Основной целью аудиторской проверки является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. При определении методики аудиторской проверки, самостоятельно разрабатываемой в соответствии с действующими нормативными актами, аудиторам или аудиторской фирме, следует учитывать, что главными источниками информации для составления бухгалтерской и налоговой отчетности служат данные учетных регистров, в том числе Главная и Кассовая книги, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости, машинограммы и другие документы, которые позволили бы аудитору сверить данные об остатках на одноименных синтетических счетах с балансовыми статьями по состоянию на конец проверяемого периода. Так, такие статьи актива и пассива баланса, как "Касса", "Расчетный счет". «Уставный капитал», "Резервный капитал" и т.д. должны совпадать с остатками счетов синтетического учета в Главной книге. Анализируя актив баланса, следует помнить, что в его первом разделе приведены наименее ликвидные активы. В пассиве баланса приводятся данные об источниках формирования средств предприятия по разделам:
· капиталы и резервы, т.е. собственные средства предприятия;
· долгосрочные пассивы и краткосрочные пассивы, показывающие по статьям происхождение заемных средств предприятия.
Следующим большим этапом аудиторской проверки будет проверка правильности отнесения затрат на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции один из важных оценочных показателей, определяющих качество работы экономического субъекта. Величина себестоимости влияет на формирование прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг). Совокупность приемов организации документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции и необходимую информацию для контроля за процессом формирования себестоимости, принято называть методами учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Таких методов в практике существует достаточно много, что определяется спецификой различных производств. Однако все методы учета производственных затрат можно классифицировать по следующим основным показателям: 1) по отношению к технологическому процессу:
· позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции характерен тем, что объектом учета затрат является производственный заказ, открываемый на индивидуально или мелкосерийно изготовляемое изделие, серию изделий или часть изделия (в судостроении и тяжелом машиностроении);
· попередельный метод - характерен для массовых производств, в которых исходное сырье и материалы последовательно превращаются в готовую продукцию. Производственные процессы или их группы образуют переделы, каждый из которых завершается выпуском промежуточного продукта-полуфабриката, который к тому же может быть реализован на сторону в качестве отдельного готового продукта производства. Эти переделы и являются объектом учета затрат (металлургия, машиностроение, текстильная, деревообрабатывающая промышленность и т.д.). Здесь технологический процесс строго разделен на отдельные фазы обработки исходного материала, являющиеся вышеуказанными переделами;
· попроцессорный метод - характеризуется тем, что на предприятии выпускают продукцию ограниченной номенклатуры и отсутствует незавершенное производство. Объектами учета затрат являются отдельные процессы как составные части всего процесса производства;
2) по способу сбора информации, обеспечивающему контроль за затратами:
· нормативный метод - характерен тем, что на предприятии по каждому изделию на основе норм и смет расходов составляется предварительная калькуляция нормативной себестоимости изделия. В идеале при отсутствии отклонений от норм фактическая себестоимость изделия должна быть равна нормативной;
· текущий учет затрат по фактической себестоимости с последующим контролем;
3) по объектам калькуляции - деталь, узел, изделие, группа однородных изделий, процесс, передел, производство, заказ. В последнее время в связи с рекомендациями исчислять сокращенную производственную себестоимость стало возможным применять и другие методы учета затрат, в том числе метод директ-костинг, широко применяемый в странах с рыночной экономикой. Его сущность состоит в том, что себестоимость продукции определяется в объеме прямых затрат, а накладные расходы относят непосредственно на счета реализации. Если необходимо исчислить себестоимость для расчета продажной цены и прогнозирования производства этой продукции, всегда есть условия для прибавления к сокращенной себестоимости доли накладных расходов по установленным на предприятии нормам. Правильность использования вышеуказанных методов оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому эти методы должны быть подвергнуты детальному анализу в ходе любой аудиторской проверки. Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
· материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
· затраты на оплату труда;
· отчисления на социальные нужды;
· амортизация основных фондов;
· прочие затраты.
Особое внимание в ходе проверки следует обратить на отнесение на себестоимость сверхнормативных расходов по содержанию служебного автотранспорта, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, затратам на командировки, представительские расходы, рекламу и подготовку кадров, затраты на которые для целей налогообложения принимаются только в пределах норм, установленных законодательством. Следует обратить особое внимание на обоснованность произведенных расходов и наличие первичных оправдательных документов. Оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг подлежит включению в себестоимость, если они проводятся по общему решению собственников предприятия, а не по инициативе одного из них.
В процессе работы следует обратить внимание на правильность исчисления и отнесения на затраты амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством.
После определения фактической себестоимости продукции (работ, услуг) аудитор осуществляет проверку правильности формирования уставного капитала, резервного и других специальных фондов предприятия.
Это потребует тщательного изучения уставных документов, на основании которых должны формироваться указанные источники собственных средств. Здесь особое внимание необходимо обратить на формирование резервного фонда. Например, для закрытого акционерного общества резервный фонд должен составлять не менее 15% Уставного капитала. Кроме этого следует обратить внимание на 100%-ное формирование уставного капитала, а также создание иных специальных фондов, в строгом соответствии с учредительными документами.
Очень трудоемким является процесс проверки состояния учета основных средств и нематериальных активов. В ходе проверки необходимо проверить правильность оформления прихода указанных объектов в бухгалтерии, проверить правильность списания в зачет сумм НДС по приобретаемым основным фондам, обратить внимание на возможность использования льгот, предоставляемых государством при направлении средств на капитальные вложения для исчисления налога на прибыль. Кроме этого следует обратить внимание на правильность отнесения указанных объектов к той или иной группе основных средств или нематериальных активов в соответствии с требованиями руководящих документов по бухгалтерскому учету. Для основных фондов принципиальным является вопрос правильности проведения и отражения в учете ежегодной переоценки основных средств.
Проверка кассовых операций должна охватить три основных направления, это:
· инвентаризация наличия денежных средств;
· проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;
· исследование правильности использования наличных денежных средств предприятием.
Учет кассовых операций на предприятии должен быть организован в строгом соответствии с требованиями инструкции ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. (Порядок ведения кассовых операций в РФ). Аудитору следует обратить внимание на оформление кассовых документов, наличие обязательства кассира о материальной ответственности, проведение периодических внезапных проверок кассы с оформлением актов этих проверок, соблюдение согласованного с банком лимита денежных средств в кассе и других требований, предъявляемых законодательством, в том числе на расчеты наличными сверх установленных лимитов.
В ходе проверки рекомендуется провести инвентаризацию кассы и оформить это соответствующим актом, подписанным главным бухгалтером, кассиром и аудитором.
При проверке банковских операций аудитор руководствуется требованиями Положения ЦБР от 8 сентября 2000 г. № 120-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" и другими нормативными документами, определяющими порядок учета и ведения банковских операций. В процессе проверки аудитор должен установить:
· в каких банках предприятие имеет расчетные и иные банковские счета;
· соответствуют ли суммы, указанные в выписках банка, суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах;
· не допускается ли в отдельных случаях неправильное отражение в учете операций по банку;
· подтверждены ли все операции, проходящие по банку первичными документами (счетами, актами, договорами, письмами и т.д.).
Проверка банковских операций в иностранной валюте требует от аудитора внимательного изучения всех контрактов с зарубежными заказчиками и поставщиками. Здесь следует проверить все операции на соответствие требованиям Инструкции № 7 ЦБ РФ "О порядке обязательной продажи ...части валютной выручки...", - Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н) и других нормативных документов по внешнеэкономической деятельности.
При проверке расчетов по оплате труда сотрудников предприятия, находящихся на штате предприятия, работающим по совместительству и по договорам подряда, следует проверить, ведутся ли они в соответствии с требованиями действующего законодательства. На предприятии должен быть налажен ежемесячный учет рабочего времени каждого сотрудника, работа сотрудников в нерабочие, выходные и праздничные дни своевременно должна оформляться приказами по предприятию и оплачиваться в соответствии с требованиями KЗOT. Штатное расписание должно своевременно корректироваться и оформляться приказами по предприятию. При проверке следует обратить особое внимание на порядок исчисления и удержания подоходного налога с сотрудников. При выборочной проверке следует проверить исчисление налога именно по таким сотрудникам и обратить внимание на правильность и своевременность удержания налога в соответствии с требованиями 2 части Налогового кодекса РФ. Проверка учета, хранения, полноты оприходования и списания товарно-материальных ценностей (ТМЦ) производится аудитором, как правило, выборочно, с использованием данных годовой инвентаризации проведенной на предприятии, в соответствии с требованиями. Цель проверки - выяснить правильность ведения аналитического учета по движению ТМЦ и оформления первичных документов по циклу их движения с момента поступления до списания в производство. Проверка этого участка тесно связана с расчетами с поставщиками (подрядчиками) и подотчетными лицами и должна проводиться комплексно.
В процессе аудиторской проверки необходимо определить соответствие ведения бухгалтерских документов выбранной учетной политике предприятия на отчетный период. Основными положениями учетной политики предприятия, оказывающей существенные результаты на финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период, являются:
· метод определения выручки для целей налогообложения;
· метод списания износа по малоценным и быстроизнашиваемым предметам;
· метод списания ТМЦ в производство и др.
В связи с этим аудитор должен дать свою оценку соответствия фактического учета принятой учетной политике предприятия или отразить выявленные несоответствия и их влияние на финансовые результаты. Заключительным этапом является проверка правильность определения прибыли и финансового результата деятельности предприятия за проверяемый период. Проверка этого участка является основным показателем для составления аудиторского заключения, подтверждающего (неподтверждающего) годовую отчетность предприятия за проверяемый период. Здесь необходимо обратить особое внимание на сверку данных по остаткам одноименных синтетических счетов с балансовыми статьями по состоянию на конец проверяемого периода, проверить правильность отражения в отчетности реформации баланса в соответствии с требованиями руководящих и учредительных документов. Кроме этого, следует проверить соответствие данных синтетического учета годовым расчетам по налогам и отчислениям во внебюджетные фонды. Указанная проверка должна найти свое отражение в материалах аудиторского отчета фирмы по проверке экономического субъекта за проверяемый период. После окончания аудиторской проверки аудитор приступает к оформлению отчетных материалов проверки составлению аудиторского заключения.
Глава 3. Предложения по совершенствованию результатов оформления ревизий и аудиторских проверок.
3.1. Особенности оформления результатов ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Документальное оформление и реализация документов ревизии.
Основные требования, предъявленные к акту ревизии. В акте ревизии результатов расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками должны быть соблюдены: объективность, ясность, точность описания выявленных фактов нарушений со ссылкой на соответствующие нормативные акты и законы.
Выявленные факты, однородных, многочисленных нарушений группируются в ведомость, которая прилагается к акту ревизии и подписывается руководителем и главным бухгалтером. В акте не должна приводится оценка действий различных должностных лиц. Акт ревизии не следу6ет загромождать описанием структуры предприятия, а также отчетами и плановыми данными, имеющимися в периодической и годовой отчетности.
Содержание акта ревизии:
а) общие данные о выполнении ревизуемым предприятием производственных и финансовых планов;
б) выявленные факты нарушений законодательства и нормативных актов;
в) факты не полного выявления договорных обязательств, неправильного расходования средств, других нарушений финансовой дисциплины;
г) факты неправильного ведения бухгалтерского учета и состояния отчетности;
д) факты бесхозяйственности, недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей;
е) размеры причиненного материального ущерба с указанием виновных, а также с изложением обстоятельств, способствующим этим нарушениям;
ж) скрытые при ревизии дополнительные возможности и резервы предприятия.
Методическая систематизация материалов, включаемых в акт ревизии, может производиться двумя способами:
а) по мере завершения проверки первых вопросов составляются промежуточные или разовые;
б) акт ревизии составляется после завершения всей работы.
Оформленные промежуточные акты могут иметь самостоятельное хождение, а так же они являются приложением к основному акту. Кроме этого приложением являются:
- экспертное заключение;
- подлинные документы;
- копии документов;
- выписки;
-объяснительные записки. В приложении данные группируются по видам нарушений и по значимости для ревизуемого предприятия.
Следует отметить, что основные мероприятия по реализации результатов ревизии включают:
а) принятие мер по устранению выявленных недостатков. Руководитель ревизионной группы в 10-дневный срок после окончания ревизии принимает меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности;
б) руководитель предприятия со специалистами разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных нарушений и сообщает об этом руководителю ревизионной группы;
в) мероприятия оформляются в виде приказов, распоряжений, указываются сроки их выполнения и лиц ответственные за это.
Контроль за выполнением решений по материалам ревизии осуществляется в трех формах:
а) информирование руководства ревизионной организации о выполнении предусмотренных мероприятий;
б) выезд ревизоров на место осуществления проверки;
в) проверка устранения недостатков при проведении последующей ревизии.
По результатам ревизии составляется акт в том случае, если в ходе ревизии выявлены нарушения законодательств. Результаты ревизии, в ходе которых не выявлено нарушений актов законодательства - оформляется справка. Акт или справка подписываются ревизором, руководителем, юридического лица (ИП) и главным бухгалтером проверяемого предприятия.
Контролирующие органы, проводившие ревизию, обязаны не позднее 30-дневного срока вынести решение о применении к предприятию экономических санкций. Это решение может быть обжаловано субъектом хозяйствования в вышестоящий контролирующий орган в 5-дневный срок со дня получения. Должностное лицо вышестоящего контролирующего органа обязано рассмотреть жалобу в 15-дневный срок со дня его поступления. Суммой экономических санкций, не отнесенной субъектом хозяйствования, списываются в бесспорном порядке по распоряжению контролирующего органа со счетов правонарушителя или со счетов его дебитора. Не подлежит исполнению решение контролирующего органа об экономических санкциях, если со дня его вынесения прошло 3 или более месяца.
3.2. Особенности оформления результатов ревизии расчетов с покупателями и заказчиками.
Документальное оформление и реализация документов ревизии.
Основные требования, предъявленные к акту ревизии. В акте ревизии результатов расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками должны быть соблюдены: объективность, ясность, точность описания выявленных фактов нарушений со ссылкой на соответствующие нормативные акты и законы.
Выявленные факты, однородных, многочисленных нарушений группируются в ведомость, которая прилагается к акту ревизии и подписывается руководителем и главным бухгалтером. В акте не должна приводится оценка действий различных должностных лиц. Акт ревизии не следу6ет загромождать описанием структуры предприятия, а также отчетами и плановыми данными, имеющимися в периодической и годовой отчетности.
Содержание акта ревизии:
а) общие данные о выполнении ревизуемым предприятием производственных и финансовых планов;
б) выявленные факты нарушений законодательства и нормативных актов;
в) факты не полного выявления договорных обязательств, неправильного расходования средств, других нарушений финансовой дисциплины;
г) факты неправильного ведения бухгалтерского учета и состояния отчетности;
д) факты бесхозяйственности, недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей;
е) размеры причиненного материального ущерба с указанием виновных, а также с изложением обстоятельств, способствующим этим нарушениям;
ж) скрытые при ревизии дополнительные возможности и резервы предприятия.
Методическая систематизация материалов, включаемых в акт ревизии, может производиться двумя способами:
а) по мере завершения проверки первых вопросов составляются промежуточные или разовые;
б) акт ревизии составляется после завершения всей работы.
Оформленные промежуточные акты могут иметь самостоятельное хождение, а так же они являются приложением к основному акту. Кроме этого приложением являются:
- экспертное заключение;
- подлинные документы;
- копии документов;
- выписки;
-объяснительные записки. В приложении данные группируются по видам нарушений и по значимости для ревизуемого предприятия.
Следует отметить, что основные мероприятия по реализации результатов ревизии включают:
а) принятие мер по устранению выявленных недостатков. Руководитель ревизионной группы в 10-дневный срок после окончания ревизии принимает меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности;
б) руководитель предприятия со специалистами разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных нарушений и сообщает об этом руководителю ревизионной группы;
в) мероприятия оформляются в виде приказов, распоряжений, указываются сроки их выполнения и лиц ответственные за это.
Контроль за выполнением решений по материалам ревизии осуществляется в трех формах:
а) информирование руководства ревизионной организации о выполнении предусмотренных мероприятий;
б) выезд ревизоров на место осуществления проверки;
в) проверка устранения недостатков при проведении последующей ревизии.
По результатам ревизии составляется акт в том случае, если в ходе ревизии выявлены нарушения законодательств. Результаты ревизии, в ходе которых не выявлено нарушений актов законодательства - оформляется справка. Акт или справка подписываются ревизором, руководителем, юридического лица (ИП) и главным бухгалтером проверяемого предприятия.
Контролирующие органы, проводившие ревизию, обязаны не позднее 30-дневного срока вынести решение о применении к предприятию экономических санкций. Это решение может быть обжаловано субъектом хозяйствования в вышестоящий контролирующий орган в 5-дневный срок со дня получения. Должностное лицо вышестоящего контролирующего органа обязано рассмотреть жалобу в 15-дневный срок со дня его поступления. Суммой экономических санкций, не отнесенной субъектом хозяйствования, списываются в бесспорном порядке по распоряжению контролирующего органа со счетов правонарушителя или со счетов его дебитора. Не подлежит исполнению решение контролирующего органа об экономических санкциях, если со дня его вынесения прошло 3 или более месяца.
3.3. Особенности оформления результатов аудиторской проверки.
В соответствии с требованиями Временных правил (1), заключение аудитора (аудиторской фирмы) должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой.
В вводной части указываются:
· для аудиторской фирмы: юридический адрес и телефоны;
· порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета; фамилия, имя и отчество всех аудиторов, принимавших участие в проверке;
· для аудитора, работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства;
· номер расчетного счета.
В аналитической части указываются:
· наименование экономического субъекта и период его деятельности, за который проводится проверка;
· результаты экспертизы организации бухгалтерского (финансового) учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;
· факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства Российской Федерации при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц.
В итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении (неподтверждении) достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта. В случае, когда экономическим субъектом - заказчиком в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского (финансового) учета, составлении соответствующей отчетности и соблюдении законодательства Российской Федерации, в этой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении проверки аудиторской фирмой аудиторское заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем аудиторской фирмы либо уполномоченным им иным должностным лицом аудиторской фирмы и заверяется печатью аудиторской фирмы.
По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, аудиторская фирма должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно-положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отразиться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.
В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
В условно-положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
Отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает такое мнение в одной из установленных настоящим Порядком форме.
Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта должно быть выражено так, чтобы этому субъекту и пользователям были очевидны содержание и форма его.
Аудиторское заключение составляется по результатам аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, проведенного аудиторской фирмой.
В аудиторском заключении объект аудита должен быть обозначен либо наименованиями всех составляющих бухгалтерской отчетности, в отношении которых проводился аудит, либо словами "бухгалтерская отчетность". В последнем случае под словами "бухгалтерская отчетность" понимается вся совокупность форм бухгалтерской отчетности, установленная для экономических субъектов данного вида деятельности соответствующим органом, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.
Обозначение объекта аудита должно также содержать отчетный период, отчетную дату и наименование экономического субъекта. В аудиторском заключении должно быть указано наименование экономического субъекта в соответствии с его учредительными документами. Если аудиторское заключение составляется в отношении бухгалтерской отчетности экономического субъекта, являющегося юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, то такая бухгалтерская отчетность должка включать показатели всех филиалов и подразделений экономического субъекта независимо от географического расположения, степени хозяйственной и финансовой самостоятельности, структуры отчетности, внутрихозяйственных взаимоотношений (включая выделенные на отдельный баланс), а также представительств.
Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
Аналитическая часть должна включать:
· название данной части;
· кому адресована аналитическая часть;
· наименование экономического субъекта;
· объект аудита;
· общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта;
· общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности;
· общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
Аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, должна быть озаглавлена "Отчет аудиторской фирмы", а аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, - "Отчет аудитора". Аналитическая часть должна быть адресована исполнительному органу, осуществляющему функцию управления экономическим субъектом.
Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Итоговая часть должна включать:
· название данной части;
· кому адресована итоговая часть;
· наименование экономического субъекта;
· объект аудита;
· указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность;
· распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности;
· указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит;
· изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного, и оценку в стоимостном выражении, если это возможно, их влияния на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта;
· мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта;
· дату аудиторского заключения.
Итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, должна быть озаглавлена "Заключение аудиторской фирмы", а аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, - "Заключение аудитора". Она должна быть адресована учредителям (участникам) экономического субъекта, если иное не предусмотрено договором на проведение аудита.
Если в результате аудита выявлены какие-либо существенные искажения бухгалтерской отчетности, то в прилагаемой к аудиторскому заключению бухгалтерской отчетности экономический субъект должен устранить эти искажения, т.е. бухгалтерская отчетность должна быть составлена с учетом поправок, предложенных аудиторской фирмой.
Если аудиторское заключение составляется после представления экономическим субъектом бухгалтерской отчетности пользователям [учредителям (участника), налоговым органам и др.], то итоговая часть аудиторского заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в этой отчетности, для того чтобы она была признана достоверной. Учетные записи, отражающие такие поправки, должны быть произведены экономическим субъектом в установленном порядке. Аудиторская фирма может использовать любой иной способ представления скорректированной бухгалтерской отчетности экономического субъекта, дающий полное и точное представление пользователям о поправках, необходимых в этой отчетности.
Аудиторская фирма должна представить экономическому субъекту не менее двух первых экземпляров аудиторского заключения:
· не менее одного экземпляра в составе вводной, аналитической и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся объектом аудита;
· не менее одного экземпляра в составе вводной и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся объектом аудита, - для предоставления заинтересованным пользователям, включая налоговые органы.
Каждый экземпляр аудиторского заключения вместе с приложенной к нему бухгалтерской отчетностью является единым целым и должен быть сброшюрован. Аудиторская фирма должна представить аудиторское заключение экономическому субъекту в сроки, согласованные с этим субъектом. Экономический субъект несет ответственность за предоставление копий аудиторского заключения заинтересованным пользователям, включая учредителей (участников), налоговые органы и др. Заинтересованные пользователи, включая налоговые и иные государственные органы, не имеют права требовать от аудиторской фирмы, а аудиторская фирма не имеет право и не обязана предоставлять каким-либо пользователям копии аудиторского заключения целиком или в какой-либо части, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Написав курсовую работу на тему “Ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками на предприятиях и в организациях в условиях развития рыночных отношений”, сделаем краткие выводы.
1. для подготовки и проведения комплексной ревизии, приказом руководителя вышестоящей организации назначается ревизионная группа, в составе работников контрольно-ревизионного аппарата. Также привлекаются высококвалифицированные специалисты со стороны;
2. методические приемы контроля, используемые при выполнении контрольных процедур в процессе ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ;
3. задачи ревизии - установить законность, достоверность, экономическую целесообразность совершенных финансово-хозяйственных операций;
4. планирование и учет контрольно-ревизионной работы осуществляет контрольно-ревизионное управление Минфина и контрольно-ревизионные органы различных ведомств и министерств. Планирование ревизионной работы проводит председатель ревизионной комиссии;
5. следует отметить, что аудитор проверяет наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату ее возникновения и причину образования. Особое внимание должно быть обращено на задолженность с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины ее возникновения, а также уточнить, были ли приняты меры к взысканию задолженности;
6. расчеты с покупателями и заказчиками ведутся на одноименном счете 62. В настоящее время, поскольку большинство предприятий и организаций перешли на этот метод ведения бухгалтерского учета, рекомендуется применять счет 62. Учет расчетов ведется по субсчетам: 62-1 “Расчеты в порядке инкассо”, 62-2 “Расчеты плановыми платежами”, 62-3 “векселя полученные” и др;
7. в акте ревизии результатов расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками должны быть соблюдены: объективность, ясность, точность описания выявленных фактов нарушений со ссылкой на соответствующие нормативные акты и законы.
Список литературы
1. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: Дело и сервис, 2007.
2. Аудит. Учебник /Под ред. Подольского В.И. М.: ЮНИТИ, 2008.
3. Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учет. М.: Перспектива, 2007.
4. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет. /Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
5. Аудит: Учебник для вузов/ под ред. Ильенкова А.В. — М.: Альфа-М, 2008.
6. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. — М.: ИНФРА-М, 2007.
7. Богомолов А.М., Голощанов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения: Метод. Пособие. – М.: Экзамен, 2008.
8. Глушков И.Е. Практический аудит на современном предприятии. Эффективное пособие по практическому аудиту. — Москва-Новосибирск: КНОРУС-ЭКОР, 2007.
9. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие. М.: Форум: ИНФРА-М, 2006.
10. Иванова Н.В., Адам В.И. Бухгалтерский учет в промышленности. М.: Академия, 2007.
11. Камышанов П.И. Бухгалтерский учет и аудит. – М.: Приор, 2007.
12. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. М.:Инфра-М, 2008.
13. Крупченко Е.А. Аудит в экзаменационных вопросах и ответах. М.: Феникс, 2007.
14. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Перспектива, 2006.
15. Коваль Л.С. Бухгалтерский (финансовый) учет. М.: Гелиос АРВ, 2006.
16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. /Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
17. Лабынцев Н.Т. Аудит. Теория и практика. М.: ПРИОР, 2007.
18. Ладутько Н.И. Бухгалтерский учет. М.: ФУ, 2007.
19. Овсийчук М.Ф. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями //Аудитор - 2006
20. Об аудиторской деятельности в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 22.12.93 г. №2263
21. О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в РФ. Постановление Правительства РФ от 27.04.99 г. № 472
22. Практический аудит. /Учебное пособие. Под ред. Соколова Я.В. СПб: Издательство «Юридический центр «Пресс», 2007.
23. Петров А.М. Внутренний аудит расчетов с дебиторами //Аудитор - 2007
24. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ЮНИТИ, 2007.
25. Скобара В.В. Аудит: Методология и организация. – М.: Дело и сервис, 2008.
26. Суйц В.П., Смирнов Н.Б. Основы российского аудита: Руководителю предприятия, фин. директору, главбуху. – М.: ДИС, 2007.
27. Терехов М.А. Аудит и компьютеризированная обработка данных// Бухгалтерский учет – 2008.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 249.