Сущность международной миграции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.

Тема данной курсовой работы – международная миграция рабочей силы. Это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а, следовательно, и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции. И только в наши дни эти попытки приводят к положительным результатам.

Проблема миграции очень актуальна в наше время, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу.

Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.

Цели, поставленные в курсовой работе, следующие:

· рассмотреть теоретические основы международной миграции кадров, а именно виды и причины трудовой миграции, основные центры притяжения мигрантов, количественные показатели и последствия трудовой миграции для стран принимающих и стран-доноров;

· проанализировать современные международные миграционные потоки, а также миграционные процессы в России и Белгородской области;

· рассмотреть цели и инструменты государственного регулирования международной трудовой миграции в странах-донорах и принимающих странах;

· выявить особенности государственного регулирования трудовой миграции в России.

Предметом данного исследования является международная миграция рабочей силы.

Объектом исследования являются масштабы современных миграционных процессов, их экономические и социальные последствия для стран-доноров и принимающих стран, а также государственное регулирование этих процессов.

Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части – теоретические аспекты проблемы международной трудовой миграции, во второй – характер и масштабы современных миграционных потоков, в третьей – инструменты государственного регулирования трудовой миграции.

Исходя из вышесказанного, курсовая работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, включающая три главы, заключение, приложения. В конце работы представлен список литературы.

В процессе исследования проблемы международной трудовой миграции были использованы следующие методы: наблюдение и сбор фактов, описание, метод анализа и синтеза, сравнение, графический метод и приведение статистических данных.

При написании курсовой работы был использован список рекомендованной научной литературы, издания периодической печати: научные журналы, политические и экономические газеты, официальный интернет-сайт Центра демографии и другие.

Иммиграционная политика

 

В экономической литературе выделяют три направления иммиграционной политики:

1. Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются.

Эта политика преследует цель постоянного обновления трудящихся-мигрантов, поэтому некоторые авторы пишут о так называемой ротационной иммиграции.

По ограничении срока пребывания в стране члены семьи иммигранта не имеют права на въезд.

2. Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи.

3. Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к данной из следующих категорий:

- работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

- специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

- представители редких профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

- специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

- крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Ограничительные инструменты иммиграционной политики включают в себя:

1. Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании, и стажа работы по специальности. Например, в Австралии принимают специалистов со стажем не менее 3 лет, в США – 5 лет.

2. Введение возрастного ценза для въезжающих;

3. Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов;

4. Ограничения политического характера. Так, в США ограничен въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа.

5. Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии.

6. Ограничение времени работы в стране;

7. Запреты на профессии в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено.

8. Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции;

9. Система санкций в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

Общим для всех стран иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения. (4, с.306-309)

 

Эмиграционная политика

 

Двойственное воздействие на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике государств, из которых идет отток трудовых ресурсов.

Можно выделить следующие направления эмиграционной политики государств:

- стимулирование трудовой миграции;

- ограничение трудовой миграции;

- создание условий для реэмиграции;

- создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.

Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

1. жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;

2. лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы после завершения образования за государственный счет;

3. проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам, освобождение их от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;

4.  проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-мигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий;

5. разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;

6. выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья;

7. выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.

В рекомендациях 86 «О трудящихся-мигрантах» в статье 20 записано: «Когда сохранившие свое гражданство трудящиеся-мигранты или члены их семей возвращаются на родину, данное государство должно предоставлять им право на любые находящиеся в силе виды помощи неимущим и безработным, а также право воспользоваться мероприятиями по трудоустройству безработных путем освобождения их от всякого предварительного условия проживания или работы в данной стране или местности». (4, с.309-310)

 

Заключение

 

Исследование процессов международной миграции рабочей силы на современном этапе развития мировой экономики дает возможность сделать некоторые выводы.

Проделанная работа в области теоретических аспектов международной трудовой миграции показала, что

· существует классификация форм трудовой миграции, с помощью которой можно определить характер миграционных потоков;

· основными причинами трудовой миграции являются экономические причины;

· точками притяжения наибольших потоков мигрантов являются такие страны как США, Канада, Австралия и страны Зарубежной Европы;

· существует система количественных показателей миграции, которая включает в себя три статьи: трудовой доход мигранта, перемещение мигрантов и их переводы на родину;

· иммиграция в большей степени положительно влияет на экономику принимающих стран, в то время как эмиграция напротив – оказывает, в основном, негативное воздействие. Это можно объяснить тем, что основным направлением иммиграции являются развитые страны, а источником эмиграции – развивающиеся.

Анализ современных миграционных процессов выявил, что

· в настоящее время в мире около 200 млн. человек являются мигрантами;

· миграция рабочей силы как форма международного сотрудничества в России появилась сравнительно недавно, однако за последние годы наблюдается динамичный рост численности мигрантов. Легально в стране сегодня работают около 2,5 млн. иммигрантов, нелегальная часть составляет 5-7 млн. человек.

· трудовые мигранты не оказывают отрицательного воздействия на рынок труда Белгородской области. Каждый год в область приезжают порядка нескольких сотен тысяч иностранных граждан.

Изучение методов целей, задач и методов государственного регулирования позволило сделать выводы о том, что

· государственное регулирование трудовой миграции является необходимым элементом экономической политики любой страны и проявляется в виде иммиграционной или эмиграционной политики;

· выделяют три основных направления иммиграционной политики: ограничение срока пребывания иммигранта в стране, политика без ограничения срока пребывания и разрешение на постоянное жительство с правом получения гражданства данной страны. Однако большинство стран используют селективный подход – разрешение на беспрепятственный въезд самым «нужным» работникам.

· существует четыре основных направления эмиграционной политики: стимулирование трудовой миграции, ограничение трудовой миграции, создание условий для реэмиграции и создание условий для адаптации реэмигрантов на родине;

· регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба. В начале 2007 г. значительно изменилось миграционное законодательство: упростился процесс регистрации иностранных граждан, изменилась система миграционных квот.

Итогом данного исследования является определение международной миграции рабочей силы как основы функционирования мирового рынка труда и одного из наиболее сложных элементов международных экономических отношений.

 

Список литературы

 

1. «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС» от 9 декабря 1989 г.

2. Рекомендация №86 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах» от 1 июля 1949 г.

3. Закон РФ «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР» от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ

4. Указ Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» от 16 декабря 1993 г. №2145

5. Указ Президента РФ «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. №2146

6. Закон РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ

7. Поправки к закону РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ

8. Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций – М.: ИНФРА-М, 2005. – 137-142с.

9. Борисов В.А. Демография: Учебное пособие – М., 2001.

10. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие/Под ред. В.Г.Игнатова – М.: МарТ, 2003. – 176-207с.

11. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. – 294-317с.

12. Пузакова Е.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Экзаменационные билеты – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

13. Международные экономические отношения: Учебное пособие для вузов/Под ред. Л.Е.Стровского – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. – 148-168с.

14. Мировая экономика: тенденции 90-х годов/Под ред. И.С.Королева – М.: Наука, 1999.

15. Экономика: Учебник/Под ред. А.С.Булатова – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2005. – 762-775с.

16. Глущенко Г.И. Миграция и развитие: мировые тенденции // Вопросы статистики. 2008. №2

17. Рыбаковский О. Миграционный опыт и миграционные установки // Социальная и демографическая политика. 2007. №6

18.  Рязанцев С. Миграция населения // Социальная и демографическая политика. 2007. №2

19. Иноземцев В. «Мы, европейский народ», Ведомости. 2008. http://www.demoscope.ru

20. Коршунов А., Экономика и жизнь. 2007. http://www.demoscope.ru

21. Сас И. «Открытые двери или проходной двор?», Независимая газета. 2008. http://www.demoscope.ru

22. Серков Д. «Трудовые резервы», Итоги. 2008. http://www.demoscope.ru

23.  Тюрюканова Е. «Трудовая миграция в Россию». 2008. http://www.demoscope.ru

24. Интервью со спикером Госдумы Борисом Грызловым. 2007. http://www.demoscope.ru

25. Интервью с начальником УФМС России по Белгородской области С.Ф.Нерубенко. 2006. http://www.bel.ru

26.  Интервью с начальником УФМС России по Белгородской области С.Ф.Нерубенко. 2008. http://www.bel.ru

27.  Интервью с начальником отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по Белгородской области Н.С. Чуевой. 2008. http://www.bel.ru

28.  Информация о направленных с начала 2008 года в УФМС России по Белгородской области уведомлениях от работодателей и заказчиков работ (услуг) о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан http://www.uvd.bel.ru

 

Приложение 1

 

Краткое определение понятий «иммигрант» и «эмигрант» в некоторых странах

 

Страны Понятие «иммигрант» Понятие «эмигрант»
Болгария Лица, которые приезжают из-за границы с намерением устроиться в стране Лица, покидающие страну окончательно и устраивающиеся за границей
Венгрия Иностранцы, которые предполагают получить венгерское гражданство, и венгерские подданные, возвращающиеся по эмиграции Национальные граждане, желающие устроиться за границей и сменить гражданство
Польша Лица, живущие прежде за границей и желающие устроиться в стране на постоянное жительство Лица, покидающие страну окончательно
Россия Лица, приезжающие с целью устроиться в стране, чтобы работать и учиться (за исключением обучения на срок менее 1,5 месяца), и лица, их сопровождающие Лица, покидающие страну с целью работать или учиться (за исключением обучения сроком менее 1,5 месяца), и лица, их сопровождающие
Чехословакия Лица, которые предполагают получить чехословацкое гражданство с целью постоянного проживания Лица, которые предполагают окончательно устроиться в другой стране
Югославия Национальные граждане, которые возвращаются в страну после пребывания за границей, и иностранцы, получившие разрешение на жительство Лица, которые уезжают в целях устройства в другой стране
Куба Лица, въезжающие в страну в целях окончательного в ней устройства Лица, покидающие страну окончательно
США Иностранцы, допущенные на законных основаниях с целью их постоянного проживания в стране Не определяют
Германия Лица, пересекающие границу с намерением устроиться в стране Лица, покидающие страну после прекращения в ней жительства
Франция Владельцы трудовых контрактов на срок не менее 1 года и члены их семей Алжирские выходцы, возвращающиеся в Алжир
Великобритания Лица, которые предполагают жить в стране, по крайней мере, 1 год после проживания за границей в течение года и более Лица, предполагающие устроиться в другой стране на срок менее 1 года после проживания в стране в течение года и более
Италия Итальянские трудящиеся, которые возвращаются в страну после пребывания за границей Итальянские граждане, покидающие страну из-за различных соображений
Швеция Лица, которые предполагают быть в стране, по крайней мере, 1 год Лица, которые предполагают устроиться в другой стране на постоянное жительство
Австралия Лица, которые въезжают в страну в целях постоянного в ней жительства Лица, покидающие страну с намерением постоянного устройства за границей, граждане, покидающие страну на срок 12 месяцев и более
Япония Национальные граждане и иностранцы, приезжающие из-за границы Национальные граждане и иностранцы, которые покидают страну, чтобы устроиться за границей
Саудовская Аравия Иностранцы, которые въезжают в страну Иностранцы, покидающие страну

 

Приложение 2

 

Занятия мигрантов на родине перед выездом на работу в Россию

 

 

Приложение 3

 

Уровень образования трудовых мигрантов

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.

Тема данной курсовой работы – международная миграция рабочей силы. Это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а, следовательно, и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции. И только в наши дни эти попытки приводят к положительным результатам.

Проблема миграции очень актуальна в наше время, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу.

Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.

Цели, поставленные в курсовой работе, следующие:

· рассмотреть теоретические основы международной миграции кадров, а именно виды и причины трудовой миграции, основные центры притяжения мигрантов, количественные показатели и последствия трудовой миграции для стран принимающих и стран-доноров;

· проанализировать современные международные миграционные потоки, а также миграционные процессы в России и Белгородской области;

· рассмотреть цели и инструменты государственного регулирования международной трудовой миграции в странах-донорах и принимающих странах;

· выявить особенности государственного регулирования трудовой миграции в России.

Предметом данного исследования является международная миграция рабочей силы.

Объектом исследования являются масштабы современных миграционных процессов, их экономические и социальные последствия для стран-доноров и принимающих стран, а также государственное регулирование этих процессов.

Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части – теоретические аспекты проблемы международной трудовой миграции, во второй – характер и масштабы современных миграционных потоков, в третьей – инструменты государственного регулирования трудовой миграции.

Исходя из вышесказанного, курсовая работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, включающая три главы, заключение, приложения. В конце работы представлен список литературы.

В процессе исследования проблемы международной трудовой миграции были использованы следующие методы: наблюдение и сбор фактов, описание, метод анализа и синтеза, сравнение, графический метод и приведение статистических данных.

При написании курсовой работы был использован список рекомендованной научной литературы, издания периодической печати: научные журналы, политические и экономические газеты, официальный интернет-сайт Центра демографии и другие.

Сущность международной миграции

Дата: 2019-12-22, просмотров: 261.