Со второй половины XIX века протестантские церкви появляются в Сибири: 1860-1865 годы - первые меннонитские общины, 1891-1893 годы — баптисты и адвентисты. Связано это было, в первую очередь, со строительством Сибирской магистрали и дальнейшей колонизацией этого края. К началу XX века на территории Сибири уже насчитывалось около 4000 членов различных сект протестантского толка. Общины были не многочисленны, так как из-за преследования властей они носили полулегальный характер, несмотря на это, число членов сект росло: к 1908 году количество верующих удвоилось и составляло 7, 5 тыс., а к 1915 году насчитывало уже 11 тыс. Революция и Декреты Советского правительства о свободе вероисповедания и равенства всех религий дало толчок росту протестантских общин в Сибири, этому способствовал приток сюда беженцев с Поволжья, многие из которых были членами той или иной протестантской церкви. Правящие верхи в них сумели адаптировать свои учения к существующей обстановке, применяя лозунги наиболее популярные в то время "Братство и мир народов", "Помощь бедноте" и др. "Мы, как и коммунисты, также стремимся к социализму. Разница между нами и коммунистами только в том, что мы идем к социализму духом и всепрощением, а коммунисты — путем насилия", — говорил один из протестантских проповедников в 1920 году. Конечно, у людей уставших от многочисленных войн и революций, не нашедших опоры в идеологии православия и старообрядчества, идеи, выдвигаемые адвентистами и баптистами, нашли отклик. Особенно бурно росли церкви баптистов, развернувших массовую проповедническую деятельность. Центром баптизма в Сибири до 1926 года был Омск, позднее - Новосибирск. В Омске в 1917 году состоялся первый свободный съезд русских баптистов, одна из выдвигаемых задач на съезде была пропагандистская деятельность. Как решалась эта задача свидетельствует такой факт: в 1917 году баптисты в Сибири имели 100 баптистских общин, 100 молитвенных домов, 150 местных и разъездных пресвитеров и проповедников; в 1927 году — 150 общин, 130 молитвенных домов, 610 пресвитеров и проповедников. Что касается других церквей протестантского толка, то они были менее многочисленны, хотя тоже наблюдался рост их членов. В 1923 году в Омске состоялся первый съезд сибирских меннонитов. К этому времени относится появление в Сибири секты "Свидетелей Иеговы", возникшей в среде меннонитов, поддерживающих связь с Америкой. В середине 1920-х годов возникают и церкви пятидесятников.
В 1929 году в Омске прошел Сибирский краевой съезд безбожников, отметивший, что 1920-е годы были временем наиболее бурного развития протестантских церквей в Сибири: к 1927—1928 гг. здесь существовало 15 сект, 400 сектантских общин общей численностью около 30000 человек, из них большинство являлись членами протестантских сект 21570 человек. Самой многочисленной была церковь баптистов — 16500 человек, меннонитов — 3700 человек, адвентистов 7-го дня — 1200, пятидесятников — 120, иеговистов более 50 человек. Когда началась борьба государства с религией, численность верующих, в том числе и протестантов, резко сократилась, так в Западной Сибири к 1923 году только число баптистских общин и групп уменьшилось на 10, 9%.
Направления протестантства
Протестантизм представлен в России следующими деноминациями:
· Лютеранство
· Евангельские христиане-баптисты
· Евангельские христиане-пятидесятники
· Меннониты
· Методисты
· Адвентисты седьмого дня
· исконно российские формы протестантизма: молокане и духоборы.
История зарождения меннонитства в России
Первое переселение меннонитов в Россию, из Мариенвердерской низменности (в Пруссии), состоялось в 1789 году, по приглашению правительства, в числе 228 семейств. Им была обещана свобода вероисповедания и свобода от военной и гражданской службы, дана льгота от податей на 10 лет, и каждому семейству отведено по 65 десятин земли, а также дано по 500 рублей на проезд и обзаведение. В свою очередь меннониты обязывались давать на общем основании квартиры и подводы для проходящих через их селения войск, содержать в исправности дороги и мосты и платить поземельную подать по 15 копеек с десятины удобной земли.
В 1789 г. был заселен Хортицкий округ Екатеринославского уезда и губернии. Вновь прибывшие в 1793—1796 годах 118 семейств частью расселились в существовавших уже колониях, частью в новых, в уездах Александровском и Новомосковском. Несмотря на огромные выгоды, предоставленные меннонитам, они, по донесению Контениуса (1799), находились в «недостаточном состоянии» от частых неурожаев, каменистой почвы и падежа скота во время суровых зим. Ввиду этого правительство переселило в 1800 г. 150 семейств на Молочные воды (Мелитопольского уезда Таврической губернии), дав им до 120 тыс. десятин, а Хортицкий округ (до 35 тыс. десятин) предоставило в распоряжение оставшихся колонистов, частью как надел, частью в виде запаса на прибылое население, с уплатой в казну 21/2 коп. за десятину. В том же году меннонитам было дозволено варить пиво и мед, курить хлебное вино, как для собственного употребления, так и для продажи, а посторонним «навсегда» воспрещено иметь в их колониях харчевни, питейные дома и шинки. Тогда же образованы меннонитские еврейские общины, с довольно широким самоуправлением (об административном устройстве колоний см. Поселения иностранцев в Российской империи).
До 1820 г. колонизация меннонитов распространялась почти исключительно пришельцами из-за границы; за это время число колоний увеличилось в Молочанском округе до 40, а в Хортицком — до 18. С 1820 г. впуск в Россию иностранных поселенцев был приостановлен.
С 1854 г. данцигские, мариенбургские и эльбингские меннониты стали селиться в Самарской губернии, сначала в Новоузенском уезде, а потом и в Самарском, и до 1874 г., когда прибыла их последняя партия, образовали 16 колоний, получив также по 15 десятин на душу. Все земли находились обыкновенно в вечно-потомственном владении целой колонии, без права отчуждения в посторонние руки. Распределялись они по угодьям и подворно или посемейно, без дробления. Двор переходил в единоличное пользование к одному из сыновей, признанному способным продолжать хозяйство, или к лицу из того же общества, купившему его с аукциона. Это повело, с одной стороны, к скоплению в одних руках обширных участков, с другой — к увеличению числа безземельных. О них впервые позаботился М. И. Корнис, бывший председателем молочанской комиссии сельского хозяйства. Он пытался устроить в 1841 г. торгово-промышленную колонию для безземельных, но успел поместить только 30 семейств; в 1866 г. правительством была закрыта сама комиссия. Между тем общественная экономическая неурядица росла; особенно жесток был раздор между хозяевами и безземельными Молочанского округа.
В 1869 г. изменен закон наследования, допущена дробность наделов; правительство стало раздавать безземельным запасные земли и ввело большую правомерность в составе сельских сходов.
Когда в 1874 г. все колонисты в России были признаны подлежащими воинской повинности, это было истолковано меннонитами как требование, несогласное с их религиозными убеждениями; значительная их часть решилась выселиться из России. Посланный «задержать» выселяющихся граф Э. К. Тотлебен был уполномочен обещать им льготы относительно отбывания военной службы, которые им действительно и предоставлены (см. ниже). Но эти льготы не вовсе прекратили переселение. Из одной Таврической губернии переселилось в Америку до 1876 г. около 900 меннонитских семейств и почти столько же из Екатеринославской.
Дальнейшие переселения, вызванные, между прочим, голодовками (например, в 1879—1880 гг.) были незначительны. Так, например, из Самарской губернии с 1880 по 1889 г. выселилось всего 71 семейство (390 душ обоих полов): 46 семейств в Хиву, где часть получила от хана 4-десятинный надел, а часть определилась в столяры, плотники и т. п.; 10 семейств — в Сыр-Дарьинскую область, где они основали 4 колонии, получив по 15 десятин на душу и правительственную ссуду на устройство школ и общественных мельниц; 13 семейств — в Америку (штаты Небраска и Арканзас), 1 семейство — в Оренбург, 1 семейство — в Омск. Меннониты, с самого водворения в России, разделились на два толка: фламандский и фрисландский. Принадлежащие к последнему отличаются меньшей строгостью в соблюдении обрядов.
В 1855 г. в колонии Эйнлаге (Хортицкого округа) появились сектанты — Hupfer’ы, державшиеся буквы Святого Писания, и вскоре после того «иерусалимские братья» — прогрессисты. Первые в 1860 г. образовали особую церковную общину и отвергли власть конвента, ведавшего делами духовного презрения и церковного благочиния. Отлученные за это конвентом от церкви, они составили, вместе с иерусалимскими братьями, главный контингент меннонитов, выселившихся на Кавказ в 1864—66 гг. (в числе 200 с лишним семейств).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.