Финансы носят исторический характер. Термин "финансы" происходит от латинского слова "financia" - платеж или доход.
Причины тесной связи развития финансовых отношений с формированием и развитием государства состоят в следующем: в докапиталистических формациях доходы и расходы государства носили в основном натуральный характер (повинности, оброки, поступления от натуральных сборов). С развитием капиталистического государства все большее значение приобретают денежные доходы и расходы, что происходит под воздействием усложнения функций государства. Происходит отделение государственной казны от личной казны и собственности монарха, осуществляется переход от сословной к регулярной армии. Все это процессы требовали создания дополнительных денежных источников, появляются понятия "государственные финансы", "государственный бюджет", "государственный кредит".
Особенности финансов как экономической категории:
1) финансы обусловлены существованием государства;
2) финансы выступают как распределительные и перераспределительные отношения;
3) финансы связаны с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов.
Финансовые отношения всегда имеют конкретную форму:
- денежные отношения предприятий с государством по поводу уплаты налогов и обязательных платежей;
- денежные отношения между предприятиями в форме инвестиций в совместную деятельность, долевого участия;
- денежные отношения предприятий с работниками по поводу использования чистой прибыли на дополнительные выплаты, связанные с оплатой труда, на выплату дивидендов и процентов по ценным бумагам;
- денежные отношения государства с населением по поводу уплаты налогов, привлечения средств населения для финансирования текущего и накопленного бюджетных дефицитов;
- денежные отношения предприятий и населения со страховыми организациями;
- денежные отношения по поводу использования государственных фондов финансовых ресурсов (бюджетных и внебюджетных);
- денежные отношения предприятий с населением по поводу привлечения средств при формировании уставного капитала, осуществлении облигационных займов.
Финансовая система строится в зависимости от роли, которую выполняют различные субъекты финансовых отношений в воспроизводственном процессе и включает (рис.):
- финансы предприятий, учреждений и организаций;
- страхование;
- государственные финансы.
Финансовая система – это совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.
Финансовая система - совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками. Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутреннему строению и организационной структуре.
Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев.
Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу выделения сфер и звеньев положен уровень экономической системы.
Организационная структура финансовой системы – это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами.
В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в стране осуществляют органы государственной власти и управления.
Структура финансовой системы – это совокупность ее элементов и связей между ними. Известно, что государственная финансовая система включает четыре звена (подсистемы):
• государственный бюджет;
• местные финансы;
• специальные внебюджетные фонды;
• финансы государственных корпораций.
Финансы выполняют следующие основные функции:
1) распределительная функция заключается в создании основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства, а также в создании вторичных или производных доходов путем распределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами, формами собственности и социальными группами. Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработной платы, прибыли).
Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируются общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Распределительная функция – объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.
Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы;
2) перераспределительная функция – перераспределение созданного продукта, т. е. вторичное распределение между членами общества. Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств. К централизованным фондам относят бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. С помощью системы централизованных финансов в РФ перераспределяется около 60 % стоимости ВВП. Этот перераспределительный процесс обслуживает государственные финансы;
3) контрольная функция – осуществление соблюдения пропорций в распределительном процессе. Пропорции для разных отраслей различны, складываются при разных условиях, а также объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс.
Главной контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.
В связи с развитием рыночных отношений, кроме бюджетных отношений, появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально-культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления;
4) регулирующая функция (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его). Формирование денежных фондов государства означает аккумуляцию доходов в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней. В результате действия этой функции происходит формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства. Использование денежных фондов (доходов) в государстве – обеспечение финансирования бюджетных расходов. В результате действия этой функции происходит обеспечение финансирования расходов, принятых к бюджетному финансированию.
Многие считают, что к основным функциям финансов относятся распределительная и контрольная, а остальные – производные от распределительной функции.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 238.