Сущность и принципы организации безналичных расчетов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой. Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в некоторой степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности и ответственности предприятий за выполнение своих договорных обязательств.

Эти принципы, в частности, строго регламентировали:

· место платежа - банк (он выступал организатором и контролером безналичных расчетов);

· время платежа - после отгрузки продукции или оказания услуг (что означало запрещение авансов и коммерческого кредита);

· согласие плательщика (акцепт) - как основание платежа;

· источник платежа - собственные средства покупателя или банковский кредит при наличии права на его получение;

· форму безналичных расчетов, сфера использования каждой из которых была заранее предопределена.

Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение только во внутрибанковском обороте. Указанные принципы расчетов не учитывали требования платежеспособности и кредитоспособности покупателя, отрицательное влияние нарушения хронологической очередности платежей на ликвидность балансов участников расчетов, возможность использования на практике других разнообразных и более гибких форм расчетов и способов платежа.

 Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ

 системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.

Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств.

Названный принцип отличается от первого принципа безналичных расчетов плановой системы хозяйствования, суть которого заключалась в проведении всех расчетов предприятий и организаций через учреждения банка. Последнее вытекало из требования обязательности хранения денег на счетах в банке всеми предприятиями и организациями, что соответствовало административно-командным методам управления экономикой. В рыночных условиях хозяйствования проведение расчетов через банк должно обусловливаться экономической целесообразностью, сочетаться с экономической самостоятельностью субъектов рынка и их материальной ответственностью за свои действия.

Важно подчеркнуть, что первый принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение, как к юридическим, так и физическим лицам, в то время как раньше касался исключительно юридических лиц, поскольку существовало четко законодательное разграничение сферы наличного и безналичного денежного оборота.

Второй принцип - осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам.

      Безналичные расчеты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, гак и обязанности) гражданско-правовой договор.

     Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета друг у друга (заключается договор

корреспондентского счета) и в обязательном порядке - в учреждениях Банка

России (договор на расчетное обслуживание банка).

Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем

бесперебойное осуществление платежей.

    Соблюдение этого принципа - залог четкого безусловного выполнения

обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж.

    Данный принцип реализуется путем применения:

· либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого

         векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении

         владельца на списание средств;

· либо специального акцепта документов, выписанных получателями

          средств (платежных требований-поручений, платежных требований,

          переводных векселей).

    Вместе с тем законодательствам предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим

обязательным платежам - на основании исполнительных листов, выданных

судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также

безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

Пятый принцип срочности платежа - значение этого принципа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части Гражданское кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 1995г. (ст. 190-195).

Непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг

 Должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и, в конечном счете, к платежному кризису.

  Шестой принцип - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков.

 В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, контролируют соблюдения установленных правил расчетов. Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между ними самими. Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных   отношений за выполнением договорных обязательств в силу

неразвитости финансового менеджмента на предприятии должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм  и правового контроля со стороны государства за соблюдением «правил игры» предприятиями различной форм собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных

 в образовании платежного кризиса.

  Седьмой принцип – имущественная ответственность за соблюдение договорных условий.

   Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных

обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой

ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа,

пени), а также иных мер ответственности.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 191.