Оценка рыночного положения предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.3.1. Сегментный анализ доходности и прибыльности

Анализ финансового состояния предприятия начинается с анализа структуры баланса (табл. 9).

Таблица 9

Анализ состава и структуры баланса

Показатели

Абсолютные величины

Удельные веса (%) к итогу баланса/ к итогу раздела

Отклонения

на начало года на конец года на начало года на конец года +,- тыс.руб. %
Основные средства

2281

2405

5,07%

6,09%

124

1,02%

Прочие внеоборотные активы

87

24

0,19%

0,06%

-63

-0,13%

Итого внеоборотных активов

2368

2429

5,26%

6,15%

61

0,89%

Запасы

30941

26126

68,76%

66,13%

-4 815

-2,64%

НДС по приобретенным ценностям

4608

3999

10,24%

10,12%

-609

-0,12%

Краткосрочная дебиторская задолженность

5257

4412

11,68%

11,17%

-845

-0,52%

Денежные средства

1822

2543

4,05%

6,44%

721

2,39%

Итого оборотных активов

42628

37080

94,74%

93,85%

-5 548

-0,89%

Уставный капитал

200

200

0,44%

0,51%

0

0,06%

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

47

22

0,10%

0,06%

-25

-0,05%

Итого реальный собственный капитал (чистые активы)

247

222

0,55%

0,56%

-25

0,01%

Краткосрочные обязательства

39969

35745

88,83%

90,47%

-4 224

1,65%

Долгосрочные обязательства

4780

3542

10,62%

8,97%

-1 238

-1,66%

Итого заемных средств

44749

39287

99,45%

99,44%

-5 462

-0,01%

Баланс

44996

39509

100,00%

100,00%

-5 487

0,00%

 

Структура актива баланса показывает, что наибольшая доля в 2007 году приходилась на оборотные активы (94%). Из них основная доля приходится на запасы.

В пассиве баланса наибольшая доля принадлежит краткосрочным  обязательствам. Соотношение пассива и актива баланса позволяет спрогнозировать не абсолютную финансовую устойчивость. Более точно о характере финансовой устойчивости можно сказать, рассмотрев ее показатели отдельно (табл. 10).

Таблица 10

Анализ показателей финансовой устойчивости

Показатели

2006

2007

2008

1. Реальный собственный капитал

247

222

279

2. Внеоборотные активы

2 368

2 429

2 550

3. Оборотные активы

42 628

37 080

40 505

4. Наличие собственных оборотных средств (п.1-п.2)

-2 121

-2 207

-2 271

5. Долгосрочные пассивы

4 780

3 542

4 219

6. Наличие долгосрочных источников формирования запасов (п.4+п.5)

2 659

1 335

1 948

7. Краткосрочные кредиты и заемные средства

39 969

35 745

38 557

8. Общая величина основных источников формирования запасов (п.6+п.7)

42 628

37 080

40 505

9. Общая величина запасов (включая несписанный НДС)

35 549

30 125

32 962

10. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (п.3-п.9)

7 079

6 955

7 543

11. Илишек (+) или недостаток (-) долгосрочных источников формирования запасов (п.6-п.9)

-32 890

-28 790

-31 014

12. Илишек (+) или недостаток (-) основных источников формирования запасов (п.8-п.9)

7 079

6 955

7 543

13. Тип финансовой устойчивости

1

1

1

14. Коэффициент покрытия внеоборотных активов собственным капиталом (п.2/п.1)

0,10

0,09

0,11

15. Коэффициент автономии (уровень собственного капитала) (п.1/п.5+п.7)

0,01

0,01

0,01

16. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами (п.4/п.3)

-0,05

-0,06

-0,06

17. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (п.5+п.7)/п.1

181

177

153

 

Из табл. 10 видно, что предприятие обладает нормальной финансовой устойчивостью. Собственных оборотных средств явно недостаточно для погашения текущих обязательств, тем не менее, в среднесрочной перспективе предприятие устойчиво.

Низкий уровень коэффициента автономии и покрытия внеоборотных активов свидетельствует о том, что предприятие находится в жесткой зависимости от сторонних организаций. Собственные оборотные средства не обеспечивают оборотные активы, о чем сигнализирует коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами.

В то же время коэффициент соотношения заемных и собственных средств показывает, что собственных средств у предприятия крайне мало, и они не обеспечивают финансовую устойчивость.

Для полноценного анализа далее следует рассмотреть показатели ликвидности и платежеспособности (табл. 11).

Таблица 11

Анализ показателей ликвидности и платежеспособности

Показатели

Норм. ограничения

2006

2007

2008

1. Денежные средства

-

1 822

2 543

2 264

2. Краткосрочные финансовые вложения

-

0

0

0

3. Дебиторская задолженность

-

5 257

4 412

5 279

4-5. Запасы, НДС по приобретенным ценностям

-

35 549

30 125

32 962

6. Общая сумма активов

-

44 996

39 509

43 055

7. Собственные акции, выкупленные у акционеров

-

 

 

 

8. Капитал и резервы

-

247

222

279

9. Долгосрочные обязательства

-

4 780

3 542

4 219

10. Краткосрочные обязательства

-

39 969

35 745

38 557

11. Коэффициент абсолютной ликвидности (п.1+п.2)/п.10

>0,2

0,05

0,07

0,06

12. Коэффициент критической ликвидности (п.1+п.2+п.3)/п.10

>1

0,18

0,19

0,20

13. Коэффициент покрытия (текущей ликвидности) (п.1+п.2+п.3+п.4+п.5)/п.10

>2

1,07

1,04

1,05

 

Как видно из табл. 11, рассматриваемое предприятие обладает низкой ликвидностью и платежеспособностью.

Фактически, за все три года ни один коэффициент ликвидности не приблизился к нормативному значению. Тем не менее, предприятие остается рентабельным и даже приносит прибыль. Очевидно, что заслугой этому стабильная экономическая ситуация в стране и регионе, а не хозяйственная деятельность предприятия.

Для усиления финансовой устойчивости рекомендуется использовать получаемую прибыль для формирования капиталов и резервов, что позволит фирме рассчитываться по долговым обязательствам самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.

Анализ ликвидности баланса рассмотрен в табл. 12.

Таблица 12

Анализ ликвидности баланса

Группа активов На начало года На конец года Группа пассивов На начало года На конец года Излишек / Недостаток На начало года На конец года
Наиболее ликвидные активы (А1) ДС+КФВ

1822

2543

Наиболее срочные обязательства (П1)КЗ

22885

27324

А1-П1

-21063

-24781

Быстро реализуемые (А2) КДЗ+ПОА

5257

4412

Краткосрочные пассивы (П2) КЗС+ПКО

17084

8421

А2-П2

-11827

-4009

Медленно реализуемые (А3) З+НДС

35549

30125

Долгосрочные пассивы (П3) ДО

4 780

3542

А3-П3

30 769

26583

Трудно реализуемые (А4) ВА

2368

2429

Постоянные пассивы (П4) СК

247

222

П4-А4

2121

2207

 

Из табл. 12 видно, что предприятие не обладает абсолютной ликвидностью, так как по первым двум показателям требуемое неравенство не выполняется. Это говорит о том, что в случае чрезвычайной ситуации фирма рискует оказаться неплатежеспособной, что может привести к банкротству.

Общие показатели оборачиваемости показаны в табл. 13.

Таблица 13

Анализ показателей оборачиваемости

Показатель

Годы

Темп роста, % к предыдущему году

2007

2008

1. Выручка (нетто) от оказания услуг, тыс.руб.

422118

459873

8,94

2. Среднегодовая сумма всех активов, тыс.руб.

42253

41282

-2,30

3. Среднегодовая стоимость ОС и НМА (первоначальная стоимость), тыс.руб.

2859

2824

-1,24

4. Среднегодовые остатки оборотных средств, тыс.руб.

39854

38793

-2,66

5. Среднегодовые остатки запасов, тыс.руб.

28534

27149

-4,85

6. Среднегодовая величина дебиторской задолженности, тыс.руб.

4835

4846

0,23

7. Среднегодовая величина денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, тыс.руб.

2183

2404

10,12

8. Среднегодовая величина кредиторской задолженности, тыс.руб.

25105

28983

15,45

Продолжение таблицы 13

9. Среднегодовая величина кредитов и займов, тыс.руб.

4161

3881

-6,73

10. Среднегодовая величина скорректированных обязательств, тыс.руб.

0

0

0,00

11. Оборачиваемость всех активов п.1/п.2

9,99

11,14

11,51

12. Средний срок оборота всех активов в днях 360/п.11

36,03

32,32

-10,32

13 Фондоотдача (по первоначальной стоимости) п.1/п.3

147,65

162,87

10,31

14. Оборачиваемость оборотных активов п.1/п.4

10,59

11,85

11,92

15. Средний срок оборота оборотных активов в днях360/п.14

33,99

30,37

-10,65

16. Оборачиваемость запасов (по выручке) п.1/п.5

14,79

16,94

14,50

17. Средний срок оборота запасов в днях 360/п.16

24,33

21,25

-12,67

18. Оборачиваемость дебиторской задолженности п.1/п.6

87,30

94,90

8,70

19. Средний срок оборота дебиторской задолженности в днях 360/п.18

4,12

3,79

-8,00

20. Оборачиваемость денежных средств и краткосрочных финансовых вложений п.1/п.7

193,37

191,29

-1,07

21. Средний срок оборота денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в днях 360/п.20

1,86

1,88

1,08

22. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности п.1/п.8

16,81

15,87

-5,63

23. Средний срок оборота кредиторской задолженности в днях 360/п.22

21,41

22,69

5,97

24. Оборачиваемость кредитов и займов п.1/п.9

101,45

118,49

16,80

25. Средний срок оборота кредитов и займов в днях 360/п.24

3,55

3,04

-14,39

26. Оборачиваемость скорректированных обязательств п.1/п.10

0,00

0,00

0,00

27. Средний срок оборота скорректированных обязательств в днях 360/п.26

0,00

0,00

0,00

28. Операционный цикл в днях п.17+п.19

28,46

25,05

-11,99

29. Финансовый цикл в днях п.28-п.23

7,05

2,36

-66,55

30. Средняя численность, чел.

97

102

5,15

31. Производительность труда п.1/п.30

4 351,73

4 508,56

3,60

 

По результатам табл. 13 видно, что оборачиваемость всех активов крайне низкая, хотя имеет тенденцию к улучшению – 36 и 32 дня соответственно.

Средний срок оборота оборотных активов в целом и запаса в частности сократился, что говорит об интенсификации производства. Оборачиваемость денежных средств очень высока, что говорит о стабильном и интенсивном движении денежных средств.

Сроки оборота пассивных показателей так же возросли, что в целом говорит об увеличении финансового оборота фирмы.

Анализ показателей рентабельности показан в табл. 14.

Таблица 14

Анализ показателей рентабельности

Показатель

Годы

2007

2008

1. Выручка (нетто) от оказания услуг, тыс.руб.

422118

459873

2. Прибыль от оказания услуг, тыс.руб.

19796

14848

3. Чистая прибыль, тыс.руб.

13125

8704

4. Среднегодовая сумма всех активов, тыс.руб.

42253

41282

5. Среднегодовая величина ОС и НМА (по остаточной стоимости), тыс.руб.

2859

2824

6. Среднегодовая величина оборотных активов, тыс.руб.

39854

38793

7. Среднегодовая сумма реального собственного капитала (чистых активов), тыс.руб.

2399

2490

8. Рентабельность активов по чистой прибыли п.3/п.4

31,06

21,08

9. Рентабельность внеоборотных активов по чистой прибыли п.3/п.5

459,08

308,27

10. Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли п.3/п.6

32,93

22,44

11. Рентабельность реального собственного капитала по чистой прибыли п.3/п.7

547,10

349,56

12. Рентабельность продаж по прибыли от продаж п.2/п.1

4,69

3,23

13. Рентабельность продаж по чистой прибыли п.3/п.1

3,11

1,89

 

По итогам оценки рентабельности можно отметить, что практически все показатели рентабельности имеют очень высокое значение. При условии существующего оборота и сравнительно небольших капитальных затратах рентабельность внеоборотных активов и собственного капитала значительно превышает 100% уровень.

Рентабельность продаж по прибыли и по чистой прибыли является наиболее низкой, но с учетом существующих оборотов капитала, этот показатель является нормальным.

 

1.3.2. Анализ конкурентоспособности

Конкурентоспособность организации включает многомерное измерение ее производственной и коммерческой деятельности путем исчисления и анализа, как правило, значительного числа организационно-экономических показателей. В соответствии с требованиями оценки конкурентоспособности компании, следует выбрать базовые объекты для сравнения и определить критерии сравнительной оценки.

В качестве базовых объектов определим ближайших конкурентов: магазины «Евроремонт», «Первомастер» и «Домоцентр».

В качестве основных критериев сравнительной оценки следует определить основные показатели: эффективность маркетинга и эффективность финансов.

Показатель загрузки производственных мощностей, в данном случае следует рассматривать как коэффициент использования торговых площадей. Эффективность использования торговых площадей характеризует рациональность расстановки торгового оборудования различного характера с целью стимулирования продаж. Планировка и расположение торговых секций должно максимально упрощать доступ к товарам. Кроме того, помимо доступа к товарам, расположение товара (выкладка), расстановка стеллажей относительно покупательского потока, размещение сопутствующих товаров и прочие мероприятия являются составляющими мерчандайзинговых мероприятий, т.е. вплотную увязаны с рекламной деятельностью. В связи с чем, оправдано объединить показатель использования производственных мощностей с показателем эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта.

Наиболее оптимальным, для определения уровня влияния эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта на результативный показатель эффективности маркетинга является метод экспертной оценки.

В качестве экспертов были выделены заместитель директора по торговле и менеджеры по рекламе. Мнение данных лиц так же учитывалось при определении весомости каждого показателя на общий показатель эффективности маркетинга. Данные оценки эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта представлены в табл. 15.

 

Таблица 15

Эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта

Компания Эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта, доли ед.
Стройресурс 0,7
Евроремонт 0,8
Первомастер 1,0
Домоцентр 0,7

 

Сравниваемые показатели эффективности маркетинговой деятельности конкурентов представлен в табл. 16. Коэффициенты значимости показателей установлены едиными для всех объектов сравнения.

Таблица 16

Сравниваемые показатели эффективности маркетинговой деятельности

Компания Рентабельность продаж Эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта Эффективность маркетинга
Весовой коэффициент 0,3 0,7 1,0
Стройресурс 0,009 0,7 0,4927
Евроремонт 0,006 0,8 0,5618
Первомастер 0,006 1,0 0,7018
Домоцентр 0,003 0,7 0,4909

 

Таблица 17

Расчет эффективности финансов

Компания Показатель платежеспособ-ности Показатель ликвидности Показатель оборачиваемости Эффективность финансов
Весовой коэффициент 0,2 0,2 0,6 1,0
Стройресурс 0,3310 1,2537 13,21 8,2429
Евроремонт 0,3285 1,0307 12,30 7,6518
Первомастер 0,3291 1,1200 14,10 8,7498
Домоцентр 0,3259 0,8076 11,01 6,8327

 

Полученный анализ конкурентоспособности показывает, что ООО «Стройресурс» находятся в худшем положении по сравнению с лидером рынка и наиболее динамично развивающимися компаниями. Общее отставание несколько компенсируется лидерством в кадровых показателях, однако, наиболее важные с точки зрения рыночной конкуренции в сфере торговли показатели маркетинговой деятельности и финансов отстают.

1.3.3.Анализ привлекательности

Инвестиционная привлекательность предприятия – это целесообразность вложения в него временно свободных денежных средств.

Анализируя рассчитанные показатели, можно сделать вывод, что ООО «Стройресурс» мало привлекательно для вложения средств, так как показатели финансовой устойчивости оставляют желать лучшего – рентабельность фирмы сохраняется во многом благодаря интенсификации финансового оборота, большим скоростям денежных потоков. Собственные средства компании не в состоянии обеспечить ее обязательства в чрезвычайной ситуации.

За период, который анализируется, финансовое состояние предприятия остается нестабильным. Именно поэтому ООО «Стройресурс» не имеет привлекательности для инвесторов.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 276.