Методы управления и реформы Шихуанди в империи Цинь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Завершив завоевание всей страны, после присоединения Ци встал вопрос о том, как быть с завоеванными царствами. Некоторые сановники советовали Ши-хуанди отправить туда правителями своих сыновей [11, 146]. Однако глава судебного приказа Ли Сы не согласился с таким решением и, ссылаясь на печальный пример династии Чжоу, заявил: «Чжоуские Вэнь-ван и У-ван жаловали владения во множестве сыновьям, младшим братьям и членам своей фамилии, но впоследствии их потомки стали отчужденными и сражались друг с другом как заклятые враги, владетельные князья все чаще нападали и убивали друг друга, а чжоуский Сын Неба не был в состоянии прекратить эти междоусобицы. Ныне, благодаря вашим необыкновенным дарованиям, вся земля среди морей объединена в одно целое и разделена на области и уезды. Если теперь всех сыновей ваших и заслуженных чиновников щедро одарить доходами от поступающих податей, то этого будет вполне достаточно, и Поднебесной станет легче управлять. Отсутствие различных мнений о Поднебесной — вот средство к установлению спокойствия и мира. Если же снова поставить в княжествах владетельных князей, будет плохо». Ши-хуанди последовал этому совету [10, 451]. Своей внутренней организацией Цинь также не походила ни на одно из чжоуских царств. Вместо иерархии феодальных владетелей здесь строго проводилась в жизнь идея централизации. Завоеватели-циньцы занимали в ней привилегированное положение, им принадлежали все руководящие чиновничьи должности в государстве. Законы царства Цинь были дополнены жестокими уголовными статьями.

«Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием, властью. Закон – это то, чего сообща придерживаются правитель и сановники. Доверие – это то, что сообща устанавливают правитель и сановники. Власть – это то, чем распоряжается лишь один правитель» - так Шан Ян видел роль закона в управлении государством [19, 171].

Система административно - государственного управления

 

Для управления огромной страной с учетом существующего опыта была создана сложная система власти, в которой боролись центростремительные (страна управлялась из единого центра; сила личности Цинь Шихуана; возможность контроля всех уровней общества) и центробежные (отсутствие единства в машине управления, изоляция императора центральным аппаратом) тенденции. Один человек от своего имени не может управлять огромной страной, делать это он может лишь как представитель группы или класса. В империи Цинь родился «император - бюрократия», который выступил как «государство-эксплуататор» и стал на века определяющим качество китайской политики фактором [16, 28].

Государственный аппарат возглавлял сам император, имевший неограниченную власть. Ближайшими помощниками были два первых советника (чэнсяна). В их функции входило осуществление всех указаний императора и руководство работой административных органов [18, 46]. Чэнсяны помогали сыну неба управлять всеми делами [1, 4; 5, 61].

Весь аппарат разделялся на органы центрального и местного управления. Центральные органы подразделялись на ведомства: военное, судебное, финансовое, ведомство императорского двора, ведомство обрядов, ведомство по охране императора и верховная прокуратура [18, 47].

 

Территориальное деление

 

Для создания местных органов управления вся страна была разделена на 36 крупных областей, границы которых не совпадали с очертаниями прежних царств и княжеств. А во главе их стояли «цзюньшоу» (губернаторы). Области делились на уезды - «сянь» во главе с «сяньлинами», а уезды - на волости («сян») и более мелкие единицы -«тины». В каждом «тине» было по 10 общин - «ли» [18, 54].

Бюрократия занималась повседневным осуществлением политических функций. Чиновники не пахали, не сеяли, но процветали, изымая часть прибавочного продукта общества в виде доли от налогов, согласно рангу, и «черных доходов» коррупции. Осуществление политических функций стало основой самосознания бюрократии, которое формировалось с одной стороны под влиянием выгод принадлежности к классу бюрократии (почет, материальное довольствие, привилегии), с другой, под давлением жесткой системы, создававшим круговую поруку: В случае нарушения приказа наказанию подвергался не только провинившийся чиновник, но и тот вышестоящий, который в свое время порекомендовал его на эту должность. В этих условиях, конечно, старались рекомендовать «своих», принимать решения в свою пользу, покрывать нарушения. Ибо «чиновник видевший /или/ знавший /о преступлении/, но не сообщивший об этом властям подвергался тому же наказанию, /что и преступник/» [18, 53].

Все многочисленные чиновники, вплоть до самых высших, получали за свой труд твердо фиксированное жалованье из государственных хранилищ, чаще всего натурой, в виде определенного и зависевшего от должности и ранга количества зерна. Лишь считанные представители 19-20-го рангов имели право на кормления, т. е. на взимание налогов с крестьян определенной пожалованной им в условное владение территории, но при этом административной власти в рамках этой территории они не имели, их права там ограничивались взиманием налогового сбора. Строго централизована и хорошо организована была и система разнообразных и весьма тяжелых государственных повинностей, будь то гигантские строительные работы, обязанность снабжать армию, возить продовольствие и снаряжение, участвовать в общественных работах на местах и т. п.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 219.