать требованиям, предъявляемым Системой сертификации ГОСТ Р.
Содержание
Введение | 3 |
1. Принципы проведения сертификации продукции | 5 |
2. Правила по проведению сертификации | 7 |
2.1 Основные функции участников сертификации. | 7 |
3. Порядок проведения сертификации продукции | 12 |
4. Постановление об утверждении "порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации" | 17 |
4.1 Область применения | 17 |
4.2 Нормативные ссылки | 18 |
4.3 Общие положения | 19 |
4.4. Порядок проведение сертификации | 21 |
Список источников информации: | 27 |
Введение.
В начале 90-х годов российский внутренний рынок стремительно заполнялся различными товарами, в основном зарубежного производства. Нередко обнаруживались случаи несоответствия их качества российским требованиям и нормам, а также и недоброкачественность. Такая ситуация потребовала действенных мер, и как единственная форма подтверждения соответствия была введена обязательная сертификация. Практика, показав, что эта мера сыграла положительную роль, выявила и немало недостатков российской системы сертификации.
Потребность общества в радикальных переменах в экономике, форсируемый переход к рыночным отношениям не давали возможности быстро перестроить принципы сертификации сообразно современным международным правилам и нормам, хотя как правовое обеспечение, так и нормативное базировалось на рекомендациях и руководствах ИСО/МЭК. В последние годы стало очевидным, что отставание практики российской сертификации, ее организации, применение сертификации в качестве единственного способа подтверждения соответствия превратились в тормоз интеграции страны в мировую хозяйственную систему. Требования, предъявляемые к России в связи с вступлением в ВТО, также касались и сертификации.
Для решения данной проблемы разработаны меры, изложенные в Концепции совершенствования системы сертификации и перехода к механизму подтверждения соответствия. Реализация концепции дает возможность: найти приемлемый баланс между риском потребителя и издержками на сертификацию, создать благоприятный климат для добросовестных и законопослушных производителей и поставщиков товаров, обеспечить необходимые условия для вступления России в ВТО и др.
Положительным итогом сертификации в России является создание инфраструктуры сертификации и испытаний, которые базируются на Системе государственной стандартизации. Это важно потому, что переход к подтверждению соответствия путем декларации изготовителя, по мнению специалистов Госстандарта, не потребует дополнительных бюджетных средств. Нужны время и осознание изготовителями их полной ответственности за свои заявления и декларации, что, видимо, и составляет основную проблему.
1. Принципы проведения сертификации продукции
Переход на новые принципы подтверждения соответствия стандартам качества и безопасности требует надлежащей правовой базы, внесения ряда дополнений и изменений во все законодательные акты, касающиеся сертификации, принятия этих актов, пересмотра нормативной базы сертификации и внедрения ее в практику.
Рассмотрим ее организационные и методические принципы проведения сертификации:
· обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;
· объективность и независимость от изготовителя и потребителя;
· профессиональность испытаний;
· исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям;
· право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию; ответственность участников сертификации;
· открытость информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата (знака) соответствия;
· многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;
· использование в деятельности по сертификации рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений международных стандартов и других международных документов;
· признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия;
· соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;
· привлечение в необходимых случаях к работам по сертификации обществ потребителей.
На сегодняшний день сертификация охватывает более 75% наименований производимой в стране продукции.
По данным Госстандарта, номенклатура потенциально опасной продукции составляет 90%. Если базироваться на этих данных, то масштаб обязательной сертификации в России приобрел бы совершенно несоизмеримую с мировой практикой величину не только по объему, но и по затратам. Следовательно, к товарам, подлежащим обязательной сертификации, рациональнее всего отнести только те, которые обладают наибольшей потенциальной опасностью. Очевидно, что для их выявления необходимо провести соответствующую работу. Головной организацией, которая составляет номенклатуру таких товаров и вносит в нее требуемые коррективы, является ВНИИС.
Правила по проведению сертификации
Правила по проведению сертификации устанавливают общие рекомендации, которые применяются при организации и проведении работ по обязательной и добровольной сертификации. Эти правила распространяются на все объекты сертификации российского и зарубежного происхождения, а также могут служить основой для организации систем сертификации однородной продукции.
Для обеспечения возможности признания российских сертификатов и знаков соответствия за рубежом правила и рекомендации составлены в соответствии с действующими международными нормами и правилами, изложенными в руководствах ИСО/МЭК, международных стандартах ИСО, европейских стандартах, документах других международных и региональных организаций, осуществляющих сертификацию.
Правила включают положения, касающиеся участников сертификации, проведения работ в области сертификации, систем сертификации однородной продукции.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 221.