3.3 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Действующим законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов признаются:
· юридические лица;
· физические лица (граждане);
· физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
· физические лица, не подлежащие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие деятельность, направленную на систематическое получение дохода (частные нотариусы, адвокаты, частные охранники и др.)
Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов.
Права и обязанности налогоплательщиков в соответствии со ст. 21 и 23 НК РФ
Права | Обязанности | |
Получать от налоговых органов и от других уполномоченных государственных органов письменные и устные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах | Уплачивать налоги и сборы, установленные действующим законодательством | |
Своевременно встать на учет в налоговом органе | ||
Вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения | ||
Получать в налоговых органах по месту учета информацию о действующих налогах и сборах и иных актах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц | ||
Представлять налоговые декларации, бухгалтерскую и налоговую отчетность | ||
Представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных НК РФ случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов | ||
Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя | ||
Требовать соблюдения налоговой тайны | Выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законным действиям работников налоговых органов | |
Использовать налоговые льготы при наличии оснований | ||
Получать зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов | ||
Сообщать письменно в налоговый орган по месту учета: · об открытии и закрытии банковских счетов в десятидневный срок; · обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в месячный срок); · об обособленных подразделениях организации в течение одного месяца со дня создания; · о прекращении деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации — в течение трех дней со дня принятия решения; · об изменении места нахождения в течение 10 дней; · о смене директора или главного бухгалтера | ||
Использовать различные налоговые льготы при наличии оснований | ||
Требовать предоставления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов | ||
Получать разрешения на изменение срока уплаты налогов при наличии оснований | ||
Присутствовать при выездной налоговой проверке, получать копии акта налоговой проверки, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов | ||
Не выполнять неправомерные требования налоговых органов | ||
Отстаивать свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя | ||
Обеспечивать в течение четырех лет сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, и документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — так же и расходы) и уплаченные (удержанные) налоги | ||
Требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или их должностных лиц. |
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налоговый агент обязан вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, и представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля правильности исчисления, удержания и перечисления налогов.
При невозможности исполнения своих обязанностей налоговый агент должен сообщить в налоговый орган по месту учета в течение 30 дней о невозможности удержать налог.
В качестве примера налогового агента можно привести организацию, выплачивающую доходы своему работнику. Организация обязана рассчитать и удержать из дохода работника налог на доходы физических лиц. Данный налог работодатель обязан перечислить в соответствующий бюджет в сроки, установленные НК РФ.
Налоговый представитель — каждый налогоплательщик имеет право представлять свои интересы в налоговых органах с помощью налогового представителя на основании доверенности. При этом физическое лицо должно заверить данную доверенность нотариально. Для юридического лица достаточно доверенности с печатью организации, оформленной в соответствии с гражданским законодательством РФ. В доверенности должны быть отражены полномочия налогового представителя, к которым могут быть отнесены право получения копий документов (актов, решений, требований) и другие права, возникающие в процессе делопроизводства.
Общие положения о налогообложении юридических лиц. Акцизы. Транспортный налог.
5.1 Транспортный налог
Применение транспортного налога устанавливается главой 28 «Транспортный налог» НК РФ, а введение его в действие осуществляется на территории каждого субъекта в соответствии с законами субъекта РФ.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют ставки налога по транспортному налогу в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с НК РФ.
Объектом налогообложения признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.
Пункт 2 ст. 358 НК РФ устанавливает налоговые льготы: перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения:
· весельные лодки, а также моторные лодки с двигателями мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
· автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
· промысловые морские и речные суда;
· пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
· тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения? минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
· транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
· транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
· самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
· суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
Налоговая база определяется в зависимости от категорий транспортных средств следующим образом:
Категории транспортных средств | Налоговая база |
Транспортные средства, имеющие двигатели | Мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах |
Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя | Паспортная статистическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы |
Водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых определяется валовая вместимость | Валовая вместимость в регистровых тоннах |
Иные водные и воздушные транспортные средства | Единица транспортного средства |
Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодамидля организаций — первый квартал, второй квартал, третий квартал.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды.
Перечень налоговых ставок приведен в ст. 361 НК РФ.
Налоговые ставки, установленные НК РФ, могут быть уменьшены или увеличены законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.
Допускается установление законами субъектов РФ дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Налоговый кодекс РФ предусматривает разные порядки исчисления сумм налога для организаций и физических лиц
Организации | Физические лица |
Исчисление суммы налога и суммы авансового платежа производится самостоятельно. Исчисление сумм авансовых платежей производится по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу | Сумма налога исчисляется налоговым органом. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки |
Уплата организациями авансовых платежей по налогу и налога производится в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Физические лица уплачивают транспортный налог на основании уведомления налогового органа.
Отчетность представляется в налоговые органы только организациями.
Организации, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Форма и порядок заполнения налогового расчета определены приказом Минфина России.
Налоговые декларации по транспортному налогу представляются в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, установленной приказом Минфина России.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 292.