Т е м а 12. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Понятие, сущность и функции международного права. Субъекты международного права. Источники международного права. Нормативная система международного права, принципы международного права,

реализация норм. Ответственность государств за нарушение норм      

международного права.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятия «международное право».

2. Кто является субъектом международного права?

3. Основные источники международного права.

4. Что понимается под обычаем?

5. Что такое отрасль международного права?

6. Перечислите основные принципы международного права.

7. Каким образом реализуются нормы международного права?

8. Что понимается под международным преступлением?

9. Виды ответственности.

 

Т е м а 13. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – ЯВЛЕНИЕ МИРОВОЙ

КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ

Права человека в системе социально-гуманитарного знания. Права человека – проявление его жизненно важных потребностей и интересов, а также специфических отношений между людьми, человеком, обществом и государством. Приоритетность прав человека. Права человека как всеобщий масштаб и равная мера свободы и ответственности. Взаимосвязь понятия «права человека» и «свобода».

Права человека – феномен мировой культуры. Духовно-нравствен-ная природа прав человека. Международные и национальные причины актуализации вопросов о правах человека в новых исторических условиях. Междисциплинарные связи и философское осмысление природы прав человека. Системный подход в исследовании этого феномена.

 Права человека – фундаментальная основа человеческого существования и сосуществования. Интеграционно-созидательные функции прав человека: мировоззренческая, креативная, аксиологическая, воспитательная, гносеологическая, прогностическая и др.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что является предметом прав человека?

2. Перечислите основные признаки прав человека.

   3. Дайте определение понятия «права человека».

    4. Перечислите основные функции прав человека.

5. Как осуществляется реализация прав человека?

      6. Назовите основные методы изучения прав человека.

Т е м а 14. ФИЛОСОФИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Философия прав человека как составная часть философской антропологии. Право и закон: сущность, взаимосвязь, различия. Неправовой закон – результат несоответствия юридических норм принципам свободы, равенства, справедливости, гуманности.

Права человека – атрибутивное свойство личности и составная часть правовой системы общества. Права человека как общечеловеческая ценность. Всеобщее, особенное и единичное в правах человека. Права человека и права гражданина. Теоретическое и практическое значение различий между ними.

Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства. Взаимосвязь прав человека с правами и интересами общества и государства: приоритеты, единство и противоречия. Право и мораль как социальные регуляторы.

 

Вопросы для самопроверки

 1. Каковы различия между правами человека и правами гражданина? Что между ними общего?

 2. Что понимают под природой человека?

3. Каково значение основных прав и свобод человека?

4. Определите духовно-нравственную сущность прав человека.

5. Что понимается под понятиями «права», «обязанности» и «ответ-ственность» человека?

6. Дайте характеристику «Декларации обязанностей и ответственности человека» 1998 года.

 

Т е м а 15. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ СОВРЕМЕННОЙ

КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

История человека как история борьбы за свободу и человеческое достоинство, против угнетения и дискриминации. Формирование идей и представлений о ценности человеческой личности, ее правах, свобо-

дах и обязанностях перед обществом в странах Древнего Востока и в  

античном мире. Два основных направления: «тоталитаристское», подчиняющее человека обществу и государству (Конфуций, Платон) и «либеральное», вычленяющее человека из тотальности и признающее самоценность личности (софисты, Сократ, стоики). Римское право, его значение для защиты личных прав.

Новое понимание человека в христианстве как богоподобного, уникального творческого существа, обладающего свободой и ответственностью (Фома Аквинский). Распространение либеральных теорий в Новое время (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза и др.). Историческое значение французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.).

Идеи о правах и свободах человека в работах белорусских гуманистов: Ф. Скорины, М. Литвина, С. Будного, С. Полоцкого. 

Развитие идей естественного права и философии права и прав человека в России. Проблема прав человека в современной западной философии.

 

Вопросы для самопроверки

1. Каким образом формировались идеи и представления о ценности человеческой личности в странах Древнего Востока?

2. Раскройте понятие «права человека» в трактовке софистов.

3. Основные идеи Цицерона, Августина, Мартина Лютера.

4. Основные идеи развития права в конце XVI-XVII вв.

5. Что понимается под «естественным законом».

6. Дайте характеристику социально-критических идей французских просветителей.

7. Белорусские мыслители эпохи Возрождения и гуманизма.

8. Дайте характеристику проблемам прав человека в современной философии.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 223.