Преподавание в начальных классах
Пермь, 2019
Одобрено кафедрой
педагогики и методики
начального образования
Протокол № __от г.
Заведующий кафедрой __________ Бочкарева Н.В.
Составители: Иноземцева Т. А., Лужбина А. А. Методические рекомендации к производственной практике ПП.03 ПМ. 03 Классное руководство - Пермь, 2019.- 25 с.
Представленные в методических рекомендациях материалы помогут практикантам познакомиться с особенностями деятельности классного руководителя начальной школы; самостоятельно организовать внеклассную работу с обучающимися и их родителями.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………….4 стр.
Содержание практики…………………………………… ..7 стр.
План практики………………………………………………9 стр.
Литература ………………………………………………….12 стр.
Приложения…………………………………………………13 стр.
Пояснительная записка
Производственная практика ПП.03 ПМ.03 Классное руководство проводится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и учебным планом по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Цель практики: познакомить студентов с особенностями деятельности классного руководителя начальной школы; способствовать формированию соответствующих профессиональных компетенций.
Задачи практики:
- знакомство с содержанием внеучебной воспитательной деятельности и функциональными обязанностями классного руководителя начальных классов;
- формирование умения планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе и с отдельными учащимися;
- освоение основных форм внеучебной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ;
- овладение методикой изучения особенностей семейного воспитания, взаимодействия между ребенком и родителями в семье;
- овладение методами и приемами организации работы с родителями (лицами, их заменяющими).
Для овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе практики должен:
получить практический опыт:
· анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;
· определения цели и задач планирования деятельности классного руководителя;
· планирования, организации и проведения внеучебных (внеклассных) мероприятий;
· определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
· наблюдения, анализа и самоанализа внеучебныхных (внеклассных) мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, классным руководителем, руководителем педагогической практики, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
сформировать умение:
· использовать знания о теоретических и методических основах деятельности классного руководителя на практике;
· планировать деятельность классного руководителя на определенный период (неделя, месяц, четверть, учебный год);
· совместно с учащимися планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
· использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий;
· организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности;
· осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий;
· создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества учащихся в классе;
· составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);
· вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);
· организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы и др.), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
· изучать особенности семейного воспитания младших школьников;
· формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
· анализировать процесс и результаты работы с родителями;
· использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
· анализировать, систематизировать и обобщать собственную педагогическую деятельность за период практики.
Данный вид практики способствует формированию следующих профессиональных и общих компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1. | Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. |
ПК 3.2. | Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. |
ПК 3.3. | Проводить внеклассные мероприятия. |
ПК 3.4. | Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий. |
ПК 3.5. | Определять цели и задачи, планировать работу с родителями. |
ПК 3.6 | Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания. |
ПК 3.7 | Анализировать результаты работы с родителями. |
ПК 3.8. | Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом. |
ПК 4.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 4.4. | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 4.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. |
Организация практики
В течение практики предусмотрены следующие виды деятельности:
· изучение содержания положения о деятельности классного руководителя в образовательном учреждении;
· работа в опорных школах с целью наблюдения за деятельностью классного руководителя начальной школы;
· знакомство с системой работы классного руководителя: анализ планов и организации деятельности классного руководителя; наблюдение и анализ внеучебных (внеклассных) мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, классным руководителем, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции;
· оказание методической помощи классному руководителю в осуществлении воспитательной работы в классе (участие в подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий, экскурсий и др.);
· наблюдение проявлений темперамента, характера и способностей младших школьников на уроке и во внеучебной деятельности, изучение межличностных отношений в классном коллективе;
· знакомство с организацией ученического самоуправления в классе;
· знакомство с особенностями работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;
· разработка и проведение с учащимися отдельных видов воспитательных мероприятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, трудовые десанты, операции милосердия, познавательные и спортивно-оздоровительные игры, выпуск бюллетений и газет, оформление классных уголков и т.д.);
· участие в подготовке и проведении общешкольных дел, спортивных и других праздников и т.д.;
· организация режима активного отдыха детей на перемене, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию;
· изучение системы работы с родителями в начальной школе;
· наблюдение за работой классного руководителя начальной школы с родителями (лицами, их заменяющими);
· определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
· посещение родительского собрания и его анализ;
· подготовка выступления перед родителями по проблеме учащихся класса или проведение родительского собрания;
· посещение индивидуальной консультации психолога, социального работника с учащимися, родителями;
· изучение системы отношений классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога, медицинского работника, организатора воспитательной работы, руководителей кружков, воспитателя;
· использование разнообразных методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания учащихся класса;
· подготовка сообщения-отчета о деятельности в период практики по избранной теме на итоговой конференции.
Практика рассчитана на 72 часа.
Содержание практики
Модуль 1. «Работа с документацией, обеспечивающей воспитательный процесс в начальной школе»:
· изучение содержания положения о деятельности классного руководителя в данном образовательном учреждении;
· знакомство с планом воспитательной работы школы и МО учителей начальных классов в аспекте деятельности классного руководителя начальных классов;
· знакомство с системой работы классного руководителя: анализ планов (внеучебная работа, работа с родителями, индивидуальная работа с учащимися и семьей), отчетной документации и др.
Модуль 2. «Организация воспитательной работы классного руководителя с учащимися начальной школы»:
· наблюдение и анализ внеучебных (внеклассных) мероприятий, проводимых классным руководителем наблюдаемого класса;
· наблюдение проявлений темперамента, характера и способностей младших школьников на уроке и во внеучебной деятельности, изучение межличностных отношений в классном коллективе;
· знакомство с организацией ученического самоуправления в классе;
· знакомство с особенностями работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;
· индивидуальное шефство над отстающими или слабоуспевающими школьниками, проведение с ними дополнительных занятий;
· изучение системы отношений классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога, медицинского работника в аспекте организации воспитательной работы с детьми и их родителями (лицами, их заменяющими);
· разработка и проведение с учащимися отдельных видов воспитательных мероприятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, трудовые десанты, операции милосердия, познавательные и спортивно-оздоровительные игры, выпуск бюллетеней и газет, оформление классных уголков и т.д.);
· организация режима активного отдыха детей на перемене, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию.
Модуль 3. «Организация работы классного руководителя начальной школы с родителями (лицами, их заменяющими)»:
· изучение системы работы с родителями (лицами их заменяющими) классного руководителя наблюдаемого класса;
· посещение родительского собрания и его анализ;
· посещение индивидуальной консультации психолога, социального работника с учащимися, родителями;
· наблюдение за ребенком и изучение особенностей его воспитания в семье;
· определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
· подготовка выступления перед родителями по проблеме учащихся класса или проведение родительского собрания.
Модуль 4. «Методическая помощь учителю»:
· оказание методической помощи классному руководителю в осуществлении воспитательной работы в классе (участие в подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий, экскурсий и др.), в подготовке и проведении общешкольных дел, спортивных и других праздников и т.д.;
· оказание методической помощи классному руководителю в работе с родителями (лицами, их заменяющими);
· обобщение опыта работы классного руководителя по осуществлению воспитательной работы в классе.
План
День практики | Кол-во часов | Самостоятельная работа студентов | |
Формы работы | Формы отчетности | ||
1 неделя | |||
Установочная конференция. Посещение опорной школы: распределение по классам, знакомство с классным руководителем, учащимися. | 4 | групповая | записи в дневнике |
Наблюдение и анализ учебных занятий, внеучебной воспитательной работы классного руководителя. | 6 | индивидуальная | записи в дневнике (см. приложения) |
Наблюдение за работой учащихся при подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий. | 4 | индивидуальная | записи в дневнике |
Наблюдение за работой классного руководителя начальной школы с родителями (лицами, их заменяющими). | 4 | индивидуальная | записи в дневнике |
Оказание методической помощи классному руководителю в осуществлении воспитательной работы в классе (участие в подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий, экскурсий и др.) | 6 | групповая | краткая характеристика работы (отметка учителя в конце недели) |
Наблюдение за работой классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми. | 4 | индивидуальная | записи в дневнике (см. приложение 6) |
Знакомство с документацией, обеспечивающей воспитательный процесс в начальной школе (планы воспит. работы МО, классного руководителя, план работы с родителями и др.). | 2 | групповая | записи в дневнике |
Наблюдение за организацией режима активного отдыха детей на перемене, проведения санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию. | 4 | индивидуальная | записи в дневнике |
Ежедневный анализ деятельности студентов-практикантов с классным руководителем и методистом. | 2 | групповая | отметка методиста в дневнике |
2 неделя | |||
Использование разнообразных методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания учащихся класса. | 2 | индивидуальная | записи в дневнике |
Посещение индивидуальной консультации психолога, социального работника с учащимися, родителями. | 2 | индивидуальная | записи в дневнике |
Наблюдение за взаимодействием классного руководителя с учителями-предметниками, социальным педагогом, психологом, медицинским работником в аспекте организации воспитательной работы с детьми и их родителями (лицами, их заменяющими); | 6 | индивидуальная | записи в дневнике |
Наблюдение проявлений темперамента, характера и способностей младших школьников на уроке и во внеучебной деятельности, изучение межличностных отношений в классном коллективе. Знакомство с организацией ученического самоуправления в классе. | 6 | индивидуальная | записи в дневнике Характеристика классного коллектива (см. приложение 5) |
Оказание методической помощи классному руководителю в осуществлении воспитательной работы в классе (участие в подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий, экскурсий и др.). | 6 | индивидуальная | краткая характеристика работы (отметка учителя в конце недели) |
Разработка и проведение с учащимися внеучебного (внеклассного) мероприятия (беседа, конкурс, викторина, экскурсия и др.). | 6 | индивидуальная групповая | записи в дневнике (конспект, самоанализ) посещение и анализ в подгруппе |
· Наблюдение за ребенком и изучение особенностей его воспитания в семье. | 2 | индивидуальная | записи в дневнике (создание отчета) |
Организация режима активного отдыха детей на перемене, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию. | 2 | индивидуальная | записи в дневнике |
Посещение родительского собрания и его анализ; подготовка выступления перед родителями по проблеме учащихся класса (или проведение родительского собрания). | 2 | индивидуальная | записи в дневнике (анализ родительского собрания), конспект проведенного родительского собрания (текст выступления перед родителями) |
Ежедневный анализ деятельности студентов-практикантов с классным руководителем и методистом. | 2 | групповая | отметка методиста в дневнике |
По окончании практики сдается документация:
Дневник практики:
- конспект проведенного внеклассного мероприятия, самоанализ;
- конспект проведенного родительского собрания (текст выступления перед родителями), самоанализ;
- характеристика классного коллектива;
- отчет о результатах наблюдения за ребенком и изучения особенностей его воспитания в семье (записи в дневнике).
Дневник-титул, отчет-титул, задание, оценочный лист, аттестационный лист.
Характеристика практиканта.
Литература
Основная литература
1. Буданова Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. – М.: Просвещение, 2011. – («Работаем по новым стандартам) – 256 с.
2.Справочник учителя начальных классов / авт.-сост. Е.И. Елизарова, Ю.А. Кисилева. – Волгоград: Учитель, 2011 – 367 с.
3.Сапегина В.А. Классные часы в начальной школе / В.А. Сапегина – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 316 с.
Дополнительная литература:
1. В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников/ авт.-сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 268с.
2. Горлова Е.В. Настольная книга классного руководителя начальной школы. Издательство: Феникс, 2010. – 286 с.
3. Максименко Н. А. Дарите детям любовь. 1-11 кл. Лекции и материалы к родительским собраниям. В помощь классному руководителю. Издательство: Учитель, 2011. – 150 с.
Приложения
Приложение 1
Содержание дневника студента :
1) выполнение заданий модуля «Работа с документацией, обеспечивающей воспитательный процесс в начальной школе» - конспект изученной документации;
2) выполнение заданий модуля «Организация воспитательной работы классного руководителя с учащимися начальной школы»:
-описание результатов наблюдений за деятельностью учителя и учащихся на уроках и внеучебных мероприятиях (см. план модуля);
-анализ внеучебных мероприятий, проводимых учителем и практикантами;
-конспект проведенного внеучебного мероприятия (-ий), самоанализ;
-описание собственной деятельности в рамках модуля (см. план модуля);
3) выполнение заданий модуля «Организация работы классного руководителя начальной школы с родителями (лицами, их заменяющими)»:
- описание результатов наблюдения взаимодействия учителя (психолога) с родителями;
- анализ посещенного родительского собрания;
-конспект проведенного родительского собрания (самоанализ) или текст выступления на родительском собрании;
-отчет о результатах наблюдения за ребенком и изучения особенностей его воспитания в семье (описание проведенных диагностик);
-характеристика классного коллектива (описание проведенной диагностики);
4) выполнение заданий модуля «Методическая помощь учителю»:
- описание проделанной работы (см. план модуля), подпись учителя;
-дидактические материалы, изготовленные по просьбе учителя.
По итогам практики проводится конференция, на которой подгруппа представляет отчет о проделанной работе: сообщение на выбранную тему.
Приложение 2
Примерная схема анализа внеучебного (внеклассного) мероприятия.
1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого внеучебного (внеклассного) мероприятия.
2. Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям класса).
3. Цели и задачи проводимой работы.
4. Организация подготовки учащихся к данному мероприятию (степень участия детей, наглядность, использование технических средств). Влияние подготовки к делу на сплочение учащихся.
5. Содержание и методика проведения мероприятия:
а) соответствие содержания поставленной цели;
б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
в) эмоциональная насыщенность, заинтересованность детей, их активность;
г) приемы и методы, использованные на мероприятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;
Приложение 3
Методика № 2 «Социометрия»
Цель: выявление межличностных отношений в классе.
Вопросы:
1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
2. Кого бы ты хотел пригласить к себе на день рождения?
3. С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе?
Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных одноклассников, при этом соблюдать последовательность предпочтений: в первую(1), во вторую(2), в третью (3) очередь. Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональной связей, другие - деловых.
Учащийся выбирает трех учеников из своего класса и заносит данные в таблицу, затем подводятся итоги по количеству выборов, и вычерчивается социограмма.
Матрица выбора
№ | Кто выбирает (список класса) | Кого выбирают | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
Кол-во полученных выборов | |||||||||
Кол-во взаимных выборов |
Социограмма представляет четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся. В первый круг (центральный) помещают все номера учащихся, кто набрал наибольшее количество положительных выборов, во второй – «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий – «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый – «изолированных» (не получивших не одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный – сплошной линией со стрелкой ( от того , кто выбрал , к тому , кого выбрал).
Методика № 3«Общение» Ученикам предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение.
1. Есть ли у тебя трудности в общении?
а) со сверстниками б) с учителями в) с родителями
г) с другими членами семьи д) с друзьями во дворе е) для свободного ответа
2. Если есть, то в чем они заключаются?
а) мало или нет друзей б) обижают, дразнят; в) воруют вещи
г) бьют д) не понимают моего внутреннего мира
е) нет общих интересов ж) заставляют что-либо делать
з) держат в страхе и) мне неинтересно с ними
к) требуют только хороших оценок л) не видят моих хороших качеств м)?
3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?
а) к товарищу по классу б) к товарищу вне класса в) к маме
г) к отцу д) к др.родственнику е) к учителю ж) ?
Обработка: сначала содержание листка каждого ученика переносится в таблицу.
Фамилии учеников 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос
Далее следует анализ данных: выделение типичного и особенного, объяснение причин.
Методика№ 4 Столкновения взглядов, позиций – позволяет обращаться к ученикам, с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению проблеме.
Например, «Как поступить?»
Цель: изучить отношение к гуманным категориям «честность», «принципиальность»
1. Описываются школьные ситуации:
а) Идет контрольная работа «Ты выполнил работу правильно. Твой товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как ты поступишь?»
б) ты получил «2» по литературе и знаешь, что за это родители тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям об этой отметке? и тд.
2. Обсуждаются возможные варианты, а потом устанавливается правильность ответов.
Обработка: по результатам решений задач каждого ученика можно отнести к одной из четырех групп:
1 группа – с неустойчивым отношением (выбранные детьми основы поведения противоречат моральным нормам)
2 группа – недостаточно устойчивое отношение (школьники готовы оказаться от своего мнения при малейшем давлении)
3 группа – активно отстаивают свое мнение (в исключительных случаях склонны к компромиссу)
4 группа – активное, устойчивое отношение к нравственным нормам (учащиеся правильно делают выбор)
Методика№ 5 Незаконченные предложения ( Ж.Нюттен- А.Б.Орлов)
Цель - выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в школе.
1. Я думаю, что хороший – это тот, кто…
2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…
3. Больше всего я люблю, когда учитель…
4. Больше всего я не люблю, когда учитель…
5. Больше всего мне нравится школа за то, что…
6. Я не люблю школу за то, что …
7. Мне радостно, когда в школе…
8. Я боюсь, когда в школе…
9. Я не хотел бы, чтобы в школе…
10. Когда я был маленьким, я думал, что в школе…
11. Если я невнимателен на уроке, я …
12. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…
13. Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я …
14. Я всегда могу проверить, правильно ли я…
15. Я никогда не могу определить, правильно ли я…
16. Если мне что-нибудь нужно запомнить, я …
17. Мне всегда интересно, когда на уроке…
18. Мне всегда неинтересно, когда на уроках…
19. Я хотел бы, чтобы в школе всегда.
Приложение 7
Анкета «Знакомство с родителями»
На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:
1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?
4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в коллективе класса?
5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании коллектива класса?
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
Анкета «Ваш ребенок»
С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений всемьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?
Преподавание в начальных классах
Пермь, 2019
Одобрено кафедрой
педагогики и методики
начального образования
Протокол № __от г.
Заведующий кафедрой __________ Бочкарева Н.В.
Составители: Иноземцева Т. А., Лужбина А. А. Методические рекомендации к производственной практике ПП.03 ПМ. 03 Классное руководство - Пермь, 2019.- 25 с.
Представленные в методических рекомендациях материалы помогут практикантам познакомиться с особенностями деятельности классного руководителя начальной школы; самостоятельно организовать внеклассную работу с обучающимися и их родителями.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………….4 стр.
Содержание практики…………………………………… ..7 стр.
План практики………………………………………………9 стр.
Литература ………………………………………………….12 стр.
Приложения…………………………………………………13 стр.
Пояснительная записка
Производственная практика ПП.03 ПМ.03 Классное руководство проводится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и учебным планом по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Цель практики: познакомить студентов с особенностями деятельности классного руководителя начальной школы; способствовать формированию соответствующих профессиональных компетенций.
Задачи практики:
- знакомство с содержанием внеучебной воспитательной деятельности и функциональными обязанностями классного руководителя начальных классов;
- формирование умения планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе и с отдельными учащимися;
- освоение основных форм внеучебной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ;
- овладение методикой изучения особенностей семейного воспитания, взаимодействия между ребенком и родителями в семье;
- овладение методами и приемами организации работы с родителями (лицами, их заменяющими).
Для овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе практики должен:
получить практический опыт:
· анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;
· определения цели и задач планирования деятельности классного руководителя;
· планирования, организации и проведения внеучебных (внеклассных) мероприятий;
· определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
· наблюдения, анализа и самоанализа внеучебныхных (внеклассных) мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, классным руководителем, руководителем педагогической практики, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
сформировать умение:
· использовать знания о теоретических и методических основах деятельности классного руководителя на практике;
· планировать деятельность классного руководителя на определенный период (неделя, месяц, четверть, учебный год);
· совместно с учащимися планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
· использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий;
· организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности;
· осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий;
· создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества учащихся в классе;
· составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);
· вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);
· организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы и др.), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
· изучать особенности семейного воспитания младших школьников;
· формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
· анализировать процесс и результаты работы с родителями;
· использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
· анализировать, систематизировать и обобщать собственную педагогическую деятельность за период практики.
Данный вид практики способствует формированию следующих профессиональных и общих компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1. | Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. |
ПК 3.2. | Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. |
ПК 3.3. | Проводить внеклассные мероприятия. |
ПК 3.4. | Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий. |
ПК 3.5. | Определять цели и задачи, планировать работу с родителями. |
ПК 3.6 | Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания. |
ПК 3.7 | Анализировать результаты работы с родителями. |
ПК 3.8. | Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом. |
ПК 4.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 4.4. | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 4.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. |
Организация практики
В течение практики предусмотрены следующие виды деятельности:
· изучение содержания положения о деятельности классного руководителя в образовательном учреждении;
· работа в опорных школах с целью наблюдения за деятельностью классного руководителя начальной школы;
· знакомство с системой работы классного руководителя: анализ планов и организации деятельности классного руководителя; наблюдение и анализ внеучебных (внеклассных) мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, классным руководителем, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции;
· оказание методической помощи классному руководителю в осуществлении воспитательной работы в классе (участие в подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий, экскурсий и др.);
· наблюдение проявлений темперамента, характера и способностей младших школьников на уроке и во внеучебной деятельности, изучение межличностных отношений в классном коллективе;
· знакомство с организацией ученического самоуправления в классе;
· знакомство с особенностями работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;
· разработка и проведение с учащимися отдельных видов воспитательных мероприятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, трудовые десанты, операции милосердия, познавательные и спортивно-оздоровительные игры, выпуск бюллетений и газет, оформление классных уголков и т.д.);
· участие в подготовке и проведении общешкольных дел, спортивных и других праздников и т.д.;
· организация режима активного отдыха детей на перемене, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию;
· изучение системы работы с родителями в начальной школе;
· наблюдение за работой классного руководителя начальной школы с родителями (лицами, их заменяющими);
· определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
· посещение родительского собрания и его анализ;
· подготовка выступления перед родителями по проблеме учащихся класса или проведение родительского собрания;
· посещение индивидуальной консультации психолога, социального работника с учащимися, родителями;
· изучение системы отношений классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога, медицинского работника, организатора воспитательной работы, руководителей кружков, воспитателя;
· использование разнообразных методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания учащихся класса;
· подготовка сообщения-отчета о деятельности в период практики по избранной теме на итоговой конференции.
Практика рассчитана на 72 часа.
Содержание практики
Модуль 1. «Работа с документацией, обеспечивающей воспитательный процесс в начальной школе»:
· изучение содержания положения о деятельности классного руководителя в данном образовательном учреждении;
· знакомство с планом воспитательной работы школы и МО учителей начальных классов в аспекте деятельности классного руководителя начальных классов;
· знакомство с системой работы классного руководителя: анализ планов (внеучебная работа, работа с родителями, индивидуальная работа с учащимися и семьей), отчетной документации и др.
Модуль 2. «Организация воспитательной работы классного руководителя с учащимися начальной школы»:
· наблюдение и анализ внеучебных (внеклассных) мероприятий, проводимых классным руководителем наблюдаемого класса;
· наблюдение проявлений темперамента, характера и способностей младших школьников на уроке и во внеучебной деятельности, изучение межличностных отношений в классном коллективе;
· знакомство с организацией ученического самоуправления в классе;
· знакомство с особенностями работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;
· индивидуальное шефство над отстающими или слабоуспевающими школьниками, проведение с ними дополнительных занятий;
· изучение системы отношений классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога, медицинского работника в аспекте организации воспитательной работы с детьми и их родителями (лицами, их заменяющими);
· разработка и проведение с учащимися отдельных видов воспитательных мероприятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, трудовые десанты, операции милосердия, познавательные и спортивно-оздоровительные игры, выпуск бюллетеней и газет, оформление классных уголков и т.д.);
· организация режима активного отдыха детей на перемене, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию.
Модуль 3. «Организация работы классного руководителя начальной школы с родителями (лицами, их заменяющими)»:
· изучение системы работы с родителями (лицами их заменяющими) классного руководителя наблюдаемого класса;
· посещение родительского собрания и его анализ;
· посещение индивидуальной консультации психолога, социального работника с учащимися, родителями;
· наблюдение за ребенком и изучение особенностей его воспитания в семье;
· определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
· подготовка выступления перед родителями по проблеме учащихся класса или проведение родительского собрания.
Модуль 4. «Методическая помощь учителю»:
· оказание методической помощи классному руководителю в осуществлении воспитательной работы в классе (участие в подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий, экскурсий и др.), в подготовке и проведении общешкольных дел, спортивных и других праздников и т.д.;
· оказание методической помощи классному руководителю в работе с родителями (лицами, их заменяющими);
· обобщение опыта работы классного руководителя по осуществлению воспитательной работы в классе.
План
День практики | Кол-во часов | Самостоятельная работа студентов | |
Формы работы | Формы отчетности | ||
1 неделя | |||
Установочная конференция. Посещение опорной школы: распределение по классам, знакомство с классным руководителем, учащимися. | 4 | групповая | записи в дневнике |
Наблюдение и анализ учебных занятий, внеучебной воспитательной работы классного руководителя. | 6 | индивидуальная | записи в дневнике (см. приложения) |
Наблюдение за работой учащихся при подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий. | 4 | индивидуальная | записи в дневнике |
Наблюдение за работой классного руководителя начальной школы с родителями (лицами, их заменяющими). | 4 | индивидуальная | записи в дневнике |
Оказание методической помощи классному руководителю в осуществлении воспитательной работы в классе (участие в подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий, экскурсий и др.) | 6 | групповая | краткая характеристика работы (отметка учителя в конце недели) |
Наблюдение за работой классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми. | 4 | индивидуальная | записи в дневнике (см. приложение 6) |
Знакомство с документацией, обеспечивающей воспитательный процесс в начальной школе (планы воспит. работы МО, классного руководителя, план работы с родителями и др.). | 2 | групповая | записи в дневнике |
Наблюдение за организацией режима активного отдыха детей на перемене, проведения санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию. | 4 | индивидуальная | записи в дневнике |
Ежедневный анализ деятельности студентов-практикантов с классным руководителем и методистом. | 2 | групповая | отметка методиста в дневнике |
2 неделя | |||
Использование разнообразных методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания учащихся класса. | 2 | индивидуальная | записи в дневнике |
Посещение индивидуальной консультации психолога, социального работника с учащимися, родителями. | 2 | индивидуальная | записи в дневнике |
Наблюдение за взаимодействием классного руководителя с учителями-предметниками, социальным педагогом, психологом, медицинским работником в аспекте организации воспитательной работы с детьми и их родителями (лицами, их заменяющими); | 6 | индивидуальная | записи в дневнике |
Наблюдение проявлений темперамента, характера и способностей младших школьников на уроке и во внеучебной деятельности, изучение межличностных отношений в классном коллективе. Знакомство с организацией ученического самоуправления в классе. | 6 | индивидуальная | записи в дневнике Характеристика классного коллектива (см. приложение 5) |
Оказание методической помощи классному руководителю в осуществлении воспитательной работы в классе (участие в подготовке и проведении внеучебных (внеклассных) мероприятий, экскурсий и др.). | 6 | индивидуальная | краткая характеристика работы (отметка учителя в конце недели) |
Разработка и проведение с учащимися внеучебного (внеклассного) мероприятия (беседа, конкурс, викторина, экскурсия и др.). | 6 | индивидуальная групповая | записи в дневнике (конспект, самоанализ) посещение и анализ в подгруппе |
· Наблюдение за ребенком и изучение особенностей его воспитания в семье. | 2 | индивидуальная | записи в дневнике (создание отчета) |
Организация режима активного отдыха детей на перемене, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию. | 2 | индивидуальная | записи в дневнике |
Посещение родительского собрания и его анализ; подготовка выступления перед родителями по проблеме учащихся класса (или проведение родительского собрания). | 2 | индивидуальная | записи в дневнике (анализ родительского собрания), конспект проведенного родительского собрания (текст выступления перед родителями) |
Ежедневный анализ деятельности студентов-практикантов с классным руководителем и методистом. | 2 | групповая | отметка методиста в дневнике |
По окончании практики сдается документация:
Дневник практики:
- конспект проведенного внеклассного мероприятия, самоанализ;
- конспект проведенного родительского собрания (текст выступления перед родителями), самоанализ;
- характеристика классного коллектива;
- отчет о результатах наблюдения за ребенком и изучения особенностей его воспитания в семье (записи в дневнике).
Дневник-титул, отчет-титул, задание, оценочный лист, аттестационный лист.
Характеристика практиканта.
Литература
Основная литература
1. Буданова Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. – М.: Просвещение, 2011. – («Работаем по новым стандартам) – 256 с.
2.Справочник учителя начальных классов / авт.-сост. Е.И. Елизарова, Ю.А. Кисилева. – Волгоград: Учитель, 2011 – 367 с.
3.Сапегина В.А. Классные часы в начальной школе / В.А. Сапегина – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 316 с.
Дополнительная литература:
1. В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников/ авт.-сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 268с.
2. Горлова Е.В. Настольная книга классного руководителя начальной школы. Издательство: Феникс, 2010. – 286 с.
3. Максименко Н. А. Дарите детям любовь. 1-11 кл. Лекции и материалы к родительским собраниям. В помощь классному руководителю. Издательство: Учитель, 2011. – 150 с.
Приложения
Приложение 1
Содержание дневника студента :
1) выполнение заданий модуля «Работа с документацией, обеспечивающей воспитательный процесс в начальной школе» - конспект изученной документации;
2) выполнение заданий модуля «Организация воспитательной работы классного руководителя с учащимися начальной школы»:
-описание результатов наблюдений за деятельностью учителя и учащихся на уроках и внеучебных мероприятиях (см. план модуля);
-анализ внеучебных мероприятий, проводимых учителем и практикантами;
-конспект проведенного внеучебного мероприятия (-ий), самоанализ;
-описание собственной деятельности в рамках модуля (см. план модуля);
3) выполнение заданий модуля «Организация работы классного руководителя начальной школы с родителями (лицами, их заменяющими)»:
- описание результатов наблюдения взаимодействия учителя (психолога) с родителями;
- анализ посещенного родительского собрания;
-конспект проведенного родительского собрания (самоанализ) или текст выступления на родительском собрании;
-отчет о результатах наблюдения за ребенком и изучения особенностей его воспитания в семье (описание проведенных диагностик);
-характеристика классного коллектива (описание проведенной диагностики);
4) выполнение заданий модуля «Методическая помощь учителю»:
- описание проделанной работы (см. план модуля), подпись учителя;
-дидактические материалы, изготовленные по просьбе учителя.
По итогам практики проводится конференция, на которой подгруппа представляет отчет о проделанной работе: сообщение на выбранную тему.
Приложение 2
Примерная схема анализа внеучебного (внеклассного) мероприятия.
1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого внеучебного (внеклассного) мероприятия.
2. Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям класса).
3. Цели и задачи проводимой работы.
4. Организация подготовки учащихся к данному мероприятию (степень участия детей, наглядность, использование технических средств). Влияние подготовки к делу на сплочение учащихся.
5. Содержание и методика проведения мероприятия:
а) соответствие содержания поставленной цели;
б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
в) эмоциональная насыщенность, заинтересованность детей, их активность;
г) приемы и методы, использованные на мероприятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;
Приложение 3
Дата: 2019-12-22, просмотров: 232.