Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

на тему:

Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО

 

2009

 


                                     Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………....3

1 Всемирная торговая организация………………………      ………..5

 1.1. История создания…… …………………………………………...…5

 1.2. Задачи ВТО………… …………………………………………...…..6

 1.3. Практические принципы работы ВТО…………………... ………..7

 1.4. Организационная структура ВТО………… …………...………….10

2 Россия и Всемирная торговая организация… …          ………….12

 2.1. Первые шаги вступления России в ВТО……………… …...…….12

 2.2. Цели и задачи присоединения………… …..….…………………..14

 2.3. Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО..21

 2.4. Поддержка России по присоединению к ВТО…………..………...32

Заключение………………………………………………… …………..35

Глоссарий                                                                                                37

Приложения                                                                                            40

Список использованной литературы…………………………………….42

 


Введение

Мы твердо приняли решение двигаться в направлении вступления в ВТО. и это решение будет реализовано», — заявил Владимир Путин на выездной сессии Всемирного экономического форума в Москве, состоявшейся в октябре 2001 г. Но, подтвердив в очередной раз решимость России, присоединиться к ВТО, президент тут же отметил, что все действия в этом направлении будут сопоставляться с интересами национальной экономики. В частности, как подчеркнул глава российского государства, «мы, но согласимся ни при каких обстоятельствах на вступление в ВТО на нестандартных условиях».

Насчет нестандартных условий, которые, по заявлению Владимира Путина, нам пытались навязать представители ВТО, все понятно — дискриминировать себя мы не позволим: в конце концов, даже те выгоды от присоединения к ВТО, которые сегодня кажутся бесспорными, не оправдывают очередного унижения России перед всем миром и краха потенциально конкурентоспособных секторов хозяйства, не готовых прямо сейчас на равных ввязаться в рыночный бой с иностранцами.

Ключевой вопрос переговоров о вступлении в ВТО — где находится предел уступок, перейдя который мы не сможем компенсировать потери от присоединения к ВТО выгодами. Причем ответить на этот вопрос, не анализируя в деталях ситуацию в различных секторах российского хозяйства, в принципе невозможно.

Сегодня можно достаточно точно назвать как отрасли, которые выиграют от вступления в ВТО (например, черная металлургия и химическая промышленность, в отношении которых то и дело затеваются антидемпинговые расследования), так и отрасли, которым это сулит немалые проблемы (автомобилестроение, банковский и страховой сектора и практически все производства импортозаменяющей продукции). Однако даже среди специалистов нет единства в комплексной оценке последствий вступления России в ВТО. Другими словами, отраслевые интересы сегодня очевидны, а вот о национальных говорить весьма сложно.

«Одним из негативных моментов вступления в ВТО является то, что наша наука не очень хорошо анализирует эти вещи, для анализа экономического явления должна сложиться школа, накопиться знания. У нас в силу ряда обстоятельств такой школы не сложилось, несмотря на титанические усилия отдельных людей. Специалистов, способных понимать все это в целом, в комплексе, к сожалению, нет, поэтому мы в своих действиях основываемся прежде всего на диалоге с представителями реальной экономики, а не на рекомендациях и оценках нашей науки».

Отметим, что невозможность комплексной оценки последствий присоединения России к ВТО обусловлена и еще одной, гораздо более важной причиной — атмосферой тайны, сопровождающей переговоры. Государственные чиновники, входящие в состав комиссии по переговорам о вступлении России в ВТО, предпочитают не распространяться даже о тех позициях, по которым достигнуты конкретные договоренности. Хотя очевидно, что российским бизнесменам жизненно важно знать, на каких условиях им придется конкурировать с иностранными фирмами на нашем же рынке через два-три года.

 

Всемирная торговая организация (ВТО)

История создания

 ВТО (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.[1]

Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме этой организации.

В ВТО вступили и некоторые экс-советские страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота – в сущности, практически весь мировой рынок без России. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. В 2003 таких стран насчитывалось 29, включая Российскую Федерацию и некоторые другие постсоветские государства (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан).

Задачи ВТО

Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1). Отсутствие дискриминации в торговле.

Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

3). Стабильность и предсказуемость условий торговли.

Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4). Стимулирование соревновательности в международной торговле.

Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.

Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий. [2]

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

Глоссарий

Национальная экономика Совокупность хозяйственных единиц, расположенных на экономической территории данного государства.
Демпинг Продажа товара на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем рынке . Поскольку демпинговые товары нарушают правила справедливой конкуренции и приносят убытки местным производителям, практика демпинга получила широкое осуждение в странах, активно участвующих в международной торговле
Таможенная пошлина ввозная Денежный сбор взимаемый государством при ввозе (импорте) товаров; является средством повышения цен на импортные товары внутри страны и снижения их конкурентоспособности по сравнению с местными товарами; поступает в доход государственного бюджета.
Импортные квоты Импортное ограничение, налагаемое на импортируемые товары, чтобы уменьшить объемы определенных изделий, которые могут ввозиться в страну из какой-то другой определенной страны в течение указанного периода. Такие шаги могут предприниматься в целях сохранения запасов иностранной валюты в случае неблагоприятного платежного баланса или защиты отечественного рынка от иностранной конкуренции). Обычно квоты реализуются через системы импортных лицензий
Торговый баланс   Отчетность, отражающая результаты участия страны в международной торговле. Торговый баланс является составной частью платежного баланса, входя в текущий счет. Он состоит из "видимых" статей, которые отражают импорт и экспорт материальных товаров, и "невидимого" баланса - поступлений и расходов от таких услуг, как страхование, финансовые услуги, фрахт и туризм.
Нетарифное регулирование Весь комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих (ограничивающих) свободную торговлю между государствами.
Протекционизм Экономическая политика государства, направленная на поощрение развития национальной экономики и ее защиты от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые в страну товары, ограничения или полного запрещения ввоза отдельных товаров, а также с помощью ряда других мер; система протекций, покровительства в устройстве чьих-либо дел.
Экспортная субсидия Один из способов государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Такое субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экспортного производства, а также путем предоставления на те же цели благоприятных кредитов.
Внешняя торговля Торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. В.т. осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. Внешняя торговля страны регулируется государством. Для этого используются такие средства, как таможенный тариф , лицензирование, контингентирование и другие нетарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства. Договорно-правовой базой для ведения внешней торговли являются торговые договоры и соглашения, соглашения о платежах, кредитные соглашения и др.
Внутренний рынок Сфера товарного обмена, ограниченная государственными границами страны.

                    Приложения




Приложение 1


 Список использованной литературы.

1. Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов А.М. Макроэкономика, 2003.

2. Экономический Лабиринт №6(47) июль 2002.

3. http://www.wto.org/.

4. Внешняя торговля. — 2000. — № 2.

5. Пахомов АЛ. Договоренности Уругвайского раунда и эволюция ВТО.

6. Вопросы экономики. — 2000. — №8.

7. Эксперт. — 2001. — № 41.

8. http://www.euronews.com/.

9. Н.Д.Елецкий, О.В.Корниенко Мировая экономика Москва-Ростов-на-Дону 2004г.

10. Оболенский В. Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции, МЭиМО №5,  2002.

11. http://www.wto.ru/

 

 


[1] Пахомов АЛ. Договоренности Уругвайского раунда и эволюция ВТО.

 

[2]   Во­просы экономики. — 2000. — №8.

 

[3] http://www.wto.org/.

 

3 http://www.wto.org/.

 

4 . Н.Д.Елецкий, О.В.Корниенко Мировая экономика Москва-Ростов-на-Дону 2004г.

 

 

5 Эксперт. — 2001. — № 41.

 

5 Эксперт. — 2001. — № 41.

 

7 Экономический Лабиринт №6(47) июль 2002.

 

6 http://www.euronews.com/.

 

2  Во­просы экономики. — 2000. — №8.

 

8 . Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов А.М. Макроэкономика, 2003.

 

6 http://www.euronews.com/.

 

9 Внешняя торговля. — 2000. — № 2.

 

 

8 . Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов А.М. Макроэкономика, 2003.

 

7 Экономический Лабиринт №6(47) июль 2002.

 

[5]

6 http://www.wto.ru.

 

9 Внешняя торговля. — 2000. — № 2.

 

 


 




Курсовая работа

на тему:

Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО

 

2009

 


                                     Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………....3

1 Всемирная торговая организация………………………      ………..5

 1.1. История создания…… …………………………………………...…5

 1.2. Задачи ВТО………… …………………………………………...…..6

 1.3. Практические принципы работы ВТО…………………... ………..7

 1.4. Организационная структура ВТО………… …………...………….10

2 Россия и Всемирная торговая организация… …          ………….12

 2.1. Первые шаги вступления России в ВТО……………… …...…….12

 2.2. Цели и задачи присоединения………… …..….…………………..14

 2.3. Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО..21

 2.4. Поддержка России по присоединению к ВТО…………..………...32

Заключение………………………………………………… …………..35

Глоссарий                                                                                                37

Приложения                                                                                            40

Список использованной литературы…………………………………….42

 


Введение

Мы твердо приняли решение двигаться в направлении вступления в ВТО. и это решение будет реализовано», — заявил Владимир Путин на выездной сессии Всемирного экономического форума в Москве, состоявшейся в октябре 2001 г. Но, подтвердив в очередной раз решимость России, присоединиться к ВТО, президент тут же отметил, что все действия в этом направлении будут сопоставляться с интересами национальной экономики. В частности, как подчеркнул глава российского государства, «мы, но согласимся ни при каких обстоятельствах на вступление в ВТО на нестандартных условиях».

Насчет нестандартных условий, которые, по заявлению Владимира Путина, нам пытались навязать представители ВТО, все понятно — дискриминировать себя мы не позволим: в конце концов, даже те выгоды от присоединения к ВТО, которые сегодня кажутся бесспорными, не оправдывают очередного унижения России перед всем миром и краха потенциально конкурентоспособных секторов хозяйства, не готовых прямо сейчас на равных ввязаться в рыночный бой с иностранцами.

Ключевой вопрос переговоров о вступлении в ВТО — где находится предел уступок, перейдя который мы не сможем компенсировать потери от присоединения к ВТО выгодами. Причем ответить на этот вопрос, не анализируя в деталях ситуацию в различных секторах российского хозяйства, в принципе невозможно.

Сегодня можно достаточно точно назвать как отрасли, которые выиграют от вступления в ВТО (например, черная металлургия и химическая промышленность, в отношении которых то и дело затеваются антидемпинговые расследования), так и отрасли, которым это сулит немалые проблемы (автомобилестроение, банковский и страховой сектора и практически все производства импортозаменяющей продукции). Однако даже среди специалистов нет единства в комплексной оценке последствий вступления России в ВТО. Другими словами, отраслевые интересы сегодня очевидны, а вот о национальных говорить весьма сложно.

«Одним из негативных моментов вступления в ВТО является то, что наша наука не очень хорошо анализирует эти вещи, для анализа экономического явления должна сложиться школа, накопиться знания. У нас в силу ряда обстоятельств такой школы не сложилось, несмотря на титанические усилия отдельных людей. Специалистов, способных понимать все это в целом, в комплексе, к сожалению, нет, поэтому мы в своих действиях основываемся прежде всего на диалоге с представителями реальной экономики, а не на рекомендациях и оценках нашей науки».

Отметим, что невозможность комплексной оценки последствий присоединения России к ВТО обусловлена и еще одной, гораздо более важной причиной — атмосферой тайны, сопровождающей переговоры. Государственные чиновники, входящие в состав комиссии по переговорам о вступлении России в ВТО, предпочитают не распространяться даже о тех позициях, по которым достигнуты конкретные договоренности. Хотя очевидно, что российским бизнесменам жизненно важно знать, на каких условиях им придется конкурировать с иностранными фирмами на нашем же рынке через два-три года.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 270.