Социологическое исследование сервиса как социального института недостаточно развито. Известны социологические и социально–экономические исследования основных элементов сервиса, а именно понятий услуги и потребительского поведения.
В западной научной мысли первые теоретические концепции услуг формировались в середине ХХ века.
В работах А. Смита, А. Маршалла, Ж.-Б. Сея, К. Маркса[1] представлены теоретические и методологические исследования экономики сферы услуг. Первая классификация услуг была разработана К. Марксом, предложившим два вида услуг: материализованные в товаре и невещественные.
Качественный переход от производства и потребления товаров к оказанию и потреблению услуг был предметом теоретического исследования в работах А. Фишера, Д. Белла, О. Тоффлера[2].
Социологическое развитие концепция А. Фишера получила в теории постиндустриального общества, предложенной Д. Беллом[3], в соответствии с которой общество последовательно проходит три стадии в своем развитии: доиндустриальное – превалирует добывающая отрасль, индустриальное общество – доминирующей характеристикой деловой активности является производство товаров, постиндустриальное общество – производство и потребление услуг превалирует над производством и потреблением товаров.
Отдельное направление исследований в социологии связано с изучением понятия потребления товаров и услуг.
Основоположником социологического подхода к анализу потребления является М. Вебер[4], который рассматривал потребление как экономическое поведение. Основой анализа потребительского поведения в исследованиях М. Вебера являлся рационалистический подход, суть которого заключается в определении оптимального пути достижения цели с помощью доступных средств. Причем М. Вебер полагал, что рационалистический подход позволяет индивидууму проанализировать все существующие возможности, пути и средства достижения цели, выстроить единую логическую систему достижения желаемого и выбрать единственно существующий оптимум.
В. Парето[5] поддерживал рационалистический подход М. Вебера к определению потребления, однако расширил понятие потребления и рассматривал его как совокупность рациональных (логических) и иррациональных (аффективных) действий. Первый тип действий характеризуется объективно прослеживаемой связью между целью и средствами ее достижения. Во втором типе действий такая связь явно не обнаруживается, но мотивация действия может быть объяснена самим субъектом.
Т. Парсонс[6] в соответствии с функциональным подходом к определению потребления, выделил социальную и культурную составляющую в потреблении. В соответствии с подходом Т. Парсонса социальная составляющая потребления состоит в том, что оно позволяет удовлетворять потребности индивида, социальных групп, тем самым восстанавливая равновесие, потеря которого выступает мотивом потребления. Культурная составляющая потребления определяет его нормы и правила, которые являются приемлемыми в конкретном обществе.
Научный анализ потребления как социально-экономического процесса получил свое продолжение в трудах зарубежных и отечественных социологов ХХ века.
В середине ХХ века в США были популярны социологические исследования, основанные на психологическом «мотивационном» подходе, основоположником которого является З. Фрейд.[7] Дальнейшего развития в социологии они не получили, но развиваются в рамках маркетинговых исследований поведения потребителей.
Отдельно следует отметить концепцию «общества потребления»
Ж. Бодрийяра[8], в соответствии с которой потребление понимается как бессознательный акт, при котором в качестве объектов потребления выступают не сущности предметов, а их знаки. В соответствии с этой концепцией потребление выступает не как средство удовлетворения рациональных потребностей, а как средство регулирования социальных отношений. Обладание предметами и потребление определенного вида услуг определяет социальное положение субъекта в общественной иерархии. Ж. Бодрийяр определяет потребление как удовлетворение иллюзорных, социально продиктованных потребностей, но не реальных, осознанных самим индивидуумом.
Для российских исследователей социология потребления – относительно новое направление, возникшее в середине 1990-х гг. в связи с интенсивным развитием сферы потребления товаров и услуг. Специальные исследования в области социологии потребления проводили В.С. Автономов, Ю.Н. Давыдов, В.В. Радаев, Я.М. Рощина, И.В. Алешина, О.Н. Беленов, В.И Ильин, А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова. [9]
Возрастание роли услуг в современном экономическом потреблении исследовали Т.Н. Софина, Т.И. Заславская, А.Г. Новицкий, Р.Ю. Попова. [10]
Потребление как социальное поведение пристально изучается современными российскими и зарубежными социологами Т.И. Заславской, Н.Н. Зарубиной, а также зарубежными учеными Т. Вебленом, Х. Лейбенстайном, К. Поланьи, М. Гранноветтером[11].
Исследование институционального характера сервиса проводил
В.В. Хмелев, определивший в своей работе «Социальный институт сервиса: сущность, проблемы, перспективы»[12] сервис как совокупность человекосберегающих технологий, направленную на повышение качества жизни, а также стабилизирующую социальную обстановку в переходный период развития российского общества.
Объектом исследования является сервис как социальный институт.
Предметом исследования в курсовой работе являются свойства сервиса как социального института, а также его положение и роль в системе существующих социальных институтов.
Цель и задачи исследования
Цель исследования заключается в обосновании институционального характера российского сервиса и проведении исследований, подтверждающих его социальную природу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
провести анализ сервиса с позиций институциональной социологии, выявить явные и латентные социальные функции института сервиса, его отличительные черты и место в структуре существующих социальных институтов, дать определение сервису как социальному институту;
определить стратификационную структуру сервиса;
исследовать особенности формирования института сервиса в России, а также его состояние и основные направления развития в современном российском обществе;
разработать практические рекомендации к системе государственного управления и общественного регулирования сервиса.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс институционализации сервиса в России определяется совокупностью социальных и социально-экономических особенностей российского общества и требует общественных и государственных мер по формированию системы регулирования и регламентации сервиса.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 252.