Курсовая работа
на тему:
Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………………....3
1 Всемирная торговая организация……………………… ………..5
1.1. История создания…… …………………………………………...…5
1.2. Задачи ВТО………… …………………………………………...…..6
1.3. Практические принципы работы ВТО…………………... ………..7
1.4. Организационная структура ВТО………… …………...………….10
2 Россия и Всемирная торговая организация… … ………….12
2.1. Первые шаги вступления России в ВТО……………… …...…….12
2.2. Цели и задачи присоединения………… …..….…………………..14
2.3. Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО..21
2.4. Поддержка России по присоединению к ВТО…………..………...32
Заключение………………………………………………… …………..35
Глоссарий 37
Приложения 40
Список использованной литературы…………………………………….42
Введение
Мы твердо приняли решение двигаться в направлении вступления в ВТО. и это решение будет реализовано», — заявил Владимир Путин на выездной сессии Всемирного экономического форума в Москве, состоявшейся в октябре 2001 г. Но, подтвердив в очередной раз решимость России, присоединиться к ВТО, президент тут же отметил, что все действия в этом направлении будут сопоставляться с интересами национальной экономики. В частности, как подчеркнул глава российского государства, «мы, но согласимся ни при каких обстоятельствах на вступление в ВТО на нестандартных условиях».
Насчет нестандартных условий, которые, по заявлению Владимира Путина, нам пытались навязать представители ВТО, все понятно — дискриминировать себя мы не позволим: в конце концов, даже те выгоды от присоединения к ВТО, которые сегодня кажутся бесспорными, не оправдывают очередного унижения России перед всем миром и краха потенциально конкурентоспособных секторов хозяйства, не готовых прямо сейчас на равных ввязаться в рыночный бой с иностранцами.
Ключевой вопрос переговоров о вступлении в ВТО — где находится предел уступок, перейдя который мы не сможем компенсировать потери от присоединения к ВТО выгодами. Причем ответить на этот вопрос, не анализируя в деталях ситуацию в различных секторах российского хозяйства, в принципе невозможно.
Сегодня можно достаточно точно назвать как отрасли, которые выиграют от вступления в ВТО (например, черная металлургия и химическая промышленность, в отношении которых то и дело затеваются антидемпинговые расследования), так и отрасли, которым это сулит немалые проблемы (автомобилестроение, банковский и страховой сектора и практически все производства импортозаменяющей продукции). Однако даже среди специалистов нет единства в комплексной оценке последствий вступления России в ВТО. Другими словами, отраслевые интересы сегодня очевидны, а вот о национальных говорить весьма сложно.
«Одним из негативных моментов вступления в ВТО является то, что наша наука не очень хорошо анализирует эти вещи, для анализа экономического явления должна сложиться школа, накопиться знания. У нас в силу ряда обстоятельств такой школы не сложилось, несмотря на титанические усилия отдельных людей. Специалистов, способных понимать все это в целом, в комплексе, к сожалению, нет, поэтому мы в своих действиях основываемся прежде всего на диалоге с представителями реальной экономики, а не на рекомендациях и оценках нашей науки».
Отметим, что невозможность комплексной оценки последствий присоединения России к ВТО обусловлена и еще одной, гораздо более важной причиной — атмосферой тайны, сопровождающей переговоры. Государственные чиновники, входящие в состав комиссии по переговорам о вступлении России в ВТО, предпочитают не распространяться даже о тех позициях, по которым достигнуты конкретные договоренности. Хотя очевидно, что российским бизнесменам жизненно важно знать, на каких условиях им придется конкурировать с иностранными фирмами на нашем же рынке через два-три года.
Всемирная торговая организация (ВТО)
История создания
ВТО (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.
ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.
Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.[1]
Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме этой организации.
В ВТО вступили и некоторые экс-советские страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота – в сущности, практически весь мировой рынок без России. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. В 2003 таких стран насчитывалось 29, включая Российскую Федерацию и некоторые другие постсоветские государства (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан).
Задачи ВТО
Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.
В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.
1). Отсутствие дискриминации в торговле.
Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.
2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.
Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.
3). Стабильность и предсказуемость условий торговли.
Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.
4). Стимулирование соревновательности в международной торговле.
Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.
5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.
Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий. [2]
В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.
Глоссарий
Национальная экономика | Совокупность хозяйственных единиц, расположенных на экономической территории данного государства. |
Демпинг | Продажа товара на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем рынке . Поскольку демпинговые товары нарушают правила справедливой конкуренции и приносят убытки местным производителям, практика демпинга получила широкое осуждение в странах, активно участвующих в международной торговле |
Таможенная пошлина ввозная | Денежный сбор взимаемый государством при ввозе (импорте) товаров; является средством повышения цен на импортные товары внутри страны и снижения их конкурентоспособности по сравнению с местными товарами; поступает в доход государственного бюджета. |
Импортные квоты | Импортное ограничение, налагаемое на импортируемые товары, чтобы уменьшить объемы определенных изделий, которые могут ввозиться в страну из какой-то другой определенной страны в течение указанного периода. Такие шаги могут предприниматься в целях сохранения запасов иностранной валюты в случае неблагоприятного платежного баланса или защиты отечественного рынка от иностранной конкуренции). Обычно квоты реализуются через системы импортных лицензий |
Торговый баланс | Отчетность, отражающая результаты участия страны в международной торговле. Торговый баланс является составной частью платежного баланса, входя в текущий счет. Он состоит из "видимых" статей, которые отражают импорт и экспорт материальных товаров, и "невидимого" баланса - поступлений и расходов от таких услуг, как страхование, финансовые услуги, фрахт и туризм. |
Нетарифное регулирование | Весь комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих (ограничивающих) свободную торговлю между государствами. |
Протекционизм | Экономическая политика государства, направленная на поощрение развития национальной экономики и ее защиты от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые в страну товары, ограничения или полного запрещения ввоза отдельных товаров, а также с помощью ряда других мер; система протекций, покровительства в устройстве чьих-либо дел. |
Экспортная субсидия | Один из способов государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Такое субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экспортного производства, а также путем предоставления на те же цели благоприятных кредитов. |
Внешняя торговля | Торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. В.т. осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. Внешняя торговля страны регулируется государством. Для этого используются такие средства, как таможенный тариф , лицензирование, контингентирование и другие нетарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства. Договорно-правовой базой для ведения внешней торговли являются торговые договоры и соглашения, соглашения о платежах, кредитные соглашения и др. |
Внутренний рынок | Сфера товарного обмена, ограниченная государственными границами страны. |
Приложения
Приложение 1
Список использованной литературы.
1. Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов А.М. Макроэкономика, 2003.
2. Экономический Лабиринт №6(47) июль 2002.
3. http://www.wto.org/.
4. Внешняя торговля. — 2000. — № 2.
5. Пахомов АЛ. Договоренности Уругвайского раунда и эволюция ВТО.
6. Вопросы экономики. — 2000. — №8.
7. Эксперт. — 2001. — № 41.
8. http://www.euronews.com/.
9. Н.Д.Елецкий, О.В.Корниенко Мировая экономика Москва-Ростов-на-Дону 2004г.
10. Оболенский В. Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции, МЭиМО №5, 2002.
11. http://www.wto.ru/
[1] Пахомов АЛ. Договоренности Уругвайского раунда и эволюция ВТО.
[2] Вопросы экономики. — 2000. — №8.
[3] http://www.wto.org/.
3 http://www.wto.org/.
4 . Н.Д.Елецкий, О.В.Корниенко Мировая экономика Москва-Ростов-на-Дону 2004г.
5 Эксперт. — 2001. — № 41.
5 Эксперт. — 2001. — № 41.
7 Экономический Лабиринт №6(47) июль 2002.
6 http://www.euronews.com/.
2 Вопросы экономики. — 2000. — №8.
8 . Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов А.М. Макроэкономика, 2003.
6 http://www.euronews.com/.
9 Внешняя торговля. — 2000. — № 2.
8 . Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов А.М. Макроэкономика, 2003.
7 Экономический Лабиринт №6(47) июль 2002.
[5]
6 http://www.wto.ru.
9 Внешняя торговля. — 2000. — № 2.
Курсовая работа
на тему:
Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………………....3
1 Всемирная торговая организация……………………… ………..5
1.1. История создания…… …………………………………………...…5
1.2. Задачи ВТО………… …………………………………………...…..6
1.3. Практические принципы работы ВТО…………………... ………..7
1.4. Организационная структура ВТО………… …………...………….10
2 Россия и Всемирная торговая организация… … ………….12
2.1. Первые шаги вступления России в ВТО……………… …...…….12
2.2. Цели и задачи присоединения………… …..….…………………..14
2.3. Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО..21
2.4. Поддержка России по присоединению к ВТО…………..………...32
Заключение………………………………………………… …………..35
Глоссарий 37
Приложения 40
Список использованной литературы…………………………………….42
Введение
Мы твердо приняли решение двигаться в направлении вступления в ВТО. и это решение будет реализовано», — заявил Владимир Путин на выездной сессии Всемирного экономического форума в Москве, состоявшейся в октябре 2001 г. Но, подтвердив в очередной раз решимость России, присоединиться к ВТО, президент тут же отметил, что все действия в этом направлении будут сопоставляться с интересами национальной экономики. В частности, как подчеркнул глава российского государства, «мы, но согласимся ни при каких обстоятельствах на вступление в ВТО на нестандартных условиях».
Насчет нестандартных условий, которые, по заявлению Владимира Путина, нам пытались навязать представители ВТО, все понятно — дискриминировать себя мы не позволим: в конце концов, даже те выгоды от присоединения к ВТО, которые сегодня кажутся бесспорными, не оправдывают очередного унижения России перед всем миром и краха потенциально конкурентоспособных секторов хозяйства, не готовых прямо сейчас на равных ввязаться в рыночный бой с иностранцами.
Ключевой вопрос переговоров о вступлении в ВТО — где находится предел уступок, перейдя который мы не сможем компенсировать потери от присоединения к ВТО выгодами. Причем ответить на этот вопрос, не анализируя в деталях ситуацию в различных секторах российского хозяйства, в принципе невозможно.
Сегодня можно достаточно точно назвать как отрасли, которые выиграют от вступления в ВТО (например, черная металлургия и химическая промышленность, в отношении которых то и дело затеваются антидемпинговые расследования), так и отрасли, которым это сулит немалые проблемы (автомобилестроение, банковский и страховой сектора и практически все производства импортозаменяющей продукции). Однако даже среди специалистов нет единства в комплексной оценке последствий вступления России в ВТО. Другими словами, отраслевые интересы сегодня очевидны, а вот о национальных говорить весьма сложно.
«Одним из негативных моментов вступления в ВТО является то, что наша наука не очень хорошо анализирует эти вещи, для анализа экономического явления должна сложиться школа, накопиться знания. У нас в силу ряда обстоятельств такой школы не сложилось, несмотря на титанические усилия отдельных людей. Специалистов, способных понимать все это в целом, в комплексе, к сожалению, нет, поэтому мы в своих действиях основываемся прежде всего на диалоге с представителями реальной экономики, а не на рекомендациях и оценках нашей науки».
Отметим, что невозможность комплексной оценки последствий присоединения России к ВТО обусловлена и еще одной, гораздо более важной причиной — атмосферой тайны, сопровождающей переговоры. Государственные чиновники, входящие в состав комиссии по переговорам о вступлении России в ВТО, предпочитают не распространяться даже о тех позициях, по которым достигнуты конкретные договоренности. Хотя очевидно, что российским бизнесменам жизненно важно знать, на каких условиях им придется конкурировать с иностранными фирмами на нашем же рынке через два-три года.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 270.