1.3.1. Сегментный анализ доходности и прибыльности
Анализ финансового состояния предприятия начинается с анализа структуры баланса (табл. 9).
Таблица 9
Анализ состава и структуры баланса
Показатели | Абсолютные величины | Удельные веса (%) к итогу баланса/ к итогу раздела | Отклонения | |||
на начало года | на конец года | на начало года | на конец года | +,- тыс.руб. | % | |
Основные средства | 2281 | 2405 | 5,07% | 6,09% | 124 | 1,02% |
Прочие внеоборотные активы | 87 | 24 | 0,19% | 0,06% | -63 | -0,13% |
Итого внеоборотных активов | 2368 | 2429 | 5,26% | 6,15% | 61 | 0,89% |
Запасы | 30941 | 26126 | 68,76% | 66,13% | -4 815 | -2,64% |
НДС по приобретенным ценностям | 4608 | 3999 | 10,24% | 10,12% | -609 | -0,12% |
Краткосрочная дебиторская задолженность | 5257 | 4412 | 11,68% | 11,17% | -845 | -0,52% |
Денежные средства | 1822 | 2543 | 4,05% | 6,44% | 721 | 2,39% |
Итого оборотных активов | 42628 | 37080 | 94,74% | 93,85% | -5 548 | -0,89% |
Уставный капитал | 200 | 200 | 0,44% | 0,51% | 0 | 0,06% |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 47 | 22 | 0,10% | 0,06% | -25 | -0,05% |
Итого реальный собственный капитал (чистые активы) | 247 | 222 | 0,55% | 0,56% | -25 | 0,01% |
Краткосрочные обязательства | 39969 | 35745 | 88,83% | 90,47% | -4 224 | 1,65% |
Долгосрочные обязательства | 4780 | 3542 | 10,62% | 8,97% | -1 238 | -1,66% |
Итого заемных средств | 44749 | 39287 | 99,45% | 99,44% | -5 462 | -0,01% |
Баланс | 44996 | 39509 | 100,00% | 100,00% | -5 487 | 0,00% |
Структура актива баланса показывает, что наибольшая доля в 2007 году приходилась на оборотные активы (94%). Из них основная доля приходится на запасы.
В пассиве баланса наибольшая доля принадлежит краткосрочным обязательствам. Соотношение пассива и актива баланса позволяет спрогнозировать не абсолютную финансовую устойчивость. Более точно о характере финансовой устойчивости можно сказать, рассмотрев ее показатели отдельно (табл. 10).
Таблица 10
Анализ показателей финансовой устойчивости
Показатели | 2006 | 2007 | 2008 |
1. Реальный собственный капитал | 247 | 222 | 279 |
2. Внеоборотные активы | 2 368 | 2 429 | 2 550 |
3. Оборотные активы | 42 628 | 37 080 | 40 505 |
4. Наличие собственных оборотных средств (п.1-п.2) | -2 121 | -2 207 | -2 271 |
5. Долгосрочные пассивы | 4 780 | 3 542 | 4 219 |
6. Наличие долгосрочных источников формирования запасов (п.4+п.5) | 2 659 | 1 335 | 1 948 |
7. Краткосрочные кредиты и заемные средства | 39 969 | 35 745 | 38 557 |
8. Общая величина основных источников формирования запасов (п.6+п.7) | 42 628 | 37 080 | 40 505 |
9. Общая величина запасов (включая несписанный НДС) | 35 549 | 30 125 | 32 962 |
10. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (п.3-п.9) | 7 079 | 6 955 | 7 543 |
11. Илишек (+) или недостаток (-) долгосрочных источников формирования запасов (п.6-п.9) | -32 890 | -28 790 | -31 014 |
12. Илишек (+) или недостаток (-) основных источников формирования запасов (п.8-п.9) | 7 079 | 6 955 | 7 543 |
13. Тип финансовой устойчивости | 1 | 1 | 1 |
14. Коэффициент покрытия внеоборотных активов собственным капиталом (п.2/п.1) | 0,10 | 0,09 | 0,11 |
15. Коэффициент автономии (уровень собственного капитала) (п.1/п.5+п.7) | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
16. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами (п.4/п.3) | -0,05 | -0,06 | -0,06 |
17. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (п.5+п.7)/п.1 | 181 | 177 | 153 |
Из табл. 10 видно, что предприятие обладает нормальной финансовой устойчивостью. Собственных оборотных средств явно недостаточно для погашения текущих обязательств, тем не менее, в среднесрочной перспективе предприятие устойчиво.
Низкий уровень коэффициента автономии и покрытия внеоборотных активов свидетельствует о том, что предприятие находится в жесткой зависимости от сторонних организаций. Собственные оборотные средства не обеспечивают оборотные активы, о чем сигнализирует коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами.
В то же время коэффициент соотношения заемных и собственных средств показывает, что собственных средств у предприятия крайне мало, и они не обеспечивают финансовую устойчивость.
Для полноценного анализа далее следует рассмотреть показатели ликвидности и платежеспособности (табл. 11).
Таблица 11
Анализ показателей ликвидности и платежеспособности
Показатели | Норм. ограничения | 2006 | 2007 | 2008 |
1. Денежные средства | - | 1 822 | 2 543 | 2 264 |
2. Краткосрочные финансовые вложения | - | 0 | 0 | 0 |
3. Дебиторская задолженность | - | 5 257 | 4 412 | 5 279 |
4-5. Запасы, НДС по приобретенным ценностям | - | 35 549 | 30 125 | 32 962 |
6. Общая сумма активов | - | 44 996 | 39 509 | 43 055 |
7. Собственные акции, выкупленные у акционеров | - |
|
|
|
8. Капитал и резервы | - | 247 | 222 | 279 |
9. Долгосрочные обязательства | - | 4 780 | 3 542 | 4 219 |
10. Краткосрочные обязательства | - | 39 969 | 35 745 | 38 557 |
11. Коэффициент абсолютной ликвидности (п.1+п.2)/п.10 | >0,2 | 0,05 | 0,07 | 0,06 |
12. Коэффициент критической ликвидности (п.1+п.2+п.3)/п.10 | >1 | 0,18 | 0,19 | 0,20 |
13. Коэффициент покрытия (текущей ликвидности) (п.1+п.2+п.3+п.4+п.5)/п.10 | >2 | 1,07 | 1,04 | 1,05 |
Как видно из табл. 11, рассматриваемое предприятие обладает низкой ликвидностью и платежеспособностью.
Фактически, за все три года ни один коэффициент ликвидности не приблизился к нормативному значению. Тем не менее, предприятие остается рентабельным и даже приносит прибыль. Очевидно, что заслугой этому стабильная экономическая ситуация в стране и регионе, а не хозяйственная деятельность предприятия.
Для усиления финансовой устойчивости рекомендуется использовать получаемую прибыль для формирования капиталов и резервов, что позволит фирме рассчитываться по долговым обязательствам самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.
Анализ ликвидности баланса рассмотрен в табл. 12.
Таблица 12
Анализ ликвидности баланса
Группа активов | На начало года | На конец года | Группа пассивов | На начало года | На конец года | Излишек / Недостаток | На начало года | На конец года |
Наиболее ликвидные активы (А1) ДС+КФВ | 1822 | 2543 | Наиболее срочные обязательства (П1)КЗ | 22885 | 27324 | А1-П1 | -21063 | -24781 |
Быстро реализуемые (А2) КДЗ+ПОА | 5257 | 4412 | Краткосрочные пассивы (П2) КЗС+ПКО | 17084 | 8421 | А2-П2 | -11827 | -4009 |
Медленно реализуемые (А3) З+НДС | 35549 | 30125 | Долгосрочные пассивы (П3) ДО | 4 780 | 3542 | А3-П3 | 30 769 | 26583 |
Трудно реализуемые (А4) ВА | 2368 | 2429 | Постоянные пассивы (П4) СК | 247 | 222 | П4-А4 | 2121 | 2207 |
Из табл. 12 видно, что предприятие не обладает абсолютной ликвидностью, так как по первым двум показателям требуемое неравенство не выполняется. Это говорит о том, что в случае чрезвычайной ситуации фирма рискует оказаться неплатежеспособной, что может привести к банкротству.
Общие показатели оборачиваемости показаны в табл. 13.
Таблица 13
Анализ показателей оборачиваемости
Показатель | Годы | Темп роста, % к предыдущему году | |
2007 | 2008 | ||
1. Выручка (нетто) от оказания услуг, тыс.руб. | 422118 | 459873 | 8,94 |
2. Среднегодовая сумма всех активов, тыс.руб. | 42253 | 41282 | -2,30 |
3. Среднегодовая стоимость ОС и НМА (первоначальная стоимость), тыс.руб. | 2859 | 2824 | -1,24 |
4. Среднегодовые остатки оборотных средств, тыс.руб. | 39854 | 38793 | -2,66 |
5. Среднегодовые остатки запасов, тыс.руб. | 28534 | 27149 | -4,85 |
6. Среднегодовая величина дебиторской задолженности, тыс.руб. | 4835 | 4846 | 0,23 |
7. Среднегодовая величина денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, тыс.руб. | 2183 | 2404 | 10,12 |
8. Среднегодовая величина кредиторской задолженности, тыс.руб. | 25105 | 28983 | 15,45 |
Продолжение таблицы 13
9. Среднегодовая величина кредитов и займов, тыс.руб. | 4161 | 3881 | -6,73 |
10. Среднегодовая величина скорректированных обязательств, тыс.руб. | 0 | 0 | 0,00 |
11. Оборачиваемость всех активов п.1/п.2 | 9,99 | 11,14 | 11,51 |
12. Средний срок оборота всех активов в днях 360/п.11 | 36,03 | 32,32 | -10,32 |
13 Фондоотдача (по первоначальной стоимости) п.1/п.3 | 147,65 | 162,87 | 10,31 |
14. Оборачиваемость оборотных активов п.1/п.4 | 10,59 | 11,85 | 11,92 |
15. Средний срок оборота оборотных активов в днях360/п.14 | 33,99 | 30,37 | -10,65 |
16. Оборачиваемость запасов (по выручке) п.1/п.5 | 14,79 | 16,94 | 14,50 |
17. Средний срок оборота запасов в днях 360/п.16 | 24,33 | 21,25 | -12,67 |
18. Оборачиваемость дебиторской задолженности п.1/п.6 | 87,30 | 94,90 | 8,70 |
19. Средний срок оборота дебиторской задолженности в днях 360/п.18 | 4,12 | 3,79 | -8,00 |
20. Оборачиваемость денежных средств и краткосрочных финансовых вложений п.1/п.7 | 193,37 | 191,29 | -1,07 |
21. Средний срок оборота денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в днях 360/п.20 | 1,86 | 1,88 | 1,08 |
22. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности п.1/п.8 | 16,81 | 15,87 | -5,63 |
23. Средний срок оборота кредиторской задолженности в днях 360/п.22 | 21,41 | 22,69 | 5,97 |
24. Оборачиваемость кредитов и займов п.1/п.9 | 101,45 | 118,49 | 16,80 |
25. Средний срок оборота кредитов и займов в днях 360/п.24 | 3,55 | 3,04 | -14,39 |
26. Оборачиваемость скорректированных обязательств п.1/п.10 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
27. Средний срок оборота скорректированных обязательств в днях 360/п.26 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
28. Операционный цикл в днях п.17+п.19 | 28,46 | 25,05 | -11,99 |
29. Финансовый цикл в днях п.28-п.23 | 7,05 | 2,36 | -66,55 |
30. Средняя численность, чел. | 97 | 102 | 5,15 |
31. Производительность труда п.1/п.30 | 4 351,73 | 4 508,56 | 3,60 |
По результатам табл. 13 видно, что оборачиваемость всех активов крайне низкая, хотя имеет тенденцию к улучшению – 36 и 32 дня соответственно.
Средний срок оборота оборотных активов в целом и запаса в частности сократился, что говорит об интенсификации производства. Оборачиваемость денежных средств очень высока, что говорит о стабильном и интенсивном движении денежных средств.
Сроки оборота пассивных показателей так же возросли, что в целом говорит об увеличении финансового оборота фирмы.
Анализ показателей рентабельности показан в табл. 14.
Таблица 14
Анализ показателей рентабельности
Показатель | Годы | |
2007 | 2008 | |
1. Выручка (нетто) от оказания услуг, тыс.руб. | 422118 | 459873 |
2. Прибыль от оказания услуг, тыс.руб. | 19796 | 14848 |
3. Чистая прибыль, тыс.руб. | 13125 | 8704 |
4. Среднегодовая сумма всех активов, тыс.руб. | 42253 | 41282 |
5. Среднегодовая величина ОС и НМА (по остаточной стоимости), тыс.руб. | 2859 | 2824 |
6. Среднегодовая величина оборотных активов, тыс.руб. | 39854 | 38793 |
7. Среднегодовая сумма реального собственного капитала (чистых активов), тыс.руб. | 2399 | 2490 |
8. Рентабельность активов по чистой прибыли п.3/п.4 | 31,06 | 21,08 |
9. Рентабельность внеоборотных активов по чистой прибыли п.3/п.5 | 459,08 | 308,27 |
10. Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли п.3/п.6 | 32,93 | 22,44 |
11. Рентабельность реального собственного капитала по чистой прибыли п.3/п.7 | 547,10 | 349,56 |
12. Рентабельность продаж по прибыли от продаж п.2/п.1 | 4,69 | 3,23 |
13. Рентабельность продаж по чистой прибыли п.3/п.1 | 3,11 | 1,89 |
По итогам оценки рентабельности можно отметить, что практически все показатели рентабельности имеют очень высокое значение. При условии существующего оборота и сравнительно небольших капитальных затратах рентабельность внеоборотных активов и собственного капитала значительно превышает 100% уровень.
Рентабельность продаж по прибыли и по чистой прибыли является наиболее низкой, но с учетом существующих оборотов капитала, этот показатель является нормальным.
1.3.2. Анализ конкурентоспособности
Конкурентоспособность организации включает многомерное измерение ее производственной и коммерческой деятельности путем исчисления и анализа, как правило, значительного числа организационно-экономических показателей. В соответствии с требованиями оценки конкурентоспособности компании, следует выбрать базовые объекты для сравнения и определить критерии сравнительной оценки.
В качестве базовых объектов определим ближайших конкурентов: магазины «Евроремонт», «Первомастер» и «Домоцентр».
В качестве основных критериев сравнительной оценки следует определить основные показатели: эффективность маркетинга и эффективность финансов.
Показатель загрузки производственных мощностей, в данном случае следует рассматривать как коэффициент использования торговых площадей. Эффективность использования торговых площадей характеризует рациональность расстановки торгового оборудования различного характера с целью стимулирования продаж. Планировка и расположение торговых секций должно максимально упрощать доступ к товарам. Кроме того, помимо доступа к товарам, расположение товара (выкладка), расстановка стеллажей относительно покупательского потока, размещение сопутствующих товаров и прочие мероприятия являются составляющими мерчандайзинговых мероприятий, т.е. вплотную увязаны с рекламной деятельностью. В связи с чем, оправдано объединить показатель использования производственных мощностей с показателем эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта.
Наиболее оптимальным, для определения уровня влияния эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта на результативный показатель эффективности маркетинга является метод экспертной оценки.
В качестве экспертов были выделены заместитель директора по торговле и менеджеры по рекламе. Мнение данных лиц так же учитывалось при определении весомости каждого показателя на общий показатель эффективности маркетинга. Данные оценки эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта представлены в табл. 15.
Таблица 15
Эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта
Компания | Эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта, доли ед. |
Стройресурс | 0,7 |
Евроремонт | 0,8 |
Первомастер | 1,0 |
Домоцентр | 0,7 |
Сравниваемые показатели эффективности маркетинговой деятельности конкурентов представлен в табл. 16. Коэффициенты значимости показателей установлены едиными для всех объектов сравнения.
Таблица 16
Сравниваемые показатели эффективности маркетинговой деятельности
Компания | Рентабельность продаж | Эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта | Эффективность маркетинга |
Весовой коэффициент | 0,3 | 0,7 | 1,0 |
Стройресурс | 0,009 | 0,7 | 0,4927 |
Евроремонт | 0,006 | 0,8 | 0,5618 |
Первомастер | 0,006 | 1,0 | 0,7018 |
Домоцентр | 0,003 | 0,7 | 0,4909 |
Таблица 17
Расчет эффективности финансов
Компания | Показатель платежеспособ-ности | Показатель ликвидности | Показатель оборачиваемости | Эффективность финансов |
Весовой коэффициент | 0,2 | 0,2 | 0,6 | 1,0 |
Стройресурс | 0,3310 | 1,2537 | 13,21 | 8,2429 |
Евроремонт | 0,3285 | 1,0307 | 12,30 | 7,6518 |
Первомастер | 0,3291 | 1,1200 | 14,10 | 8,7498 |
Домоцентр | 0,3259 | 0,8076 | 11,01 | 6,8327 |
Полученный анализ конкурентоспособности показывает, что ООО «Стройресурс» находятся в худшем положении по сравнению с лидером рынка и наиболее динамично развивающимися компаниями. Общее отставание несколько компенсируется лидерством в кадровых показателях, однако, наиболее важные с точки зрения рыночной конкуренции в сфере торговли показатели маркетинговой деятельности и финансов отстают.
1.3.3.Анализ привлекательности
Инвестиционная привлекательность предприятия – это целесообразность вложения в него временно свободных денежных средств.
Анализируя рассчитанные показатели, можно сделать вывод, что ООО «Стройресурс» мало привлекательно для вложения средств, так как показатели финансовой устойчивости оставляют желать лучшего – рентабельность фирмы сохраняется во многом благодаря интенсификации финансового оборота, большим скоростям денежных потоков. Собственные средства компании не в состоянии обеспечить ее обязательства в чрезвычайной ситуации.
За период, который анализируется, финансовое состояние предприятия остается нестабильным. Именно поэтому ООО «Стройресурс» не имеет привлекательности для инвесторов.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 270.