Планы семинарских занятий по философии
Тема: Европейская философия Средневековья и Возрождения.
1.Теоцентризм средневековой философии. Креационизм и провиденциализм. Проблема универсалий. Августин Блаженный и Фома Аквинский.
2. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения. Новая картина мира. Политическая теория Макиавелли.
3. Утопические теории: Т.Мор, Т.Кампанелла
Основные понятия: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, антропоцентризм, гуманизм, гео-и гелиоцентризм, рационализм, Основные представители: Августин Блаженный, Фома Аквинский, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Н.Кузанский, Н.Макиавелли, Р.Декарт, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо)
Литература
Средневековая философия
Августин Аврелий. Против академиков. // Мир философии. Кн. 1. – М., 1991, с.612.
Фома Аквинский. Сумма теологии. //Мир философии. Кн. 1. – М., 1991, с.483-485.
Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 1. От Лао-цзы до Фейербаха. - М.: Владос, 1997, с.149-205.
Средневековая философия. //Курбатов В.И. История философии: Конспект. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997, с.116-173.
Философия Возрождения
Философия эпохи Возрождения. // Курбатов В.И. История философии: Конспект. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997, с.174-199.
Николай Кузанский. /О человеке/ //Мир философии. Кн. 2. – М., 1991, с.9-10.
Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 1. От Лао-цзы до Фейербаха. - М.: Владос, 1997, с.205.-248.
Дополнительная литература
Семенова Р.У. Политические взгляды Н. Макиавелли: парадоксы нравственности . // Социально-гуманитарные знания. – 2004.-№ 1.
Тема: Философия Нового времени ( XVII в.) и эпохи Просвещения.
1. Естественно-научная революция XVII в. и новая картина мира: гелиоцентризм и механицизм.
2. Проблема метода познания: сенсуализм, эмпиризм и рационализм, гипотетико-дедуктивный метод. (Дж.Локк , Ф.Бэкон, Р.Декарт).
3. Социально-политические учения XVII в.: теория естественного права и общественного договора. ( Г.Гроций, Дж.Локк, Т.Гоббс.
4. Философия Просвещения о человеке и обществе.
Основные понятия: картина мира, Новое время, эпоха Просвещения, естественно-научная революция, механицизм, метод, методология, индукция, дедукция, гипотетико-дедуктивный метод, сенсуализм, эмпиризм, рационализм, субъект познания, права человека, естественные права, общественный договор, философия истории.
Литература
Первоисточники
1. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук. // Философия. Хрестоматия. / Сост. П.С.Гуревич. – М.,2002, с.199-206.
2. Бэкон Ф. /О заблуждениях ума и эмпиризме. // Хрестоматия по философии. Под ред В.П.Кохановского и В.П.Яковлева. – Ростов н/Д, 1997, с. 175-180.
3. Гоббс Т. /Учение о государстве и праве.//Хрестоматия по философии. Под ред В.П.Кохановского и В.П.Яковлева. – Ростов н/Д, 1997, с. 196-198.
4. Гоббс Т. /Учение о государстве и праве.// // Философия. Хрестоматия. / Сост. П.С.Гуревич. – М.,2002, с.207-210.
5. Декарт Р. /Рационализм и методология познания. // Хрестоматия по философии. Под ред В.П.Кохановского и В.П.Яковлева. – Ростов н/Д, 1997, с. 186-189.
6. Декарт Р. Рассуждение о методе… // Мир философии. Кн.1. - М., 1991, с.498-499.
7. Декарт Р. Правила для руководства ума. // Курбатов В.И. История философии. – Ростов н/Д, 1997, с.227-237.
8. Локк Дж. Опыт о человеческом познании. //Мир философии. Кн.1. - М., 1991. с.491-492.
9. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. // Хрестоматия по философии. Под ред.: В.П.Кохановского и В.П.Яковлева. – Ростов н/Д, 1997, с. 243-247.
Тема: Неклассическая западная философия.
1. «Философия жизни».
2. Философия психоанализа (Фрейдизм).
3. Экзистенциализм.
4. Философия науки.
5. Герменевтика.
6. Феноменология.
Литература
Павлов П.В., Панин А.В. Философия. Уч-к для вузов. Гл XII. – М., 2005.
Введение в философию: Учеб. пособие. /И.Т.Фролов и др. Ч.IV. – М., 2002.
Философия в вопросах и ответах. Гл. IX- XVI. – М., 2005.
Миронов В.В. Философия: Учебник. Разд. 2. – М.,2001.
Хрестоматия по истории философии (западная философии): Учеб. пособие.
В 3 ч. Ч. 2 ( от Шопенгауэра до Дерриды ). _ М., 1997.
II семестр
Т Тема : «Бытие»
1. Понятие картины мира. Религиозная, философская и научная картины мира
2. Понятие бытия в истории философии. Понятия: архе, субстанция, субстрат, дух, душа. Материя и сознание. Монизм, дуализм, плюрализм.
3. Формы бытия: а)природа: первая и вторая, б)духовное: индивидуализированное и объективированное; в)бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие, г)бытие социального: индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в истории) и бытие общества.
4. Диалектика форм бытия.
5. Движение, пространство и время как атрибуты бытия. Реляционная и субстанциальная концепции пространства и времени.
6. Структурность и системность бытия. Концепции развития: диалектика и синергетика.
Основные понятия: картина мира, бытие, архе, первоначало, субстанция, субстрат, дух, душа, сознание, бессознательное, материя, движение, пространство, время, диалектика, система, самоорганизация, синергетика, развитие, порядок, хаос, бифуркация.
Литература
Баранов Г.В. Философский практикум. - М., 2005. – Задание 6. – с.76-78.
Задание 9. – с.83-85.
Аристотель. Метафизика. // Мир философии. Кн.: 1. - М., 1991, С. 184-190.
Августин. Исповедь. // Мир философии. Кн.: 1. - С.193-195.
Августин Блаженный. Исповедь. //Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.,1997, с.394-398.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.,1997, с.492-503.
Гарбузов Д. Языковое сознание человека как источник представлений о времени. // Вопросы культурологии. – 2009. №6. - с. 17-21.
Делокаров К.Х. Системная парадигма современной науки и синергетика.// Общественные науки и современность. – 2000. - №6.
Замятин Д.Н. Пространство как образ и трансакция: к становлению геономики.// Общественные науки и современность, 2008, №2.
Калмыков А.А. Гипертекст мышления и коммуникативное пространство. //Человек. – 2007. - № 5.
Лавренова «Пространство в бытии», или время в культурном ландшафте. //Вопр.культурологии, 2007, №12,
Сагатовский В.Н. Социальная синергетика и концепция доопределения бытия. // Философские науки,2007, № 6.
Урсул Т.А. Концепция универсальной эволюции: социоприродное измерение.// Социально-гуманитарное знание. – 2006. - №1.
Шаповалов В.И.// Казаков Н.В. Законы синергетики и глобальные тенденции.//Общественные науки и современность. – 2002. - № 4.
Яковлев А.И.Новая картина мира в свете научно-технических достижений последних десятилетий. // Вестник РФО. – 2004. - № 1. С.133-137.
Тема: Сознание
1. Проблема сознания в философии.
2. Биологические и социокультурные предпосылки становления и развития сознания (Современные представления).
3. Сознание и язык.
4. Сознание и бессознательное
5. Сознание и самосознание.
Основные понятия: материя, дух, душа, сознание, отражение, взаимодействие, информация, ощущение, восприятие, представление, психика, мышление, язык, идеальное, бессознательное.
Литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 1998. – 568 с. Гл. IX. Сознание. Введение в философию. - М., 1990. Ч.2. Гл. 11.
Введение в философию //Фролов И.Т. – М., 2004. - 623 с. Гл. 5. Сознание.
Канке В.А. Философия. Ч.1. гл.1.8, Ч.2, гл.2.1, 2.3.
Родчанин Е.Г. Философия. - М., 2004. – 400с. - Ч.II. Гл. 2 Сознание.
Проблема сознания в философии. //Баранов Г.В. Философский практикум. _ М., 2005, с.150-190.
Хрестоматия по философии. Сост.: П.В.Алексеев, А.В.Панин. - М., 1997. Гл.2.
Мир философии. Кн.1. Разд. 4.1. - М., 1991.
Философия. Под. Ред. В.П.Кохановкого. Гл. 3. - Р.-н-Д., 1996.
Юнг К.Г. Коллективное бессознательное. //Хрестоматия по философии. Сост.: П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М., 1997, с.300-303.
Хрестоматия по философии. Сост.: П.В.Алексеев, А.В.Панин. - М., 1997. Гл.2.
Вышеславцев Б.П. Бессмертие, перевоплощение и воскресение. // Человек, 1993. № 2.
Гарбузов Д. Языковое сознание человека как источник представлений о времени. // Вопросы культурологии. – 2009. №6. - с. 17-21.
Ерахтин А.В., Портнов А.Н. О предпосылках возникновения человеческого мышления и языка. // Филос. науки. 1986. № 1.
Желтов М.П. Земля и духовность. // Социально-гуманитарные знания. - 2006 - №2. - С. 179-184.
Каган М.С. О духовном. //Вопр. философии. 1985. № 9.
Левин В. Культура мышления и формирование сознания. // Вопросы культурологии. – 2009. - № 11. - с.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Гл 1. Фейербах. Противоположность идеалистического и материалистического воззрений. // Избр. произв. в 3 т.т. Т.1. С. 13-15, 22-24.
Спасибенко С.Г. Духовно-творческое начало бессмертия человека. // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - №4.
Чешко С. Архетипы сознания и реальности бытия. // ОНС. 1992. № 6.
Тема: Познание
1. Проблема познания в философии. Субъект, объект и предмет познания.
2. Чувственное и рациональное в познании. Сенсуализм, эмпиризм и рационализм.
3. Проблема истины. Основные концепции истины.
4. Знание и вера. Многообразие форм знания.
5. Практика как основа, цель и критерий истины.
Основные понятия: агностицизм и скептицизм; познание, субъект познания, объект и предмет познания; чувственное познание: ощущение, восприятие, представление; рациональное познание: понятие, суждение и умозаключение; корреспондентная, когерентная и прагматическая концепции истины; объективная, абсолютная и относительная истина, практика.
Литература
Абовский Н.П. Из истории эволюции идей: от древности до наших дней. // Alma mater/ - 2010. - № 10, с. 36-38. («Правила для руководства ума» Р. Декарта и совр. алгоритмы развития творческого мышления).
Философские проблемы сознания и познания. // Мир философии. Кн.1. Разд.4. – М., 1991, с. 412-658.
Бэкон Ф. Новый Органон. // Хрестоматия по философии. Сост.: П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М., 1997, с.224-227.
Лейбниц Г.В. Принцип достаточного основания. // Хрестоматия по философии. Сост.: П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М., 1997, с.235.
Полани М. Личностное знание. //Хрестоматия по философии. Сост.: П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М., 1997, с.319-325.
Тема: Научное познание
5.Специфика и структура научного знания. Формы и методы научного познания.
6. Развитие науки: классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности.
7. Функции науки в современном обществе. Наука и техника.
Основные понятия: агностицизм и скептицизм; познание, субъект познания, объект и предмет познания; чувственное познание: ощущение, восприятие, представление; рациональное познание: понятие, суждение и умозаключение; истина: корреспондентная, когерентная и прагматическая концепции; объективная, абсолютная и относительная истина, практика.
Основные понятия: наука, метод, эмпирический и теоретический уровни знания, научная революция, тип рациональности, диалектика, синергетика, парадигма, теория, проблема, гипотеза, гипотетико-дедуктивный метод, верифицируемость и фальсифицируемость, моделирование, формализация и идеализация, анализ, синтез, индукция, дедукция, эксперимент, наблюдение, научный факт
Литература
Бэкон Ф. Новый Органон. // Хрестоматия по философии. Сост.: П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М., 1997, с.224-227.
Лейбниц Г.В. Принцип достаточного основания. // Хрестоматия по философии. Сост.: П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М., 1997, с.235.
Юнг К.Г. Коллективное бессознательное. //Хрестоматия по философии. Сост.: П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М., 1997, с.300-303.
Полани М. Личностное знание. //Хрестоматия по философии. Сост.: П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М., 1997, с.319-325.
Вебер М. Наука как призвание и профессия. //Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991, с. 130- 148.
Глозман А.Б. Техника как деятельность и предмет философского анализа. //Философия и общество. – 2010. - № 1. - -С.110-123.
Делокаров К.Х. Системная парадигма современной науки и синергетика. //Общественные науки и современность. – 2000. - № 6.
Наука и искусство как формы культуры. // Мир философии. Кн. 2. Разд. 7. – М., 1991, с. 322-353.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. //Хрестоматия по философии. /Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М., 1997, с. 492-503.
Философия о сущности и специфике научного познания. //Баранов Г.В. Философский практикум. – М., 2005, с. 238-377.
Шаповалов В.И., Казаков Н.В. Законы синергетики и глобальные тенденции. //Общественные науки и современность. – 2002. - № 4.
Литература
Общество и его структура. // Баранов Г.В. Философский практикум. _ М., 2005, с.309-347.
Культура, общество, человек. // Баранов Г.В. Философский практикум. _ М., 2005, с.348-387.
Бейсенова Г.А. Мишель Фуко: образование – знание – власть. // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 3.
Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки. // Социально-политический журнал. – 1997. - № 4.
Гончаров П.К. Политическая система общества: гносеологическая и онтологическая основы теории. // Социально-гуманитарные знания. – 2006. №2. - с. 96-117.
Гуськов Ю.В. Гражданское общество в России: теория и практика.// Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 3
Дробижева Л.М. Процессы гражданской интеграции в полиэтничном российском обществе. (тенденции и проблемы). //Общественные науки и современность. – 2008. - № 2.
Жуков В.И. Россия в глобальной системе социальных координат: социологический анализ и прогноз. // Социально-гуманитарные знания» - 2008. - № 6. - С. 3-17; 2009. -№ 1. - С. 3-21.
Кара-Мурза С.Г. Кризис мировоззренческой основы общества. //Социально-гуманитарные знания, 2008, № 5. - С.3-16
Карпухин О.И., Макаревич Э.М. Национальная культура – основа национальной идентичности в глобализирующемся мире. // Социально-гуманитарные знания» - 2006.- №2.- с.31-56.
Козлова О.Н. Культура в жизни общества. // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 6.
Козлова О.Н. Университет в открытом мире «процветания» и «выживания». // Социально-гуманитарные знания» - 2006.- №1.-с.204-222.
Козырев Г.И. Политика как общественное явление. // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 1.
Ратиев В.В. Социокультурная взаимосвязь "массового" и информационного" общества. // Социально-гуманитарные знания» - 2007.- №1 с. 245-262.
Шамилева Р.К. Проблема справедливости в контексте интересов и потребностей. // Социально-гуманитарные знания» - 2008.- № 5. - С. 84-90.
Мартыненко С.В. Глобализация и культура. // Социально-гуманитарные знания» - 2008.- № 5. - С. 77-86.
Миронов А. В. Понятие ценности: виды и иерархия ценностей. // Социально-гуманитарные знания» - 2007.- №1. –с-. 92-104
Тульчинский Г.Л. Постимперская культура как ресурс и барьер инновационного развития. // Философские науки. – 2010. - № 1с. 51- 72.
Феофанов К.А. Современное мировое сообщество и взаимодействие цивилизаций // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 6.
Феофанов К.А. Социально-политические и ценностно-ментальные особенности цивилизационного развития России. // Социально-гуманитарные знания» - 2006. - №1-с. 113-127.
Флиер А.Я. Культура как смысл истории. //Общественные науки и современность. - 1999. - № 6.
Цивилизации: Универсальная энциклопедия для юношества. – М., 2000.
Планы семинарских занятий по философии
Тема : Философия, ее предмет и функции.
1. Мировоззрение: понятие и структура. Исторические типы: мифология, религия, философия.
2. Картина мира как основание мировоззрения и парадигма восприятия мира и себя. Структура картины мира. Типы: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, знаниецентризм.
3. Специфика философского мировоззрения: рациональность, теоретичность, доказательность, рефлексивность, критичность, плюрализм.
4. Философия как теория и методология. Предмет и методы философского познания. Мир и человек в их сущностном единстве и целостности как предмет философии. Философские принципы: материализм, идеализм, дуализм, плюрализм. Философские методы: диалектика и метафизика, герменевтика, синергетика.
5. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика, антропология, социальная философия, философия истории, история философии, этика, эстетика.
6. Роль и место философии в культуре. Функции философии. Философия как самосознание эпохи и основа мировоззрения. Мировоззренческие и методологические функции философии.
Основные понятия: мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Гносеология, аксиология, праксиология, ценность. Картина мира, пространство, время, космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, знаниецентризм. Теория, рациональность, рефлексия, самосознание. Монизм, дуализм, плюрализм, материализм, идеализм. Диалектика, метафизика, герменевтика, феноменология.
Литература
Баранов Г.В. Философский практикум. Тема 1.Предмет и функции философии. Специфика философского знания. – М., 2005, с.10-64.
Что такое философия и зачем она? // Мир философии. Кн.1. Разд. 1.- М., 1991, с. 56-156.
Кант И. Логика. // Хрестоматия по философии. / Составители: Алексеев П.В, Панин А.В. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 2000. – с. 3-5.
Библер В. Что есть философия? // Вопросы философии, - 1995.- №1.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.
Ершов М.Н. Влияние личности философа на философское построение. //На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. – М., 1990, с.103-106.
Садовничий …..//Вопросы философии. – 2006. - № 2.
Хрестоматия по философии: Учеб. пособие для вузов. / Под ред.: В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. – Ростов н/Д, 1999. – с.:15-48.
Пифагор Самосский, с.15
Аристотель. с.15-16 (предмет и назначение философии, значение слова философия.)
В.С.Соловьев: с.24-27.( типы философского знания: рациональное и ценностное, характеристика 2-х философских направлений: во фрагменте только материализм).
Б.Рассел: с.27-28.( философские вопросы, проблемы, ).
Н.А.Бердяев: с.38-42.(предмет философии и ее отношение с наукой).
Тема : «Философия Древнего Востока»
1.Социально-исторические условия и культурно-духовные предпосылки зарождения философии на Древнем Востоке.
2.Философия Древнего Китая.
а) «И-цзин» - начало перехода от мифологии к философии. Основные мировоззренческие понятия: дао, инь, и, ян, дэ, ци, гексаграмма.
б) Даосизм как онтологическое учение об единстве мира, гармонии противоположных начал. Лао-цзы и «Дао дэ цзин». Принцип «у-вэй».
в) Конфуцианство – социально-этическое учение. «Лунь Юй». Государство как большая семья, которая управляется примером и убеждением. Учение о цзюнь-цзы – благородном муже и сяо-жэнь - низком человеке. Ритуал и традиция как условие порядка в обществе. Основные понятия: жэнь, ли, Цзюнь-цзы, сяо.
г) моизм и легизм.
3. Философия Древней Индии.
а) Ведийская мифология и ее значение для древнеиндийской философии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы.
б) «Упанишады» как начало философской мысли. Основные понятия: сансара, мокша, карма, Брахман, Атман, дхарма.
в) Чарвака-локаята – первое материалистическое учение Древней Индии.
г) Буддизм и его учение о мире и человеке. Четыре «благородные истины», нирвана, архат, бодхисатва
Литература
Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 1.От Лао-цзы до Фейербаха. - М.: Владос, 1997. – 448с.
Древнеиндийская философия .
Философия Упанишад. С. 7-13
Бхагаватгита. С.13-17.
Древнекитайская философия.
И Цзин. С.27-32.
Лунь Юй. С.32 –35.
Дао дэ дзин. С.35-51.
Мо-цзы. С.32-42.
История философии в кратком изложении. – М., 1991.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981., с. 55-91.
Древние цивилизации. / Под ред. Г.М.Бонгард-Левина. – М., 1991.
Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). - М., 1989.
Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973. с.369-490.
Тема: А нтичная философия»
1.Исторические условия и духовные предпосылки становления древнегреческой цивилизации.
2. Античная философия как мировоззренческий фундамент западной цивилизации.
3. Досократическая греческая философия (натурфилософия).
4. Софисты.
5. Сократ - поворотная фигура в истории западной философии.
6. Платон - создатель первой в истории системы объективного идеализма
а) космология и онтология.
б) антропология и гносеология
в) учение об идеальном государстве.
7. Аристотель - завершение классического этапа античной философии
а) метафизика
б) психология и гносеология
в) этика и политика.
8.Эллинистические школы: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, платонизм.
Литература
Антология мировой философии: Античность. – Минск: Харвест, М.: Изд-во АСТ, 2001. – 960 с.
Фалес С.15-18.
Анаксимандр. С.19-24
Анаксимен. С.24-25.
Гераклит. С. 26-31.Пифагорейсая школа. С. 32-44.
Парменид. С.50-54.
Зенон. С.54-57.
Античная философия. //Курбатов В.И. История философии: Конспект. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997, с.30-115.
Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 1. От Лао-цзы до Фейербаха. - М.: Владос, 1997. – 448с.
Античная философия. С.44-148.
Милетская школа. С.46-49.
Пифагорейская школа. С. 49-54.
Гераклит . С. 54-58.
Парменид. С.66-72.
Зенон. С.72-82.
Демокрит. С. 91-97.
Софисты. С. 97-100.
Платон. С.100-108.
Аристотель. С. 108-121.
Эпикур . С.125-127
Хрестоматия по философии: Учеб. пособие для вузов. / Под ред.: В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. – Ростов н/Д, 1999. - 544с.
Разд.1. Античная философия. С.5-80.
Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Под ред.: А.А.Радугина. – М.: Центр, 1998. – 432 с.
Античная философия. С. 68-93.
Васильев В.А. Платон о благе и добродетели. // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 3.
Васильев В.А. Аристотель о благе и добродетели. // Социально-гуманитарные знания – 2004. - № 4.
Мотрошилова Н.В. Цивилизация и культура древних греков – фундамент зарождающейся философии. // Мотрошилова Н.В. Работы разных лет: Избр. статьи и эссе. _ М., 2005, с. 22-138.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 197.