Цар.17:23 . доколе Господь не отверг Израиля от лица Своего, как говорил чрез всех рабов Своих, пророков. И переселен Израиль из земли своей в Ассирию, где он и до сего дня.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прежде чем закончить историю северного, Израильского царства, свящ. писатель бросает ретроспективный взгляд на всю историю этого царства, рассматривает ее с религиозно-прагматической точки зрения, дает философию всей этой истории – рассуждает о причинах погибели народа и царства Израильского. Основная причина этой гибели – грех Израиля против Иеговы, благодетельствовавшего Израилю с момента изведения его из Египта (ст. 7; ср. Исх 19.4–6;Ос 13.4–6); священный писатель частнее определяет: 1) как идолослужение (ст. 8–12), включая сюда и тельцеслужение (ст. 16–21); 2) как крайнее ожесточение сердца народа к вещаниям и предостережениям пророков Божих (ст. 13–14, 23); 3) как глубокое нравственное развращение и порочность народа (15–17), яркое изображение которых находим и у современных пророков, напр., у пророка Осии (Ос 4.2, 6.9, 7:1, 8–9, 8.8–9, 10.6).

4Цар.17:24 . И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселилих в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее.

По обычаю всех завоевателей древности царь ассирийский – по мнению некоторых, опирающемуся на 1Езд 4.2, Асардан или Асаргаддон, сын Сеннахирива, 4Цар 19.37, правивший, по ассирийским данным, с 681 г. по 668 г., переселил вместо выведенных из Израильской страны жителей – переселенцев из разных городов и провинций ассирийских. Надо думать, что это переселение происходило не раз по 1Езд 4.2; часть нового населения Самарии прибыла сюда уже при Ассаргаддоне – этом третьем преемнике Салманассара. Но начало этой колонизации опустевшей страны относится скорее всего к первой поре после ассирийского пленения, т. е. к царствованию Саргона. Географическое положение упомянутых в ст. 24 областей Ассирийского царства, кроме Вавилона и Емафа, не вполне достоверно известно. Вавилон и здесь разумеется, вероятно, в качестве целой области, (как в Пс 135.1); а не города только Кута (LXX: Xooθα, Vulg.: Cutha, слав.: Хуфа, в клинописях: Kutu) – по И. Флавию (Иуд.Древн. 9:14, 3) лежит в Персии (τὸ Сονθαίων ᾿έθνος, οἴ πρότερον ενδοτέρω τῆς περσιδος καὶ τὴς Μηδίας ῆσαν). Теперь отождествляют то с северо-восточной частью Хузистана (древн. Сузиана), то с большим празом с Кута или Телль-Ибрагим к северо-востоку от Вавилона, в вавилонском Ираке в окрестостях нахр. – Малка (Onomast. 972. Палест. Сборн. вып. 37, с. 326). По-видимому, переселенцы из Куты составляли преобладающее число в массе переселенческой: именем кутим, кутейцы, традиция еврейская назвала самарян, образовавшихся от смешения оставшихся на родине израильтян с ассирийскими колонистами, и это имя сделалось совершенно обычно в раввинской и талмудической письменности (И. Флавий говорит: «по-еврейски называются хуфейцы (кутим), на греческом же языке они называются именем самарян) 14, Авва (может быть, тождеств, с Ивва,4Цар 18.34); LXX: Αίά, Vulg.: Avah, слав.: Aia, отождествляют с рекой Агава или Ауй, 1Езд 8.15, 21, 31; и сближают с теперешним Хито притоком Ефрата, к востоку от Дамаска (Onomast. 39): за положение Аввы – Иввы в Сирии говорит сопоставление с Емафом (ср. 3Цар 8.65;4Цар 14.25); сирийским городом на Ордаге. Равным образом в Сирии же, вероятно, лежал и город Сепарваим (ср. 4Цар 18.34, 19.13; Ис 36.19, 37.13); LXX: Ξετιφαροναιμ, Vulg.: Sepharvaim, слав.: Сепфаруим), завоеванный, может быть, Салмнассаром IV (по вавилонской хронике – Sabarain). О всех этих переселениях в опустошенную страну Израильскую ассирийских колонистов есть пригодные записи в надписях Саргона (Schiader, Keilinschrifе и А. Т. 2 A. s. 276 ff). Переселенные из разных местностей Сирии и Месопотамии новые жители бывшего Израильского царства, говорили, вероятно, на одном и том же арамейском наречии, весьма близком тогда к еврейскому (4Цар 18.26), и потому легко и скоро могли ассимилироваться как между собою, так и с израильтянами. Центром колоний была Самария и вся окрестная область.

Цар.17:25 . И как в начале жительства своего там они не чтили Господа, то Господь посылал на них львов, которые умерщвляли их.

Цар.17:26 . И донесли царю Ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах Самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов, и вот они умерщвляют их, потому что они не знают закона Бога той земли.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 222.