Эффект, или конечный результат, хозяйственной деятельности характеризуется различными стоимостными и натуральными показателями. По результатам хозяйственной деятельности предприятия можно судить об эффективности работы предприятия. Все показатели представлены в таблице 4.
Таблица 2.4
Результаты хозяйственной деятельности предприятия ОАО «ВМЗ»
Показатели | 2003 г. | 2004 г. | Отклонения | |
2003г. к 2004г.,± | 2003г. к 2004г., % | |||
Выпуск товарной продукции, тыс.руб. | 275229 | 232345 | -42884 | -15,58 |
Себестоимость товарной продукции, тыс.руб. | 257756,00 | 229686,00 | -28070 | -10,89 |
Материальные затраты, тыс.руб. | 173686 | 162826 | -10860 | - 6,25 |
Прибыль, тыс.руб. | 17473,00 | 2659,00 | -14814 | -84,78 |
Рентабельность | 6,78 | 1,16 | -5,62 | -82,89 |
Выработка | 495,10 | 454,10 | -41,00 | -8,28 |
Трудоемкость | 4,41 | 4,52 | 0,12 | 2,72 |
Материалоемкость | 1,58 | 1,43 | -0,16 | -10,12 |
По итогам хозяйственной деятельности предприятия за 2003 и 2004 года (таблица 2.4) можно отметить следующие моменты:
· Себестоимость товарной продукции уменьшилась почти на 11%, что говорит о снижении затрат на производство и реализацию продукции. Снижение себестоимости непосредственно может привести к увеличению объемов производства.
· Рентабельность как показатель экономической эффективности производства предприятия опустилась более чем на 80%, что может быть вызвано снижением объемов производства продукции (на 15,58%). Рассчитывается как отношение общей/чистой прибыли П к среднегодовой стоимости основного капитала ОК и нормируемых оборотных средств ОС,
(2.4)
· Выработка снизилась на 8%, в то же время трудоемкость возросла на 2%. Изменение этих показателей в данном направлении свидетельствует о снижении эффективности производительности труда. Определяется выработка отношением выпуска товарной продукции (в стоимостном или натуральном выражении) ТП к общему числу рабочих на предприятии Чср.
(2.5)
· Сокращение удельных материальных затрат на производство единицы промышленной продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности производства. По данным таблицы 2.4 материалоемкость успешно удалось снизить на 10%. Определяется отношением материальных затрат к объему товарной продукции в натуральном выражении.
(2.6)
Таблица 2.5
Структура себестоимости единицы продукции
Статьи | 2003 г. | 2004 г. | Отклонения | |
на программу, тыс.руб.
| 2003г. к 2004г.,± | 2003г. к 2004г., % | ||
Сырье и осн. материалы | 82,9280 | 81,0700 | -1,858 | - 2,25 |
Покупные изделия | 92,1650 | 81,7560 | -10,409 | - 11,29 |
ОЗП осн. рабочих | 8,3652 | 5,7652 | - 2,6 | - 31,08 |
ДЗП осн. рабочих | 1,2548 | 0,8648 | - 0,39 | - 31,08 |
ЕСН | 12,9971 | 12,4608 | - 0,53 | - 4,12 |
Расходы на сод-е и экспл-ю обор-я | 24,2991 | 23,1540 | - 1,145 | - 4,71 |
Цеховые расходы | 35,4852 | 35,3495 | - 0,13 | - 0,38 |
Цеховая себестоимость | 417,4544 | 293,8102 | - 123,64 | -29,61 |
Транспортные средства | 0,3506 | 0,1794 | - 0,17 | - 48,8 |
Инструмент и хоз. инвентарь | 420,8070 | 667,9910 | 247,18 | 58,7 |
Производственная себестоимость | 838,6121 | 961,9806 | 123,36 | 14,7 |
Маркетинговые услуги | 23,1850 | 22,4880 | - 0,69 | -3 |
Расходы на рекламу | 0,6610 | 1,5480 | 0,88 | 133 |
Прочие расходы | 1,6310 | 1,0960 | -0,53 | - 32,8 |
Полная себестоимость | 864,0891 | 987,1126 | 123,02 | 14,23 |
Исходя из данных таблицы 2.4, был сделан вывод о снижении себестоимости продукции на целых 11 %. Разобраться в причинах таких значительных изменений помогут данные таблицы 2.5. Так, заметно уменьшились расходы на основную и дополнительную заработную платы (31%), на 48,8% снизились расходы на транспортные средства. Но, тем не менее, расходы на рекламу повысились на 133%, сумма расходов на хозяйственный инвентарь и инструменты тоже значительно возросла, что может быть связано с переоборудованием производства. Благодаря уменьшению расходов по статьям заработной платы, цеховой себестоимости, покупных изделий предприятию удалось снизить себестоимость продукции, при том отчислять уже большие суммы на рекламные услуги, что, несомненно, приведет к повышению спроса продукции предприятия на рынке.
Таким образом, завершая 2 главу, следует подвести итоги:
· Предприятие ОАО «ВМЗ» существует на рынке более 60 лет и его продукцию предприятия можно встретить в любом уголке России и в странах СНГ. Приоритетным направлением деятельности завода является производство специальных автотранспортных средств для перевозки разнообразных пищевых, технических жидкостей (нефтепродуктов) и живой рыбы вместимостью до 30000 л.
· Рассматривая показатели эффективности использования основных производственных фондов, можно отметить спад эффективности использования данных ОПФ предприятия и увеличение срока оборота оборотных средств.
· По результатам хозяйственной деятельности предприятия можно говорить как о положительных моментах, так и отрицательных в функционировании предприятия. Так, заметно снизилась себестоимость продукции и материалоемкость. Выработка же возросла, а рентабельность производства упала почти на 80%.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 236.