Глава 1. Становление теории информационного общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

Глава 1. Становление теории информационного общества

1.1 Планетарная цивилизация и ноосфера (В.И.Вернадский)

1.2 Постиндустриальное информационное общество (Д.Бэлл)

1.3 Третья цивилизационная волна (Э.Тоффлер)

1.4 Информационное общество (М.Кастельс)

Глава 2. Современная система информационного производства

2.1 Информационно-коммуникационные ресурсы и культурное воспроизводство

2.2 Взаимодействие, влияние и взаимосвязь информационного общества и культуры

Заключение

Список литературы

 



Введение

Для того, чтобы яснее представить место современного общества в историческом развитии человечества, очень кратко охарактеризуем предшествующие этапы.

Для примитивного общества было характерно минимальное использование орудий труда; из видов деятельности распространены собирательство, охота, земледелие; люди совместно проживали малыми группами на локальных территориях; мировоззрение характеризовалось тем, что мир был представлен в природных терминах, в мифах.

Следующая стадия — традиционное, сельскохозяйственное общество характеризовалось минимальным использованием природной энергии; были распространены медные, железные орудия, примитивные технологии, основанные на ручном труде, транспортные системы с использованием лошади, корабля. Сельскохозяйственное общество характеризуется локальной экономикой и локальным рынком. Земля выступает основным источником богатства. В семье существовало четкое разделение труда. Мир был представлен символами, развивались коммуникативные системы - письмо (ручное, типографское), происходило становление наук, основных религиозных систем. Культурная преемственность осуществлялась через подчинение традиции, именно поэтому общество называется традиционным.

Сельскохозяйственное общество сменилось индустриальным. В нем развивались текстильное, топливное, металлургическое, машиностроительное и другие производства. Появились технологическая сборка; транспортные системы — железные дороги, автомобили, водный транспорт; стали развиваться средства массовой коммуникации. Происходило становление национальных рынков, стандартизированного производства. Капитал стал основным источник богатства. Окончательно оформилась нуклеарная семья с разделением труда. Среди основных духовных тенденций следует отметить начало научно-технической революции, становление индивидуализма, либерализма, рационализма.

Во второй половине XX в. человечество постепенно вступает в новую стадию исторического развития — постиндустриальное общество. Для него характерны появление и ускоренное развитие новых типов промышленности атомной, космической, биотехнологической, компьютерной, компьютерных информационных технологий, Интернет. Формируется интегрирующаяся глобальная экономика; для экономики характерны дестандартизация, демассификация, децентрализация капитала. Производство знания и «человеческий капитал» становятся основными источниками богатства. В культуре ценятся разнообразие, качество жизни, самоактуализация, «молодежная» культура.

Целью данной курсовой работы является изучение информационного общества и его взаимодействия с культурой.

Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:

· рассмотрение сущности планетарной цивилизации и ноосферы В.И.Вернадского;

· исследование постиндустриального информационного общества Д.Бэлла;

· анализ третьей цивилизационной волны Э.Тоффлера;

· изучение сущности концепции информационного общества М.Кастельса;

· исследование взаимодействия информационно-коммуникационных ресурсов и культурного воспроизводства;

· анализ взаимодействия, влияния и взаимосвязи информационного общества и культуры

В ходе исследований использовались следующие приемы и методы: анализ, метод сравнения, монографический метод, исторический метод .

Теоретической и методологической базой для написания курсовой работы послужили статьи и публикации авторов (Волкова Ю.Г., Добренькова В.И., Левады Ю., Мягкова А.Ю., Павленка П.Д., Лавриненко В.Н., и др.), периодические издания («Альманах центра общественных наук», «Социально-гуманитарные знания» и др.).

 



Планетарная цивилизация и ноосфера (В.И.Вернадский)

Вернадский предвосхитил неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения - все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном - планетном аспекте.

Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в себе черты сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы. Вернадский видел стоящие перед человечеством задачи огромной важности по созиданию ноосферы. С позиций этих задач он отмечал беспочвенность суждений о возможности крушения цивилизации. Рассмотрим перспективы развития человечества с точки зрения Вернадского.

Несокрушимость цивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами:

1. Человечество стоит на пути создания ноосферной оболочки Земли, все больше укрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится Вселенской категорией.

2. Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что интересы всех, а не отдельных лиц, становятся государственной задачей.

3. Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное регулирование размножения, продление жизни, победа над болезнями, начинают решаться.

4. Ставится задача распространения научного знания на все человечество.

Уверенность в будущем, таким образом, основана на возрастающем значении в развитии человечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский, конечно, не мог предвидеть современной остроты глобальных проблем мирового развития. Но и они лишь усиливают значение совместного решения задач сознательного направления организованности ноосферы.

Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научных исследований.

Вернадский высказывался за образование единой (на государственном уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни. Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это - "вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы"; идея о государственном объединении усилий человечества.

Поражает созвучность идей Вернадского нашему времени. Постановка задач сознательного регулирования процесса созидания ноосферы чрезвычайно актуальна для сегодняшнего дня. К этим задачам Вернадский также относил искоренение войн из жизни человечества. Он большое внимание уделял решению задач демократических форм организации научной работы, образования, распространения знаний среди народных масс. [ 1 ]

О формировании на Земле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершенной работе "Научная мысль как планетное явление", но преимущественно с точки зрения истории науки.

Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия и посмотрим как они выполнены на сегодняшний день:

Проследим, насколько выполняются эти условия в современном мире и остановимся более подробно на некоторых из них.

1. Заселение человеком всей планеты. Это условие выполнено. На Земле не осталось мест, где не ступала бы нога человека. Он обосновался даже в Антарктиде.

2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. Это условие также можно считать выполненным. С помощью радио и телевидения мы моментально узнаем о событиях в любой точке земного шара. Средства коммуникации постоянно совершенствуются, ускоряются, появляются такие возможности, о которых недавно трудно было мечтать.

3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. Это условие можно считать если не выполненным, то выполняющимся. Возникшая после второй мировой войны Организация Объединенных наций (ООН) оказалась гораздо более устойчивой и действенной, чем Лига наций, существовавшая в Женеве с 1919 г. по 1946 г.

4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. Это условие также можно считать выполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека в ряде случаев привело к тяжелым экологическим последствиям. Объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти в два раза превышает средний объем лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли.

5. Расширение границ биосферы и выход в космос. В работах последнего десятилетия жизни Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Он подчеркивал расширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы биосферы должны расширяться, а человек должен выйти в космос. Эти предсказания сбылись.

6. Открытие новых источников энергии. Условие выполнено, но, к сожалению, с трагическими последствиями. Атомная энергия давно освоена и в мирных, и в военных целях.

7. Равенство людей всех рас и религий. Это условие если не достигнуто, то, во всяком случае, достигается. Решительным шагом для установления равенства людей различных рас и вероисповеданий было разрушение в конце прошлого века колониальных империй.

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. Это условие соблюдается во всех странах с парламентской формой правления.

9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. Трудно говорить о выполнении этого условия. Сейчас наука от таких давлений свободна, однако из-за тяжелого экономического положения в российской науке многие ученые вынуждены зарабатывать себе на жизнь ненаучным трудом, другие уезжают за границу.

10. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни. О выполнении этого условия трудно судить объективно.

11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. Это условие, не может считаться выполненным. В современный период происходит интеграция наук на базе экологических идей. Вся система научного знания дает фундамент для экологических задач. Однако в современный период политическое руководство переориентировалось в основном на решение экономических проблем, проблемы экологии отошли на задний план.

12. Исключение войн из жизни общества. Но оно не выполнено и пока неясно, может ли быть выполнено.

Таким образом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, все или почти все условия, которые указывал Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс ее образования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершенным. Но, конечно, мнения по этому вопросу могут быть разные.

Устремленность в будущее, таким образом,- характерная черта ноосферного учения, которое в современных условиях необходимо развивать со всех его сторон. [ 13 ]

 

Заключение

Классик современной западной футурологии Элвин Тоффлер, обобщая развитие человеческого общества в XX в. и пытаясь осознать те потрясающие перемены, которые вводят нас в XXI в., показал, что знание в современном обществе превращается в настоящее богатство и в ту взрывную силу, которая произведет сдвиг власти. Весь общественный организм подвергается резким трансформациям, уходит в небытие деление мира на социалистический и капиталистический, на Север и Юг. На смену этому приходят системы быстрых и медленных экономик. Если первые основаны на инновации и обновлении, на идее неповторимости, то вторые традиционно устойчивы и инерционны в своем существовании. Новый экономический мир основывается на знаниях и способностях человека, на мироощущении свободы и идее творческого саморазвития.

Одним из методологических подходов, концептуально осмысливающим происходящие изменения, оказалась идея японского социолога Е. Масуды. В 1945 г. он предложил теорию, многим казавшуюся фантастической, — теорию «информационного общества». Это общество, объединенное единой информационной сетью, благодаря которой появится возможность для человечества вырабатывать единые цели, а для человека — проявить свои творческие возможности. Внедрение новых информационных технологий и, прежде всего, компьютерной техники и систем телекоммуникационных связей показали, что концепция информационного общества отнюдь не является утопичной. Возникает новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и научной деятельности. Доступ к информационным сетям, знанию оказывается определяющей основой для стратификации, разделения общества. На основе автоматизированного доступа к системам связи индивид или группа лиц может получить информацию, необходимую для решения профессиональных или личных задач. Происходит процесс автоматизации и роботизации производства и управления. В сфере информационной деятельности работает более 50 процентов трудоспособного населения. Концепция «информационного общества» определила пути формирования -«материального тела» культуры конца XX - начала XXI в.

Менее оптимистичным выглядит сценарий будущего, представленный С. Хантингтоном, где говорится о «столкновении цивилизаций». Известный политолог считает, что впервые в человеческой истории мир оказался многополюсным и многоцивилизационным. Распространение западных идеалов и норм не приведет к возникновению всеобщей цивилизации. Возникает мировой порядок, основанный на разнотипных цивилизациях, объединенных близостью языков и культур; страны группируются вокруг ведущих или стержневых стран «своих» цивилизаций — европейской, славянской, исламской и т.д. Претензии Запада на универсальность своей цивилизации, попытки «вестернизации», распространения своей культуры приведут к конфликтам с другими цивилизациями, вызовут «сплочение родственных стран».

Таким образом, грядущая эпоха характеризуется как эпоха столкновения цивилизаций, и будущее мира во все большей степени зависит от понимания, сотрудничества, культурного взаимодействия народов и их политических лидеров.

Сказанное дает основания заключить, что в постиндустриальном и информационном обществе, по сравнению с обществом массовым индустриальным, объективно изменяется значение и роль личности, активность которой фундируется не внешними побудительными стимулами деятельности, а, по преимуществу, внутренними. Более того, само становление этой системы оказывается обусловленным не только материальным прогрессом, но и изменением ценностных ориентаций личности, настроенной на творчество, развитие и самосовершенствование. В то же время представляется более точным говорить об изменении количественных, но отнюдь не качественных параметров формирующейся культуры: по-видимому, инновативная, сложная, специализированная культура, предполагающая высокую творческую активность, останется еще в течение достаточно продолжительного времени культурой высокообразованной части общества и с ростом этой социальной страты будет приобретать все более существенное значение, стандартизированная же культура сохранит свое доминирующее положение (по крайней мере, количественно) как культура социальных слоев, обладающих массовым сознанием.

В данной курсовой работе были рассмотрены особенности информационного общества и его взаимодействия с культурой. В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи: рассмотрение сущности планетарной цивилизации и ноосферы В.И.Вернадского; исследование постиндустриального информационного общества Д.Бэлла; анализ третьей цивилизационной волны Э.Тоффлера; изучение сущности концепции информационного общества М.Кастельса; исследование взаимодействия информационно-коммуникационных ресурсов и культурного воспроизводства; анализ взаимодействия, влияния и взаимосвязи информационного общества и культуры.

 


Список литературы

информационное общество культура

1.Волков, Ю.Г., Мостовая, Н.Г. Социология[Текст]: Учебник для вузов/Под ред. В.И.Добренькова/Ю.Г.Волков, Н.Г.Мостовая .-М.: Гардарики, 2007.

2. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Социология в 3 т.Т.1: Методология и история [Текст]/ В.И.Добреньков, А.И.Кравченко.-М.: ИНФРА-М, 2007.

3. Левада, Ю. Лекции по социологии [Текст]/ Ю.Левада..-М.: Просвещение, 1989.

4.Бачинин, С.А. Социология [Текст]: Учебник для вузов/ С.А.Бачинин.-М.: Приор, 2007.

5.Социология [Текст]:Учеб. пособие для вузов по спец.020300 ‘’Социология’’/Под ред А.Ю.Мягкова.-М.:Флинта, 2007.

6.Павленок П.Д. Социология [Текст]:Учебник для экон. и гуманит. спец./П.Д.Павленок и др.-2-е изд., перераб.и доп.-М.:Изд.-книготорг.центр ‘’Маркетинг’’, 2006.

7.Лавриненко В.Н. Социология [Текст]:Учебник для вузов/В.Н.Лавриненко В.Н. и др.-2-е изд., перераб. и доп.-М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

8.Костина А. В. О тенденциях развития культуры// Знание.-2007.-№7.

9.Кастельс, М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология [Текст]; под. ред. В.Л. Иноземцева/ М.Кастельс. -М.: Academia, 1999.

10.Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст]/ М.Кастельс.- М.: Наука, 2006.

11.Луман, Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований [Текст]/ Н.Луман.- М.: Интеллект, 1998.

12.Рейман, Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении [Текст]/ Л.Д.Рейман// Вопросы философии.- 2007. № 3.

 


Содержание

 

Введение

Глава 1. Становление теории информационного общества

1.1 Планетарная цивилизация и ноосфера (В.И.Вернадский)

1.2 Постиндустриальное информационное общество (Д.Бэлл)

1.3 Третья цивилизационная волна (Э.Тоффлер)

1.4 Информационное общество (М.Кастельс)

Глава 2. Современная система информационного производства

2.1 Информационно-коммуникационные ресурсы и культурное воспроизводство

2.2 Взаимодействие, влияние и взаимосвязь информационного общества и культуры

Заключение

Список литературы

 



Введение

Для того, чтобы яснее представить место современного общества в историческом развитии человечества, очень кратко охарактеризуем предшествующие этапы.

Для примитивного общества было характерно минимальное использование орудий труда; из видов деятельности распространены собирательство, охота, земледелие; люди совместно проживали малыми группами на локальных территориях; мировоззрение характеризовалось тем, что мир был представлен в природных терминах, в мифах.

Следующая стадия — традиционное, сельскохозяйственное общество характеризовалось минимальным использованием природной энергии; были распространены медные, железные орудия, примитивные технологии, основанные на ручном труде, транспортные системы с использованием лошади, корабля. Сельскохозяйственное общество характеризуется локальной экономикой и локальным рынком. Земля выступает основным источником богатства. В семье существовало четкое разделение труда. Мир был представлен символами, развивались коммуникативные системы - письмо (ручное, типографское), происходило становление наук, основных религиозных систем. Культурная преемственность осуществлялась через подчинение традиции, именно поэтому общество называется традиционным.

Сельскохозяйственное общество сменилось индустриальным. В нем развивались текстильное, топливное, металлургическое, машиностроительное и другие производства. Появились технологическая сборка; транспортные системы — железные дороги, автомобили, водный транспорт; стали развиваться средства массовой коммуникации. Происходило становление национальных рынков, стандартизированного производства. Капитал стал основным источник богатства. Окончательно оформилась нуклеарная семья с разделением труда. Среди основных духовных тенденций следует отметить начало научно-технической революции, становление индивидуализма, либерализма, рационализма.

Во второй половине XX в. человечество постепенно вступает в новую стадию исторического развития — постиндустриальное общество. Для него характерны появление и ускоренное развитие новых типов промышленности атомной, космической, биотехнологической, компьютерной, компьютерных информационных технологий, Интернет. Формируется интегрирующаяся глобальная экономика; для экономики характерны дестандартизация, демассификация, децентрализация капитала. Производство знания и «человеческий капитал» становятся основными источниками богатства. В культуре ценятся разнообразие, качество жизни, самоактуализация, «молодежная» культура.

Целью данной курсовой работы является изучение информационного общества и его взаимодействия с культурой.

Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:

· рассмотрение сущности планетарной цивилизации и ноосферы В.И.Вернадского;

· исследование постиндустриального информационного общества Д.Бэлла;

· анализ третьей цивилизационной волны Э.Тоффлера;

· изучение сущности концепции информационного общества М.Кастельса;

· исследование взаимодействия информационно-коммуникационных ресурсов и культурного воспроизводства;

· анализ взаимодействия, влияния и взаимосвязи информационного общества и культуры

В ходе исследований использовались следующие приемы и методы: анализ, метод сравнения, монографический метод, исторический метод .

Теоретической и методологической базой для написания курсовой работы послужили статьи и публикации авторов (Волкова Ю.Г., Добренькова В.И., Левады Ю., Мягкова А.Ю., Павленка П.Д., Лавриненко В.Н., и др.), периодические издания («Альманах центра общественных наук», «Социально-гуманитарные знания» и др.).

 



Глава 1. Становление теории информационного общества

Планетарная цивилизация и ноосфера (В.И.Вернадский)

Вернадский предвосхитил неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения - все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном - планетном аспекте.

Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в себе черты сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы. Вернадский видел стоящие перед человечеством задачи огромной важности по созиданию ноосферы. С позиций этих задач он отмечал беспочвенность суждений о возможности крушения цивилизации. Рассмотрим перспективы развития человечества с точки зрения Вернадского.

Несокрушимость цивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами:

1. Человечество стоит на пути создания ноосферной оболочки Земли, все больше укрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится Вселенской категорией.

2. Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что интересы всех, а не отдельных лиц, становятся государственной задачей.

3. Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное регулирование размножения, продление жизни, победа над болезнями, начинают решаться.

4. Ставится задача распространения научного знания на все человечество.

Уверенность в будущем, таким образом, основана на возрастающем значении в развитии человечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский, конечно, не мог предвидеть современной остроты глобальных проблем мирового развития. Но и они лишь усиливают значение совместного решения задач сознательного направления организованности ноосферы.

Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научных исследований.

Вернадский высказывался за образование единой (на государственном уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни. Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это - "вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы"; идея о государственном объединении усилий человечества.

Поражает созвучность идей Вернадского нашему времени. Постановка задач сознательного регулирования процесса созидания ноосферы чрезвычайно актуальна для сегодняшнего дня. К этим задачам Вернадский также относил искоренение войн из жизни человечества. Он большое внимание уделял решению задач демократических форм организации научной работы, образования, распространения знаний среди народных масс. [ 1 ]

О формировании на Земле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершенной работе "Научная мысль как планетное явление", но преимущественно с точки зрения истории науки.

Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия и посмотрим как они выполнены на сегодняшний день:

Проследим, насколько выполняются эти условия в современном мире и остановимся более подробно на некоторых из них.

1. Заселение человеком всей планеты. Это условие выполнено. На Земле не осталось мест, где не ступала бы нога человека. Он обосновался даже в Антарктиде.

2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. Это условие также можно считать выполненным. С помощью радио и телевидения мы моментально узнаем о событиях в любой точке земного шара. Средства коммуникации постоянно совершенствуются, ускоряются, появляются такие возможности, о которых недавно трудно было мечтать.

3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. Это условие можно считать если не выполненным, то выполняющимся. Возникшая после второй мировой войны Организация Объединенных наций (ООН) оказалась гораздо более устойчивой и действенной, чем Лига наций, существовавшая в Женеве с 1919 г. по 1946 г.

4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. Это условие также можно считать выполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека в ряде случаев привело к тяжелым экологическим последствиям. Объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти в два раза превышает средний объем лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли.

5. Расширение границ биосферы и выход в космос. В работах последнего десятилетия жизни Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Он подчеркивал расширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы биосферы должны расширяться, а человек должен выйти в космос. Эти предсказания сбылись.

6. Открытие новых источников энергии. Условие выполнено, но, к сожалению, с трагическими последствиями. Атомная энергия давно освоена и в мирных, и в военных целях.

7. Равенство людей всех рас и религий. Это условие если не достигнуто, то, во всяком случае, достигается. Решительным шагом для установления равенства людей различных рас и вероисповеданий было разрушение в конце прошлого века колониальных империй.

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. Это условие соблюдается во всех странах с парламентской формой правления.

9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. Трудно говорить о выполнении этого условия. Сейчас наука от таких давлений свободна, однако из-за тяжелого экономического положения в российской науке многие ученые вынуждены зарабатывать себе на жизнь ненаучным трудом, другие уезжают за границу.

10. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни. О выполнении этого условия трудно судить объективно.

11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. Это условие, не может считаться выполненным. В современный период происходит интеграция наук на базе экологических идей. Вся система научного знания дает фундамент для экологических задач. Однако в современный период политическое руководство переориентировалось в основном на решение экономических проблем, проблемы экологии отошли на задний план.

12. Исключение войн из жизни общества. Но оно не выполнено и пока неясно, может ли быть выполнено.

Таким образом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, все или почти все условия, которые указывал Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс ее образования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершенным. Но, конечно, мнения по этому вопросу могут быть разные.

Устремленность в будущее, таким образом,- характерная черта ноосферного учения, которое в современных условиях необходимо развивать со всех его сторон. [ 13 ]

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 230.