VIII. Безопасность при занятиях альпинизмом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Во всем многообразии альпинистских дисциплин одно из ведущих мест занимают вопросы обеспечения безопасности на всех уровнях, даже на высших ступенях спортивного мастерства. Знание мер безопасности и умение применять их необходимы альпинисту с первых же тренировок и практических занятий. В ходе этих занятий альпинист наряду с отработкой технических приемов приобретает и опыт в обеспечении безопасности. Техника и теория, тактика и страховка-все должно быть взаимосвязано.

Именно поэтому определение уровня безопасности при занятиях альпинизмом заложено в квалификационные уровни подготовки альпинистов, присутствует в постоянных учебных программах, предусматривает обязательное наличие инструктора или тренера при проведении занятий и учебно-тренировочных восхождений. Немалую роль играют и личная заинтересованность альпиниста в занятиях, его активность и дисциплина-все это имеет прямое отношение к вопросам обеспечения безопасности учебного процесса, а в дальнейшем и восхождений.

Комплекс мероприятий по безопасности при занятиях альпинизмом условно можно разделить на две части: обеспечение безопасности во время учебной работы и во время походов и восхождений. Такое деление условно, ибо меры безопасности при занятиях на стадионе, когда отрабатываются элементы техники, и на восхождениях в горах одинаково необходимы.

В начале тренировки или учебных занятий по технике альпинизма, в независимости от квалификационного уровня обучающихся, следует соблюдать определенный порядок мероприятий, направленных на обеспечение безопасности:

· проверить наличие снаряжения, необходимого именно для данной темы занятий;

· выбрать места для занятий с учетом программы, намеченной к отработке на текущий тренировочный день или цикл занятий;

· принять меры по безопасности мест проведения занятий: очистить скалы и маркировать маршруты, организовать постоянные и временные перила-ограждения, подготовить и оборудовать места для страховки, проверить наличие забитых крючьев и других точек закрепления веревок;

· определить четкие границы маршрутов или зон действия участников, связок или группы в целом;

· наметить места для демонстрации технических приемов, доступные для обзора всей группы обучающихся;

· наметить места контроля и руководства занятием;

· распределить участников по связкам или маршрутам с учетом их сил и возможностей. В общих закономерностях методики проведения занятия на различном горном рельефе значительное место занимают вопросы безопасности, которые также характерны для тренировок и восхождений;

· перед началом практических занятий провести вступительную беседу с определением их целей и задач;

· учитывая, что ошибки в действиях альпиниста в сложных ситуациях могут привести к тяжелым последствиям, не осваивать новые приемы, пока не усвоены предыдущие;

· очередное занятие начинать с краткого повторения элементов предыдущего, связывая его с предстоящей темой занятий;

· при отработке технических приемов придерживаться последовательности: демонстрация приема с объяснением, опробование и исполнение приема, повторение и совершенствование его с устранением возможных ошибок;

· строго соблюдать принцип последовательности обучения. Так, если обучение новичков приемам работы с веревкой начинать с разучивания действий альпинистской связки и пропустить приемы вязки узлов, связывания и закрепления веревки, ее укорачивания и закрепления на точках страховки, какие меры безопасности они усвоят при этом;

· постоянно соблюдать педагогические принципы обучения: активности, сознательности, доступности и др.;

· следить, чтобы сами занимающиеся понимали свои обязанности в ходе занятий по соблюдению мер безопасности;

· воспитывать способность анализировать собственные ошибки и ошибки товарищей в процессе занятий.

Прежде чем приступать к показу и отработке технического приема, тренер или инструктор обязан объяснить, а участник - понять и усвоить, что весь процесс выполнения приема или серии приемов подготовлен и обеспечен страховкой, что любой прием, если он выполняется грамотно, безопасен для обучающихся. Зная, как срабатывает тот или иной прием на практике, участник прочнее запоминает его и меньше допускает ошибок.

Если эти условия соблюдаются, можно надеяться, что у участника не появится чувство страха и сомнения в собственных силах, что, к сожалению, наблюдается при первых занятиях на рельефе, на новом для ученика маршруте, когда он не уверен в безопасности этого маршрута или когда ему непонятен заданный урок.

У начинающих альпинистов неуверенность чаще всего проявляется, когда они впервые сталкиваются с влиянием глубины. Здесь у тренера только одна задача: найти такое решение отработки приема, которое позволит ученику поскорее забыть о боязни и приобрести уверенность в движениях. На занятиях новички впервые сталкиваются с практическим применением специального снаряжения, требующего определенных навыков в обращении. Само это снаряжение, а зачастую и его использование без достаточного опыта могут привести к ошибкам и даже к травмам. В тех случаях, когда начинающий альпинист все же получает травму из-за неумелого обращения с ледорубом, кошками, молотком, это означает, что ни он сам, ни его тренер не уделили должного внимания навыкам безопасного применения снаряжения на практике.

Одно из профилактических мероприятий по обеспечению безопасности занятий и восхождений - разбор учебных занятий и восхождений. В спокойной обстановке разбора можно наиболее наглядно проанализировать действия учеников, показать недоработки и наметить пути их устранения. Боязнь разговора начистоту, вынесения на суд товарищей ошибок своих и группы, обсуждения недочетов восхождения - следствие неправильного отношения к разбору (как только к административному мероприятию).

Разбор - это продолжение учебного процесса. Именно здесь на примере лучших можно показать правильный путь становления альпиниста. Разбор помогает критике лихачества, зазнайства пренебрежения страховкой. Воспитание чувства личной ответственности за действия свои и товарищей, развитие моральных и волевых качеств альпиниста - эти вопросы подлежат рассмотрению на разборе.

Понятно, что при рассмотрении серьезных нарушений на разборе могут последовать административные меры наказания. Но и в этом случае вопросы воспитания должны быть главенствующими.

Выработка навыков безопасного поведения в горах - неотъемлемая часть общего воспитания альпиниста. Призывы здесь не срабатывают - нужна наглядность. До тех пор пока делающий первые шаги в горах не прочувствует, не поймет, не убедится на практике, что правильные приемы передвижения - это те, которые отвечают требованиям безопасности, он может неосознанно представлять определенную опасность. У знающего, как срабатывает прием на практике, вырабатывается главный стереотип поведения: подумай, а потом иди, обеспечь страховку, а потом работай.

Общение с горами предусматривает и обязательность специального альпинистского образования. Не допустим и разрыв между отличной технико-физической подготовленностью альпиниста и недостаточным уровнем воспитания отношения к горам. К сожалению, эти правила часто нарушаются. Сегодня не так уж редки случаи, когда альпинисты проявляют нежелание подчиняться требованиям "Правил горовосхождений", не понимают необходимости многоступенчатого порядка проводимых проверок групп перед их выходом на восхождение.

Практика контроля за работой молодых спортсменов на маршрутах восхождений показывает, что они далеко не всегда и не лучшим образом применяют знания, полученные на занятиях. И здесь имеется сложная для восприятия ситуация: занятия эти там, внизу, а на восхождении, и особенно если рядом нет инструктора,- совсем другое. Вот почему так часто они медлительны при организации страховки и взаимодействия связок. Очень много времени тратится на осмотр и выбор пути, его обработку и подготовку для движения по нему остальных участников группы. А такие приемы, как смена лидера в связке, организация массовой страховки, съедают так много времени, что невольно возникает вопрос: чему же их учили на занятиях? Видимо, такие ошибки происходят потому, что практические занятия проводились по шаблонной схеме, без конкретизации разучиваемых приемов применительно к практике восхождений.

Те же проверки показали, что на собственно движение от одной точки страховки до другой затрачивается очень мало чистого времени. И как следствие возникает вопрос: так ли уж нужна собственно скорость движения лидера-одиночки, если и он и остальные участники не могут соответствовать успеху восхождения уверенными действиями по организации страховки, взаимодействию связок и т.д.?

Как всегда, одна ошибка рождает другую. Так, неумение организовывать на маршруте взаимодействие связок и желание сократить время приводят к увлечению лазаньем по закрепленной веревке - перилам. Наивно полагая, что это лучшая альтернатива отсутствию навыка в других способах движения по маршруту, альпинисты где надо и не надо закрепляют веревку и по очереди идут по ней наверх, собираются там кучкой, выпускают лидера вперед, снова ждут закрепленной веревки, и так до тех пор, пока с удивлением не обнаружат, что график нарушен, тактический план скомкан и нет возможности все исправить. Грядет темнота, бивак организовать негде... И как итог - неустроенная, без горячей пищи и нормального отдыха, холодная ночевка. А рано утром, невыспавшиеся и не отдохнувшие, альпинисты уходят наверх по маршруту. Так и возникает в группе ситуация, которая легко может привести к беде.

Таким образом, мы подошли к одному из тактических понятий - времени, но с позиции обеспечения безопасности. Время - фактор, главным образом зависящий от поставленной цели. Здесь и рельеф, и уровень подготовки каждого и группы в целом, и их отношение к понятию "скорость движения по маршруту".

Скорость - это главным образом не быстрое лазанье. Это скорее быстрое, последовательное и грамотное чередование приемов, необходимых в каждом конкретном случае. Для спортсменов III и II разрядов такое определение имеет первостепенное значение, ибо на этих уровнях спортивной подготовки закладываются основы правильного отношения к основным понятиям в альпинизме. А достижение уверенного уровня технической, тактической и психологической подготовки возможно только во время учебного процесса. Но именно на этих этапах обучения альпинизму чаще всего замечается нежелание учиться и отмечается стремление к быстрейшему набору вершин по категориям сложности для выполнения разрядных норм.

Обратимся к статистике несчастных случаев с данной категорией спортсменов, утверждающей, что на маршрутах 3 к.с., где разрядник вплотную сталкивается с реальными трудностями, требующими реальной, а не учебной страховки и самостоятельного выбора маршрута, чаще всего происходят аварийные ситуации.

Здесь особое значение приобретает психологическая перестройка: от учебного к реальному, от роли ведомого к роли руководителя, от самостоятельных решений которого зависит благополучие других. Это весьма серьезная задача, если учесть групповой характер деятельности альпинистов в горах. Во время восхождения каждый участник там, где ему отведено место тактическим планом или возникающей ситуацией, должен выполнять роль лидера - впереди идущего, а руководитель группы на время как бы становится участником. Внутри связок их участники по очереди становятся руководителями своего партнера. А в критической ситуации каждый из них должен быть готов взять на себя не только управление группой, но и полноту ответственности за действия товарищей.

Но вернемся к потерям времени на маршруте. Мы часто забываем о мелочах, вроде о них на первый взгляд и говорить нечего. Но так ли это? Кто из нас, к примеру, контролировал свои действия по организации точки страховки напарнику по связке во время восхождения? А те же действия во время учебных занятий? Контрольные проверки показали, что на эту операцию почти каждый разрядник тратит 8-12 лишних минут. А если представить, что общая протяженность маршрута 800 м, это как минимум 20 пунктов страховки. Таким образом, к времени, необходимому для нормального прохождения маршрута, добавляется примерно 3 дополнительных часа работы, усталости, потери графика движения. Еще примеры. Сколько времени тратится на осмотр и выбор пути? На поиск места для страховки? На подбор трещины к крюку? Одни манипуляции со страховочной веревкой, навешиванием и снятием карабинов, лесенок и оттяжек при отсутствии определенных навыков съедают не менее 10% рабочего времени. Как ни покажется странным, но это происходит еще и потому, что альпинисты не тренируют работу левой руки! Здесь же следует вспомнить и о разборке запутанной веревки, которую, выбирая, страхующий кое-как бросает себе под ноги. Но все перечисленное имеет отношение не столько к потере времени, хотя и это немаловажно, сколько через все это и к потере уверенности, к созданию своеобразного запаса времени, внутри которого альпинист может оказаться в крайне тяжелом и опасном положении. Например, остаться без страховки, выполнять технические приемы находясь в крайне неудобном положении и т.п. В конце концов все это означает одно: непроизвольно появляется больше ситуаций повышенной опасности из-за неумелых действий самого альпиниста или отсутствия у него уверенных навыков.

И еще один парадокс: снижение уровня безопасности возможно даже при страховке напарника по связке. Более половины времени, необходимого на прохождение лидером маршрута, его напарник (страхующий) стоит на одном месте, порой в неудобном положении, нередко в висячем, на лесенках. Практика показывает: в подавляющем большинстве случаев он находится в расслабленном состоянии. Эта уже сама по себе ошибка со стороны страхующего при стечении обстоятельств может тяжело сказаться в случае срыва партнера по связке.

Анализ ЧП, происшедших со срывом всей связки, свидетельствует: нестабильное положение страхующего, его неподготовленность к мгновенной реакции на срыв партнера или изменение ситуации в страховочной цепи приводят к обрыву обоих партнеров связки.

От того, как будет расходоваться на маршруте время, оно будет иметь если не основное, то решающее значение в успехе восхождения. Достижение вершины во многом зависит от избранного пути. Конечно, чем он прямее, тем короче по времени. Но и здесь скрыт элемент неравноценности такого определения. Если кратчайший путь идет по сильно разрушенным скалам, а чуть в стороне от намеченного пути есть монолитный, но технически более сложный участок маршрута - по какому из них идти? Выбор должен определяться степенью безопасности каждого. Не так уж редки случаи, когда из-за утомления группа, не отдавая себе отчета о грозящей опасности, предпочитает рисковать, вместо того чтобы пройти более длинным путем - на несколько минут или часов, но исключить опасный вариант.

Рассматривая различные стороны повышения безопасности альпинистских восхождений, нельзя оставить в стороне разговор о безопасности спуска с вершины после ее достижения. И здесь есть привычный стереотип: на пути к вершине перед альпинистом встают основные трудности, значит, и подъем на вершину опаснее спуска. Ведь спуск в абсолютном большинстве случаев проходит по маршруту на несколько категорий сложности ниже, чем собственно подъем на вершину, а это, в свою очередь, означает одно: опасностей здесь гораздо меньше, значит, можно и расслабиться, и темп взвинтить, и внимание на страховку уже не то...

Но как много в этом отношении к спуску с вершины предвзятого, надуманного! Представление о кажущейся простоте спуска с вершины до сих пор собирает свой печальный урожай.

На подъем по любому маршруту - будь то "единичка" или 6 к.с.- приходится 4/5 технических препятствий. На спуск остается 1/5. Если смотреть только на соотношение этих цифр, тогда стереотип подтвержден. Но на Уэ технических сложностей спуска приходится до половины ЧП, а в отдельные годы этот процент поднимается до 70%! Почему так происходит?

Ответов много. Мы постараемся выбрать из этого многообразия наиболее характерно очерчивающие проблему:

· достигнув вершины, альпинисты тем самым выполнили основную задачу и к спуску относятся более чем невнимательно;

· на спуске техническая простота маршрута, намного уступая подъему, вносит дезорганизующий момент, и альпинист забывает о том, что трудности на спуске все же есть и относиться к ним надо так же серьезно, как и к сложностям подъема на вершину;

· спускаются достаточно часто одновременным движением связок и группы в целом. Такой способ - а он обычно предполагает и высокий темп - требует высокого уровня выполнения приемов страховки и самостраховки при проскальзывании. Именно здесь и происходит нестыковка - темп велик, и обращать внимание на страховку просто нет времени;

· участники забывают об ответственности спускающегося последним, в то время как его ответственность практически равна ответственности первого на подъеме;

· на спуске чаще срывается последний, особенно на снежно-ледовом рельефе; для последнего сложнее организовать страховку; за ним чаще всего не наблюдают, а он забывает, что должен страховать самого себя;

· при движении вниз применяются технические приемы, предусматривающие спуск по закрепленной веревке (дюльфер, спортивный способ, перила). На спуске по закрепленной веревке скорость движения вниз намного выше, чем при подъеме. Ошибки здесь происходят именно из-за этого: при перестегивании с веревки на веревку в начале спуска, когда особенно нужно внимание ("А как я пристегнулся к спусковой веревке?"), отстегивание от спусковой веревки до налаживания самостраховки, при продергивании веревок по окончании спуска и т.п.;

· пренебрежительно относятся к усталости на маршруте (ранний выход с исходного бивака, достижение в тот же день вершины и связанное с этим настроение на быстрый спуск и возвращение в базовый лагерь даже в темноте);

· пренебрегают изменяющимся в течение дня состоянием горного рельефа: подтаивание снега, сход камней, ледовые обвалы. Все эти изменения характерны для полудня, когда альпинисты могут начинать спуск, во время которого они всегда находятся спиной к возможным зонам опасности;

· чаще всего допускается ошибка задолго до выхода на маршрут: редко какая группа, готовя маршрут восхождения, уделяет в тактическом плане внимание особенностям спуска, его характерным ориентирам, вариантам отхода и изменения пути, и как естественное продолжение одной ошибки появление следующей - в тактическом плане полностью отсутствуют запланированные меры безопасности, характерные именно для спуска и именно по данному пути!

Еще одна классическая ситуация, столь часто приводящая к возникновению аварийной ситуации,- так называемые легкие места на маршруте восхождения. При выходе на такие участки альпинист обязан помнить, что, если есть опасность срыва, падения или даже проскальзывания, а самозадержание сомнительно, значит, здесь нужна страховка!

На практике гораздо труднее предугадать опасность легких мест, чем увидеть опасность на технически сложном участке маршрута. На сложных местах опасность, образно говоря, лежит на поверхности, а на легких - опасности скрыты. Вовремя распознать эти скрытые опасности и принять необходимые меры безопасности - в этом и заключается истинное тактическое мастерство альпиниста.

Группа, поднимаясь по простому снежному склону в направлении перемычки, предварительно не разведала (не осмотрела, не проконсультировалась) состояния противоположного склона. Видимый впереди путь не вызывает тревоги и не представляется опасным. Выйдя на гребень перемычки и расположившись там для отдыха, группа, ничего не подозревая, оказывается в опаснейшей ситуации - на критической точке карниза.

Как тут не вспомнить слова болгарского исследователя проблем безопасности в горах Б.Маринова: "Для попадающих в аварийную ситуацию характерны отсутствие предвидения, недостаточная внимательность, неправильные действия в момент, предшествующий несчастью. Эти факторы в значительной степени исключают возможность учета реально существующей опасности, а именно в нем и состоит главное в безопасном передвижении в горах. Перед каждым потенциально опасным местом всегда нелишне остановиться, оценить условия и наметить дальнейшие действия".

Именно так - остановиться и подумать. А чтобы уметь предвидеть возможные изменения условий, каждому альпинисту необходим минимум знаний данного предмета, тем более что изучение мер безопасности -неотъемлемая часть учебного процесса. В зависимости от целей, стоящих перед человеком, начинающим работу в горах, изучение мер безопасности можно вести в следующих направлениях:

· изучение общих закономерностей, на которых основываются эти меры;

· изучение мер безопасности, непосредственно связанных с направлением деятельности человека в горах;

· изучение конкретных мер безопасности, связанных с различными особенностями гор, техникой передвижения по рельефу и особенностями характера человека.

Главной же целью изучения мер безопасности остается формирование правильного понимания сущности и необходимости их применения в условиях нахождения человека в высокогорной зоне. Природа альпинизма такова, что единственно надежным исходным материалом для обучения безопасному поведению и передвижению в горах является печальный опыт предшественников, допустивших в критической ситуации роковую ошибку.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 261.