Глава 1. Педагогические основы внеклассной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

Глава 1. Педагогические основы внеклассной работы

1.1 Цели и содержание внеклассной работы

1.2 Основные формы внеклассной работы по литературному чтению в начальных классах

1.3 Организация внеклассного чтения под руководством учителя

Глава 2. Описание внеклассной работы

2.1 Педагогический опыт внеклассной работы

2.2 Анализ проделанной работы

Заключение

Приложения



Введение

 

Сейчас, когда детское чтение кричит СОС (его кризис приравнивают к национальному бедствию), перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус.

Ведь именно он, учитель, часто стоит у истоков зарождения интереса к этому виду деятельности. Защитить детское чтение – значит одновременно поддержать и литературу, ибо какой бы развитой, богатой, великой она ни была (именно такая изучается в школе), если она не читается, она теряет свою созидательную силу, лишается смысла, становится ненужной.

На уроке чтения (литературы), как правило, нет места личным впечатлениям школьника, его переживаниям, его субъективным образам; изучаемое произведение не рассматривается как нечто созвучное настоящей и будущей жизни ребенка, его внутреннему субъективному «Я». А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри («хочу»), она всецело подчинена мотивации, идущей извне («велели»). Как говорит известный критик, философ И.Ф. Карякин: «Пока ученик относится к литературе лишь как к средству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает свое, пока не обожжется этим открытием – до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нем». Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. [21]

Как пробудить в ребенке интерес к чтению, желание читать художественную литературу, обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи?

Над этой проблемой работали и работают многие отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них следует отметить Г.Н. Кудину, З.Н. Новлянскую, Т.Г. Рамзаеву, М.Р. Львова, О.В. Сосновскую, Н.Н. Светловскую, О.В. Джежелей.

Исходя из всего выше сказанного, объектом исследования является внеклассная работа по чтению в начальной школе.

Предметом исследования являются формы, методы и приемы внеклассной работы, влияющие на развитие интереса к чтению у младших школьников.

Цель дипломной работы – выявить наиболее эффективные формы работы по внеклассному чтению, влияющие на развитие читательского интереса у младших школьников.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировав методическую литературу по данной теме определить сущность внеклассной работы в начальной школе.

2. Путем анализа методической литературы выявить основные формы и методы внеклассной работы, применяемые в начальной школе.

3. Определить влияние школы и семьи на формирование читательского интереса у младших школьников.

4. Разработать внеклассные мероприятия, развивающие у младших школьников интерес к чтению.

База исследования – МОУ СОШ № 2 Рязанской области, Шиловского

Района, п. Лесной. Класс – 4; количество 19 человек.

В дипломной работе использованы следующие методы исследования:

анкетирование, сравнительный анализ, наблюдение, математическая обработка полученных данных.



Глава 2. Описание внеклассной работы

Анализ проделанной работы

 

Наше исследование было проведено в МОУ СОШ № 2 Рязанской области, Шиловского района, п.Лесного с 11 февраля по 30 марта 2008 года.

Опрос состоял из 5 вопросов. В проведении исследования участвовали 19 человек. Возраст учащихся 9 – 10 лет, 4 класс.

Цель первичного опроса заключалась в проверке уровня заинтересованности детей чтением.

В ходе анкетирования было установлено, что лишь 30 % детей из класса любят читать книги и уделяют на чтение в среднем 1,5 – 2 часа в день, остальные читают только программные произведения.

Детям была предложена анкета:

1. Любите ли вы читать? Почему?

2. Сколько времени в день вы тратите на чтение книг?

3. Хотели бы вы стать членами литературного кружка?

4. Нравятся ли вам внеклассные мероприятия по чтению (поэтические вечера, литературные игры, викторины и др.)?

5. Как часто по вашему мнению их нужно проводить?

После обработки анкет были получены следующие данные:

1. Большинство детей не любит читать и проводит свое свободное время за экраном телевизора, компьютером, гуляет с друзьями.

2. Что в среднем ребенок тратит на чтение 1 час в день, читая книги по учебной программе.

3. На третий вопрос анкеты были получены положительные ответы лишь от 12 % учащихся.

4. При ответе на четвертый вопрос были получены самые лучшие результаты, так как на него положительно отреагировали 40 % учащихся.

5. Большинство детей думают, что их нужно проводить 1 раз месяц.

Обработав данные анкет мы получили «весьма печальные данные», большинство детей не любят читать, да и те кто читает тратят на это мало времени. В основном дети читают только программные произведения, а о других сказочных персонажах они могут узнать из фильмов, да и им это уже не интересно.

Во время практики мною были проведены следующие мероприятия:

Литературная игра «Сказочный мир А.С. Пушкина» (Приложение 1), литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова (Приложение 4), еще мы с детьми разгадывали кроссворды по произведениям С.В. Михалкова (Приложение 5).

Главной целью этих мероприятий было повысить уровень заинтересованности детей чтением.

И это с моей точки зрения удалось весьма не плохо.

Дети принимали активное участие в этих мероприятиях, им было интересно, они просили проводить их как можно чаще.

В конце практики был проведен повторный опрос. Его цель сравнить повысился ли у детей интерес к чтению в ходе внеклассной работы по литературному чтению.

Анкетирование дало следующие результаты:

Увеличилось число учащихся желающих стать членами литературного кружка от 12% до 23%, дети стали уделять на чтение в среднем 1 до 1,5 часов на чтение художественной литературы, желание проводить внеклассные мероприятия увеличилось до двух раз в месяц.

 

Обработанные данные можно представить в виде таблицы.

 

Вопросы

Средние показатели

До проведения мероприятий После проведения мероприятий
1. Любите ли вы читать? Почему?   30 %   35 %
2. Сколько времени в день вы тратите на чтение книг?   1 час   1час 30 мин
3. Хотели бы вы стать членами литературного кружка?   12 %   23 %
4. Нравятся ли вам внеклассные мероприятия (поэтические вечера, литературные игры, викторины)?   40 %   60 %
5. Как часто, по вашему мнению, их нужно проводить?   1 раз в месяц   2 раза в месяц

 

В заключение проделанной работы была проведена беседа на тему «О пользе внеклассных мероприятий».

Вот что думают по этому поводу учащиеся (мнения ребят приводятся в оригинале).

Сухоруков Сергей: Раньше, приходя из школы, я включал компьютер, и начинал играть в разные игры, например, «В гоночки», «Стратегии» и т.п. В настоящее время после проведенной внеклассной работы, я стал больше читать, потому что не смог ответить на многие вопросы викторины и мне стало стыдно перед одноклассниками.

Федина Мария: Все свое свободное время я уделяла компьютеру и просмотру телевизора, а после проведения литературной игры и викторины я поняла, что есть и другие, наиболее интересные и полезные занятия. Я стала уделять чтению больше времени и заметила, что стала лучше учиться.

Костаринов Артем: На внеклассных занятиях я узнал много нового и теперь хочу стать членом литературного кружка.

Клочков Василий: Мне понравились проведенные мероприятия, было очень интересно. Я узнал много нового.

Ромашкин Миша: После внеклассных мероприятий я стал больше общаться с ребятами из класса, мы стали вместе делать уроки, у нас появились общие интересы.

Милешкина Анна: После проведенных мероприятий, я стала уделять больше времени на чтение книг и у меня стало больше хороших оценок.

Ответы детей свидетельствуют о несомненной пользе проведенных занятий.

Надо заметить, что и мы сами довольны полученными результатами. На наш взгляд, у ребят повысился интерес к чтению, они стали систематически выполнять задания данные учителем, больше уделять времени на чтение книг, у них улучшилась успеваемость. Так же на практике удалось понять для себя, на сколько важна внеклассная работа в начальной школе.

Внеклассная работа имеет организационные преимущества по сравнению с обычным уроком, так как форму проведения учитель выбирает сам в соответствии с интересами и индивидуальными способностями учащихся и самого педагога.

Итак, внеклассная работа по литературному чтению в начальной школе представляет собой форму организации групповой деятельности и оказывает значительное обучающее и воспитательное воздействие на учащихся, являясь важным компонентом обучающего процесса.

Практическая ценность проведения внеклассной работы по литературному чтению определяется следующим:

- формирование интереса к предмету и чтению книг в целом;

- благотворное влияние на развитие личности младшего школьника. В частности, на саморазвитие и самосовершенствование;

- раскрытие индивидуальных особенностей и способностей учеников.

Таким образом, привлечение игровых форм обучения во внеклассной работе по литературному чтению оправдало себя практически, способствовало не только формированию у детей интереса к чтению, но и улучшению учебных показателей у всего класса в целом.

Так как проведенные мероприятия принесли положительный результат, хотелось бы дать несколько рекомендаций для повышения интереса к чтению у младших школьников:

- организовывать литературные кружки;

- внеклассные мероприятия проводить в игровой форме;

- проводить поэтические вечера;

- устраивать встречи с писателями (если есть такая возможность).



Заключение

«Нужно, чтобы взгляды детей на жизнь, природу,

общество и на самих себя утвердились как взгляды личные, самостоятельно выработанные».

В.А.Сухомлинский

Внеклассная работа по чтению в начальной школе имеет огромное воспитательное значение, развивающее и обучающее значение.

Во-первых, она не так строго ограничена временными рамками.

Во-вторых, имеет большое разнообразие форм и методов проведения.

Главными задачами внеклассной работы по литературному чтению являются: развитие у младших школьников интереса к чтению, выявление их интересов и склонностей, воспитание товарищества, дружбы, любви к Родине, к русскому языку, формирование эстетических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний, полученных на уроках чтения.

В первой главе данной дипломной работы были отмечены аспекты проведения кружковой работы по чтению, значение семейного чтения в формировании любви к книгам и интереса к чтению, правила оформления книжно книжного уголка в классе, были рассмотрены основные формы проведения внеклассных занятий в младшей школе.

Вторая глава была нацелена на рассмотрение и создание игровых форм внеклассной работы, как одного из средств развития у детей интереса к чтению, а так же в ней был проведен анализ применения этих форм на практике.

Внеклассная работа по чтению в начальной школе приобретает все большее значение. Это и важная образовательная проблема, поскольку уроки чтения не могут охватить всего объема знаний, необходимых младшему школьнику, и надежный путь применения знаний в жизни, и в известной мере решение вопроса организации досуга детей, и путь к развитию их индивидуальных склонностей и способностей, и одна из возможностей будущего профессионального самоопределения школьников.

Необходимость внеклассной работы диктуется не только желанием узнать нечто новое. Задачи внеклассной работы намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и созидательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать уровень языкового развития учащихся.

Внеклассные занятия с младшими школьниками важны и для осуществления преемственности между начальными и старшими классами.



Список литературы

1. Авдотина Н.А. «Праздник, посвященный творчеству К.И. Чуковского» // «Начальная школа», 2003 - № 1, С – 100-101.

2. Адаменко М.Н. «Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2001- №2001- № 4, С – 56-62.

3. Антонова Е.С. «Как я воспитываю интерес к книге». // «Начальная школа плюс до и после». 2006 - № 12, С – 27-28.

4. Афанасьева М.Д. «Библиотека и юный читатель». // М. Издательство «Книжная палата». 1987, С- 72-75.

5. Болотина Л.Р., Латышина Д.И. «Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах». // М. «Просвещение». 1978, С- 6-9.

6. Воронова И.А. «Материалы по русскому языку и чтению для внеклассной работы в начальной школе». // «Начальная школа плюс до и после». 2008 -№ 11, С – 70-72.

7. Вульфов В.З., Поташник М.М. «Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы». М. «Просвещение». 1983. С- 14-18.

8. Готокович Я. А. «Внеклассная и внешкольная работа по литературе». // М. «Просвещение» 1970, С – 72-75.

9. Груздева М.В. «Опыт работы учителя по ведению факультатива «Поэзия» для учащихся начальных классов ». // «Начальная школа». 2008 - № 10, С – 37-43.

10. Гусятникова О. «Турнир-викторина «Лесные тайны» по книге В.Бианки «Лесная газета»». // «Начальная школа». 2004 - № 2, С – 18-21.

11. Джежелей О.В., Сергеева А.В., Игнатьева Т.В. «Готовимся к урокам внеклассного чтения». // АРКТИ ЛАРГОС, М. 1997, С – 28-41.

12. Ефросинина Л. «Как помочь детям войти в мир литературы?». // «Начальная школа». 2007 - № 4, С – 6-15.

13. Жукова И.Л. «Стратегия выбора книг для внеклассного чтения (3-4 кл.)». // «Начальная школа». 2007 - № 4, С – 26-31.

14. Зобнина М.А. «Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению?». // «Начальная школа». 2007 – № 8, С – 35-43.

15. Каирова Р.П. «Краеведческий турнир посвященный творчеству П.Бажова». // «Начальная школа плюс до и после». 2006 - № 1, С – 65-67.

16. Короткова Л.Д. «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности». // «Начальная школа». 1993 - № 11, С – 15-17.

17. Кочетова П.Б. «Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать». // «Начальная школа». 2003 – № 1, С – 19-24.

18. Кутьев В.О. «Внеурочная деятельность школьников». // М. «Просвещение». 1983, С- 72-75.

19. Лазарева В.А. «Уроки литературного чтения в современной начальной школе». // «Начальная школа». 2005 - № 2, С – 2-10.

20. Лебедева Е.П. «Как избежать ошибок при подготовке и проведении урока литературного чтения». // «Начальная школа плюс до и после». 2006 - № 5, С – 19-22.

21. Локалова Н.П. «Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению». // «Начальная школа». 2007 - № 12, С – 14-19.

22. Львов М.Р., Горецкий В.Г. «Методика преподавания русского языка в начальной школе». // М. Издательский центр «Академия». 2008, С – 10-16.

23. Макеева С.Г. «Воспитательное чтение в условиях современного образования». // «Начальная школа». 2000, № 9, С – 70-89.

24. Мальцева О.В., Кавнатцкая Н.Г. «В поисках Эльдорадо». (Литературно-познавательная игра для детей 8-10 лет). // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2004 - № 7, С - 41-43.

25. Мельникова О.В. «Литературная олимпиада для учащихся 4кл.». // «Начальная школа». 2006 - № 3, С – 80-81.

26. Мартемьянова Т.Г. «Воспитание искусством слова». // «Начальная школа». 2003 - № 3, С – 22-27.

27. Михайлова М. «Литературный КВН по рассказам Н. Носова». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2003 - № 11, С – 3-9.

28. Музыка Л.А. «Интерес к чтению. Как его пробудить?». // «Начальная школа». 2007 - № -6, С – 72-74.

29. Полищук М. «Семейное чтение и библиотека: грани взаимодействия». // «Библиотековедение». 2002 - № 6, С – 56-59.

30. Полозова Т.Д. «Что делать? Читать!». // «Начальная школа». 2008 - № 7, С – 72-76.

31. Попов И. «Семейные чтения». // «Дошкольное воспитание». 1996 - № 10, С – 87-89.

32. Пушкарева М.Д. «Внеклассная работа по литературе в школе». // М. Издательство «Академия». 1955, С - 48-54.

33. Романов Д. «Головоломка». // «Начальная школа». 2006 - № 5, С - 42-43.

34. Рудыка Т.П. «Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста». // «Начальная школа». 2007 - № 11, С – 28-33.

35. Сергеева Л.В. «Художественное слово на уроках чтения». // «Начальная школа». 2006 - № 2, С – 59-61.

36. Сластенин В.А. «Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности». М. 1980, С – 56-74.

37. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. «Внеклассное чтение в 1 классе». // М. «Просвещение». 1991, С - 41-42.

38. Светловская Н.Н. «Методика внеклассного чтения». // М. «Просвещение». 1991, С - 44-65.

39. Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2005 - № 10, С – 62-66.

40. Славгородский П.Ф. «Внеклассная работа по литературе». // М. «Просвещение», 1964, С – 24-29.

41. Сластенин В.А. «Методика воспитательной работы». // М. 2002, С – 47-48.

42. Тимофеева И.И. «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти лет». // Санкт–Петербург. 2000, С – 62-76.

43. Тихонова Е.П. «Читательский дневник для начальной школы». // «Школьная библиотека». 2003 - № 6, С – 40-41.

44. Трофимова О.Г. «Книга в семье и духовное воспитание ребенка». // «Начальная школа». 1995 - № 7, С – 65-66.

45. Тумина Л.Е. «Кружок сочини сказку». // М. 1995, С – 313-325.

46. Ушаков Н.Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах». // М. «Просвещение». 1978, С – 4-10.

47. Ушаков Н.Н. «Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе». // М. «Просвещение». 1975, С – 6.

48. Чубарьян О.С. «Книга и чтение в жизни небольших городов». // М. 1973, С – 231-236.



Приложения

 

Литературная олимпиада

 

Для учащихся 4 класса.

Разминка.

1. Откуда эти волшебные слова:

- «Крекс, фекс, пекс »? («Золотой ключик»).

- «Вот я! Вот я! Превращаюсь в мотылька». (Медведев. «Баранкин, будь человеком!»)

2. Какие волшебные средства были у:

- Оле-Лукойе? (Зонтик, волшебная спринцовка.)

- Маленького мука? (Туфли и тросточка.)

- Элли? (Серебряные башмачки, золотая шапка, серебряный свисток.)

3. Как путешествовали:

- на крышу Малыш? (На Карлсоне.)

- из норы крота в теплые края Дюймовочка? (На ласточке.)

1-ый. тур «Дядя Федор пес и кот».

1. Во сколько лет дядя Федор научился варить суп? (В пять лет.)

2. Что умел Шарик, кроме как дом сторожить? (Окучивать картошку, посуду мыть.)

3. Как звали галчонка? (Хватайка.)

4. Кого Шарик принес с первой охоты? (Бобренка.)

5. Кто был прежним хозяином кота Матроскина? (Профессор Семин.)

6. Как работало солнышко? (Его надо было наклеить на потолок и включить в розетку.)

7. Сколько денег послал на завод дядя Федор для покупки трактора? (Сто рублей.)

2-ой. тур «Старик Хоттабыч».

1. Что сделал Хоттабыч с Женей Богорадом? (Продал в рабство.)

2. Волшебное средство Хоттабыча. Когда оно не действовало? (Волоски бороды. Когда они были мокрые.)

3. На чем катались по Москве Хоттабыч и Волька? (На верблюде.)

4. Что сделал Хоттабыч, чтобы Волька попал в кино? (Билеты, бороду.)

5. Из-за чего заболел Хоттабыч? (Объелся эскимо.)

6. Что подарил Хаттабыч рыбакам? (Чемодан.)

7. Почему Хаттабыча не берут на работу? (Пишет в анкете сколько ему лет.)

3-ий. тур «Волшебник Изумрудного города».

1. Волшебные средства Элли? (Серебряные башмачки, золотая шапка, серебряный свисток.)

2. Откуда у Элли серебряные башмачки? (Татошка принес из пещеры Гингемы.)

3. Какая дорога вела к Изумрудному городу? (Желтая.)

4. Кому принадлежит надпись: «Путник, торопись! За поворотом дороги исполняются все твои желания»? (Людоеду.)

5. Кто снял Страшилу с шеста посреди реки? (Аист.)

6. Кто вывез льва из макового поля? (Мыши.)

7. Как Элли победила Бастинду? (Облила водой.)

4-ый. тур «Малыш и Карлсон».

1. Лучшее средство от жара. (Приторный порошок или шоколад + конфеты + печенье.)

2. Из чего Карлсон сделал одежду для приведения? (Из простыни.)

3. Сколько стоил билет на вечер чудес Карлсона? (Одна конфета.)

4. Что сделало Малыша счастливым в день его рождения? (Подарок – щенок.)

5. Как Малыш прозвал домработницу? (Домомучительница.)

6. О чем рассказала фрекен Бок по телевизору? (О соусе.)

7. Из чего была сделана мумия? (Из полотенец и челюсти дяди Юлиуса.)

Заключительный тур.

1. Откуда эти строки? «В 6 часов 32 минуты утра веселый солнечный зайчик проскользнул сквозь дыру в шторе и устроился на носу ученика шестого класса». (Старик Хоттабыч.)

2. Кто это? «На нем был пестрый жилет, полосатые брюки и длинный сюртук. В руке у него был длинный рупор». (Гудвин.)

3. Что должно уметь делать приведение? (Вздыхать и стонать.)

4. Кто такой тр-р Митя? (Трактор.)

5. Кем нарядился Карлсон, чтобы изводить фрекен Бок? (Приведением.)

6. Кто это? «А на встречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке. Лет пятидесяти, с хвостиком.» (Почтальон Печкин.)

7. Кто так учился? «Учатся сейчас очень старательно, чтобы не ударить в грязь лицом перед своим престарелым учеником». (Волька и Женька.)

8. Кто пережил много опасных приключений в Голубой, Фиолетовой, Розовой и Желтой стране? (Элли и ее друзья.)

Суперигра.

На доске написаны названия прочитанных книг, запишите рядом фамилию автора:

1. «Дядя Федор, пес и кот» (Э. Успенский.)

2. «Старик Хоттабыч» (В. Лагин.)

3. «Волшебник Изумрудного города» (А. Волков.)

4. «Малыш и Карлсон» (А. Лингрен.)

Подведение итогов.

В каждом туре проставляются баллы: правильный ответ – 1 балл; неполный, неточный ответ – 0,5 балла; неправильный ответ – 0 баллов.

Баллы всех туров суммируются, и дети, набравшие наибольшее число баллов, участвуют в заключительном туре.

Награждение.

Выдаются дипломы трех степеней:

«Лучший Книгочей», «Очень хороший Книгочей», «Хороший Книгочей».

Содержание

 

Введение

Глава 1. Педагогические основы внеклассной работы

1.1 Цели и содержание внеклассной работы

1.2 Основные формы внеклассной работы по литературному чтению в начальных классах

1.3 Организация внеклассного чтения под руководством учителя

Глава 2. Описание внеклассной работы

2.1 Педагогический опыт внеклассной работы

2.2 Анализ проделанной работы

Заключение

Приложения



Введение

 

Сейчас, когда детское чтение кричит СОС (его кризис приравнивают к национальному бедствию), перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус.

Ведь именно он, учитель, часто стоит у истоков зарождения интереса к этому виду деятельности. Защитить детское чтение – значит одновременно поддержать и литературу, ибо какой бы развитой, богатой, великой она ни была (именно такая изучается в школе), если она не читается, она теряет свою созидательную силу, лишается смысла, становится ненужной.

На уроке чтения (литературы), как правило, нет места личным впечатлениям школьника, его переживаниям, его субъективным образам; изучаемое произведение не рассматривается как нечто созвучное настоящей и будущей жизни ребенка, его внутреннему субъективному «Я». А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри («хочу»), она всецело подчинена мотивации, идущей извне («велели»). Как говорит известный критик, философ И.Ф. Карякин: «Пока ученик относится к литературе лишь как к средству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает свое, пока не обожжется этим открытием – до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нем». Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. [21]

Как пробудить в ребенке интерес к чтению, желание читать художественную литературу, обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи?

Над этой проблемой работали и работают многие отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них следует отметить Г.Н. Кудину, З.Н. Новлянскую, Т.Г. Рамзаеву, М.Р. Львова, О.В. Сосновскую, Н.Н. Светловскую, О.В. Джежелей.

Исходя из всего выше сказанного, объектом исследования является внеклассная работа по чтению в начальной школе.

Предметом исследования являются формы, методы и приемы внеклассной работы, влияющие на развитие интереса к чтению у младших школьников.

Цель дипломной работы – выявить наиболее эффективные формы работы по внеклассному чтению, влияющие на развитие читательского интереса у младших школьников.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировав методическую литературу по данной теме определить сущность внеклассной работы в начальной школе.

2. Путем анализа методической литературы выявить основные формы и методы внеклассной работы, применяемые в начальной школе.

3. Определить влияние школы и семьи на формирование читательского интереса у младших школьников.

4. Разработать внеклассные мероприятия, развивающие у младших школьников интерес к чтению.

База исследования – МОУ СОШ № 2 Рязанской области, Шиловского

Района, п. Лесной. Класс – 4; количество 19 человек.

В дипломной работе использованы следующие методы исследования:

анкетирование, сравнительный анализ, наблюдение, математическая обработка полученных данных.



Глава 1. Педагогические основы внеклассной работы

1.1 Цели и содержание внеклассной работы

 

Для внеклассных занятий по чтению, как, впрочем, и по другим предметам, не существует какой-либо программы. В зависимости от особенностей класса, возможностей школы, даже своих личных склонностей учитель решает, чем он будет заниматься с детьми во внеурочное время. Однако при любом выборе темы работы необходимо учитывать изучаемый на уроках материал и ориентироваться на учебную программу. Связь классных и внеклассных занятий является необходимым требованием при организации последних.

Значительное внимание, естественно, уделяется развитию связной устной и письменной речи. Пересказы, сочинения разных жанров, заучивание наизусть выступают на таких занятиях ведущими видами работы.

В отборе содержания для внеклассных занятий может быть избран и такой вариант, когда учитель имеет в виду программу по чтению, грамматике, правописанию в целом [47]

Действующая ныне программа по чтению для начальных классов обращает пристальное внимание учителя на все стороны языка. Значительно больший, чем раньше, удельный вес приобрела словарная (лексическая) работа. Словарная работа заслуживает не меньше к себе внимания, чем само чтение, так как нужна для умственного развития и для понимания значений слов в зависимости от контекста.

Программа предполагает практическое ознакомление учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слов, синонимией и некоторыми другими понятиями… «Дети, - говорится в программе, - читая произведения писателей, наблюдают, что слова обозначают те или иные предметы и явления действительности, имеют определенные значения, что в разных предложениях, особенно в связной речи, слова могут быть близкими или противоположными по значению. Дети начинают понимать, что для точного выражения своей мысли надо выбирать наиболее подходящее по смыслу слово».

Несмотря на такой комплексный подход к изучению тех или иных явлений, в каждом классе можно выделить ведущее направление: в 1 классе это наблюдение над звуковой стороной слова и тематическая группировка слов; во 2 классе основное внимание уделяется значению слова, способности слова иметь не одно, а несколько значений, словам, близким и противоположным по значению; ученики 3 класса знакомятся с происхождением некоторых слов, учатся, как рекомендует программа, выбору «наиболее точного и яркого слова для выражения мысли», устранению «однообразного употребления слов в связной речи».

Такое распределение по классам дает возможность связать содержание внеклассных занятий с программой по чтению. Нельзя, однако, считать, что указанные разделы необходимо строго закреплять за определенными классами.

Большая часть заданий опирается на связные тексты (рассказы, сказки, загадки, стихи). Что вытекает из основной задачи учителя – показать как живет слово в тексте. Совершенно очевидна при этом необходимость связи внеклассных занятий с уроками чтения. Содержание текстов весьма разнообразно. В них отражены жизнь школьников, героический труд наших людей, история нашей Родины, идея мира и дружбы между народами разных стран. Внеурочная работа с первоклассниками начинается с рассказа-беседы о значении русского языка в жизни народа нашей страны, о русском языке как средстве межнационального общения, о его богатстве, о самых дорогих словах: Родина, мир, труд и др. Мысль о все более возрастающей роли русского языка в мире, о богатстве русского слова, о необходимости бережного отношения к нему проводится на протяжении всех занятий.

В связи с раскрытием этимологии таких, например, слов и выражений, как перо, чернила, тетрадь, алфавит, азбука, красная строка, от доски до доски и т. п., раскрываются некоторые темы, выходящие за пределы программы: история письменности, книгопечатания, которые, как известно, вызывают значительный интерес у младших школьников.

Такой подход в отборе материала для внеклассных занятий с младшими школьниками позволяет максимально удовлетворить их интересы, способствует (на основе обогащения представлений детей об окружающем мире) активному накоплению учащимися разнообразных языковых впечатлений, создает прочный фундамент для воспитания лингвистических интересов. [46]

Основные цели и задачи внеклассных занятий по литературному чтению:

- развитие у детей интереса к предмету «чтение», к живому языку, к речи, к литературе на русском языке;

- развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, развитие потребности к самообразованию;

- углубление знаний, полученных на уроках чтения, повышение качества этих знаний и умений. [38]

При проведении внеклассных занятий обязательно учитывается принцип занимательности, помогающий возбудить у учащихся непосредственный интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний. Предлагаемые материалы и различные упражнения содержат, как правило, проблемную задачу. Трудные на первый взгляд задания привлекают учеников свой новизной. Вызывая у школьников интерес, они поддерживают дух поисков, открытий, активного познания нового, способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоения материала учащимися.

Созданию занимательности помогает использование на занятиях дидактических игр. В.А. Сухомлинский, придававший огромное значение игре в работе с младшими школьниками, писал: «Игра – широкое и многократное понятие. Дети играют не только тогда, когда бегают, соревнуются в быстроте и резвости. Игра может заключаться и в большом напряжении творческих способностей, воображения. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение, особенно в дошкольные годы и далее. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью». Однако, вводя игру во внеклассное занятие, необходимо помнить, что игровые элементы не могут служить на занятии средством развлечения, они должны содействовать достижению поставленной цели, осуществлению общих задач внеклассной работы. [47]

Активная заинтересованность учеников связана так же с использованием различных форм внеклассных занятий. В практике известны такие формы внеклассных занятий, как кружки, утренники, уголок внеклассного чтения, стенная газета, викторины различные конкурсы и т. п. Многие из них могут быть использованы и при организации внеурочной работы по чтению с младшими школьниками. Однако ведущая в старших классах форма работы – кружок – не может быть принята в его «классическом» виде, чему мешают такие его сложившиеся признаки, как участие в работе интересующихся предметом школьников, ограниченный и строго закрепленный (постоянный) состав участников, строгая периодичность занятий. Одна из основных задач внеклассной работы в начальных классах - пробудить интерес к чтению у каждого школьника – требует проведения занятий со всем классом. Вариативность в проведении занятий достигается разнообразием форм преподнесения материала. Так, если в 1 классе занятия обычно проводятся в виде игры-соревнования (здесь используется также рассказ-беседа, час занимательного чтения и др.), то во 2 классе ведущей становится беседа (не исключаются и элементы рассказа, час занимательного чтения, конкурсы), а в 3 классе к беседам добавляются рассказ, устный журнал. В виде утренника может быть проведено последнее занятие о пословицах и поговорках русского народа.

Общим для всех форм внеклассных занятий является то, что в каждой из них ученики получают возможность решать посильные задачи, выполнять элементарные стилистические упражнения, проводить систематические наблюдения над языковыми фактами. [46]

Необходимо также обратить внимание на некоторые организационные вопросы проведения внеклассных занятий с учениками 1-3 классов.

На внеклассных занятиях младшие школьники не только закрепляют изученный на уроках материал, но и узнают много нового. Возраст учеников (7-10 лет) предполагает, что все новые сведения будут рассредоточены, даны по частям. Вот почему при работе в начальных классах необходимо на одну и ту же тему отводить не менее двух занятий.

Возрастом учеников объясняются и некоторые другие особенности.

Между занятиями, например, не должно быть большого перерыва (желательно не более недели). Дело в том, что задания, предлагаемые для самостоятельного домашнего выполнения дети выполняют, как правило, в первые два-три дня после занятия. Они ждут новой встречи, спешат поделиться друг с другом новыми впечатлениями о прочитанном произведении, просят учителя сказать, верно ли они выполнили задания. Создается благоприятный настрой для проведения нового занятия; и откладывать эту встречу на длительное время нецелесообразно. Таким образом, работа по одной и той же теме строится как цикл связанных между собой занятий, следующих без большого перерыва одно за другим. Затем возможен более длительный перерыв (учитель готовится к новой теме), и проводится новый цикл занятий. Время, отводимое на одно занятие, может быть различным. Проведение викторин, «минуток поэзии» и т.п. требует не более 10-15 минут, а другие формы занятий (типа утренника) предполагают большее время, не более 45 минут. [38]

Учитель, планируя работу по той или иной теме, определяет количество занятий по ней, форму проведения каждого, устанавливает их последовательность. При подготовке к занятию намечает, какое участие примут в нем отдельные ученики (заранее предлагает им выучить наизусть стихотворения, инсценирует с детьми некоторые прозаические тексты и т.п.), что он будет читать сам, определят способ объяснения незнакомых ученикам слов, готовит наглядные пособия и т. д. Заметим, что на занятиях необходимо использовать различные наглядные пособия.

При проведении внеклассных занятий немаловажное значение имеет оценка ответов учащихся. Пятибалльная система оценки здесь не используется. Поощрения участников занятий осуществляются в виде похвалы учителя, а нередко выявлением победителя (ученика, группы, ряда) в соревновании по числу очков за быстроту, точность, сообразительность при ответе. Учитель заранее определяет количество очков за ответ по тому или иному заданию и приз команде-победителю (флажок, фигурки, Смекалочки и т.п.). [37]

Поскольку на внеклассных занятиях нередко предлагаются письменные работы, ученики ведут специальные тетради, в которых не только выполняются предложенные учителем задания, но записываются понравившиеся загадки, скороговорки, наклеиваются картинки и т.д. Желательно также иметь классный альбом (копилку). В нем для каждой темы отводится несколько страниц, куда ученики записывают свои впечатления, вопросы, викторины, стихотворения, помещают после обсуждения лучшие рисунки, самостоятельно набранный материал и т.п. Копилка, как и другие материалы, должна быть доступна каждому ученику. Внеклассные занятия не предполагают обязательных домашних заданий. Однако в промежутках между коллективными формами работы, на досуге, ученики могут выполнять различные пожелания учителя: прочитать рекомендуемую книгу, ознакомиться с материалами «Угадайки», «Занимательного календаря» и выполнить предложенные там задания, нарисовать иллюстрации, подобрать новые примеры, изготовить ту или иную игру и т.п. Одним словом, по собственному желанию, с большим интересом ученики выполняют очень многое, задача учителя – посоветовать, как они могут углубить свои знания по теме, научить их разумно заполнять свой досуг. [47]

При переходе учащихся из одного класса в другой по некоторым темам возможно повторное проведение занятий на более сложном материале. Не надо бояться повторения отдельных понравившихся детям игр и других занимательных упражнений. «У ребенка (8-12 лет) громадная потребность в повторных впечатлениях. Он по многу раззаставляет повторять один и тот же рассказ, пока не запомнит его дословно, любит смотреть одни и те же картинки, играть в одну и ту же игру, пока не овладеет до конца », - писала по этому поводу Н. К. Крупская.

В конце каждой темы приведены специально подобранные художественные и научно-популярные тексты. Они предназначены для того, чтобы показать ученикам, с какой целью используются в художественных произведениях изучаемые языковые явления, как они живут в тексте. Некоторые из них сообщают новые сведения о каких-либо фактах языка, привлекают внимание учеников к тому, что им кажется знакомым и потому неинтересным.

Учитель может применить эти тексты по-разному: включить в занятие в качестве дополнительного материала, положить в основу еще одного занятия по той же теме, которое будет представлять форму внеклассной работы – чтение вслух («минутки поэзии», «странички прозы»). Однако при любом варианте их использования общим требованием является то, что дети их воспринимают на слух.

Выразительное чтение учителя позволяет детям глубже разобраться в содержании произведения, обратить внимание на образность слова, увидеть за словами текста живую действительность.

По структуре и методике проведения внеклассные занятия, посвященные чтению вслух, можно сравнить с лекцией-концертом, где учитель, как музыковед перед исполнением произведения, до чтения сообщает детям, почему он привлекает этот текст, на что им надо обратить внимание.

Беседа после чтения возможна, но не обязательна, во всяком случае она не должна быть громоздкой. Беседа помогает выяснить, как дети поняли содержание прочитанного.

Некоторые тексты объединены общей тематикой. Учитель должен иметь в виду воспитательные возможности такого подбора текстов и непременно использовать их в процессе занятия. Чтение вслух различных произведений вызывает у школьников желание перечитать их, познакомится с другими произведениями на ту же тему или того же автора. Учитель называет книгу, от куда взят тот или иной текст, советует прочитать ее на досуге, делает некоторые предварительные замечания к отдельным произведениям из этой книги. [46]

В перерывах между занятиями могут быть использованы и другие формы, предполагающие самостоятельную работу учащихся. «Угадайка» может быть оформлена как своеобразная классная игротека по чтению. Задания, предложенные учителем, записываются на плотных листах бумаги и хранятся в специальных конвертах так, чтобы ученики могли в любое время найти понравившуюся карточку.

«Занимательный календарь» (в материалах к нему даны не только тексты, но и рисунки) оформляется как стенная газета и находится в классе до изучения следующей темы. Форма календаря однотипна. Он завершает ту или иную тему, поэтому его всегда открывает вымышленный персонаж Напоминайкин, который кратко подводит итоги изученной темы, напоминает детям основные сведения по ней. В конце календаря выделены некоторые определения, теоретические положения, предполагаются советы, помогающие учащимся лучше запомнить изученное. Все это объединяется общим названием «Узелки на память».

В «Занимательном календаре» регулярно помещается материал под рубрикой «Знаете ли Вы?», где сообщаются некоторые интересные факты, так или иначе связанные с темой. «Занимательный календарь» может служить хорошим источником для организации итогового занятия в конце года. Календарь содержит также задания, выполняя которые ученики проверяют свои знания после завершения темы.

Задания в «Угадайке» и «Занимательном календаре» не одинаковы по степени трудности. С некоторыми ученики, опираясь на полученные знания, справляются легко, другие могут вызвать затруднения. В этом случае следует ориентировать школьников на то, чтобы они обратились за помощью к взрослым, попытались найти ответ в книгах. Однако нельзя считать задание выполненным, если ученик не нашел нужного ответа. Учитель покажет, что было неверно в решении задачи, каким путем нужно было идти. Размышления ученика над выполнением задания, сравнение своего хода решения с тем, который предложен учителем, помогут школьнику овладеть необходимыми умениями для выполнения сложных заданий.

Завершающим этапом работы в конце каждого года обучения может стать утренник, совпадающий по теме с некоторыми занятиями. Например, для первоклассников возможны следующие темы утренников:

«Наша азбука», «Азбука – к мудрости ступенька», «Сколько слов в языке?», «Мы учим русский язык»; для второклассников такие: «Слово русское, родное», «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!», «Говорите правильно». Третьеклассникам предлагаются более сложные темы: «Русская пословица – всем делам помощница», «Русский язык велик и могуч», «Мы любим свой язык и свою Родину» и д.р. [47]

В заключении следует заметить, что предлагаемые разработки занятий надо понимать только как возможные варианты.

Учитель вправе внести коррективы, исходя из особенностей класса и своих возможностей. Однако при подготовке к занятиям необходимо помнить о том, что упражнения в каждой теме, рассматривающие разные стороны одного и того же явления, располагаются в определенной последовательности и не всегда замена одного задания другим может пройти безболезненно. Уменьшение же объема упражнений, расчленение занятия на два не нарушают работу по теме.

При проведении внеклассных занятий учитель не должен забывать о том, что активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателем эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает учителю регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющие более успешно осуществлять задачи воспитания школьников.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 276.