Глава 1. Методологические аспекты учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Предприятия изготовляют продукцию в строгом соответствии с заключенными договорами, разработанными плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству, постоянно уделяя большое внимание вопросам увеличения объема выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества, изучая потребности рынка. Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - систематическое получение прибыли. Поэтому вопросы правильной постановки и организации бухгалтерского учета готовой продукции имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений. Весьма существенной является информация о состоянии и движении готовой продукции для исчисления налоговой базы по основным косвенным налогам, прежде всего, по налогу на добавленную стоимость.

В настоящих условиях основное значение придается реализации по договорам-поставкам - важнейшему экономическому показателю работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В объем реализации включается отгруженная и отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет предприятия или получены векселя.

Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафа за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.

Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:

- правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах и в других местах хранения продукции;

- контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;

- контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;

- контроль за выполнением плана по реализации продукции и своевременностью оплаты за реализованную продукцию;

- выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.

Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте изготовления, комплектации и сборки. Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Условно-натуральные показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции. Верно учтенные объемы реализованной продукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты продукций - это залог правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налогов. Документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета готовая продукция относится к категории материально-производственных запасов.

Основные задачи учета материально-производственных запасов и готовой продукции в частности, определены Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Правильный учет готовой продукции позволяет систематизировать информацию для принятия управленческих решений, так как готовая продукция является конечным звеном в фазе материального производства конкретного предприятия. Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной.

Цель дипломной работы - изучение учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции.

Задачами дипломной работы в связи с указанной темой являются:

- изучение проблем учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции;

- исследование производства и реализации продукции ООО «Мечетинская инкубаторная станция»

Объектом исследования данной дипломной работы является готовая продукция, а предметом исследования - процесс учета и анализа.

Для успешного выполнения бухгалтерией своих учетных задач, связанных с готовой продукцией, необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства, своевременное оформление хозяйственных операций. Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета выпуска и продажи готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обращения.

Для того чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету готовой продукции, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и рекомендациях Министерства Финансов Российской Федерации. При учете готовой продукции необходимо руководствоваться следующими законодательно-нормативными документами - Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленным законодательством. В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться: фактическая производственная себестоимость (полная и неполная); нормативная себестоимость (полная и неполная); договорные цены; другие виды цен.

В составе товарной и реализованной продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо невостребованные изделия. Чтобы избежать негативных последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен постоянно работать над формированием товарного ассортимента.Объектом анализа производства и реализации продукции выступают не только показатели общего объема продукции в стоимостном выражении, но и ассортимент продукции. Анализ номенклатуры и структуры производства и реализации продукции оказывают большое влияние на результат хозяйственной деятельности. Формирование ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношения между «старыми» и «новыми» товарами, товарами массового, серийного и единичного производства. Основная цель ассортиментной концепции заключается в том, чтобы сориентировать предприятие на выпуск товаров, которые по своей структуре, потребительским свойствам и качеству наиболее полно соответствуют потребностям покупателей. Товаропроизводитель занят не только созданием и производством товаров, но и формированием клиентуры. Формирование ассортимента и структуры выпуска продукции должно учитывать и эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, имеющихся в его распоряжении. В процессе анализа необходимо установить выполнение плана и динамику по производству сертифицированной продукции, дать оценку выполнения задания по сертифицированной продукции.Под отгруженной или отпущенной продукцией, выполненными работами и оказанными услугами понимают продукцию и услуги, платежные требования на которые сданы поставщиком в банк, но не оплачены покупателями. Продукция, отгруженная в конце месяца, на которую не сданы в банк платежные требования, отражается в балансе вместе с готовой продукцией на складе в составе оборотных средств предприятия. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия. Наряду с объемом реализации предприятие планирует сумму (объем) прибыли. Это возможно потому, что при установлении продажных (договорных) цен на продукцию в состав ее включается определенная сумма или процент прибыли (дохода). Если количество продукции, подлежащей к реализации по плану, умножить на договорную цену, то получим ее продажную стоимость по плану, а исходя из процента прибыли, рассчитывают плановую сумму прибыли. Фактическая сумма прибыли определяется в бухгалтерии ежемесячно как разница между продажной стоимостью реализованной продукции и ее полной фактической себестоимостью (производственная себестоимость и расходы на сбыт продукции) за минусом суммы НДС.

Объект исследования - ООО «Мечетинская инкубаторная станция», на примере которого анализируется бухгалтерский учет операций, связанных с выпуском и реализацией готовой продукции.

Задача данной работы состоит в том, чтобы выявить существующие недостатки и ошибки в ведении бухгалтерского учёта и в частности учёта реализованной продукции, а также выработать конкретные рекомендации по устранению указанных недостатков и совершенствованию учёта и системы внутреннего учёта и контроля. Именно поэтому очень важно уделять особое внимание учету готовой продукции на предприятии, т.к. это основное звено любого предприятия.

Практическая значимость данной дипломной работы в том, что основные выводы и предложения могут быть использованы для совершенствования учета выпуска и реализации готовой продукции.



Таблица 2 - Ассортимент продукции ООО «Мечетинская инкубаторная станция» за 2008 год

Наименование Цена за единицу продукции, руб. Количество проданной продукции, тыс. гол.
Утята суточные 25 80
Цыплята мясные 35 750
Цыплята яйценоские 16 306
Индюшата 70 40

 

ООО «Мечетинская инкубаторная станция» использует автоматизированную форму бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций. При значительных объемах учетной информации обеспечить полноту, достоверность, своевременность и объективность информации можно лишь, используя преимущества новых информационных технологий. Именно поэтому Общество использует систему «1С: Предприятие 7.7». Общество осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет по нормам, действующим в Российской Федерации.

Для организации и обеспечения деятельности Общества образуется уставный капитал в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей. На момент государственной регистрации уставный капитал оплачен в размере 100%. Уставный капитал Общества может формироваться за счет прибыли от его деятельности. При необходимости, в том числе в случаях, прямо предусмотренных законом, уставный капитал может быть увеличен за счет дополнительных взносов участника за счет прибыли от деятельности Общества и за счет его имущества.

Организационная структура является линейно-функциональной, представляющая собой синтез линейной и функциональной структур. При этом у линейного руководителя появляется возможность формировать ячейки (бюро, группы, отдельные специалисты), которые выступают в роли профессиональных советников по определенным функциональным проблемам и задачам. Создание и разработка такой организационной структуры обусловлены желанием использовать преимущество каждой из входящих в нее структур. К числу основных преимуществ данной структуры можно отнести:

- повышение обоснованности команд управления линейного руководителя (за счет привлечения советников);

- принцип единоначалия;

- полная ответственность руководителя за принимаемые решения. Недостатками структуры является:

- возможное увеличение сроков разработки и принятия управленческих решений вследствие обращения к советникам;

- возможное затруднение процессов разработки и принятия управленческих решений, так как в процессе обсуждения могут не совпадать точки зрения советников на способы решения проблем.

Преобладающая область использования линейно - функциональных структур управления - небольшие организации с устойчивым типом производства и управления, как элемент общей системы управления в организациях любого типа.

Высшим органом управления Общества является Общее собрание участников. Один раз в год Общество проводит годовое общее собрание. Единоличным исполнительным органом является директор. Директор, не являющийся участником Общества, может участвовать в Общем собрании участников с правом совещательного голоса. Срок полномочий директора составляет 3 (три) года. Он может переизбираться неограниченное число раз.

Директор обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства, руководствоваться требованиями устава, решениями органов управления Общества, принятыми в рамках их компетенции, а также заключенными Обществом договорами и соглашениями, в том числе и трудовыми договорами. Директор обязан действовать в интересах Общества добросовестно и разумно. По требованию участников он обязан возместить убытки, не обусловленные обычным коммерческим риском, причиненные им Обществу, если иное не вытекает из закона или договора. Директор и главный бухгалтер Общества несут личную ответственность за соблюдение порядка ведения, достоверность учета и отчетности.

В Обществе для осуществления контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью может быть по решению высшего органа управления избранна ревизионная комиссия или ревизор. Состав, количество, срок полномочий и порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) определяются решением о его создании и внутренними документами Общества. Для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов Общества, а также для проверки состояния текущих дел Общества оно вправе по решению высшего органа управления привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с Обществом, его должностными лицами либо участником.

ООО «Мечетинская инкубаторная станция» вправе раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками Общества. Часть чистой прибыли, подлежащей распределению, распределяется пропорционально вкладам в уставный капитал Общества.



Таблица 3 - Основные технико-экономические показатели ООО «Мечетинская инкубаторная станция» за 2008 - 2009 года

Показатели 2008 год
Выручка от продаж, тыс. руб. 29 034
Объем продаж, тыс. гол. 1 176
Себестоимость продаж, тыс. руб. 24 083
Внереализационные доходы, тыс. руб. 483
Внереализационные расходы, тыс. руб. 271
Валовая прибыль, тыс. руб. 4 951
Налоги, тыс. руб. 591
Рентабельность продукции, % 8,9
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 315
Среднегодовая численность работников, чел. 21
Чистая прибыль, тыс. руб. 4 360

 

Из данных таблицы видно, что инкубация птицы и ее реализация населению является рентабельным, показатель рентабельности составляет 8,9%, что благоприятно характеризует деятельность предприятия. Рынком сбыта продукции предприятия ООО «Мечетинская инкубаторная станция» является вся Ростовская область, а основными покупателями население.

Основными поставщиками за 2008 -2009 года являлись ЗАО «НП Ильичевская племптицефабрика» г. Новошахтинск, которое поставляет инкубационное бройлерное яйцо; ГНУ ВНИИЗК им. И.Г. Калиненко г. Зерноград, которое поставляет инкубационное яйцо мясных цыплят; ГНУ «СКЗОСП» Россельхозакадемии Ставропольского края, поставляющее индюшиное яйцо; ЗАО «Провими – Азов» поставляет комбикорм для птицы.

Поступление из производства готовой продукции на предприятии ООО «Мечетинская инкубаторная станция», как и на других предприятиях оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами. Отпуск готовой продукции покупателям оформляется, как правило, накладными. В качестве типовой формы накладной можно использовать форму № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону». В зависимости от отраслевой специфики организации могут применять специализированные формы накладных и других первичных документов с указанием в них обязательных реквизитов. Основанием для выписки накладных являются распоряжения руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем.

Накладные М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону» выписываются на складе или в отделе сбыта в четырех экземплярах и передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных и подписываются главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным. Из бухгалтерии подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта (или другое аналогичное подразделение организации). Один экземпляр накладной передается кладовщику (иди другому материально ответственному лицу), второй служит основанием для выписки счета-фактуры, третий и четвертый передаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан расписаться в получении продукции. При вывозе продукции через пропускной пункт один экземпляр накладной (четвертый) остается у службы охраны, а третий экземпляр передается получателю в качестве сопроводительного документа. Служба охраны записывает накладные в журнал регистрации грузов и затем передает их в бухгалтерию по описи, где делают метки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции.

Имущество Общества образуется за счет вкладов в уставный капитал, а также за счет иных источников, предусмотренных действующим законодательством РФ. В частности, источниками образования имущества Общества являются:

- уставный капитал Общества;

- доходы, получаемые от оказываемых Обществом услуг;

- кредиты банков и других кредиторов;

- вклады участников;

- безвозмездные или благотворительные взносы и пожертвования организаций, предприятий, граждан;

- иные источники, не запрещенные законодательством.

Предприятие ООО «Мечетинская инкубаторная станция» разрабатывает годовой план выпуска готовой продукции и календарные квартальные, месячные, дневные и почасовые графики выпуска готовых изделий. Диспетчерские службы цехов ведут оперативный учет выполнения графиков, что необходимо для определения ритмичности работы цехов, срывов в работе и их причин. Графики взаимосвязаны со сроками отгрузки готовой продукции и позволяют контролировать выполнение договорных обязательств перед покупателями. Выпущенная готовая продукция переходит из сферы производства в сферу обращения. Этот процесс фиксируется в первичных документах – приемо-сдаточных накладных, актах, ведомостях, планах. На следующий день после отгрузки продукции экспедитор обязан приказ-накладную и квитанцию транспортной организации передать в бухгалтерию предприятия для выписки платежного требования на имя покупателя. Платежное требование - приказ банку поставщика списать с расчетного счета плательщика стоимость отгруженной продукции согласно счету-фактуре.

Возможны два варианта платежного требования на предприятии: ассортимент, количество, продажную цену и стоимость отгруженной продукции разрешается записывать непосредственно в платежном требовании или в платежном требовании отражается только общая сумма к оплате, а в счете-фактуре - ассортимент, количество, продажная цена и стоимость отгруженной продукции (в этом случае счет-фактура должен быть обязательным приложением к платежному требованию). В отдельной строке счета-фактуры или платежного требования указываются стоимость тары и упаковки и железнодорожный тариф, оплачиваемые покупателем. Иногда сумма оплачиваемого поставщиком железнодорожного тарифа может включаться в сумму платежа. Отдельной строкой записывается сумма НДС от суммы платежа.

Платежные документы на отгруженную продукцию должны быть сданы в банк, на востребование платежа от покупателя, в течение трех дней с момента отгрузки. В этом случае они будут приняты в обеспечение ссуд под расчетные документы в пути, т.е. поставщик, не дожидаясь платежа от покупателя, может начать новый цикл хозяйственной деятельности (приобретать материальные ценности, рассчитываться с рабочими и служащими, заниматься ремонтом оборудования, создавать продукцию и т. д.) за счет ссуд банка (ссуды под расчетные документы в пути. По мере наступления срока погашения ссуд под расчетные документы в пути банк списывает их суммы с расчетного счета предприятия. Платежные требования представляются в банк при реестре.ООО «Мечетинская инкубаторная станция» считается созданным как юридическое лицо с момента государственной регистрации. Для достижения целей своей деятельности предприятие вправе нести обязанности, осуществлять любые имущественные и личные неимущественные права, предоставляемые законодательством обществам с ограниченной ответственностью, от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.ООО «Мечетинская инкубаторная станция» является собственником своего имущества, приобретенного в процессе своей хозяйственной деятельности. Общество осуществляет владение, пользование и распоряжение находящимся в его собственности имуществом по своему усмотрению в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества. Также, общество имеет право использовать в своей деятельности внешние источники финансирования, в том числе кредиты в рублях и в иностранной валюте на коммерческих условиях российских и зарубежных банков (кредитных учреждений), юридических и физических лиц.Основное назначение предприятия ООО «Мечетинская инкубаторная станция» состоит в выпуске продукции (работ, услуг), удовлетворяющей определенные общественные потребности. Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Однако по мере насыщения рынка и усиления конкурентной борьбы не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, в каком оно может их реализовать.Успех или неуспех хозяйствующего субъекта, в данном случае ООО «Мечетинская инкубаторная станция», зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции (работ, услуг), техническое совершенствование производства, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. ООО «Мечетинская инкубаторная станция» при планировании объема производства и определении производственной мощности определяет, какую продукцию и в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и его финансовая устойчивость. 2.2 Организация учета выпуска и реализации готовой продукции

 

Фактическую себестоимость готовой продукции можно рассчитать только по окончании отчетного периода (месяца). Движение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Текущий, ежедневный учет движения готовой продукции ведется в ООО «Мечетинская инкубаторная станция» по плановой (нормативной) производственной себестоимости.

В конце месяца плановая себестоимость доводится до фактической путем расчета сумм и процентов отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за месяц. Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные организацией, и поэтому характеризуют результаты ее работы в процессе производства. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция, и записываются сторно - экономия или обычной записью - перерасход. Процент отклонений и плановая себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца. При организации бухгалтерского учета в данном случае используется дополнительный инструмент для аккумулирования оборотов по плановым величинам затрат (счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»). Что закреплено в учетной политике предприятия.

Учет выпуска готовой продукции находится под постоянным контролем бухгалтерии организации, так как его ритмичность обеспечивает выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции покупателям, своевременность реализации и всех расчетов и выплат. Ежедневно документы на выпуск готовой продукции поступают в бухгалтерию, которая ведет натуральный количественный учет выпуска по видам изделий. По окончании месяца общее количество выпущенной продукции оценивается по плановым, продажным ценам и по фактической себестоимости (по данным аналитического учета производства).

Синтетический учет готовой продукции в ООО «Мечетинская инкубаторная станция» осуществляется с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». По дебету счета 40 отражают фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту - нормативную пли плановая себестоимость. Фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет счета 40. Нормативную или плановую себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счета 40 в дебет счетов 43 «Готовая продукция».

Сопоставлением дебетовых и кредитных оборотом по счету 40 на 1-е число месяца определяют отклонение фактической себестоимости продукции, от нормативной или плановой и списывают с кредита счёта 40 в дебет счета 90 «Продажи». При этом превышение фактической себестоимости продукции над нормативной или плановой списывают дополнительной проводкой, а экономию - способом «красное сторно». Таким образом, себестоимость продукции, отнесенная в дебет счета 40, списывается с него фактически дважды - сначала нормативная себестоимость, а затем, после считывания необходимой информации, и отклонения между фактической и нормативной себестоимостью. В этом случае на счет 43 относится только нормативная себестоимость готовой продукции. Разумеется, что в этом случае на счет реализации со счета 43 будет также списываться нормативная себестоимость готовой продукции. Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывают ежемесячно, и сальдо на отчетную дату не имеет.

При использовании счета 40 отпадает необходимость в составлении отдельных расчетов отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам готовой, отгруженной и проданной продукции, поскольку выявленное отклонение по готовой продукции сразу списывают на счет 90 «Продажи».

Так как ООО «Мечетинская инкубаторная станция» использует журнально-ордерную форму учета, то сумма фактической себестоимости выпущенной продукции указывается в журнале-ордере № 10/1 в дебете счета 43 «Готовая продукция» и кредите счета 20 «Основное производство». Счет 43 «Готовая продукция» - активный, инвентарный. Сальдо счета показывает фактическую себестоимость остатка готовой продукции на складах организации; оборот по дебету - фактическую себестоимость выпущенной продукции основного производства и прочих изделий, возвращенной покупателями продукции и полуфабрикатов собственного производства, отгруженных на сторону; оборот, но кредиту - фактическую себестоимость отгруженной отчетном месяце продукции.

Для определения фактической себестоимости остатка готовой продукции на складах и отгруженной продукции на отчетный месяц используется ведомость № 16 «Движение готовых изделий». В первом разделе ведомости № 16 формируются данные полной характеристики счета 43 «Готовая продукция» в двух оценках - фактической и учетной. Это необходимо для определения удельного веса (процента) фактических затрат в общем объеме готовой продукции, которой располагала организация в отчетном месяце (остаток на начало месяца плюс поступило из производства) к учетной (плановой) их стоимости [9, с.420].

Если этот процент составляет 100%, это означает, что фактические затраты соответствовали плановым затратам. Если процент ниже 100, организация достигла снижения себестоимости продукции и в результате реализации данной продукций она получит сверхплановую прибыль; если процент выше 100, организация допустила перерасход по статьям калькуляции и превысила плановую норму затрат. На каждую группу материальных ценностей составляются отдельные ведомости № 16. Если по одному расчетному документу значатся данные об отгрузке или отпуске продукции или материальных ценностей, относимым к разным расчетным группам обособленные ведомости не составляются, а необходимые показатели по группам приводятся в отдельных графах ведомости.

Это же процентное отношение фактической себестоимости всей продукции к ее учетной (плановой) себестоимости может использоваться бухгалтерией и для расчета фактической себестоимости продукции, отгруженной в отчетном месяце, возвращенной покупателями, и ее остатка на конец месяца. Остаток па конец месяца по фактической себестоимости необходим для последующей сверки с Главной книгой, а с книгами учета остатков складов сверяется остаток по учетным ценам.

В ведомости № 15 группируются в необходимом разрезе расходы на продажу, учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу», списываемые на счет 90 «Продажи» и включаемые в себестоимость реализованной продукции. Затраты, отражаемые по дебету счета 44 показываются в ведомости № 15 по статьям аналитического учета и корреспондирующим счетам, за исключением сумм этих расходов, произведенных из кассы через банк или подотчетных лиц и стоимости услуг сторонних организаций и готовых изделий. Последние приводятся в ведомости № 15 только в аналитическом разрезе, без разбивки по корреспондирующим счетам, поскольку они уже нашли отражение в надлежащих журналах-ордерах.

Для хранения материально-производственных запасов в ООО «Мечетинская инкубаторная станция» существует склад. Прием, хранение, отпуск и учет материальных запасов возлагается на заведующего складом и кладовщиков, которые несут ответственность за правильный прием, отпуск, учет и сохранность вверенных им запасов, а также за правильное и своевременное оформление операций по приему и отпуску. С указанными лицами заключены договора о полной материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учет готовой продукции, находящейся на складе предприятия, ведется на карточках складского учета по каждому наименованию, породе, возрасту, и т.д. По мере поступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе документов записывает в карточках количество ценностей (приход, расход) и рассчитывает остаток после каждой записи. Бухгалтер обязан ежедневно принимать на складе документы за истекшие сутки (приемо-сдаточные накладные, приказы-накладные, товарно-транспортные накладные). Правильность ведения складского учета подтверждается подписью бухгалтера в карточке складского учета.

Отпуск готовой продукции покупателям осуществляется в ООО «Мечетинская инкубаторная станция» на основании накладных (форма №М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону»). Основанием для оформления накладной на отпуск готовой продукции на складе, является распоряжение директора предприятия, а также договор с покупателем.

Отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС) отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи» субсчет «Выручка». Одновременно с формированием дебиторской задолженности за покупателем относятся в дебет счета учета продаж:

- фактическая производственная себестоимость отгруженной готовой продукции: дебет счета 90 субсчет «Себестоимость продаж» кредит счета 43 «Готовая продукция» - на сумму фактической производственной себестоимости отпущенной продукции;

- налог на добавленную стоимость: дебет счета 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» на сумму налога по стоимости отгруженной продукции;

- расходы на продажу, подлежащие списанию на счет учета продаж: дебет счета 90 субсчет «Себестоимость продаж» кредит счета 44 «Расходы на продажу».

Поясним на примере: сезон инкубации в ООО «Мечетинская инкубаторная станция» начинается в январе – производятся первые закладки инкубационного яйца. Это период когда требуются большие денежные средства для закупки инкубационного яйца, для осуществления птицефабрикам предоплаты за будущие поставки. Поэтому предприятие вынуждено обращаться к заемным средствам. С августа по ноябрь предприятие занимается выращиванием суточного молодняка птицы для дальнейшей реализации населению.

С февраля по август 2008 года недостаток в оборотных средствах составил 2 500 тыс. руб. На период кредитования затраты на основное производство составили: закупка инкубационного яйца – 18 683,6 тыс. руб., заработная плата рабочим - -1 815,7 тыс. руб., электроэнергия, связь – 1 526,8 тыс. руб., транспортные расходы (ГСМ, запасные части) – 1 253,9 тыс. руб., налоги – 591,0 тыс. руб., проценты по кредиту – 803,0 тыс. руб., итого затраты составили – 24 674,0 тыс. руб.

В 2008-2009 годах планируется увеличение выручки от реализации продукции за счет увеличения производства продукции по сравнению с 2007 годом на 20%, и роста цен на реализуемую продукцию на 10%. По сложившимся ценам на начало января 2008 года на выпускаемую продукцию (утята суточные по цене 25 рублей за голову, цыплята мясные суточные – 35 рублей, цыплята яйценоские суточные – 16 рублей, индюшата – 70 рублей) планируется выручка от реализации молодняка птицы с февраля 2008 года по июль 2009 года в количестве 1 176 тыс. голов на сумму 29 034 тыс. рублей. Таким образом, видно, что предприятие в состоянии через 1,5 года безболезненно высвободить из оборота запрашиваемую сумму кредита 2 500 тыс. рублей.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 9/99 выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением). При заключении договора между поставщиком и покупателем в нем определяются условия поставки продукции, в соответствии с которыми распределяются обязанности и состав расходов, связанных с доставкой продукции. Эти расходы включаются в состав расходов на продажу (коммерческих). В процессе сбыта продукции, т. е. при ее отгрузке и передаче покупателям, возникают расходы на продажу. Они относятся к расходам по обычным видам деятельности и возмещаются покупателями. В бухгалтерском учете ООО «Мечетинская инкубаторная станция» к расходам на продажу относятся все фактические затраты по отгрузке и сбыту продукции, в том числе расходы, связанные с погрузкой в транспортные средства, упаковкой, хранением; оплатой услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных и других аналогичных операций; другие расходы, связанные с продажей продукции. Расходы по содержанию складских помещений готовой продукции, по начислению оплаты труда работникам складов и связанных с этим начислений по единому социальному налогу к расходам на продажу не относятся, а включаются в состав общехозяйственных расходов.

Расходы на продажу продукции в бухгалтерском учете нашего предприятия группируются по статьям аналитического учета:

- "Расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции";

- "Расходы на транспортировку продукции";

- "Комиссионные сборы";

- "Прочие расходы по сбыту".

Все перечисленные выше расходы по сбыту продукции учитываются на счете 44 "Расходы на продажу", по дебету которого отражаются расходы, сгруппированные в аналитическом учете по статьям, по кредиту - их списание на проданную продукцию. По принятой на предприятии учетной политики расходы на продажу списываются на проданную продукцию в полной сумме. Стоимость услуг сторонних транспортных организаций (железнодорожных, автомобильных и т. д.) относится на расходы на продажу. В этом случае дебетуют счет 44 "Расходы на продажу" и счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и кредитуют счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". В бухгалтерском учете в ООО «Мечетинская инкубаторная станция» все фактически произведенные расходы на рекламу в полном объеме включаются в себестоимость проданной продукции. Затраты, отраженные на счете 44 "Расходы на продажу" списываются в дебет счета 90 "Продажи". При исчислении полной себестоимости и составлении отчетных калькуляций расходы на продажу относятся на себестоимость отдельных видов продукции. При этом расходы на упаковку и транспортировку включаются в себестоимость прямым путем на основе первичных документов. При невозможности прямого отнесения они распределяются косвенным путем. В качестве базы распределения используется производственная себестоимость, что закреплено в учетной политике организации. Все остальные расходы на продажу распределяются между соответствующими видами продукции косвенным путем пропорционально той же базе, что и расходы на упаковку и транспортировку.

По учетной политике предприятия ООО «Мечетинской инкубаторной станции» расходы на упаковку и транспортировку, входящие в состав коммерческих расходов, включаются в себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем. Все остальные коммерческие расходы (за исключением расходов на упаковку и транспортировку) ежемесячно относятся на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).

С целью расчета полной себестоимости выпущенной продукции по ее видам коммерческие расходы распределяются пропорционально плановой себестоимости реализованной или выпущенной продукции. При составлении отчетных калькуляций определяется полная себестоимость выпущенной продукции, поэтому коммерческие расходы распределяются непосредственно по отдельным видам продукции путем прямого учета.

Таблица 4 - Исчисление коэффициента ритмичности на предприятии ООО «Мечетинская инкубаторная станция» за декабрь

Декады месяца

Выпуск продукции, тыс. руб.

Удельный вес, %

Засчитывается в счет выполнения плана

План Факт План Факт Факт к плану Тыс. руб. %
1 3 060 2 032 30,9 18,6 20,5 2 032 20,5
2 3 474 2 894 35,1 26,6 29,2 2 894 29,2
3 3 366 5 974 34,0 54,8 60,4 3 366 34,0
Итого 9 900 10 900 100,0 100,0 110,1 8 292 83,7

 

По данным таблицы коэффициент ритмичности можно рассчитать двумя способами:

Крит. 1-й способ: 8 292 / 9 900 = 0,837, или 83,7%.

Крит. 2-й способ: 20,5 + 29,2 + 34,0 = 83,7%.

Чем ближе коэффициент ритмичности производства к единице, тем равномернее выполнение задания. Информацию для характеристики работы и исчисления коэффициента ритмичности хозяйствующего субъекта, в данном случае ООО «Мечетинская инкубаторная станция», можно получить из оперативно-технической отчетности и некоторых документов бухгалтерского учета.

Коэффициент ритмичности показывает, сколько выпущено продукции в сроки, установленные планом-графиком. Для оценки ритмичности производства определяется коэффициент аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от планового задания за каждый день (неделю, декаду):

 

Карит = ((2 032 – 3 060) + (2 894 – 3 474)) / 9 900 =

= (-1 608) / 9 900 = 0,163, (8)

 

Затем необходимо выявить причины неритмичной работы, которые могут быть разные. Необходимо выявить как внешние (несвоевременная поставка сырья, материалов поставщикам, отключение электроэнергии, забастовки предприятий-смежников и т.д.), так и внутренние (низкий уровень организации производства и труда, низкий уровень применяемой технологии, недостаточное финансовое состояние и т.д.) причины. Выявление причин и их классификация позволяют определить мероприятия по повышению ритмичности. В заключении необходимо определить стоимость недоданной продукции в установленные планом-графиком сроки в результате неритмичной работы предприятия.

Стоимость недовыпущенной продукции (-∑V) определяется путем умножения планового объема выпуска (Vпл) на коэффициент аритмичности:

 

-∑V = Vпл · Карит, (9)


Таким образом, стоимость недовыпущенной продукции на предприятии ООО «Мечетинская инкубаторная станция» будет равно:

 

-∑V = 9 900 · 0,163 = 1 613,7 тыс. руб.

 

Упущенные возможности хозяйствующего субъекта, а именно ООО «Мечетинская инкубаторная станция» в связи с неритмичностью работы определяется как разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного, среднемесячного) объема производства за сутки (декады, месяцы):

 

-∑V = ∑Vф – Vmax сутки (декада) =

= 10 900 – (5 974 · 3) = -7 022 руб., (10)

 

Инвентаризация готовой продукции имеет большое значение для правильного определения затрат на производство продукции, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т.п. Инвентаризация содействует укреплению предприятия, предупреждает возможные имущественные потери. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется не только сохранность материальных ценностей, но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.




Таблица 5 - Динамика производства товарной продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем производства, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные цепные
2004 19 300 100,0 100,0
2005 20 000 103,6 103,6
2006 21 300 110,4 106,5
2007 23 600 122,3 110,8
2008 24 000 124,4 101,7

 

Таблица 6 - Динамика реализации товарной продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем реализации, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные цепные
2004 20 000 100,0 100,0
2005 19 600 98,9 98,9
2006 20 800 104,0 106,1
2007 22 900 114,5 110,1
2008 23 400 117,0 102,2

 

Из данных таблиц 5 и 6 видно, что за пять лет с 2004 по 2008 года объем производства возрос на 24,4 %, а объем реализации - на 17,0 %. За последний 2008 год темпы роста производства несколько выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции (Твп) можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Исчислим его по среднегеометрической:

 

, (11)

 

Тпр = Твп – 100, (12)

 

где – n – число лет,

Т₁, Т₂, Т₃, Т₄, Т₅ - темпы роста за каждый год,

Тпр – темп прироста.

И таким образом, исходя из данных таблиц можно рассчитать эти показатели:

 

Твп =  =  =

 

Тпр = 105,6 – 100 = 5,6%

 

Трп =  = 1,023 = 102,3%

 

Тпр = 102,3 – 100 = 2,3%

 

Можно сделать вывод, что в приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска и реализации продукции составляет 5,6 %, а реализации продукции - 2,3 %. В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по ООО «Мечетинская инкубаторная станция», в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств. Процент выполнения договорных обязательств (Кдп) рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл):

 

Кдп = (ОПпл – Опн) / ОПпл, (13)

 

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции. Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении. Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

Ресурсы поступают в те отрасли и тем предприятиям, на продукцию которых есть спрос. Рыночная система лишает неприбыльные отрасли и субъекты хозяйствования редких ресурсов. Субъекты хозяйствования производят товары до тех пор, пока реализация дает прибыль, пока ненасыщен спрос на эти товары. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капитал, определяется механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом акций, валют, ссудным процентом.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема имеет важное значение. Цель анализа и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Основная задача комплексного производства и реализации продукции – анализ конкурентных позиций организации, ее способности гибко маневрировать ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эту общую задачу можно реализовать путем решения следующих частных аналитических задач:

- оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции;

- проверка сбалансированности и оптимальности бизнес-планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

- выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

- разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно:

- недостатки в организации производства и труда;

- нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;

- брак продукции.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции является унифицированная статистическая форма отчетности №1-П, форма №1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», бизнес-план, оперативные планы-графики и т.д.

Основным резервом повышения рентабельности и прибыльности предприятия является оптимизация затрат. Снижение себестоимости выпускаемой и реализуемой продукции возможно за счет сокращения излишних затрат, запасов ценностей, совершенствование их структуры.

На исследуемом предприятии ООО «Мечетинская инкубаторная станция» с 2007 г. внедряется методика бюджетирования. Так как, большую долю в себестоимости продукции составляют материальные затраты, то целью методики является наиболее рациональное приобретение и использование материалов. Это связано с поиском новых поставщиков с более низкими ценами на сырье, получение материальных кредитов, а также постоянный контроль за фактическим отклонением затрат от нормативных, что приведет к сокращению запасов. Другим моментом методики является разработка бюджета управленческих и коммерческих расходов, обоснованность их включения в себестоимость выпускаемой продукции. Также путем улучшения финансового положения предприятия является оптимизация денежных потоков за счет увеличения оборачиваемости оборотных средств и получения оплаты за них, проведение систематической инвентаризации дебиторской задолженности. А также юридического подхода при составлении договорных обязательств, начисление пени за каждый день просрочки оплаты за поставленную продукцию.

Важным источником увеличения объема выпускаемой продукции, а следовательно снижения себестоимости является повышение производительности труда и его организации. Производительность труда на предприятии ООО «Мечетинская инкубаторная станция» будет прямо зависеть от приобретения технически нового и современного оборудования, это в свою очередь приведет к снижению затрат для постоянного ремонта устаревшего оборудования.

На предприятии средняя численность персонала на 01.01.2008 г. составляет 118 человек. Фонд оплаты труда составляет 350768 руб. в месяц, при этом средняя заработная плата 3176 руб. Из начисленной заработной платы предприятие отчисляет в бюджет ЕСН по ставке 26 %, из них ПФ составляет 20 %, ФСС- 3,2 %; ТФОМС-2,0 %; ФФОМС-0,8 %. Кроме того, предприятие вносит взнос на страхование в ФСС в размере 1,5 %, так как предприятие относится к данной группе риска. Итого предприятие отчисляет в бюджет налога 27,5 % от заработной платы.

Таким образом, ООО «Мечетинская инкубаторная станция» после проведения мероприятия сократило управленческие расходы. Полученные от внедрении мероприятия средства могут быть направлены например на приобретение нового оборудования, что в свою очередь повысит производительность труда и сократит затраты на обслуживание устаревшего оборудования.

Анализ динамики и выполнения плана по реализации продукции и выполнению договорных обязательств позволяет определить факторы изменения ее объема. Учет реализации осуществляется по отгрузке и по реализации. На изменение объема реализации оказывают влияние: изменение объема товарной продукции; изменение остатков готовой продукции на складе; изменение остатков отгруженной продукции на начало и конец периода.

Анализ факторов, влияющих на объем реализации, осуществляется следующим образом. Необходимо определить объем реализованной продукции по плану и по факту, сравнить фактический объем реализации с плановым, определить абсолютное отклонение по всем вышеперечисленным факторам, определить процент выполнения плана по объему реализации (фактический объем выпуска разделить на плановый и умножить на 100%), что будет являться объектом анализа. Для того чтобы определить количественное влияние факторов на изменение объема реализации, необходимо абсолютное отклонение по каждому фактору в отдельности разделить на плановый объем реализации и умножить на 100%. Увеличение объема товарной продукции увеличивает объем реализованной, и наоборот. Увеличение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало года, увеличивает объем реализации, и наоборот. Увеличение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на конец года, уменьшают объем реализации, и наоборот [49, с.89].

В процессе анализа необходимо выявить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями, снижения объема выпуска и разработать конкретные меры по ускорению реализации продукции и получению выручки. Объем реализации определяет в основном объем производства, поэтому необходимо конкретное изучение факторов, определяющих объем выпуска, а следовательно, и объем реализации. На изменение объема выпуска оказывают влияние три группы факторов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере по другим группам ресурсов.

Успех или неуспех хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента. Они определяют темпы обновления продукции (работ, услуг), техническое совершенствование производства, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Хозяйствующий субъект при планировании объема производства и определении производственной мощности определяет, какую продукцию, в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость.

Сущность производственной деятельности состоит в создании экономических благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффек­тивную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль.

Введение

 

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Предприятия изготовляют продукцию в строгом соответствии с заключенными договорами, разработанными плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству, постоянно уделяя большое внимание вопросам увеличения объема выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества, изучая потребности рынка. Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - систематическое получение прибыли. Поэтому вопросы правильной постановки и организации бухгалтерского учета готовой продукции имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений. Весьма существенной является информация о состоянии и движении готовой продукции для исчисления налоговой базы по основным косвенным налогам, прежде всего, по налогу на добавленную стоимость.

В настоящих условиях основное значение придается реализации по договорам-поставкам - важнейшему экономическому показателю работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В объем реализации включается отгруженная и отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет предприятия или получены векселя.

Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафа за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.

Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:

- правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах и в других местах хранения продукции;

- контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;

- контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;

- контроль за выполнением плана по реализации продукции и своевременностью оплаты за реализованную продукцию;

- выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.

Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте изготовления, комплектации и сборки. Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Условно-натуральные показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции. Верно учтенные объемы реализованной продукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты продукций - это залог правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налогов. Документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета готовая продукция относится к категории материально-производственных запасов.

Основные задачи учета материально-производственных запасов и готовой продукции в частности, определены Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Правильный учет готовой продукции позволяет систематизировать информацию для принятия управленческих решений, так как готовая продукция является конечным звеном в фазе материального производства конкретного предприятия. Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной.

Цель дипломной работы - изучение учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции.

Задачами дипломной работы в связи с указанной темой являются:

- изучение проблем учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции;

- исследование производства и реализации продукции ООО «Мечетинская инкубаторная станция»

Объектом исследования данной дипломной работы является готовая продукция, а предметом исследования - процесс учета и анализа.

Для успешного выполнения бухгалтерией своих учетных задач, связанных с готовой продукцией, необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства, своевременное оформление хозяйственных операций. Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета выпуска и продажи готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обращения.

Для того чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету готовой продукции, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и рекомендациях Министерства Финансов Российской Федерации. При учете готовой продукции необходимо руководствоваться следующими законодательно-нормативными документами - Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленным законодательством. В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться: фактическая производственная себестоимость (полная и неполная); нормативная себестоимость (полная и неполная); договорные цены; другие виды цен.

В составе товарной и реализованной продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо невостребованные изделия. Чтобы избежать негативных последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен постоянно работать над формированием товарного ассортимента.Объектом анализа производства и реализации продукции выступают не только показатели общего объема продукции в стоимостном выражении, но и ассортимент продукции. Анализ номенклатуры и структуры производства и реализации продукции оказывают большое влияние на результат хозяйственной деятельности. Формирование ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношения между «старыми» и «новыми» товарами, товарами массового, серийного и единичного производства. Основная цель ассортиментной концепции заключается в том, чтобы сориентировать предприятие на выпуск товаров, которые по своей структуре, потребительским свойствам и качеству наиболее полно соответствуют потребностям покупателей. Товаропроизводитель занят не только созданием и производством товаров, но и формированием клиентуры. Формирование ассортимента и структуры выпуска продукции должно учитывать и эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, имеющихся в его распоряжении. В процессе анализа необходимо установить выполнение плана и динамику по производству сертифицированной продукции, дать оценку выполнения задания по сертифицированной продукции.Под отгруженной или отпущенной продукцией, выполненными работами и оказанными услугами понимают продукцию и услуги, платежные требования на которые сданы поставщиком в банк, но не оплачены покупателями. Продукция, отгруженная в конце месяца, на которую не сданы в банк платежные требования, отражается в балансе вместе с готовой продукцией на складе в составе оборотных средств предприятия. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия. Наряду с объемом реализации предприятие планирует сумму (объем) прибыли. Это возможно потому, что при установлении продажных (договорных) цен на продукцию в состав ее включается определенная сумма или процент прибыли (дохода). Если количество продукции, подлежащей к реализации по плану, умножить на договорную цену, то получим ее продажную стоимость по плану, а исходя из процента прибыли, рассчитывают плановую сумму прибыли. Фактическая сумма прибыли определяется в бухгалтерии ежемесячно как разница между продажной стоимостью реализованной продукции и ее полной фактической себестоимостью (производственная себестоимость и расходы на сбыт продукции) за минусом суммы НДС.

Объект исследования - ООО «Мечетинская инкубаторная станция», на примере которого анализируется бухгалтерский учет операций, связанных с выпуском и реализацией готовой продукции.

Задача данной работы состоит в том, чтобы выявить существующие недостатки и ошибки в ведении бухгалтерского учёта и в частности учёта реализованной продукции, а также выработать конкретные рекомендации по устранению указанных недостатков и совершенствованию учёта и системы внутреннего учёта и контроля. Именно поэтому очень важно уделять особое внимание учету готовой продукции на предприятии, т.к. это основное звено любого предприятия.

Практическая значимость данной дипломной работы в том, что основные выводы и предложения могут быть использованы для совершенствования учета выпуска и реализации готовой продукции.



Глава 1. Методологические аспекты учета и анализа выпуска и реализации готовой продукции

Дата: 2019-12-22, просмотров: 257.