Теоретические аспекты государственного регулирования рынка труда и трудовых отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение…………………………………………………………..………………3 Теоретические аспекты государственного регулирования рынка труда и трудовых отношений……………………………………………….………………..……6 1.1 Понятие, функции и категории рынка труда……….……………………….6 1.2  Государственное регулирование равновесия спроса и предложения на рынке труда………………………………………………………………………13

2. Анализ государственного регулирования в Республике Казахстан...20    2.1 Субъекты регулирования рынка труда в Республике Казахстан…..…….20

2.2. Инструменты и методы государственного регулирования рынка труда………………………………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………….………………35

Список использованной литературы……………………….....................……..37

 


Введение

 

Труд – это основное условие существования человека. Труд - это не только средство удовлетворения потребностей, это еще и то, без чего невозможно здоровье людей, выносливость, мужество, развитие интеллекта и нравственности. И если существует угроза потери работы - это серьезная проблема для каждого человека. Для большинства людей заработная плата - единственный источник доходов, кроме того, работа приносит моральное удовлетворение. Таким образом, потеря работы приводит не только к снижению материального уровня, но и к появлению неуверенности в будущем, возникновению собственной неполноценности.

Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы - заработной плате.

Современный этап развития общества обусловил радикальные сдвиги в общественно-политической и экономической жизни страны. Курс проводимых реформ реально преобразил социально-трудовую сферу. Совершилась подлинная революция в занятости, а вместе с ней резко изменились общественные условия труда миллионов людей.

Сейчас с определенной долей уверенности можно утверждать, что в Казахстане переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствующей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работает не на государственные структуры, а на себя, трудится на предприятиях и в организациях частного характера.

Неудачи и ошибки в реформировании в сфере и занятости проявились в неконтролируемом высвобождении занятых в отраслях и сферах национальной экономики, росте всех видов безработицы.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

Переход к регулируемой рыночной экономике коренным образом изменил ситуацию в области занятости населения. Новые производственные отношения, структурные сдвиги в экономике, сокращение до минимума количества убыточных предприятий, ликвидация неэффективных рабочих мест, обновление технической базы производства привели к значительному высвобождению рабочей силы, перераспределению ее между видами занятости, сферами и отраслями народного хозяйства, формированию в Республике рынка труда. При этом усугубилась неравномерность территориального размещения трудовых ресурсов, в отдельных регионах предложение рабочей силы существенно превысило спрос на нее.

Становление рыночных отношений в Казахстане сопровождается проведением процесса приватизации и разгосударствления, где объективно происходит перераспределение трудовых ресурсов из государственного в частный сектор. Данный переход, к сожалению, резко обострил в Республике вопросы занятости населения, которые характеризуются следующими причинами:

- общий спад производства на уровне всего национального хозяйства, негативные предпосылки которого были заложены еще в плановой экономике;

- с введением либерализации цен на товары (1992т.) и бесконтрольной эмиссии денежной массы со стороны Российской Федерации отмечалось наличие очень высокого уровня инфляции (вплоть до середины 90-х гг.);

- увеличение спроса на работников определенных специальностей, таких, как переводчики, программисты, банкиры, менеджеры, аудиторы и т.п.;

- в результате эффективного использования рабочего времени произошло высвобождение рабочих рук;

- в целях максимизации прибыли и экономии на издержках — уменьшение количества рабочих мест, обеспеченное за счет привлечения только высококлассных специалистов.

Одним из приоритетов продвижения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира, названных в Послании Президента страны народу, является современная социальная политика, защищающая наиболее "уязвимые" слои населения и поддерживающая развитие экономики.

Актуальность темы дипломной работы обуславливается формированием эффективной системы занятости, которая является сердцевиной антикризисной программы действий Правительства Республики Казахстан, так как безработица оказывает значительное влияние на экономическую ситуацию в стране. Поэтому на данный момент времени стал острый вопрос о формировании новой социально-экономической модели занятости при переходной экономике, которая способствовала улучшению экономического климата в стране, а также решала бы возникшие острые социальные проблемы общества, связанные с безработицей и с исходящей из нее проблемой обнищания населения.

Целью данной дипломной работы является исследование сущности регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические аспекты рынка труда и его регулирования.

2. Изучить состояние рынка труда в Казахстане

3. Дать обзор законодательной базы регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.

Методологической основой реферата являются Закон Республики Казахстан «О занятости населения», Конституция Республики Казахстан, научные труды учёных-экономистов, материалы периодической печати и официальные данные,  предоставленные государственными органами Республики Казахстан.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В этой работе были даны определения рынку труда, особенности его функционирования, определены субъекты регулирования рынка труда в Казахстане, освещено состояние рынка труда в Республике Казахстан на современном этапе.

Особенностью рынка труда является, то, что он является связующим звеном между спросом на средства производства, рабочую силу, рабочих мест и регулятором распределения и перераспределения работников;

Преимуществом рынка труда является экономизация производства занятости в государственном секторе. У населения появилась возможность найти себе работу подходящую себе по профессии;

Недостатком является то, что все же огромное число граждан не может трудоустроиться;

Модель регулирования рынка труда в Казахстане не должна копировать одну из моделей получивших распространение в других странах. Конечно, она не может воспринимать общие принципы организации рынка труда, свойственные рыночной экономике, но она должна быть казахстанской моделью.

Рынок труда должен формироваться в пределах системы ограничений и амортизаторов социальных, политических, экономических, культурных и региональных.

Формирование рынка труда должно осуществляться поэтапно в соответствии с внутренней логикой его развития.

Моделью рынка труда должна исходить из многовариантности форм и методов в регулировании ситуаций в сфере занятости с учетом специфичности интересов отдельных территориальных образований и общих интересов.

На ближайшие годы есть уверенная перспектива существенного перелома в динамике производства и его эффективности, структурного прогресса, санации убыточных предприятий преодоление негативных явлений для народного хозяйства вообще и для занятости в частности последствий развития внешнеэкономических связей, расширение ресурсной баз для активной социальной политик.

Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств - стимулирования экономического роста, сокращение рабочей недели, создание эффективной системы переподготовки кадров. Один из существующих способов регулирования рынка труда - биржа труда, которая является индикатором ситуации на рынке труда. Она осуществляет посреднические функции на рынке рабочей силы. В региональном смысле этими индикаторами являются территориальные центры занятости населения, областные департаменты социальной защиты и занятости населения.

Но изменения нынешней ситуации на рынке труда нельзя добиться без поддержки народа Республики Казахстан. Как сказал президент Н.А. Назарбаев на презентации своей новой стратегии вывода страны из кризиса «Казахстан-2030» - «… мы (правительство) не сможем осуществить все эти реформы без должной поддержки народа республики, так как именно народ Казахстана единственный кто может поднять страну из кризиса. Нельзя постоянно надеяться на то, что придет заграничный бизнесмен, проинвестирует в страну миллионы долларов и жить станет лучше. Такого не будет».



Содержание

Введение…………………………………………………………..………………3 Теоретические аспекты государственного регулирования рынка труда и трудовых отношений……………………………………………….………………..……6 1.1 Понятие, функции и категории рынка труда……….……………………….6 1.2  Государственное регулирование равновесия спроса и предложения на рынке труда………………………………………………………………………13

2. Анализ государственного регулирования в Республике Казахстан...20    2.1 Субъекты регулирования рынка труда в Республике Казахстан…..…….20

2.2. Инструменты и методы государственного регулирования рынка труда………………………………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………….………………35

Список использованной литературы……………………….....................……..37

 


Введение

 

Труд – это основное условие существования человека. Труд - это не только средство удовлетворения потребностей, это еще и то, без чего невозможно здоровье людей, выносливость, мужество, развитие интеллекта и нравственности. И если существует угроза потери работы - это серьезная проблема для каждого человека. Для большинства людей заработная плата - единственный источник доходов, кроме того, работа приносит моральное удовлетворение. Таким образом, потеря работы приводит не только к снижению материального уровня, но и к появлению неуверенности в будущем, возникновению собственной неполноценности.

Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы - заработной плате.

Современный этап развития общества обусловил радикальные сдвиги в общественно-политической и экономической жизни страны. Курс проводимых реформ реально преобразил социально-трудовую сферу. Совершилась подлинная революция в занятости, а вместе с ней резко изменились общественные условия труда миллионов людей.

Сейчас с определенной долей уверенности можно утверждать, что в Казахстане переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствующей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работает не на государственные структуры, а на себя, трудится на предприятиях и в организациях частного характера.

Неудачи и ошибки в реформировании в сфере и занятости проявились в неконтролируемом высвобождении занятых в отраслях и сферах национальной экономики, росте всех видов безработицы.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

Переход к регулируемой рыночной экономике коренным образом изменил ситуацию в области занятости населения. Новые производственные отношения, структурные сдвиги в экономике, сокращение до минимума количества убыточных предприятий, ликвидация неэффективных рабочих мест, обновление технической базы производства привели к значительному высвобождению рабочей силы, перераспределению ее между видами занятости, сферами и отраслями народного хозяйства, формированию в Республике рынка труда. При этом усугубилась неравномерность территориального размещения трудовых ресурсов, в отдельных регионах предложение рабочей силы существенно превысило спрос на нее.

Становление рыночных отношений в Казахстане сопровождается проведением процесса приватизации и разгосударствления, где объективно происходит перераспределение трудовых ресурсов из государственного в частный сектор. Данный переход, к сожалению, резко обострил в Республике вопросы занятости населения, которые характеризуются следующими причинами:

- общий спад производства на уровне всего национального хозяйства, негативные предпосылки которого были заложены еще в плановой экономике;

- с введением либерализации цен на товары (1992т.) и бесконтрольной эмиссии денежной массы со стороны Российской Федерации отмечалось наличие очень высокого уровня инфляции (вплоть до середины 90-х гг.);

- увеличение спроса на работников определенных специальностей, таких, как переводчики, программисты, банкиры, менеджеры, аудиторы и т.п.;

- в результате эффективного использования рабочего времени произошло высвобождение рабочих рук;

- в целях максимизации прибыли и экономии на издержках — уменьшение количества рабочих мест, обеспеченное за счет привлечения только высококлассных специалистов.

Одним из приоритетов продвижения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира, названных в Послании Президента страны народу, является современная социальная политика, защищающая наиболее "уязвимые" слои населения и поддерживающая развитие экономики.

Актуальность темы дипломной работы обуславливается формированием эффективной системы занятости, которая является сердцевиной антикризисной программы действий Правительства Республики Казахстан, так как безработица оказывает значительное влияние на экономическую ситуацию в стране. Поэтому на данный момент времени стал острый вопрос о формировании новой социально-экономической модели занятости при переходной экономике, которая способствовала улучшению экономического климата в стране, а также решала бы возникшие острые социальные проблемы общества, связанные с безработицей и с исходящей из нее проблемой обнищания населения.

Целью данной дипломной работы является исследование сущности регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические аспекты рынка труда и его регулирования.

2. Изучить состояние рынка труда в Казахстане

3. Дать обзор законодательной базы регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.

Методологической основой реферата являются Закон Республики Казахстан «О занятости населения», Конституция Республики Казахстан, научные труды учёных-экономистов, материалы периодической печати и официальные данные,  предоставленные государственными органами Республики Казахстан.



Теоретические аспекты государственного регулирования рынка труда и трудовых отношений

Дата: 2019-12-22, просмотров: 194.