Преподавание в начальных классах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Преподавание в начальных классах

 

Пермь, 2019

Одобрено кафедрой

педагогики и методики

начального образования                                                                                                    

Протокол № __от                    г.                            

Заведующий кафедрой __________ Бочкарева Н.В.           

 

Составители: Иноземцева Т. А., Лужбина А. А. Методические рекомендации к производственной практике ПП.03  ПМ. 03 Классное руководство -  Пермь, 2019.- 25 с.

 

Представленные в методических рекомендациях материалы помогут практикантам познакомиться с особенностями деятельности классного руководителя начальной школы; самостоятельно организовать внеклассную работу с обучающимися и их родителями.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………….4 стр.

Содержание практики…………………………………… ..7 стр.

План практики………………………………………………9 стр.

Литература ………………………………………………….12 стр.

Приложения…………………………………………………13 стр.

Пояснительная записка

Производственная практика ПП.03 ПМ.03 Классное руководство проводится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и учебным планом по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

 

Цель практики: познакомить студентов с особенностями деятельности классного руководителя начальной школы; способствовать формированию соответствующих профессиональных компетенций.

 

Задачи практики:
- знакомство с содержанием внеучебной воспитательной деятельности и функциональными обязанностями классного руководителя начальных классов;

- формирование умения планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе и с отдельными учащимися;
- освоение основных форм внеучебной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ;

- овладение методикой изучения особенностей семейного воспитания, взаимодействия между ребенком и родителями в семье;
- овладение методами и приемами организации работы с родителями (лицами, их заменяющими).

Для овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе практики должен:

 получить  практический опыт:

· анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;

· определения цели и задач планирования деятельности классного руководителя;

· планирования, организации и проведения внеучебных (внеклассных) мероприятий;

· определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

· наблюдения, анализа и самоанализа внеучебныхных (внеклассных) мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, классным руководителем, руководителем педагогической практики, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

сформировать умение:

· использовать знания о теоретических и методических основах деятельности классного руководителя на практике;

· планировать деятельность классного руководителя на определенный период (неделя, месяц, четверть, учебный год);

· совместно с учащимися планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

· использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий;

· организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности;

· осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий;

· создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества учащихся в классе;

· составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);

· вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);

· организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы и др.), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

· изучать особенности семейного воспитания младших школьников;

· формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

· анализировать процесс и результаты работы с родителями;

· использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;

· анализировать, систематизировать и обобщать собственную педагогическую деятельность за период практики.

Данный вид практики способствует формированию следующих профессиональных и общих компетенций: 

Код Наименование результата обучения
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК 3.6 Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7  Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4.  Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. 
ОК 1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.



Организация практики

В течение практики предусмотрены следующие виды деятельности:

· изучение содержания положения о деятельности классного руководителя в образовательном учреждении;

· работа в опорных школах с целью наблюдения за деятельностью классного руководителя начальной школы;

· знакомство с системой работы классного руководителя: анализ планов и организации деятельности классного руководителя; наблюдение и анализ внеучебных (внеклассных) мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, классным руководителем, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции;

· оказание методической помощи классному руководителю в осуществлении воспитательной работы в классе (участие в подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий, экскурсий и др.);

· наблюдение проявлений темперамента, характера и способностей младших школьников на уроке и во внеучебной деятельности, изучение межличностных отношений в классном коллективе;

· знакомство с организацией ученического самоуправления в классе;

· знакомство с особенностями работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;

· разработка и проведение с учащимися отдельных видов воспитательных мероприятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, трудовые десанты, операции милосердия, познавательные и спортивно-оздоровительные игры, выпуск бюллетений и газет, оформление классных уголков и т.д.);

· участие в подготовке и проведении общешкольных дел, спортивных и других праздников и т.д.;

· организация режима активного отдыха детей на перемене, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию;

· изучение системы работы с родителями в начальной школе;

· наблюдение за работой классного руководителя начальной школы с родителями (лицами, их заменяющими);

· определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

· посещение родительского собрания и его анализ;

· подготовка выступления перед родителями по проблеме учащихся класса или проведение родительского собрания;

· посещение индивидуальной консультации психолога, социального работника с учащимися, родителями;

· изучение системы отношений классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога, медицинского работника, организатора воспитательной работы, руководителей кружков, воспитателя;

· использование разнообразных методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания учащихся класса;

· подготовка сообщения-отчета о деятельности в период практики по избранной теме на итоговой конференции.

 

Практика рассчитана на 72 часа.

Содержание практики

Модуль 1. «Работа с документацией, обеспечивающей воспитательный процесс в начальной школе»:

· изучение содержания положения о деятельности классного руководителя в данном образовательном учреждении;

· знакомство с планом воспитательной работы школы и МО учителей начальных классов в аспекте деятельности классного руководителя начальных классов;

· знакомство с системой работы классного руководителя: анализ планов (внеучебная работа, работа с родителями, индивидуальная работа с учащимися и семьей), отчетной документации и др.

Модуль 2. «Организация воспитательной работы классного руководителя с учащимися начальной школы»:

· наблюдение и анализ внеучебных (внеклассных) мероприятий, проводимых классным руководителем наблюдаемого класса;

· наблюдение проявлений темперамента, характера и способностей младших школьников на уроке и во внеучебной деятельности, изучение межличностных отношений в классном коллективе;

· знакомство с организацией ученического самоуправления в классе;

· знакомство с особенностями работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;

· индивидуаль­ное шефство над отстающими или слабоуспевающими школь­никами, проведение с ними дополнительных занятий;

· изучение системы отношений классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога, медицинского работника в аспекте организации воспитательной работы с детьми и их родителями (лицами, их заменяющими);

· разработка и проведение с учащимися отдельных видов воспитательных мероприятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, трудовые десанты, операции милосердия, познавательные и спортивно-оздоровительные игры, выпуск бюллетеней и газет, оформление классных уголков и т.д.);

· организация режима активного отдыха детей на перемене, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию.

 

Модуль 3. «Организация работы классного руководителя начальной школы с родителями (лицами, их заменяющими)»:

· изучение системы работы с родителями (лицами их заменяющими) классного руководителя наблюдаемого класса;

· посещение родительского собрания и его анализ;

· посещение индивидуальной консультации психолога, социального работника с учащимися, родителями;

· наблюдение за ребенком и изучение особенностей его воспитания в семье;

· определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

· подготовка выступления перед родителями по проблеме учащихся класса или проведение родительского собрания.

Модуль 4. «Методическая помощь учителю»:

· оказание методической помощи классному руководителю в осуществлении воспитательной работы в классе (участие в подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий, экскурсий и др.), в подготовке и проведении общешкольных дел, спортивных и других праздников и т.д.;              

· оказание методической помощи классному руководителю в работе с родителями (лицами, их заменяющими);

· обобщение опыта работы классного руководителя по осуществлению воспитательной работы в классе.

 

План

 

 

День практики

Кол-во часов

Самостоятельная работа студентов

Формы работы Формы отчетности
1 неделя
Установочная конференция. Посещение опорной школы: распределение по классам, знакомство с классным руководителем, учащимися.      4     групповая   записи в дневнике
Наблюдение и анализ учебных занятий, внеучебной воспитательной работы классного руководителя.       6   индивидуальная       записи в дневнике (см. приложения)
Наблюдение за работой учащихся при подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий.   4   индивидуальная     записи в дневнике
Наблюдение за работой классного руководителя начальной школы с родителями (лицами, их заменяющими).     4     индивидуальная     записи в дневнике
Оказание методической помощи классному руководителю в осуществлении воспитательной работы в классе (участие в подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий, экскурсий и др.)   6   групповая       краткая характеристика работы (отметка учителя в конце недели)  
  Наблюдение за работой классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми.   4   индивидуальная   записи в дневнике (см. приложение 6)    
Знакомство с документацией, обеспечивающей воспитательный процесс в начальной школе (планы воспит. работы МО, классного руководителя, план работы с родителями и др.).     2   групповая   записи в дневнике
Наблюдение за организацией режима активного отдыха детей на перемене, проведения санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию.     4   индивидуальная       записи в дневнике    
Ежедневный анализ деятельности студентов-практикантов с классным руководителем и методистом.   2   групповая     отметка методиста в дневнике
2 неделя      
Использование разнообразных методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания учащихся класса.   2   индивидуальная   записи в дневнике  
Посещение индивидуальной консультации психолога, социального работника с учащимися, родителями.   2   индивидуальная   записи в дневнике
Наблюдение за взаимодействием классного руководителя с учителями-предметниками, социальным педагогом, психологом, медицинским работником в аспекте организации воспитательной работы с детьми и их родителями (лицами, их заменяющими);   6 индивидуальная записи в дневнике
Наблюдение проявлений темперамента, характера и способностей младших школьников на уроке и во внеучебной деятельности, изучение межличностных отношений в классном коллективе. Знакомство с организацией ученического самоуправления в классе.   6 индивидуальная   записи в дневнике   Характеристика классного коллектива (см. приложение 5)
Оказание методической помощи классному руководителю в осуществлении воспитательной работы в классе (участие в подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий, экскурсий и др.). 6 индивидуальная краткая характеристика работы (отметка учителя в конце недели)
Разработка и проведение с учащимися внеучебного (внеклассного) мероприятия (беседа, конкурс, викторина, экскурсия и др.). 6   индивидуальная     групповая записи в дневнике (конспект, самоанализ)   посещение и анализ в подгруппе
· Наблюдение за ребенком и изучение особенностей его воспитания в семье. 2 индивидуальная записи в дневнике (создание отчета)
Организация режима активного отдыха детей на перемене, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию. 2   индивидуальная   записи в дневнике
Посещение родительского собрания и его анализ; подготовка выступления перед родителями по проблеме учащихся класса (или проведение родительского собрания).     2 индивидуальная записи в дневнике (анализ родительского собрания), конспект проведенного родительского собрания (текст выступления перед родителями)
Ежедневный анализ деятельности студентов-практикантов с классным руководителем и методистом.   2   групповая   отметка методиста в дневнике

По окончании практики сдается документация:

 Дневник практики:

 - конспект проведенного внеклассного мероприятия, самоанализ;

- конспект проведенного родительского собрания (текст выступления перед родителями), самоанализ;

- характеристика классного коллектива;

- отчет о результатах наблюдения за ребенком и изучения особенностей его воспитания в семье (записи в дневнике).

Дневник-титул, отчет-титул, задание, оценочный лист, аттестационный лист.

Характеристика практиканта.

 

 

Литература

Основная литература

 

1. Буданова Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. – М.: Просвещение, 2011. – («Работаем по новым стандартам) – 256 с.

2.Справочник учителя начальных классов / авт.-сост. Е.И. Елизарова, Ю.А. Кисилева. – Волгоград: Учитель, 2011 – 367 с.

3.Сапегина В.А. Классные часы в начальной школе / В.А. Сапегина – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 316 с.

Дополнительная литература:

1. В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников/ авт.-сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 268с.

2. Горлова Е.В. Настольная книга классного руководителя начальной школы. Издательство: Феникс, 2010. – 286 с.

3. Максименко Н. А. Дарите детям любовь. 1-11 кл. Лекции и материалы к родительским собраниям. В помощь классному руководителю. Издательство: Учитель, 2011. – 150 с.

 

Приложения

Приложение 1

Содержание дневника студента :

1) выполнение заданий модуля «Работа с документацией, обеспечивающей воспитательный процесс в начальной школе» - конспект изученной документации;

2) выполнение заданий модуля «Организация воспитательной работы классного руководителя с учащимися начальной школы»:

-описание результатов наблюдений за деятельностью учителя и учащихся на уроках и внеучебных мероприятиях (см. план модуля);

-анализ внеучебных мероприятий, проводимых учителем и практикантами;

-конспект проведенного внеучебного мероприятия (-ий), самоанализ;

-описание собственной деятельности в рамках модуля (см. план модуля);

3) выполнение заданий модуля «Организация работы классного руководителя начальной школы с родителями (лицами, их заменяющими)»:

- описание результатов наблюдения взаимодействия учителя (психолога) с родителями;

- анализ посещенного родительского собрания;

-конспект проведенного родительского собрания (самоанализ) или текст выступления на родительском собрании;

-отчет о результатах наблюдения за ребенком и изучения особенностей его воспитания в семье (описание проведенных диагностик);

-характеристика классного коллектива (описание проведенной диагностики);

4) выполнение заданий модуля «Методическая помощь учителю»:

 - описание проделанной работы (см. план модуля), подпись учителя;

-дидактические материалы, изготовленные по просьбе учителя.

 

По итогам практики проводится конференция, на которой подгруппа представляет отчет о проделанной работе: сообщение на выбранную тему.

Приложение 2

Примерная схема анализа внеучебного (внеклассного) мероприятия.

1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого внеучебного (внеклассного) мероприятия.

2. Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям класса).

3. Цели и задачи проводимой работы.

4. Организация подготовки учащихся к данному мероприятию (степень участия детей, наглядность, ис­пользование технических средств). Влияние подготовки к делу на сплочение учащихся.

5. Содержание и методика проведения мероприятия:

а) соответствие содержания поставленной цели;

б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

в) эмоциональная насыщенность, заинтересованность детей, их активность;

г) приемы и методы, использованные на мероприятии, их соот­ветствие возрастным особенностям учащихся, уровню разви­тия детей данного класса;

                                       Приложение 3

Методика № 2 «Социометрия»

Цель: выявление межличностных отношений в классе.

Вопросы:

1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

2. Кого бы ты хотел пригласить к себе на день рождения?

3. С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе?

  Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных одноклассников, при этом соблюдать последовательность предпочтений: в первую(1), во вторую(2), в третью (3) очередь. Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональной связей, другие - деловых.

Учащийся выбирает трех учеников из своего класса и заносит данные в таблицу, затем подводятся итоги по количеству выборов, и вычерчивается социограмма.

Матрица выбора

Кто выбирает

(список класса)

Кого выбирают

  1 2 3 4 5 6 7 8
1                  
2                  
3                  
4                  
5                  
6                  
7                  
8                  
  Кол-во полученных выборов                
  Кол-во взаимных выборов                

Социограмма представляет четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся. В первый круг (центральный) помещают все номера учащихся, кто набрал наибольшее количество положительных выборов, во второй – «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий – «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый – «изолированных» (не получивших не одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный – сплошной линией со стрелкой ( от того , кто выбрал , к тому , кого выбрал).

Методика № 3«Общение» Ученикам предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение.

1. Есть ли у тебя трудности в общении?

а) со сверстниками            б) с учителями         в) с родителями  

г) с другими членами семьи д) с друзьями во дворе е) для свободного ответа

 

2. Если есть, то в чем они заключаются?

а) мало или нет друзей      б) обижают, дразнят; в) воруют вещи

г) бьют                              д) не понимают моего внутреннего мира

е) нет общих интересов              ж) заставляют что-либо делать

з) держат в страхе                       и) мне неинтересно с ними

к) требуют только хороших оценок л) не видят моих хороших качеств   м)?

 

3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?

а) к товарищу по классу             б) к товарищу вне класса            в) к маме

г) к отцу                             д) к др.родственнику         е) к учителю ж) ?

    Обработка: сначала содержание листка каждого ученика переносится в таблицу.

       Фамилии учеников 1 вопрос    2 вопрос    3 вопрос                   

Далее следует анализ данных: выделение типичного и особенного, объяснение причин.

 

Методика№ 4 Столкновения взглядов, позиций – позволяет обращаться к ученикам, с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению проблеме.

Например, «Как поступить?»

Цель: изучить отношение к гуманным категориям «честность», «принципиальность»

1. Описываются школьные ситуации:

а) Идет контрольная работа «Ты выполнил работу правильно. Твой товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как ты поступишь?»

б) ты получил «2» по литературе и знаешь, что за это родители тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям об этой отметке? и тд.  

2. Обсуждаются возможные варианты, а потом устанавливается правильность ответов.

Обработка: по результатам решений задач каждого ученика можно отнести к одной из четырех групп:

1 группа – с неустойчивым отношением (выбранные детьми основы поведения противоречат моральным нормам)

2 группа – недостаточно устойчивое отношение (школьники готовы оказаться от своего мнения при малейшем давлении)

3 группа – активно отстаивают свое мнение (в исключительных случаях склонны к компромиссу)

4 группа – активное, устойчивое отношение к нравственным нормам (учащиеся правильно делают выбор)

Методика№ 5 Незаконченные предложения ( Ж.Нюттен- А.Б.Орлов)

Цель - выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в школе.

1. Я думаю, что хороший – это тот, кто…

2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…

3. Больше всего я люблю, когда учитель…

4. Больше всего я не люблю, когда учитель…

5. Больше всего мне нравится школа за то, что…

6. Я не люблю школу за то, что …

7. Мне радостно, когда в школе…

8. Я боюсь, когда в школе…

9. Я не хотел бы, чтобы в школе…

10. Когда я был маленьким, я думал, что в школе…

11. Если я невнимателен на уроке, я …

12. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…

13. Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я …

14. Я всегда могу проверить, правильно ли я…

15. Я никогда не могу определить, правильно ли я…

16. Если мне что-нибудь нужно запомнить, я …

17. Мне всегда интересно, когда на уроке…

18. Мне всегда неинтересно, когда на уроках…

19. Я хотел бы, чтобы в школе всегда.

Приложение 7

   Анкета «Знакомство с родителями»

На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?

2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?

4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в коллективе класса?

5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании коллектива класса?

6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

Анкета «Ваш ребенок»

С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений всемьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

 

Преподавание в начальных классах

 

Пермь, 2019

Одобрено кафедрой

педагогики и методики

начального образования                                                                                                    

Протокол № __от                    г.                            

Заведующий кафедрой __________ Бочкарева Н.В.           

 

Составители: Иноземцева Т. А., Лужбина А. А. Методические рекомендации к производственной практике ПП.03  ПМ. 03 Классное руководство -  Пермь, 2019.- 25 с.

 

Представленные в методических рекомендациях материалы помогут практикантам познакомиться с особенностями деятельности классного руководителя начальной школы; самостоятельно организовать внеклассную работу с обучающимися и их родителями.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………….4 стр.

Содержание практики…………………………………… ..7 стр.

План практики………………………………………………9 стр.

Литература ………………………………………………….12 стр.

Приложения…………………………………………………13 стр.

Пояснительная записка

Производственная практика ПП.03 ПМ.03 Классное руководство проводится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и учебным планом по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

 

Цель практики: познакомить студентов с особенностями деятельности классного руководителя начальной школы; способствовать формированию соответствующих профессиональных компетенций.

 

Задачи практики:
- знакомство с содержанием внеучебной воспитательной деятельности и функциональными обязанностями классного руководителя начальных классов;

- формирование умения планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе и с отдельными учащимися;
- освоение основных форм внеучебной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ;

- овладение методикой изучения особенностей семейного воспитания, взаимодействия между ребенком и родителями в семье;
- овладение методами и приемами организации работы с родителями (лицами, их заменяющими).

Для овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе практики должен:

 получить  практический опыт:

· анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;

· определения цели и задач планирования деятельности классного руководителя;

· планирования, организации и проведения внеучебных (внеклассных) мероприятий;

· определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

· наблюдения, анализа и самоанализа внеучебныхных (внеклассных) мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, классным руководителем, руководителем педагогической практики, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

сформировать умение:

· использовать знания о теоретических и методических основах деятельности классного руководителя на практике;

· планировать деятельность классного руководителя на определенный период (неделя, месяц, четверть, учебный год);

· совместно с учащимися планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

· использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий;

· организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности;

· осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий;

· создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества учащихся в классе;

· составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);

· вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);

· организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы и др.), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

· изучать особенности семейного воспитания младших школьников;

· формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

· анализировать процесс и результаты работы с родителями;

· использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;

· анализировать, систематизировать и обобщать собственную педагогическую деятельность за период практики.

Данный вид практики способствует формированию следующих профессиональных и общих компетенций: 

Код Наименование результата обучения
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК 3.6 Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7  Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4.  Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. 
ОК 1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.



Организация практики

В течение практики предусмотрены следующие виды деятельности:

· изучение содержания положения о деятельности классного руководителя в образовательном учреждении;

· работа в опорных школах с целью наблюдения за деятельностью классного руководителя начальной школы;

· знакомство с системой работы классного руководителя: анализ планов и организации деятельности классного руководителя; наблюдение и анализ внеучебных (внеклассных) мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, классным руководителем, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции;

· оказание методической помощи классному руководителю в осуществлении воспитательной работы в классе (участие в подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий, экскурсий и др.);

· наблюдение проявлений темперамента, характера и способностей младших школьников на уроке и во внеучебной деятельности, изучение межличностных отношений в классном коллективе;

· знакомство с организацией ученического самоуправления в классе;

· знакомство с особенностями работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;

· разработка и проведение с учащимися отдельных видов воспитательных мероприятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, трудовые десанты, операции милосердия, познавательные и спортивно-оздоровительные игры, выпуск бюллетений и газет, оформление классных уголков и т.д.);

· участие в подготовке и проведении общешкольных дел, спортивных и других праздников и т.д.;

· организация режима активного отдыха детей на перемене, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию;

· изучение системы работы с родителями в начальной школе;

· наблюдение за работой классного руководителя начальной школы с родителями (лицами, их заменяющими);

· определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

· посещение родительского собрания и его анализ;

· подготовка выступления перед родителями по проблеме учащихся класса или проведение родительского собрания;

· посещение индивидуальной консультации психолога, социального работника с учащимися, родителями;

· изучение системы отношений классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога, медицинского работника, организатора воспитательной работы, руководителей кружков, воспитателя;

· использование разнообразных методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания учащихся класса;

· подготовка сообщения-отчета о деятельности в период практики по избранной теме на итоговой конференции.

 

Практика рассчитана на 72 часа.

Содержание практики

Модуль 1. «Работа с документацией, обеспечивающей воспитательный процесс в начальной школе»:

· изучение содержания положения о деятельности классного руководителя в данном образовательном учреждении;

· знакомство с планом воспитательной работы школы и МО учителей начальных классов в аспекте деятельности классного руководителя начальных классов;

· знакомство с системой работы классного руководителя: анализ планов (внеучебная работа, работа с родителями, индивидуальная работа с учащимися и семьей), отчетной документации и др.

Модуль 2. «Организация воспитательной работы классного руководителя с учащимися начальной школы»:

· наблюдение и анализ внеучебных (внеклассных) мероприятий, проводимых классным руководителем наблюдаемого класса;

· наблюдение проявлений темперамента, характера и способностей младших школьников на уроке и во внеучебной деятельности, изучение межличностных отношений в классном коллективе;

· знакомство с организацией ученического самоуправления в классе;

· знакомство с особенностями работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;

· индивидуаль­ное шефство над отстающими или слабоуспевающими школь­никами, проведение с ними дополнительных занятий;

· изучение системы отношений классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога, медицинского работника в аспекте организации воспитательной работы с детьми и их родителями (лицами, их заменяющими);

· разработка и проведение с учащимися отдельных видов воспитательных мероприятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, трудовые десанты, операции милосердия, познавательные и спортивно-оздоровительные игры, выпуск бюллетеней и газет, оформление классных уголков и т.д.);

· организация режима активного отдыха детей на перемене, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию.

 

Модуль 3. «Организация работы классного руководителя начальной школы с родителями (лицами, их заменяющими)»:

· изучение системы работы с родителями (лицами их заменяющими) классного руководителя наблюдаемого класса;

· посещение родительского собрания и его анализ;

· посещение индивидуальной консультации психолога, социального работника с учащимися, родителями;

· наблюдение за ребенком и изучение особенностей его воспитания в семье;

· определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

· подготовка выступления перед родителями по проблеме учащихся класса или проведение родительского собрания.

Модуль 4. «Методическая помощь учителю»:

· оказание методической помощи классному руководителю в осуществлении воспитательной работы в классе (участие в подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий, экскурсий и др.), в подготовке и проведении общешкольных дел, спортивных и других праздников и т.д.;              

· оказание методической помощи классному руководителю в работе с родителями (лицами, их заменяющими);

· обобщение опыта работы классного руководителя по осуществлению воспитательной работы в классе.

 

План

 

 

День практики

Кол-во часов

Самостоятельная работа студентов

Формы работы Формы отчетности
1 неделя
Установочная конференция. Посещение опорной школы: распределение по классам, знакомство с классным руководителем, учащимися.      4     групповая   записи в дневнике
Наблюдение и анализ учебных занятий, внеучебной воспитательной работы классного руководителя.       6   индивидуальная       записи в дневнике (см. приложения)
Наблюдение за работой учащихся при подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий.   4   индивидуальная     записи в дневнике
Наблюдение за работой классного руководителя начальной школы с родителями (лицами, их заменяющими).     4     индивидуальная     записи в дневнике
Оказание методической помощи классному руководителю в осуществлении воспитательной работы в классе (участие в подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий, экскурсий и др.)   6   групповая       краткая характеристика работы (отметка учителя в конце недели)  
  Наблюдение за работой классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми.   4   индивидуальная   записи в дневнике (см. приложение 6)    
Знакомство с документацией, обеспечивающей воспитательный процесс в начальной школе (планы воспит. работы МО, классного руководителя, план работы с родителями и др.).     2   групповая   записи в дневнике
Наблюдение за организацией режима активного отдыха детей на перемене, проведения санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию.     4   индивидуальная       записи в дневнике    
Ежедневный анализ деятельности студентов-практикантов с классным руководителем и методистом.   2   групповая     отметка методиста в дневнике
2 неделя      
Использование разнообразных методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания учащихся класса.   2   индивидуальная   записи в дневнике  
Посещение индивидуальной консультации психолога, социального работника с учащимися, родителями.   2   индивидуальная   записи в дневнике
Наблюдение за взаимодействием классного руководителя с учителями-предметниками, социальным педагогом, психологом, медицинским работником в аспекте организации воспитательной работы с детьми и их родителями (лицами, их заменяющими);   6 индивидуальная записи в дневнике
Наблюдение проявлений темперамента, характера и способностей младших школьников на уроке и во внеучебной деятельности, изучение межличностных отношений в классном коллективе. Знакомство с организацией ученического самоуправления в классе.   6 индивидуальная   записи в дневнике   Характеристика классного коллектива (см. приложение 5)
Оказание методической помощи классному руководителю в осуществлении воспитательной работы в классе (участие в подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий, экскурсий и др.). 6 индивидуальная краткая характеристика работы (отметка учителя в конце недели)
Разработка и проведение с учащимися внеучебного (внеклассного) мероприятия (беседа, конкурс, викторина, экскурсия и др.). 6   индивидуальная     групповая записи в дневнике (конспект, самоанализ)   посещение и анализ в подгруппе
· Наблюдение за ребенком и изучение особенностей его воспитания в семье. 2 индивидуальная записи в дневнике (создание отчета)
Организация режима активного отдыха детей на перемене, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию. 2   индивидуальная   записи в дневнике
Посещение родительского собрания и его анализ; подготовка выступления перед родителями по проблеме учащихся класса (или проведение родительского собрания).     2 индивидуальная записи в дневнике (анализ родительского собрания), конспект проведенного родительского собрания (текст выступления перед родителями)
Ежедневный анализ деятельности студентов-практикантов с классным руководителем и методистом.   2   групповая   отметка методиста в дневнике

По окончании практики сдается документация:

 Дневник практики:

 - конспект проведенного внеклассного мероприятия, самоанализ;

- конспект проведенного родительского собрания (текст выступления перед родителями), самоанализ;

- характеристика классного коллектива;

- отчет о результатах наблюдения за ребенком и изучения особенностей его воспитания в семье (записи в дневнике).

Дневник-титул, отчет-титул, задание, оценочный лист, аттестационный лист.

Характеристика практиканта.

 

 

Литература

Основная литература

 

1. Буданова Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. – М.: Просвещение, 2011. – («Работаем по новым стандартам) – 256 с.

2.Справочник учителя начальных классов / авт.-сост. Е.И. Елизарова, Ю.А. Кисилева. – Волгоград: Учитель, 2011 – 367 с.

3.Сапегина В.А. Классные часы в начальной школе / В.А. Сапегина – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 316 с.

Дополнительная литература:

1. В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников/ авт.-сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 268с.

2. Горлова Е.В. Настольная книга классного руководителя начальной школы. Издательство: Феникс, 2010. – 286 с.

3. Максименко Н. А. Дарите детям любовь. 1-11 кл. Лекции и материалы к родительским собраниям. В помощь классному руководителю. Издательство: Учитель, 2011. – 150 с.

 

Приложения

Приложение 1

Содержание дневника студента :

1) выполнение заданий модуля «Работа с документацией, обеспечивающей воспитательный процесс в начальной школе» - конспект изученной документации;

2) выполнение заданий модуля «Организация воспитательной работы классного руководителя с учащимися начальной школы»:

-описание результатов наблюдений за деятельностью учителя и учащихся на уроках и внеучебных мероприятиях (см. план модуля);

-анализ внеучебных мероприятий, проводимых учителем и практикантами;

-конспект проведенного внеучебного мероприятия (-ий), самоанализ;

-описание собственной деятельности в рамках модуля (см. план модуля);

3) выполнение заданий модуля «Организация работы классного руководителя начальной школы с родителями (лицами, их заменяющими)»:

- описание результатов наблюдения взаимодействия учителя (психолога) с родителями;

- анализ посещенного родительского собрания;

-конспект проведенного родительского собрания (самоанализ) или текст выступления на родительском собрании;

-отчет о результатах наблюдения за ребенком и изучения особенностей его воспитания в семье (описание проведенных диагностик);

-характеристика классного коллектива (описание проведенной диагностики);

4) выполнение заданий модуля «Методическая помощь учителю»:

 - описание проделанной работы (см. план модуля), подпись учителя;

-дидактические материалы, изготовленные по просьбе учителя.

 

По итогам практики проводится конференция, на которой подгруппа представляет отчет о проделанной работе: сообщение на выбранную тему.

Приложение 2

Примерная схема анализа внеучебного (внеклассного) мероприятия.

1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого внеучебного (внеклассного) мероприятия.

2. Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям класса).

3. Цели и задачи проводимой работы.

4. Организация подготовки учащихся к данному мероприятию (степень участия детей, наглядность, ис­пользование технических средств). Влияние подготовки к делу на сплочение учащихся.

5. Содержание и методика проведения мероприятия:

а) соответствие содержания поставленной цели;

б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

в) эмоциональная насыщенность, заинтересованность детей, их активность;

г) приемы и методы, использованные на мероприятии, их соот­ветствие возрастным особенностям учащихся, уровню разви­тия детей данного класса;

                                       Приложение 3

Дата: 2019-12-22, просмотров: 226.