Результаты исследования по изучению удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения представлены в таблице.
Таблица 1.
№ Ф.И.О родителей | 1. Пономарева Е.П. | 2. Дмитриев С.И. | 3. Малышкин С.в. | 4. Долженко А.С. | 5. Черников И.Г. | 6. Журавлева А.В. | 7. Сенина О.В | 8. Баранник А.И. | 9. Семенов В.В. | 10. Стецко С.Г. |
1 | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 | 2 | 4 | 2 | 2 |
2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 |
3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
4 | 3 | 4 | 1 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
5 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 |
6 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
7 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 |
8 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
9 | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 |
10 | 3 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 |
11 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
12 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
13 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 |
14 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 |
15 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Результаты (У) | 3,1 | 3 | 2,4 | 2,6 | 2,6 | 2 | 2,2 | 2,6 | 1,8 | 2,4 |
По результатам исследования можно сказать о низком уровне удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения, поскольку коэффициент У находится в пределах от 2-3.
Многие родители удовлетворены коллективом, в котором учится их ребенок. Это очень важно, поскольку ребенок очень тесно связан с семьей, он еще не приобрел нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением и пока еще пытается, конечно, неосознанно, искать в школе то, в чем он нуждается. Это свидетельствует о том, что в семье разумные, добрые отношения, тогда ребенок сам будет вносить в школу доброту и разумность. Очень важно, чтобы родители испытывали чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогом ребенка, от этого зависит уровень удовлетворенности родителей теми условиями, которые предоставляет школа.
Уровень удовлетворенности родителей начал постепенно понижаться, и это заметно из 11, 12, 12, 14, 15 вопросов. К сожалению, отношения педагога и родителей не всегда являются нормальными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей. Это могло явиться причиной того, что многие из родителей были неудовлетворенны теми условиями, которые предоставляет школа ребенку для проявления и развития их способностей; теми знаниями, которые дает педагог.
Родители не должны все обязанности отдавать педагогу, поскольку он лишь помогает и направляет действия родителей по воспитанию детей. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Взаимодействие заключается и в единстве требований к ребенку, организации совместной деятельности, изучении ребенка в семье и школе, составление программ его развития.
Таким образом, мы можем сказать, что классный руководитель не должен навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, а должен ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса, тогда общий коэффициент удовлетворенности родителей работой учебного заведения будет расти.
В целях изучения работы классного руководителя 6а класса был проведен опрос, результаты которого представлены в таблице 2.
Таблица 2. Опрос классного руководителя.
№ | Ответы на вопросы |
1 | 1. Повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий, что дает возможность выявить особенности их отношения к выполнению школьных обязанностей, черты характера, культуру поведения. 2. Индивидуальные беседы. С помощью них классный руководитель узнает, как относится школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время. |
2 | В основном используются групповые формы работы. Чаще всего это родительские собрания. Собрания организуются 1 раз в четверть. С родителями обсуждаются примерные тематики родительских собраний, и выбираются те, которые понравятся всем. Собрание носит не только теоретический, но и практический характер: разбор ситуаций, дискуссии, обсуждения. |
3 | Взаимодействие с семьей данного классного руководителя является эффективным, поскольку он достаточно длительное время работает в школе. Связи с родителями являются дружескими и взаимно уважительными. Родители знают план, содержание учебно-воспитательного процесса в классе, тем самым повышается их интерес, активность, они стараются чем-то помочь, поддержать, появляется забота о делах класса. |
4 | Для классного руководителя классное руководство - это не только обязанности по организации классного коллектива, а настоящая привязанность в каждом. Поэтому он старается приблизить семью к школе. Если ребенок видит своих родителей активно участвующих во всех проводимых мероприятиях, то и он вырастет таким же увлеченным, в жизни, найдет свой правильный путь. Родители – активные участники классных часов, праздников, экскурсий. Они стараются принимают самое активное участие в подготовке своих детей к конкурсам, соревнованиям. |
5 | В тесном контакте со всеми родителями находиться не удается. Как было сказано выше, некоторые из них принимают активное участие. Есть конечно и неблагополучные семьи, которые требуют особого внимания. Здесь имеет место проводить беседы по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи. |
По данным опроса можно сделать вывод о том, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы, классный руководитель. Классный руководитель 6а класса пытается помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения. Это происходит в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков. Основная забота учителя – сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело. Одним из путей достижения этого является объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса.
2.3 Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями
Чтобы связи школы с родителями были дружескими и взаимно уважительными, учителям следует соблюдать такие правила:
1. Никогда не жаловаться родителям на их детей, требуя принятия «соответствующих мер». Встреча с родителями должна проходить только как деловое, дружеское обсуждение некоторых проблем, связанных с поведением ученика или с необходимостью развития его личностных качеств. Учителя не должны писать замечания в дневники учащихся, не следует и выставлять там «двойки», даже если ученик их получил.
2. Родительские собрания нужно проводить как встречи соратников. Учителя должны рассказать, что было сделано в классе за прошедший месяц, что пройдено по каждому учебному предмету, с какими проблемами или трудностями встретились ученики и чем родители могут помочь своим детям. Следует сообщить, какие учебные темы будут изучаться в ближайшее время, какие мероприятия намечены, и какое участие в их проведении могут принять родители.
Вопросы, касающиеся личности отдельных учеников на этих встречах не затрагиваются. Они могут обсуждаться только в личной беседе учителя с родителями. Только наедине можно сообщать родителям результаты ученика, обсуждать его личные трудности, пути их преодоления и развития нужных качеств.
3. Учителя должны знать условия жизни ребенка, характер взаимоотношений в семье, особенности их родителей.
4. Необходимо воспитывать у детей уважение к своим родителям к родным, близким, развивать интерес к изучению своей родословной, к предкам, их делам и свершениям.
Весьма полезно участие родителей в проведении внеучебных занятий детей по их интересам. Хорошо привлекать родителей для проведения праздников, бесед, экскурсий, походов на природу, для работы в педагогическом совете, в Совете школы. Сделать родителей своими соучастниками – важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив – это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе.
Каждое мероприятие, проводимое родителями, каждая встреча их с детьми требуют определенный минимум педагогических знаний, умений. Вот здесь то и нужна поддержка, доброжелательность классного руководителя. Перед каждым мероприятием, проводимым родителями, необходимо организовать консультации, составление плана мероприятия, распределение обязанностей, что является одним из важных условий слаженности и взаимопонимания в совместной деятельности.
Заключение
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное – кто и как вводит ребенка в жизнь. Взаимодействие классного руководителя с родителями является неотъемлемой частью его работы в школе. С первых же дней важно наладить с родителями детей дружеские, партнерские отношения. Ведь основы воспитанности ребенка закладываются в семье, и в школу он приходит уже так или иначе воспитанным.
Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей. Школа и семья – от согласованности их действий зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни ученика.
В нашей работе мы постарались отразить все особенности работы классного руководителя с родителями. Структура работы основывается на целях и задачах, поставленных во введении. Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, мы выявили основы педагогического взаимодействия с родителями; основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями; содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя с родителями.
Во второй главе проанализирована работа классного руководителя одной из Омских школ. На основе методики «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения», выявили уровень удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива. С помощью метода – опроса, мы постарались узнать с помощью каких методов проводится изучение школьников и что оно дает. Ведь благодаря этому, у классного руководителя накапливается представление о том, что представляет собой каждый ученик, как он живет, чем увлекается, и это облегчает ему работу с родителями. По данным опроса можно увидеть, что связи с родителями являются дружескими и взаимно уважительными, однако с некоторыми семьями возникают все же проблемы, которые педагог активно решает с помощью бесед, консультаций и посещения семей. А также в работе даны методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями. Ведь очень важно, чтобы семьи с большим вниманием и благодарностью воспринимали заботу классного руководителя школы об их ребенке, и охотно повышали свою педагогическую культуру.
Список литературы
1. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 258с.
2. Воликова Т.В. Учитель и семья. – М.: Просвещение, 1980. – 111с.
3. Газман О.С. Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя. – М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 1992. – 114 с.
4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 кл. + новые собрания. – М.: ВАКО, 2005. – 254 с.
5. Калейдоскоп родительских собраний: метод. разработки. Вып. 1/ под ред. Е.Н.Степанова. – М.: Сфера. 2005. – 139 с.
6. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980. – 190 с.
7. Классному руководителю. Учеб.-метод.пособие/Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – 280 с.
8. Лизинский В.М. Журнал «Классный руководитель». – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – № 6.
9. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Уч. пособие. – М.: Пед. общ-во России, 2002. – 480 с.
10. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. – М.: Пед. общ-во России. 2000. – 304 с.
11. Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с.
12. Образование родителей и школа: Учеб.- метод. пособие/Под ред. С.И. Петреевской. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – 120 с.
13. Степаненков Н.К.Педагогика: Учебн.пособие. – М.: изд.Скакун В.М., 1998. – 448 с.
14. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с.
15. Чередов И.М. О работе с родителями учащихся. – Омск.: Изд-во ОмГПИ, 1975. – 112 с.
16. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.
17. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 222 с.
18. Щуркова Н.Е. Классное руководство. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
Приложение 1
Методика: «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»
На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен;
1. Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0
2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4 3 2 1 0
4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка.
4 3 2 1 0
5. В классе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель.
4 3 2 1 0
6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
4 3 2 1 0
7. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
4 3 2 1 0
8. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
4 3 2 1 0
9. В учебном заведении проводятся мероприятии, которые полезны и интересны нашему ребенку.
4 3 2 1 0
10. В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.
4 3 2 1 0
11. Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0
12. В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
4 3 2 1 0
13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
4 3 2 1 0
14. Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
4 3 2 1 0
15. Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
4 3 2 1 0
Обработка результатов теста
Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
Приложение 2
Опрос для классного руководителя
1) С помощью каких методов проводится изучение школьников? Что это дает?
2) Какие формы работы с семьей Вы используете?
3) Уверены ли Вы, что Ваше взаимодействие с семьей является эффективным?
4) Что такое для Вас классное руководство? Привлекаете ли Вы всех родителей к организации воспитательной работы и жизни коллектива?
5) Вы находитесь в тесном контакте с родителями учащихся?
Дата: 2019-12-22, просмотров: 234.