Организация документооборота
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под документооборотом понимается движение документов на предприятии, в учреждении с момента их получения или создания до завершения исполнения или отправки.

Основными принципами организации документооборота являются следующие:

– прохождение документов должно быть оперативным. Чтобы сократить время их пребывания в сфере делопроизводства, следует различные операции по обработке документов выполнять параллельно (например, копирование и раздача копий документа лицам, в исполнении которого они участвуют одновременно, и т.д.);

– каждое перемещение документа должно быть оправданным, необходимо исключить или ограничить возвратные перемещения документов;

– порядок прохождения и процессы обработки основных видов документов должны быть единообразными.

Иначе говоря, основная задача организации документооборота — прямоточность в движении документов, однократность и единообразие их обработки.

По отношению к аппарату управления различают поток поступающих, отправляемых и внутренних документов (практики называют эти документы соответственно входящими, исходящими и внутренними документами).

Основными характеристиками потоков, которые учитываются при организации документооборота, являются:

– объем потока, который определяется количеством документов, проходящих через канцелярию (секретаря-референта) за год, полугодие или квартал;

– структура потока, определяемая разновидностью документов, авторством и другими классификационными признаками;

– режим потока, который определяется периодичностью движения документов через канцелярию (секретаря-референта).

Понятие документооборота включает в себя составление графика прохождения документов, контроль за правильностью оформления документов и соответствующим отражением операции по счетам бухгалтерского учета.

График документооборота позволяет улучшить контроль со стороны бухгалтерии за всей работой организации, т. е. повышает эффективность всей учетной работы организации. При его составлении учитывают требования, предъявляемые к рациональной организации документооборота: кратчайший путь движения документов, указание конкретных исполнителей, минимальные сроки прохождения по инстанциям. После составления графика каждому лицу, участвующему в документообороте, вручается соответствующая выписка и определяется ответственность за невыполнение требований документооборота.

До сведения лиц, работающих с первичными документами, в официальном порядке доводятся правила их оформления и сроки предоставления данных документов в бухгалтерию. Своим распоряжением по бухгалтерии главный бухгалтер обязывает принимать только документы, оформленные в установленном порядке. Бухгалтер, принявший документы, оформленные с нарушением правил, несет персональную ответственность.

Контролю подлежит также правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета, для чего к каждому первичному учетному документу прилагается перечень бухгалтерских записей с указанием даты и фамилии ответственного бухгалтера. На этом этапе устанавливается контроль за правильностью оформления первичных учетных документов и отражения на их основании хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Организация документооборота имеет большое значение, поскольку усиливает контрольные функции учета, ускоряет сроки составления бухгалтерской отчетности, повышает оперативность бухгалтерского учета.

Формы бухгалтерского учета

Понятие формы бухгалтерского учета.

Журнал-Главная.

Мемориально-ордерная форма.

Журнально-ордерная форма.

Автоматизированная форма.

Простая форма.

Упрощенная форма.

В процессе исторического развития бухгалтерский учет менялся и совершенствовался. В каждой новой общественно-экономической формации возникали новые виды учетных регистров и использовались разные последовательности и способы записей в них. Применение технических средств в тех или иных комбинациях приводило к образованию различных форм бухгалтерского учета, отражавших особенности складывающихся в данных условиях учетных регистров. Следовательно, под формой бухгалтерского учета следует понимать порядок сочетания различных видов учетных регистров, техники обработки учетных данных, последовательности и способов производства учетных записей. Внешний вид регистров и их структура, взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учетов, применяемая техника получения и обработки первичной учетной информации и записи ее в учетные регистры — все эти признаки определяют особенности отдельных форм бухгалтерского учета.

В зависимости от видов учетных регистров различают следующие формы бухгалтерского учета:

1. Журнал-Главная.

2. Мемориально-ордерная форма.

3. Простая форма бухгалтерского учета.

4. Упрощенная форма бухгалтерского учета.

5. Журнально-ордерная форма.

6. Автоматизированная форма.

Журнал-Главная ведется в организациях с небольшим объемом производства, в отдельных учреждениях и в некоторых финансовых органах. Регистры для хронологической и систематической записи по счетам синтетического учета объединяются в одной комбинированной книге Журнал-Главная. В остальном учетный процесс практически не отличается от регистрации, применяемой при мемориально-ордерной форме учета. Операции в книгу записываются с первичных или сводных документов или мемориальных ордеров с приложенными к ним документами. При этом аналитический учет ведется в книгах или на карточках. По аналитическим счетам составляются оборотные ведомости, которые сверяются с данными синтетического учета в книге Журнал-Главная.

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета создавалась путем постепенного внедрения в учет наиболее рациональных технических средств и приемов предыдущих форм. Свое название она получила от мемориального ордера, который составляется на основе сводного документа, объединяющего данные однородных первичных документов, или на основании итоговых показателей накопительной ведомости, в которой эти данные группируются по корреспондирующим счетам. Документы, являющиеся основанием для записи, обязательно прилагаются к ордеру.

• За каждым мемориальным ордером закрепляют постоянный номер, что позволяет составлять на каждую группу однородных операций (кассовым, по расчетным счетам, заработной плате и т.д.) лишь один ордер в месяц. Ордера регистрируются в регистрационном журнале — хронологическом регистре синтетического учета.

Регистрационный журнал предназначен для порядковой нумерации мемориальных ордеров и контроля за их сохранностью вместе с подшитыми к ним документами, а также для последующей проверки полноты охвата хозяйственных операций системным регистром синтетического учета. Эта проверка осуществляется сличением в конце месяца итогов регистрационного журнала (по кредиту) с итогами оборотов по дебету и отдельно — по кредиту всех синтетических счетов, выводимых в оборотной ведомости по синтетическим счетам.

• После регистрации мемориальные ордера используются для записи операций в Главной книге. Главная книга или контрольная ведомость строится с разбивкой каждого счета на колонки, отводимые для записи оборотов по каждому корреспондирующему счету в отдельности (т. е. по шахматному принципу). В ней регистрируются только текущие обороты, сальдо по счетам не выводится.

• Проверка правильности аналитического и синтетического учета осуществляется путем составления оборотной ведомости по счетам аналитического учета и сверки их итогов с соответствующими суммами оборотной ведомости по синтетическим счетам.

Достоинства: метод очень простой, при сверке данных синтетического учета с аналитическим позволяет устранять ошибки, проверять правильность отражения хозяйственных операций. Может применяться во всех сферах народного хозяйства. В настоящее время применяется в бюджетных организациях и на некоторых предприятиях в сочетании с журнально-ордерной формой.

Недостатки:

– многократность записей одной и той же суммы в различных регистрах, что увеличивает объем работ и вероятность ошибок;

– отрыв и отставание аналитического учета от синтетического;

– сложность составления отчетности, так как не все регистры приспособлены к тому, чтобы их можно было сразу перенести в отчетность;

– значительный объем работ приходится на конец отчетного периода;

– трудоемкость в учете;

– неприспособленность к анализу хозяйственно-финансовой деятельности фирмы.

В связи с этим необходимо использовать новые формы бухгалтерского учета, но, несмотря на недостатки, многие предприятия используют мемориально-ордерную форму.

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета получила свое название по основному регистру, используемому при этой форме, — журналу-ордеру.

Журналы-ордера это бухгалтерские регистры, построенные по шахматному принципу, записи в которых ведутся по мере поступления документов, либо как итоги в зависимости от характера и содержания операции. Они служат для отражения кредитовых операций по одному синтетическому счету, являются накопительными ведомостями. В конце месяца в журналах-ордерах выводятся итоги за месяц, которые переносятся в Главную книгу.

Данная форма широко применяется в организациях различных форм собственности. Основой для ее использования является принцип накапливания и группировки данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Хронологическая и систематическая записи хозяйственных операций проводятся одновременно. При этом шахматную ведомость и оборотный баланс не составляют, а составляют сальдовый баланс по итогам Главной книги.

• Применение журналов-ордеров ускоряет составление необходимой отчетности, обеспечивает ежедневный контроль за правильностью учетных записей. По ряду главных счетов можно не вести специального аналитического учета. При этом достигается непосредственная увязка аналитического учета с синтетическим, а также с балансом.

Компьютерный вариант делает бухгалтерский учет более оперативным, достоверным, полным и качественным. Очень важно, что в журнально-ордерной форме детально отражается движение имущества предприятия, а это позволяет провести анализ деятельности предприятия, выявить недостатки и резервы по ее улучшению.

Автоматизированная форма бухгалтерского учета — это сочетание профессиональных качеств и функций пользователя с интеллектуальными возможностями ЭВМ, позволяющее получать необходимую для управления и оперативного контроля информацию в удобной форме в виде машинограмм и видеограмм.

Автоматизация обработки информации с применением новейших технических средств является одним из основных направлений совершенствования бухгалтерского учета. Система автоматизированного учета должна отражать основные процессы, связанные с получением различных сводных показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации. При этом информация идет по единому каналу и используется для оперативного, бухгалтерского и статистического учета.

Простая форма бухгалтерского учета рекомендована Министерством финансов РФ и применяется в организациях малого предпринимательства. При ведении этой формы мемориальные ордера не составляются, а Журнал регистрации операций и Главная книга объединяются в один регистр под названием «Книга учета хозяйственных операций» (ф. № К-1). Хозяйственные операции отражаются в последней в течении месяца, а по окончанию его выявляется финансовый результат. Затем подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов и выводится сальдо по каждому счету на 1-е число следующего месяца.

Наряду с Книгой учета хозяйственных операций ведется ведомость по форме № В-8 для учета расчетов по оплате труда. Дополнительно по общему правилу ведется кассовая книга для записей операций по кассе, которые дублируют запись в Книге учета хозяйственных операций.

Упрощенную форму бухгалтерского учета могут применять малые организации, имеющие на балансе основные средства, осуществляющие производство продукции и работ, большое количество банковских операций. При этом используются регистры:

В-1 — ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений.

В-2 — ведомость учета производственных запасов и товаров, а также налога на добавленную стоимость, уплаченного по ценностям, и т.д.

В-9 — ведомость (шахматная).

Хозяйственные операции отражаются в двух ведомостях: в одной по дебету счета с указанием корреспондирующего счета по кредиту, в другой — по кредиту счета с указанием корреспондирующего счета по дебету. Остатки средств по ведомостям синтетического учета сверяются с данными кассовой книги и ведомостями аналитического учета.

Подведение итогов финансово-хозяйственной деятельности за месяц производится в шахматной ведомости, являющейся основанием для составления бухгалтерского баланса.

Инвентаризация ценностей

Понятие инвентаризации.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 325.