Государственный долг и его виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Государственный долг

Государственный долг – находящиеся на руках у держателей (граждан и юридических лиц страны и заграницы) долговые обязательства ЦБ, министерства финансов (облигации, векселя, депозитные сертификаты). Государственный долг надо обслуживать, т.е. выплачивать проценты и платежи погашения. Различают внутренний и внешний долг. Расходы по обслуживанию долга составляют значительную часть бюджетных выплат (около 30% расходов бюджета России в 1997 г.).(5, с.247)

Государственный долг в Российской Федерации формируется как сумма бюджетных дефицитов прошлых лет (за минусом бюджетных профицитов) и включает следующие составляющие:

• задолженность по кредитам перед российскими и иностранными банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

• задолженность по бюджетным ссудам и кредитам перед бюджетами других уровней;

• государственные займы в виде государственных ценных бумаг, выраженных в рублях и иностранной валюте;

• задолженность государства перед гражданами по заработной плате, компенсации сбережений, потерянных при переходе к рынку в 1991 году, товарным обязательствам и т.п.

• сумму выданных государственных гарантий.  (6, с.219)

Для уменьшения государственного долга используются следующие механизмы:

• реструктуризация долга;

• конверсия и консолидация долга. (6, с.219)

Под реструктуризацией понимается замена «старых» долговых обязательств новыми с более «мягкими» условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т.п.), а также частичное списание долга. (6, с.220)

Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности.  (4, с.156)

Консолидация – это изменение условий займа, связанные с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительств заемщика и кредитора. (4, с.156)

Рост государственного долга влечет за собой следующие последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, кто владеет облигациями, станет еще богаче.

Во-вторых, повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или его уменьшению может подорвать действие экономических стимулов.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта за рубеж.

В-четвертых, когда правительство берет займ на рынке капиталов для погашения долга или уплаты процентов по государственному долгу, это приводит к увеличению ставки процента на капитал. Но рост процентной ставки обусловливает сокращение инвестиций.

Можно отметить еще и чисто психологический аспект: с ростом государственного долга отмечается нарастание чувства неуверенности населения страны в завтрашнем дне. (9, с.62)

Государственный долг субъекта РФ это совокупность дол­говых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находя­щимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляю­щим его казну.  (3, гл 18)

Долговые обязательства субъекта РФ существуют в форме:

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, ме­ждународными финансовыми организациями;

2) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

3) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспе­чению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта РФ на основе принятых законов субъекта;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструк­туризации долговых обязательств субъектов прошлых лет.  (3, гл 18)

Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет. Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ. (3, гл 18)

Большая доля государственного долга в национальном доходе ограничивает возможности правительства при проведении стабилизационной политики, определяя нижний предел ставок налога и процента и верхний предел непроцентных расходов государственного бюджета. Условием снижения доли государственного долга в национальном доходе является образование первичного бюджетного избытка и превышение темпа прироста национального дохода над уровнем реальной ставки процента. (10, с.400)

 

Внешний государственный долг

Внешний государственный долг — это долг данного государства другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам. Внешний государственный долг обусловлен рядом макроэкономических факторов, действие которых обуславливает объективную природу такой задолженности. (8, с.408)

 Назовем факторы циклического дисбаланса в экономике, вызванного автоматическим сокращением налоговых поступлений в бюджет и сокращением государственных расходов в условиях циклического спада деловой активности. Кроме того, следует назвать факторы, обуславливающие структурный дисбаланс. То есть, решение вопросов, связанных с налаживанием новых видов производства в стране, с техническим перевооружением имеющейся структуры основного капитала требует притока дополнительных финансовых ресурсов. Одним из каналов получения дополнительного капитала являются внешние займы и кредиты. (8, с.408)

 Здесь возникает вопрос: Какие средства следует причислять к объему внешнего госдолга? Только те, которые были получены правительством страны и правительственными учреждениями или сюда следует относить долги отдельных банков и фирм? Международная практика показывает, что внешний долг — это совокупная сумма долгов Центробанка, правительства, и отдельных банков и компаний. Во многих странах мира действует правило, согласно которого все более-менее значительные объемы внешних заимствований отдельных рыночных субъектов данной страны гарантируются в той или иной степени государством. Следовательно, объем внешнего долга включает в себя как суверенные (государственные) долги, так и долги отдельных рыночных субъектов. Приток внешних заимствований с одной стороны имеет субъективные основания в виде решений правительственных органов о необходимости внешних займов и кредитов. С другой стороны он имеет и объективные основания, обусловленные складывающейся макроэкономической ситуацией. При систематическом наращивании долгового финансирования для покрытия бюджетного дефицита увеличивается спрос на деньги. Если Центробанк ограничивает выпуск денег в обращение, то это стимулирует быстрый рост процентных ставок. (8, с.408)

 Повышение процентных ставок на внутреннем рынке данной страны увеличивает спрос на валюту этой страны и ее ценные бумаги. Это создает приток ≪горячих≫ денег в страну и увеличение суммы внешнего долга. Обменный курс национальной валюты повышается, что стимулирует увеличение импорта и сокращение экспорта. Здесь мы сталкиваемся с комплексной формой проявления эффекта вытеснения, когда импорт вытесняет собственное производство, иностранные инвестиции вытесняют внутренние инвестиции. На объем и структуру внешнего долга в большой степени влияют политические решения государства. Преодолеть тяготы внешнего долга весьма непросто. Но для этого решающее значение имеет политическая воля руководства. Если оно твердо взяло курс на приоритетное развитие национального производства и полностью отказывается от внешних долгов как формы покрытия бюджетного дефицита, то прямой путь к выходу из долговой трясины намечен. Здесь можно упомянуть решения правительства России в 2000—2002 гг. об отказе от кредитов МВФ и о выработке долгосрочного плана погашения внешней задолженности. (8, с.408)

Внешняя задолженность государства имеет специфические особенности, отличающие ее от внутреннего долга. Внутренний долг, или долг государства перед своими же гражданами, означает внутренний трансферт между ними в пределах своей страны. Внешний же долг является чистым бременем для экономики, так как выплачивается иностранцам и поэтому может рассматриваться как чистый трансферт из страны (внешний трансферт). Кроме того, внешний долг не может быть погашен с помощью денежного финансирования, так как исчисляется в иностранной валюте. Это устраняет стимул к использованию эмиссионного способа погашения долга. (11, с.119)

Структура внешнего долга РФ включает:

• задолженность странам-участницам Парижского клуба;

• задолженность другим странам;

• коммерческая задолженность;

• задолженность перед международными финансовыми организациями (МВФ, Мировой банк, ЕБРР);

• еврооблигации;

• ОВГВЗ, ОГВЗ;

• задолженность Банку России. (6, с.220)

Классификация видов государственного внешнего долга РФ включает следующие статьи — государственный внешний долг РФ, в том числе по кредитам, полученным от: правительств иностранных государств; иностранных коммерческих банков и фирм; международных финансовых организаций. (3, гл 18)

Строго говоря, в отношении внешнего долга следует различать платежеспособность государственного сектора и страны в целом. В первом случае оценивается способность государственного сектора платить по внешнему или общему долгу, включая внутренний. Во втором — платежеспособность по внешнему долгу, как государственного сектора, так и частных заемщиков (например, коммерческих банков и предприятий). (11, с.120)

 

 

Внутренний государственный долг

Внутренний государственный долг — это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством РФ, государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством. (8, с. 408)

Государственный долг существовал и в Советском Союзе. Высокий уровень дефицита и эмиссионные способы его покрытия привели советскую экономику в состояние хаоса к началу радикальных экономических преобразований в России. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.(12, с.312)

Основные государственные долговые обязательства, которые обеспечиваются Правительством Российской Федерации:

—государственные краткосрочные облигации ГКО (сроком на 3, 6, 12 месяцев);

— облигации федерального займа (ОФЗ) (сроком на 1—3 года);

— государственные долгосрочные облигации (ГДО) (сроком до 30 лет);

— облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ);

— казначейские векселя и обязательства. (8, с. 408)

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров при погашении внутреннего долга не происходит, но возникают другие сложности в экономической жизни. (8, с. 409)

 Внутренний долг нельзя рассматривать в качестве долговой «петли» экономики. Более правильно его оценивать как средство постоянного финансирования экономики государством. Превышение расходов государства над доходами нельзя рассматривать как базу экономического краха. Если говорить о бюджетном профиците, то этот феномен нельзя рассматривать как явление положительное. Бюджетный излишек формирует дополнительный спрос на деньги. Это увеличивает темпы инфляции. Если бюджетный излишек заморозить, то тем самым ограничивается избыточное давление совокупного спроса и сдерживаются темпы инфляции. (8, с. 409)

В бюджетной клас­сификации выделен раздел классификации видов государствен­ных внутренних долгов РФ и субъектов РФ. Раздел включает сле­дующие статьи:

•целевой заем 1990 г.;

•целевые вклады и чеки на автомобили;

•государственный внутренний заем РФ 1991 г.;

•государственный внутренний долг РФ, принятый бывшего СССР;

•государственный внутренний заем 1992 г.;

•задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ на покрытие бюджетного дефицита в 1991—1994 гг., включая задолженность по процентам;

•казначейские обязательства;

•государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;

•государственные краткосрочные облигации;

•государственные казначейские векселя;

•переоформленные в вексель Минфина РФ задолженно­сти: по централизованным кредитам и начисленным про­центам организаций АПК и организаций, осуществляю­щих завоз продукции в районы Крайнего Севера; пред­приятий текстильной промышленности Ивановской об­ласти по неуплаченным процентам за пользование цен­трализованными кредитами; по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва;

•государственные гарантии;

•облигации федеральных займов с переменным и постоянным купонным доходом;

•государственный сберегательный заем;

•государственный внутренний целевой заем РФ для погашения товарных обязательств;

•индексация вкладов населения;

•задолженности: по техническим кредитам, предоставленным Центральным банком РФ странам СНГ; Пенсионному фонду РФ по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий; по внутреннему валютному долгу; по авалированным векселям Агропромбанку; предприятиям топливно-энергетического комплекса и   другим отраслям промышленности; облигации государст­венных нерыночных займов. (3, гл 18)



Дата: 2019-12-22, просмотров: 225.