Конкурсно – развлекательная программа как средство развития творческих способностей младших школьников.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конкурсно – развлекательная программа как средство развития творческих способностей младших школьников.

 

Минск, 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………….........3

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников.….......................................................................................................7

1.1.Понятие творческие способности..........................................................7

1.2.Характеристика творческого потенциала младших школьников……................................................................................................11

1.3.Специфические особенности конкурсно – развлекательной программы………………………………………………………………………15

Глава 2. Методика разработки сценария конкурсно – развлекательной программы для младших школьников и структурные компоненты сценария……………………………………………………….…………………20

   2.1.Сценарий конкурсно – развлекательной программы для младших школьников«Принц страны чудес»……………………….………………….20

   2.3.Режиссёрская экспликация  конкурсно - развлекательной программы.………………………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованных источников………………………………………….34

Приложение……………………………………………………………................35

 

Введение

Влияние детского творчества в развитии ребенка как личности очень велико. Наше время – это время перемен. Культура и искусство способны воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно- эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. А это в наше время становится все менее явным для современных детей. Творческая деятельность – это неотъемлемая часть жизни человека. Любое творчество на долгие годы станет мощным источником полноценного развития человека.

Проблема гармоничного развития особенно актуальна в наши дни, когда люди все больше погружаются в мир развивающихся технологий, и совершенно не уделяют внимания творчеству. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, определяется, на мой взгляд, творческим потенциалом подрастающего поколения. 

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и формирования личности во всех сферах и в том числе, в сфере культурно –досуговой деятельности. Так как досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии.

Развитие творческих способностей и право на участие в культурной жизни младших школьников закреплено такими нормативно – правовыми документами как, Конституция Республики Беларусь (2 раздел, Статья 51) и Законом об образовании (Статья 7 и 16).

Проблема развития творческих способностей наиболее широко рассматривалась в первой половине XX века. Обширные исследования по развитию творческих способностей в середине XX столетия предприняла Богоявленская Д.Б.  Опираясь на ранее наколенный опыт, она существенно расширила и обогатила существующее представление об основных творческих способностях. Изучением творческих способностей и психических функций ребенка занимались такие выдающиеся ученые, как М.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.С. Немов, А.М. Прихожан и С.Л. Рубинштейн.

Обучение младших школьников умениям и навыкам самоорганизации - важная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Однако даже знание видов и продолжительности занятий младшего школьника в свободное время еще ничего не говорит о их рациональном и  разумном выборе при организации собственного досуга. Для того чтобы деятельность младшего школьника во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению неблагоприятных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения младшего школьника навыками самоорганизации. И именно эти навыки проявляются в одной из форм досуга – конкурсно–развлекательной программе.

Участие младших школьников в конкурсно–развлекательных программах способствует развитию творческих способностей младших школьников, личностных качеств, навыков самоорганизации.

Конкурсно–развлекательная программа создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование развлекательных приемов и методов в конкурсно - развлекательной программе позволяет младшим школьникам развлечься, повеселиться, а также создаёт атмосферу праздника, где каждый участник  стремится проявить себя, как можно лучше.

В настоящее время существует достаточно много методических разработок конкурсно - развлекательных программ. Однако в практической деятельности наблюдается потребность в оригинальных сценариях.

Цель курсовой работы:

разработать сценарий и режиссерско-постановочный план конкурсно – развлекательной  программы для младших школьников «Принц страны чудес».

Задачи курсовой работы:

1.   Изучить теоретические аспекты формирования творческих способностей младших школьников

2.   Рассмотреть и выявить особенности развития творческих способностей младших школьников

3.   Выявить специфику конкурсно – развлекательной программы как формы КДП

4.    Разработать сценарий конкурсно – развлекательной программы

5.   Разработать режиссерско – постановочный план конкурсно – развлекательной программы

Предмет исследования курсовой работы:

 процесс подготовки и проведения конкурсно – развлекательной программы в формировании творческих способностей младших школьников.

Объект исследования курсовой работы:

 творческие способности младших школьников

Методы исследования в курсовой работе:

анализ источников

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

Общий объём работы составляет              .

 

 

Эпизод 1

Эпизод 2

Конкурс «Пронзенное сердце»

Ведущая:  Дорогие друзья, вы все знаете, что Золушка пронзила Принца в самое сердце. И сейчас мы посмотрим, меткие ли стрелки наши мальчики. Каждому из них дается три попытки попасть в сердце закрепленное на нашей стене. И пусть это не сердце Золушки, а всего лишь тренировка, но кто знает может своей меткостью вы пронзите сердце девочки сидящей в этом зале. А мы с вами, дорогие друзья, будем считать количество попаданий.

Звучит музыка(Прилодение Б, трек 4)

Эпизод 3

Эпизод 4

Эпизод 5

 Конкурс «Скажи скороговорку».

Ведущая: Теперь мы хотим проверить, как вы умеете красиво говорить. Я раздам вам карточки, на которых написаны скороговорки. Мы даем вам на репетицию 30 секунд, после этого вы должны будете сказать каждый свою скороговорку, повторив ее трижды. Раздает карточки со скороговорками:

– Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

– У Сени и Сани в сетях сом с усами.

– Идет с козой косой козел.

– Хвала халве, хвалю халву.

– Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.

– Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

(Через 30 секунд каждый мальчик говорит свою скороговорку, повторяя ее три раза.)

Звучит музыка(Приложение Б, 2 трек)

Эпизод 6

Финал.

Ведущая: Все наши участники получают дипломы и билеты в развлекательный центр «НЛО», где они смогут отдохнуть и повеселиться от души. И для всех в этом зрительном зале звучит песня «Я с тобой» в исполнении Полины Ракинцевой. (Приложение Б, трек 6)

А я же прощаюсь с вами. До новых встреч!

Заключение

Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей младшего школьного возраста. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Важнейшим условием формирования ребенка младшего школьного возраста является творческое воображение. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами.

Младший школьный возраст остаётся благоприятным для развития творческих способностей. Дети, в отличие от взрослых, способны проявлять себя в различных видах деятельности - учебной, художественной. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах, предметных олимпиадах. Учителям и взрослым следует помнить, что развитое творческое воображение, типичное для детей младшего школьного возраста, по мере взросления человека постепенно снижается. Вместе с уменьшением способности фантазировать «обедняется» личность, гаснет интерес к искусству и науке.

Творческие способности развиваются в творческой деятельности, при выполнении различных творческих заданий. Есть великая «формула», приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и, наконец, открыть истины, никому ещё неизвестные».

Досуг является одной из форм открытия таких истин, т.к. оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в младшем школьном возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности.

Особую роль в развитии творческих способностей играют конкурсно – развлекательные программы и, в частности, подготовка к ним участников. Во время подготовки к таким программам младшие школьники становятся раскрепощёнными, сами мастерят себе костюмы, придумывают образы, делают декорации к сценкам и постановкам, готовят творческие номера и готовятся к импровизации на сцене.  В ходе проведения конкурса каждый участник может про­верить свои знания, умения, способности. В борь­бе за победу формируются моральные убеждения учащихся, их взгляды, закрепляются положительные установки на овладение умениями.

В курсовой работе были рассмотрены особенности развития и особенности времяпрепровождения младшего школьного возраста. И пришли к выводу, что самой распространённой формой проведения досуга младших школьников является общение, взаимодействие друг с другом, развлечение.  Исходя из этого, был разработан сценарий конкурсно – развлекательной программы, где учли особенности развития младших школьников.

Для начала мы проанализировали специальную литературу по теме курсовой работы, что дало нам возможность рассмотреть теоретические аспекты формирования творческих способностей. Охарактеризовали особенности развития творческих способностей младших школьников, что дало нам понять, на что нужно обратить внимание при написании сценария. И выявили специфику конкурсно – развлекательных программ как формы досуга младших школьников.

Затем начали разработку сценария конкурсно – развлекательной программы «Принц страны чудес», определение идейно – тематического и режиссёрского замысла и постановочного плана.

Нами были использованы такие методы исследования как, анализ и синтез источников, а также наблюдение.

Конкурсно – развлекательная программа создает всегда положительный эмоциональный фон, организовывает участвующих через взаимодействие и общение, а также активизирует психологические процессы младших школьников (мышление, память, речь, воображение).

Творческие способности младших школьников  необходимо развивать, так как творческой личности легче адаптироваться в социуме и противостоять неблагоприятным обстоятельствам, находить правильные выходы из сложных ситуаций. Способность к творчеству формирует навык творческого отношения к действительности.

 

Конкурсно – развлекательная программа как средство развития творческих способностей младших школьников.

 

Минск, 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………….........3

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников.….......................................................................................................7

1.1.Понятие творческие способности..........................................................7

1.2.Характеристика творческого потенциала младших школьников……................................................................................................11

1.3.Специфические особенности конкурсно – развлекательной программы………………………………………………………………………15

Глава 2. Методика разработки сценария конкурсно – развлекательной программы для младших школьников и структурные компоненты сценария……………………………………………………….…………………20

   2.1.Сценарий конкурсно – развлекательной программы для младших школьников«Принц страны чудес»……………………….………………….20

   2.3.Режиссёрская экспликация  конкурсно - развлекательной программы.………………………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованных источников………………………………………….34

Приложение……………………………………………………………................35

 

Введение

Влияние детского творчества в развитии ребенка как личности очень велико. Наше время – это время перемен. Культура и искусство способны воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно- эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. А это в наше время становится все менее явным для современных детей. Творческая деятельность – это неотъемлемая часть жизни человека. Любое творчество на долгие годы станет мощным источником полноценного развития человека.

Проблема гармоничного развития особенно актуальна в наши дни, когда люди все больше погружаются в мир развивающихся технологий, и совершенно не уделяют внимания творчеству. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, определяется, на мой взгляд, творческим потенциалом подрастающего поколения. 

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и формирования личности во всех сферах и в том числе, в сфере культурно –досуговой деятельности. Так как досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии.

Развитие творческих способностей и право на участие в культурной жизни младших школьников закреплено такими нормативно – правовыми документами как, Конституция Республики Беларусь (2 раздел, Статья 51) и Законом об образовании (Статья 7 и 16).

Проблема развития творческих способностей наиболее широко рассматривалась в первой половине XX века. Обширные исследования по развитию творческих способностей в середине XX столетия предприняла Богоявленская Д.Б.  Опираясь на ранее наколенный опыт, она существенно расширила и обогатила существующее представление об основных творческих способностях. Изучением творческих способностей и психических функций ребенка занимались такие выдающиеся ученые, как М.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.С. Немов, А.М. Прихожан и С.Л. Рубинштейн.

Обучение младших школьников умениям и навыкам самоорганизации - важная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Однако даже знание видов и продолжительности занятий младшего школьника в свободное время еще ничего не говорит о их рациональном и  разумном выборе при организации собственного досуга. Для того чтобы деятельность младшего школьника во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению неблагоприятных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения младшего школьника навыками самоорганизации. И именно эти навыки проявляются в одной из форм досуга – конкурсно–развлекательной программе.

Участие младших школьников в конкурсно–развлекательных программах способствует развитию творческих способностей младших школьников, личностных качеств, навыков самоорганизации.

Конкурсно–развлекательная программа создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование развлекательных приемов и методов в конкурсно - развлекательной программе позволяет младшим школьникам развлечься, повеселиться, а также создаёт атмосферу праздника, где каждый участник  стремится проявить себя, как можно лучше.

В настоящее время существует достаточно много методических разработок конкурсно - развлекательных программ. Однако в практической деятельности наблюдается потребность в оригинальных сценариях.

Цель курсовой работы:

разработать сценарий и режиссерско-постановочный план конкурсно – развлекательной  программы для младших школьников «Принц страны чудес».

Задачи курсовой работы:

1.   Изучить теоретические аспекты формирования творческих способностей младших школьников

2.   Рассмотреть и выявить особенности развития творческих способностей младших школьников

3.   Выявить специфику конкурсно – развлекательной программы как формы КДП

4.    Разработать сценарий конкурсно – развлекательной программы

5.   Разработать режиссерско – постановочный план конкурсно – развлекательной программы

Предмет исследования курсовой работы:

 процесс подготовки и проведения конкурсно – развлекательной программы в формировании творческих способностей младших школьников.

Объект исследования курсовой работы:

 творческие способности младших школьников

Методы исследования в курсовой работе:

анализ источников

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

Общий объём работы составляет              .

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 332.