Будущий основатель школы стоицизма родился в 336 году до н.э. в небольшом городке Китион. Китион располался на берегу острова Кипр. В нем издавна проживали финикийские поселенцы, занимавшиеся торговлей. Вероятно, и отец Зенона, Мнасей, тоже занимался торговлей. К двадцати двум годам Зенон, по описанию Диогена Лаэртского, был худой, довольно высокий, со смуглой кожей, с толстыми ногами и кривой шеей. Одним словом, Зенон был бы по внешности неказистый.
В 316 году до н.э. Зенон, отправившись в Пирей с грузом пурпура, потерпел кораблекрушение. Добравшись до Афин, он пришел в книжную лавку и, читая там книгу Ксенофонта «Воспоминания о Сократе», пришел в неописуемый восторг: «Где можно встретить подобных людей», - воскликнул Зенон. Мимо проходил философ Кратет, принадлежавший к философской школе киников. Они познакомились. Зенон стал на некоторое время учеником Кратета. Покинув Кратета, учился по несколько лет сначала у Стильпона, а затем у Ксенократа. Учеба Зенона, продолжавшаяся около двадцати лет, проходила в обстановке, когда греческие города-полисы потеряли свою былую независимость. Новая историческая обстановка выдвигала и новую философскую проблематику. Это ощутил Зенон.
С 300 года до н.э. Зенон стал сам учителем философии. У него появляются сторонники. Местом философских дискуссий стал небольшой расписной портик, который был построен еще в пятом веке на афинской агоре и расписанный лучшим тогдашним художником Полигнотом. Портик получил название – Расписная Стоя. При тирании Тридцати Стоя стала местом судебных заседаний, а позже портик был заброшен. От названия этого портика и произошло наименование школы Зенона – школы стоиков.
Количество слушателей у Зенона росло. Постепенно распространилась слава о мудром философе. Зенон был хорошим оратором, требовательным к себе и ученикам, вел скромный образ жизни, любил есть хлеб, мед, запивая небольшой порцией ароматного вина.
Еще при жизни афиняне оказывали ему знаки почести. Многие стремились попасть на его беседы. Ученики любили своего скромного и требовательного учителя. Наиболее выдающимся учеником Зенона был Клеанф который возглавил школу стоиков после смерти Зенона.
Зенон прожил семьдесят два года. Благодарные афиняне поставили ему красивую гробницу за счет государственной казны.
В истории стоицизма выделяют три периода: Древняя Стоя (IV - III вв. до н.э., Зенон, Клеанф, Хрисипп), Средняя Стоя (II - I вв. до н.э., Панэтий, Посидоний), Поздняя Стоя (I - II вв. н.э., Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).
Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику, этику (философию духа). Физика стоиков опирается на учение Гераклита. В ее основе лежит идея о Логосе как все определяющей, всепорождающей, во всем распространенной субстанции – разумной мировой душе или Боге. Природа есть воплощение всеобщего закона, изучение которого крайне важно и необходимо, ибо это одновременно и закон для человека, в соответствии с которым ему следует жить. В телесном мире есть два начала – деятельный разум (он же Логос) и Бог. Саморазвитие мира осуществляется циклически, т.е. в начале каждого нового цикла огонь (он же Бог и Логос) вновь и вновь порождает многообразие мира, которое в конце цикла превращается в огонь, в космический пожар. Из мирового Логоса каждый раз изливаются так называемые «осеменяющие логосы», которые и определяют природу всех единичных тел. Логос пронизывает собой весь этот мир и управляет его телом, являясь тем самым не только промыслом, но и судьбой, своего рода необходимой цепью всех причин всего существующего. Существует космический детерминизм, в соответствии с которым направление всех природных процессов оказывается строго определено естественными законами. Все конкретное жестко включено во всеобщую природу благодаря «его собственной природе», т.е. все вещи суть части единой системы.
В логике стоиков разрабатывали преимущественно проблему теория познания – учение о разуме, истине, ее источниках, а также о собственно логических вопросах. Стоики отводили решающую роль в познании не чувственному представлению, а «представлению постигнутому», т.е. «ушедшему назад в мысль и ставшему присущим сознанию».
Главной частью их учения, сделавшей их известными в истории философии и культуры, была их этика, центральным понятием которой стадо понятие добродетели. Добродетелям противостоят пороки, источником которых являются аффекты.
Человеческая жизнь есть часть единой системы природы, каждая жизнь находится в гармонии с природой, она такова, какой ее сделали законы природы. Жить согласно природе и Логосу – основное назначение человека. Только такую жизнь, направленную к целям, являющимся также и природными целями, можно назвать добродетельной. Добродетель – есть воля, она становится единственным человеческим благом. Благо – это то, что приносит пользу. Все действительно хорошее или плохое в человеческой жизни зависит исключительно от самого человека, который может быть добродетельным при любых условиях: в бедности, в темнице, будучи приговоренным к смерти и т.д. Счастье – в свободе человека от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой. Того, кто этого хочет, судьба ведет за собой; сопротивляющегося – влечет насильственно. Этическим идеалом стоиков становится мудрец. Мудрец – истинный хозяин своей судьбы, достигший полной добродетели и бесстрастия. Никакая внешняя сила не способна лишить его добродетели в силу независимости его от каких бы то ни было внешних обстоятельств.
Стоицизм выработал понятие долга. Это, как подчеркивают Реале и Антисери, имело очень большое значение.
Действия человека, выверенные Логосом, согласные с природой, а, значит, рационально корректные, – как морально совершенные, стоиками названы долгом. Большинство людей не способны к морально совершенному поведению, ибо рациональное совершенствование возможно только через освоение философии; это знал еще Сократ. Однако действовать с пониманием и убеждением, исполняя долг, доступно многим.
Понятие «катекон» – типично стоическое понятие, что для нас оно означает «долженствование», «долг». Макс Похленц полагает, что термин «катекон» пришел, возможно, из семитского духовного наследия через Зенона, посредством наложения понятия «поведения» на греческое понимание физиса. Так или иначе, но разработка стоиками понятия «катекона» внесла в западную духовную культуру вклад огромного значения. Очевидно также, что стоическая интерпретация социального бытия была во всем новой.
Человеку сама природа повелевает сохранять и любить себя самого. Но этот инстинкт не ориентирован на сохранение только индивида: он распространяется на его детей, родственников и, наконец, всех ближних. Это она, природа, велит нам любить как самих себя, так и тех, кто нас породил, кто порожден нами. Это природа толкает нас к единению, заставляет нас наслаждаться друг другом.
От существа, замкнутого в своей индивидуальности, как это виделось Эпикуру, мы возвращаемся к «животному общительному». Новизна этой формулы в том, что это уже не «политическое животное» Аристотеля, назначенное объединиться в полисе, но теперь уже круг воссоединения – все люди. Ясно, что здесь мы – перед ярко выраженным идеалом космполитизма.
На основе концепции физиса и логоса стоики сумели сокрушить античные мифы о благородстве крови и превосходстве расы, все на чем держались институты рабства. Знатность объявлена в духе кинизма «отрыжкой равенства». Все люди способны достичь добродетели: человек по определению свободен; никто не раб от природы. Свободен мудрец, владеющий знанием. Раб – невежда, ибо он находится во власти своего заблуждения. Как видим, логос восстановлен в своих правах, по крайней мере, в признании фундаментального равенства людей.
Еще один момент: известная доктрина «апатии». По мысли стоиков, страсти, из которых рождается несчастье, почти всегда суть ошибки пасующего разума или их последствия. Как таковые эти ошибки бессмысленно темперировать, сдерживать, ограничивать: от них следует избавляться, разрушая, аннигилируя, искореняя их. Мудрец, заботясь о логосе, его чистоте и правильности, не допускает даже рождения страстей в своем сердце. Это и есть знаменитая «апатия» стоиков, т.е. недопущение страстей, возмущающих величественный покой души. Счастье, следовательно, это апатия, бесстрастность и бесстрашие.
Апатия, которую ищет стоик, экстремальна, мудрец стремится в пределе к анестезии, при которой страсть охлаждается, теряя человеческое тепло. В самом деле, если жалость, сострадание и милосердие суть страсти, то стоик должен выкорчевывать их. «Милосердие участвует в дефектах и пороках души: лишь недалекий и легкомысленный человек может быть жалостливым». «Мудрец не шелохнется в ответ на болтовню; никого не осудит за совершенную ошибку. Недостойно сильного человека – поддаться мольбам и отказаться от справедливой суровости».
Помощь, которую стоик предлагает людям, – это аскеза, далекий от какой-либо человеческой симпатии холодный логос. Так мудрец вращается в кругу ближних, будучи от них отделен и отчужден: и когда занимается политикой, и в семейных делах, ухаживая за детьми, и в дружбе – он чужой среди своих, он не испытывает никакого энтузиазма или влюбленности в жизнь, как, к примеру, эпикурейцы. Зенон на пороге смерти, увидев в несчастном случае своего падения знак судьбы, воскликнул: «Спешу к тебе, зачем меня зовешь!».
Сенек а
Луций Анней Сенека (Младший) жил в период правления пяти римских императоров: Августа (31 г. до н.э.), Тиберия (14-37), Калигулы (37-41), Клавдия (41-54), Нерона (54-68). Его отец – Луций Аней Сенека (Старший) – принадлежал к сословию всадников, был известным ритором и историком. В начале правления Тиберия отец переехал из Кордовы (Испания) в Рим, чтобы дать своим трем сыновьям (Галлиону, Луцию, Меле) образование и помочь им в государственной карьере. Луций увлекается философией. В те годы в Риме были широко распространены философские школы: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Сильное влияние на Луция оказывают стоики Аттал, Сотион, Секстий, Нигр. Под их влиянием он стал жить почти как аскет. Ряд суровых правил соблюдал всю жизнь: не употреблял благовоний, не принимал горячих ванн, спал на очень твердых матрацах, не ел устриц и грибов, не считал, что «пьянство и разжигает, и обнажает всякий порок, уничтожая стыд».
Благодаря родной тетке по матери, муж которой был долгие годы наместником Египта, Луций получает от Тиберия должность квестора (надзирателя за финансами), а вскоре становится сенатором. Под влиянием отца и с помощью лучших учителей Луций овладевает ораторским искусством. Его речи в сенате имели огромный успех.
В 37 г. после насильственной смерти Тиберия императором провозглашается его племянник – Калигула. Это был, по описанию Сенеки, душевнобольной монстр. Он наслаждался издевательствами над всеми окружающими, низвел сенат до раболепного послушания, сожительствовал со своими изумительно красивыми сестрами – Друзиллой, Агриппиной и Ливиллой. Друзилла фактически была его женой, ей отдавали почести как императрице. Калигула мнил себя лучшим оратором. Не терпел в этом деле соперников. После блестящего выступления Сенеки в сенате Калигула приказывает убить его. Спасет наложница императора.
В 41 г. был убит Калигула. Императором становится (весьма случайно) пятидесятилетний Клавдий. Сенека, обрадованный переменой ситуации, воспылал надеждой, что теперь он может стать приближенным императора или даже его первым советником. В этой обстановке он пишет трактат «О гневе», надеясь расположить к себе Клавдия своими советами.
Женой Клавдия была семнадцатилетняя Мессалина: красивая, хитрая, мстительная, властолюбивая, сексуально развращенная. Она превратила дворец в настоящий публичный дом. Клавдий верил жене, доверял ей секреты, был убежден, что она проявляет заботу о его чести и благополучии.
Мессалина зорко следила за всеми, кто как-то мог оказать влияние на Клавдия. Заметив, что Клавдий благосклонно относится к Ливилле и Сенеке, Мессалина сфабриковала обвинение в непристойном поведении Сенеки и Ливиллы. Дело рассматривалось в сенате. Сенат вынес постановление о смертной казни Сенеки и Ливиллы за прелюбодеяние. Однако Клавдий заменил приговор ссылкой. Сенеку сослали на Корсику, а Ливиллу на маленький островок, где ее вскоре уморили голодом.
В 48 году казнил жену за безудержное прелюбодеяние. Четвертой женой шестидесятилетнего Клавдия стала его племянница Агриппина. Став императрицей, она прежде всего решила найти умного и авторитетного воспитателя для своего сына. Вспомнив о Сенеке, она возвращает его из ссылки (49 г.) и поручает ему воспитание Нерона. Пришлось согласиться с императрицей. Пять лет он воспитывает Нерона. Агриппина, решив сделать сына императором, отравила мужа и с помощью преторианской гвардии провозгласила Нерона императором (54 г.). Сенека становится советником молодого императора, пишет для него все речи, которые Нерон произносил перед сенатом и воинами. В 56 году Сенека пишет трактат «О милосердии», в котором формулирует принципы идеального правления в надежде, что Нерон последует этим советам. Стараясь угодить Нерону, Сенека улаживает любовные связи императора с юной гетерой Акте. Прикрыв роман фиктивным браком гетеры со своим юным другом Серенном, Сенека умело использует Акте в дворцовых интригах.
В 62 г. Сенека пишет трактат «О постоянстве мудреца». Мудрость, в понимании Сенеки есть высочайший интеллект. Мудрость есть искусство правильной, праведной, нравственной жизни, в которой поступки, скрепленные человеколюбием, находятся под контролем разума.
После убийства Агриппины (59 г.). Сенека в союзе с Бурром фактически управляют внутренней и внешней политикой империи, проводят ряд реформ, укрепляют позиции сената, поправляют финансовые дела государства, не забывая приобрести огромное личное состояние путем взяток, императорских вознаграждений и ростовщических операций.
В начале шестидесятых годов Нерон безумно влюбился в знатную и расчетливую замужнюю красавицу Поппею Сабину, которая потребовала от Нерона развода с Октавией. Бурр запротестовал и скоропостижно умер. На его место был назначен соперник – Софоний Тигеллин. В 62 г. Нерон разводится с Октавией и женится на Поппее, попадая полностью под ее влияние. Попав в ситуацию враждебного окружения, Сенека просит отставки. Нерон удовлетворяет просьбу, сохранив за Сенекой огромное состояние. Сенека воспринял отставку спокойно. Он весь ушел в творчество. За короткий период он пишет четыре трактата – «О досуге», «О провидении», «О благодеяниях», «Вопросы природы», ряд трагедий и огромную эпистолярную работу, ставшую классической, «Нравственные письма к Луцилию».
Следует учитывать, что «Письма» написаны человеком, который был мудрым философом, искушенным политиком, гибким дипломатом, опытным наставником, тонким знатоком человеческой души, автором многочисленных произведений в области философии, драматургии.
Как философ Сенека дает глубокое толкование этической философии стоицизма. Как педагог он разрабатывает целую программу воспитания и самовоспитания личности. Как гражданин и политик он противопоставляет жестокости и апатии идеи человеколюбия, идеи гуманизма. Как мудрец он формирует новое видение красоты человека – красоты не как телесной гармонии, а как гармонии духовной, выраженной в величии цели и поступка во имя мирового сообщества и Бога.
В 64 г. в Риме возник пожар. Пламя уничтожило свыше двух третей города, огромное количество древних рукописей, произведений искусства. Погибло множество людей. Распространилась упорная молва, что Рим подожгли по приказу Нерона. Тогда власти обвинили в трагедии христиан, учение которых быстро завоевывало сторонников по всей империи. Начались массовые зверские казни. Это усилило рост недовольства Нероном и его окружением. С благодарностью вспоминали Сенеку и Бура, их умное правление империей. В этой обстановке вызрел заговор Пизона (65 г.), участниками которого были в основном сторонники стоицизма. Некоторые заговорщики мечтали видеть на троне Сенеку. С раскрытием заговора начался хоровод смерти. Были приговорены к казни писатель Петроний (автор "Сатирикона"), поэт Лукан, братья Сенеки - Галлион и Мела, многие сторонники философии стоиков. Нерон решил избавиться и от своего воспитателя. Он приказал ему умереть. Сенека спокойно вскрыл себе вены. Его примеру последовала его жена Паулина.
Сенека проявил себя великим гуманистом в то суровое время, когда разрушались нравственно-этические ценности республиканского Рима и шел драматический процесс рождения империи. Атмосфера страха и жестокости господствовала в обществе. В смертельной опасности оказались человеческая духовность, внутренние устои личности. Сенека помогал человеку мобилизовать свои внутренние резервы, закалить и приумножить их, помогал сохранить собственное достоинство, веру в себя, помогал обрести чистую совесть, самоуважение, честь. Поэтому главное внимание Сенека уделял решению актуальных проблем этики.
Нельзя понять человека вне контекста «Человек – Вселенная». Человек и Вселенная есть единое целое. Мир одухотворен. Он есть единство вещества и Логоса, и человек тоже – единство тела и души. Душа как представитель Логоса сопричастна всему происходящему в мире. Тайна человека – в тайне космоса. Тайна космоса – в тайне человека. Судьба есть результат действия бесконечной цепи причинно-следственных связей (рок, провидение) и свободы воли, свободы выбора, которая есть не что иное, как преобразованные в духовное объективные силы природы.
Человек, будучи зависимым от Вселенной, является в то же время автономным образованием. Человек только тогда и является по-настоящему человеком, когда достигает своей автономности, относительной независимости. Это позволяет строить духовную крепость в качестве философии жизненной мудрости, являющейся сгустком общечеловеческих ценностей.
Человек изначально противоречив. Он соткан из противоречий. Главным противоречием выступает конфликт между чувственно-стихийно-бессознательным и духовно-разумным. В результате захлестывания человека желаниями, необузданными страстями возникает проблема вытеснения аффектов.
Сенека, как стоик, воспринимает ригоризм своих предшественников. Принцип ригоризма обязывает рассматривать цели и действия человека с позиций служения долгу. Чтобы понять долг, надо познать Логос, познать всю цепь причинно-следственных связей, воздействующих на человека. Это позволит познать свою судьбу. Долг понимается в широком смысле: долг перед Логосом, Судьбой, Природой. Долг обязывает человека жить в соответствии с природой.
Человек рассматривается как гражданин человечества и всей Вселенной. Нельзя в своих интересах замыкаться только в рамках определенных узкогосударственных образований. Человек есть представитель рода человеческого. Человек есть одна из составляющих природы, одно из ее проявлений. Если человек есть вся Вселенная, то он, следовательно, является гражданином мира.
Сенека рассматривал субъективный мир личности как самостоятельную реальность. Она, являясь преобразованным Логосом, совершенствуется прижизненно. Человек способен направлять развитие своего субъективного мира. Субъективный мир, душа человека имеют индивидуальные особенности. Это объясняет наличие многообразия оценок одной и той же реальности. Принцип субъективизма проецирует внутренние переживания человека на весь мир.
Сенека придерживался позиции: человек на протяжении своей земной жизни находится в постоянном развитии. Он должен усиленно работать над собой, чтобы идти по пути самосовершенствования. Принцип восхождения обязывает человека впитывать в себя достижения мировой культуры, руководствуясь идеалами жизни. Вершина пути – мудрость. Мудрыми не рождаются. Мудрыми становятся.
Сенека считал, что человек пластичен. На его формирование влияют природные задатки, окружающая среда, воспитание и самовоспитание. Из всех компонентов он особую роль отводит самовоспитанию. Если самовоспитанию помочь мудрыми советами, если в человека вдохнуть уверенность, если помочь ему духовно закалиться, то самовоспитание, самосовершенствование сотворит с человеком чудеса: он поднимется до уровня мудреца, которому не страшны будут невзгоды и сама смерть.
Марк Аврели й
Марк Аврелий – император Римской империи (161-180 гг.) и последний представитель философской школы стоиков. В истории мировой философии вряд ли можно еще найти, чтобы в одном лице слились две функции – императора и философа.
Марк Аврелий родился в 121 г. в богатой патрицианской семье. В раннем возрасте он потерял отца. Главным воспитателем Марка становится его дед. На формирование характера оказала влияние мать. «Деду Веру, – писал Марк Аврелий, – я обязан уравновешенностью и незлобивостью; славе памяти – скромностью и мужественностью; матери – благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов, и сверх того простым образом жизни, далеким от всякой любви к роскоши». С юных лет Марк Аврелий получил представление об обязанностях правителя, о праве и свободе граждан, о выдающихся политических деятелях и философах своего времени. Он получил хорошее семейное образование. Особое влияние на него оказал философ-стоик. Под влиянием учителя Марк стал приучать себя к суровому образу жизни.
В 138 г. Марк был помолвлен с Фаустиной, дочерью императора Антония Пия, а в 145 г. оформлен их брак. Таким образом, он становится наследником престола. Фаустина была красивой, но распутной женщиной. Она часто выбирала себе любовников из гладиаторов и матросов. Когда друзья советовали Марку развестись с женой, он отвечал: «Если я разведусь с женой, то нужно будет возвратить ей приданое, то есть будущую императорскую власть».
Император приблизил Марка Аврелия к управлению государством. На императорский трон претендовал еще один приемный сын императора – Луций Вер. В 161 г. император Антоний Пий скончался, и власть перешла к Марку Аврелию. Его соправителем стал Луций Вер. Марк Аврелий и Луций Вер были людьми разного склада: Марк – скромный, волевой, порядочный, отзывчивый, а Луций Вер – распущенный, себялюбивый, чванливый. Однако они уживались, вместе управляли империей и совершали военные походы. Почти половину своего правления Марк Аврелий провел в походах вместе со своими воинами, которые любили его и готовы были отдать за него свою жизнь.
Соправитель Луций Вер умер в 169 г. Марк Аврелий стал полновластным властителем империи. В этот период у него не складываются отношения с сыном Коммодом. По своему характеру сын был прямой противоположностью отца: вспыльчивый, надменный, коварный.
Во время походов Марк Аврелий делал свои философские записи, которые после его смерти были опубликованы под названием «Наедине с собой».
Во время разразившейся чумы Марк Аврелий заболел и 17 марта 180 г. скончался.
Каковы же основные положения учения Марка Аврелия? Марк Аврелий – представитель позднего стоицизма. Известно, что Ранняя Стоя свою философию делила на три раздела: физику (учение о природе), логику (учение о мышлении и познании) и этику (учение о человеке и обществе). Поздняя Стоя (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) основное внимание сосредоточила на этике, а в этике – на проблеме человека, на проблеме смысла жизни.
Как и все стоики, Марк Аврелий считал, что существует вечная природа, которая есть сплав материи и мировой души. Природа одушевлена. Мировая душа – эта гераклитовский логос. В природе все взаимосвязано, все развивается под направлением логоса. Логос, мировая душа, и есть Бог. Бог не творец природы. Бог – управитель природы. Существует бесконечная причинно-следственная связь в природе, в космосе. В этом смысле и следует понимать судьбу, рок. На всех процессах лежит печать судьбы. Судьба – это предустановленный Богом, или Логосом, мировой порядок. Следовательно, человек, вписанный в этот мировой порядок, должен жить в соответствии с природой. Человек есть одно из проявления этого единого целого.
Человек, считал Марк Аврелий, является сложным образованием. В нем слились все компоненты живого космоса. В человеке следует прежде всего выделять тело, душу и разум. Тело – это комбинация огня, воды, воздуха и земли. Эта комбинация позволяет иметь телу свойства воспринимать, чувствовать. Смерть разрушает эту комбинацию, и разрушенное тело человека вливается в общий материальный массив природы. Душа человека – это частное проявление мировой души или пневмы. Душа – жизненная сила человека, выполняющая в теле человека ту же функцию, какую выполняет огнедышащая пневма или мировая душа в природе. После смерти человека его душа вливается в мировую душу. Разум – это «Я» человека, совесть человека, его «внутренний гений». Разум есть частица мирового разума. Мировой разум и разум человека – это руководящее начало.
Ничто из того, утверждал Марк Аврелий, что обычно вызывает наслаждение и страдание у людей (богатство и бедность, слава и бесчестье, жизнь и смерть), не может оцениваться в категориях добра и зла, поскольку они падают как на долю достойных, так и недостойных. Истинно разумно и нравственно поступает, с его точки зрения, лишь тот, кто отбрасывает суетные стремления к внешним благам, стоит выше страстей и рассматривает все происходящее как проявление мирового космического закона. Хотя Марк Аврелий много говорит об обязанностях человека перед обществом, о необходимости быть преданным общему благу, все же его этика глубоко индивидуалистична. Главный смысл жизни человека заключается в стремлении к нравственному совершенствованию. Как этого достичь? Надо уйти в себя. Надо ежедневно заниматься духовным самовоспитанием. Надо постоянно в свободные часы беседовать с самим собой. Благодаря самовоспитанию, человек может стать мужественным, честным, благородным, уважительным, стойким к невзгодам, скромным в достатке и роскоши, преданным интересам общества и государства.
Неоплатонизм
Плотин – крупнейший представитель позднеантичной философии, основатель философской школы неоплатонизма. Жизнь и деятельность Плотина проходила в Римской империи третьего века. Это был период политического и экономического упадка Римской империи. За годы жизни Плотина верховная власть в Римской империи сменилась двадцать семь раз! В этой ситуации шло брожение умов, росло влияние христианства. Духовная элита общества все чаще и чаще задумывалась над проблемой влияния сверхъестественных сил на судьбы народов и человека.
Плотин родился в 204 году в Ликополе (Египет). В 232 году Плотин отправился в Александрию, где стал учеником Аммония Сакка. После учебы он уже был известен как один из образованнейших людей империи. Был вхож в окружение императора Гордиана III. В 242 году Плотин присоединился к войску Гордиана III, выступившему в восточный поход, с надеждой познакомиться с персидской философией. Однако после поражения Гордиана Плотину пришлось спасаться бегством в Антиохию.
В 244 году Плотин прибыл в Рим. Здесь он открыл свои семинары. Занятия проводил на греческом языке. Особое внимание уделял изучению Платона, которого он любил и перед которым преклонялся. Плотин был знаток греческой философии. Он хорошо знал геометрию, механику, оптику, увлекался музыкой. Плотин проявил себя последователем учения Платона, хотя во многом он отходил от афинского классика.
Школу Плотина посещали видные сенаторы. Многие семьи считали за честь отдать своих детей в его школу. Излагал он свои мысли доходчиво, образно. Он славился личной честностью, порядочностью и добротой, умел располагать к себе людей. За двадцать шесть лет, прожитых в Риме, он не нажил себе ни одного врага.
В 253 году императором Рима стал Галлиен. Начатые его отцом, императором Валерианом, гонения на христиан он прекратил. Галлен был образованным императором. Обладал широким кругозором. Между Плотином и Галлиеном установилась тесная дружба. Император любил Плотина и всячески поддерживал его учение. В покровительстве не уступала и Солонина, жена Галлиена.
Плотин мечтал создать город, где бы жили философы по законам Платона. Видные и богатые сановники откликнулись на замысел Плотина и уже было выделено место для строительства города. Но зависть другой группы приближенных императора расстроила благородный план Плотина.
В 263 году у Плотина появился талантливый ученик Порфирий. Еще при жизни Плотина он стал собирать труды своего учителя. В 270 году Плотин скончался. Порфирий завершил начатую работу. Он разделил 54 сочинения Плотина на шесть групп. В каждую группу включил по девять сочинений. Отсюда и появилось название «Эннеады» («Девятирицы»).
Давая общую оценку Плотину, В.Ф. Асмус писал: «Главаная задача философии Плотина – последовательно вывести из божественного единства – как из последнего основания . всякого бытия – градацию всего остального, существующего в мире, и указать путь, обратно ведущий к исходному единству. Задача эта – не научная и не философская, а религиозная, теософская. Но средством, ведущим к этой цели, для Плотина были философия и диалектика. Плотин понимал всю безмерную трудность этой задачи. Непосредственно подняться до понятия о едином, признать единое безусловно самостоятельным началом, усмотреть в нем основание, из которого должно истекать все, может только гений, и притом гений в исключительном состоянии духа. Обыкновенного человека необходимо довести до этой цели более естественным, не столь исключительным или чрезвычайным путем».
Исходя из учения Платона об идеях, как самостоятельно существующих сущностях предметного мира, Плотин делает новый шаг в обосновании роли идей. Согласно Плотину, есть высшая идея, воплощающая в себе все. Это, по его терминологии, Единое. Единое – это самостоятельное начало, субстанция. Оно ни в чем не нуждается, оно выше всего, оно – бесконечное всемогущество. Единое неизреченно и непостижимо. Единое обладает свойством эманации. Эманация – это истечение. Из Единого путем эманация возникает вся структура бытия: сначала мировой ум, затем душа мира, а уже потом единичные души и тела, составляющие космоса. Единое вечно сияет в своей сверхпрекрасной благости, вечно прекрасен созерцающий сам себя ум, а душа вечно устремляется на созданный ею космос. Космос вечно вращается круговым движением, чередуясь возникновением и гибелью каждой его конкретности. Вечно взаимное истребление животных, вечные войны и убийства среди людей. Вечно и неизбежно зло в здешнем, материальном мире.
Из учения о мире вытекает этика Плотина. Этика Плотина, как у стоиков, является индивидуалистической. Он отбрасывает социальную этику Платона и развивает этические идеи последнего только в контексте индивидуальной морали личного совершенствования. Но, в отличие от космополитической этики стоиков (учения о повиновении «гражданина мира» законам вселенной, управляемой провидением), этический индивидуализм Плотина - учение о «бегстве» от зла и от порочности материального мира к запредельному Богу путем совершенствования и диалектического восхождения через интуицию прекрасного к высшему благу. Существует мировая душа. Душа более важна и реальна, нежели тело или другой материальный объект. Для человека, следовательно, забота о душе - задача первостепенная. Назначение человека, по Плотину, посредством добродетели стать подобным Богу. Первая ступень добродетелей – гражданские, их признак – наличие меры, свойственной идеальному миру форм, предела и «эйдосов» (умственных «видов»). Далее следуют добродетели «очищения» - освобождения от телесного, как сущности души. Очищение делает человека безгрешным, исправляет его, но конечная цель не безгрешность, а богоподобие, уподобление уму. Таким образом, над гражданскими добродетелями возвышаются очистительные, а над ними - созерцательные. Восхождение души к высшему благу совершается на путях эстетической жизни (восхождение к общепрекрасному). любовной страсти (восхождение к бестелесному прекрасному), и философской жизни (восхождение к истинно реальному). Последняя осуществляется посредством математического воспитания и диалектики - основы для приобретения и совершенствования естественных добродетелей и принципов нравственности. Счастье по Плотину, жизнь в целом, но все живущее счастливо в возможности. Человеку счастье доступно лишь тогда, когда он живет не только чувственной жизнью, но рассудком и умом, ибо счастье - в рассудочной части души. Оно совпадает с совершенством: не зависит от внешних благ и свойственно лишь подлинному (внутреннему) человеку, который в самом себе имеет все для счастья. Внешние блага на являются истинными, ибо они лишь необходимые условия телесного существования. Нравственный идеал Плотина - бегство от зла. Сущность зла, которое познается только по противоположности, - все чувственное. Точнее, зло определяется как материя, как недостаток, антитеза или отсутствие добра. Абсолютный недостаток добра есть зло, относительный или частичный – порок. Это слабость души, которая сама по себе имеет множество сил. Бегство от порочности есть победа души над материей, которая хотя и не может проникнуть на место, занимаемое душой, но омрачает излучаемый душой свет, делает его тусклым. Порок - это ослабленный материей свет души. Несмотря на черты алогизма и иррационализма, этика Плотина – этика эллинского интеллектуалистического идеализма. В феодальную эпоху этика Плотина была вытеснена христианской этикой.
Темы рефератов
1. Генезис древнегреческой философии.
2. Переход от религии к философии.
3. Основные философские идеи Сократа, Аристотеля и Эпикура.
4. Космоцентризм античной школы.
5. Идеальное государство Платона.
6. Актуальные идеи античной философии о воспитании и образовании.
7. Этика Аристотеля.
Литература
1. Антология мировой философии. Т.1 Ч.1. М., 1969.
2. Аристотель. Соч. в 4-х т., М., 1975 – 1982.
3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1975.
4. Демокрит // Лурье С.Я. Демокрит (тексты, переводы, исследования). М., 1970.
5. Ивлиев В.А. Практикум по философии. Таганрог. 2002.
6. Ивлиев В.А. Творцы философии. 2-е изд. Таганрог. 2002.
7. Канке В.А. Философия: Учебник для вузов. М., 2002.
8. Лукреций. О природе вещей. М., 1958.
9. Платон. Диалоги. М., 1986.
10. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. М., 1999. С.472-473.
11. Плотин О добродетелях//Вопросы философии. 2002. №8.
12. Поликарпов В.С. Введение в философию. Уч. пос. для студ. техн. вузов. Ростов-на-Дону – Таганрог. 2003.
13. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч.1. Античность. СПб., 1994.
14. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.
15. Титаренко И.Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои. Ростов-на-Дону. 2002.
16. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов. М., 2001.
17. Философское наследие античности/Под ред. В.А. Ивлиева. Таганрог, 1999.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 272.